Глава 1. Теоретические и дидактические основы обучения речевому взаимодействию учащихся старшей ступени на уроках иностранного языка 7
1.1. Особенности обучения ИЯ учащихся старшей ступени 7
1.2. Особенности обучения речевому взаимодействию учащихся старшей
ступени на уроках иностранного языка 17
1.3. Приемы и методы обучения речевому взаимодействию на уроках на
старшей ступени обучения 30
Выводы по 1 главе 46
Глава 2. Учебная дискуссия на уроках иностранного языка на старшей
ступени обучения 50
2.1. Особенности организации учебной дискуссии на старшей ступени как
приема обучения речевому взаимодействию на иностранном языке 50
2.2. Анализ УМК Olga Swerlowa «Stichwort Deutsch kompakt» 59
2.3. Разработка цикла дискуссионных занятий на базе УМК «Stichwort
Deutsch kompakt» для старшей ступени обучения 62
Выводы по главе 2 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 116
ПРИЛОЖЕНИЯ 121
Современное обучение иностранному языку направлено на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, объединяющей в себе как языковую, так и социокультурную компетенции. Планируемым результатом при этом становится способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Полноценное развитие навыков общения является необходимой составляющей процесса изучения иностранных языков.
Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить отношение учащихся к уроку иностранного языка может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока, верном выборе методических приемов и методов.
В качестве одного из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы учителя по обучению общению выступает дискуссия, цель которой заключается в развитии умения аргументировать, критического мышления школьников, формирование способности достигать согласия в коллективной и групповой работе при условии разницы взглядов, слушать и слышать других участников дискуссии, находить компромисс. Из этого следует, что учебная дискуссия может быть использована шире на уроках иностранного языка, для формирования навыков речевого взаимодействия, интерактивного аспекта устной речи.
Несмотря на достаточную изученность вопроса возможностей диалогового взаимодействия в обучении, в российской педагогике дискуссия как способ построения образовательного процесса, способ работы учителя разработана пока недостаточно, особенно при обучении ИЯ, что обуславливает актуальность нашего исследования.
Объектом данной работы является процесс обучения речевому взаимодействию старшеклассников на уроках иностранного языка.
Предмет - учебная дискуссия как прием установления речевого взаимодействия на уроках иностранного языка.
Цель - определить теоретические основы и разработать методику проведения учебной дискуссии на иностранном языке как одного из приемов установления речевого взаимодействия старшеклассников на основе УМК Olga Swerlowa «Stichwort Deutsch kompakt».
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Дать методическую характеристику организации учебного процесса на старшей ступени обучения, опираясь на психолого-возрастные особенности старшеклассников;
2. Раскрыть теоретические основы обучения речевому взаимодействию;
3. Определить модель обучения речевому взаимодействию ИЯ на старшей ступени обучения;
4. Рассмотреть классификацию активных методов обучения;
5. Спрогнозировать эффективность рассмотренных методов относительно обучения речевому взаимодействию на старшей степени обучения;
6. Выделить и обосновать эффективность использования дискуссии для обучения речевому взаимодействию на старшей ступени обучения ;
7. Проанализировать используемый на старшей ступени обучения в средней школе УМК на предмет наличия дискуссионных занятий и заданий дискуссионного характера;
8. Разработать цикл дискуссионных занятий на базе анализируемого УМК.
Решение поставленных задач обусловило выбор следующих методов нашего исследования: изучение и анализ специализированной литературы по психологии, педагогике, методике обучения речевому взаимодействию, ее теоретическая и практическая обработка, изучение зарубежного и отечественного педагогического опыта в сфере использования дискуссии как приема обучения ИЯ; изучение программ преподавания ИЯ (Немецкого языка) в школьных учреждениях на старшей ступени обучения, учебных пособий по ИЯ для учащихся 10-11 классов, наблюдение за педагогическим процессом и активное участие в период прохождения производственной практики (октябрь 2016 г.), беседы с преподавателями ИЯ (в частности немецкого языка). Гипотеза исследования: использование учебной дискуссии позволит учителю активизировать речевое взаимодействие на уроках иностранного языка у учащихся старших классов.
Теоретической базой исследования послужили основополагающие труды российских специалистов (А. М. Смолкин, Виноградова О.С. и др.) в том числе в области психологии (Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, и др.) и методики обучения иностранным языкам (Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, и др.), исследования о проблемах активизации процесса современного обучения ИЯ школьную систему российских и зарубежных ученых и педагогов.
Материалом исследования является УМК «Stichwort Deutsch» О. Ю. Зверловой для десятого-одиннадцатого класса по немецкому языку.
Теоретическое значение исследования состоит в собственной переработке теоретического материла, выделении особенностей обучения речевому взаимодействию на старшей ступени обучение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленная разработка уроков может быть использована учителями средних общеобразовательных учреждения для повышения эффективности устноречевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.
Данная дипломная работа состоит из введения, в котором описывается актуальность темы исследования, объект, предмет и цель исследования, задачи и использованные методы; теоретической и практической части, где решаются задачи исследования; заключения, в котором подводятся итоги работы, библиографического списка, включающего в себя 54 источника и приложение, в котором представлено дидактическое сопровождение к разработанным занятиям.
В процессе анализа научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что метод дискуссии, соотносится с основными задачами современного школьного образования, являясь активным методом, отвечающим принципам проблемного обучения. Однако, в рамках традиционного подхода в обучении иностранному языку, дискуссионные занятия представлены недостаточно и должны иметь более широкое применение в учебном процессе, что обусловлено тем, что дискуссия позволяет реализовывать личностный потенциал учащегося в процессе иноязычного речевого взаимодействия, формирует коммуникативную компетенцию при условии личностно-деятельностного подхода, совершенствует иноязычную коммуникативную и межкультурную компетенцию старшеклассников.
Для выполнения цели и задачей исследования мы рассмотрели классификацию методов обучения М. М. Смолкина и остановились на характеристике ряда активных методов, отвечающих принципам проблематизации обучения и апеллирующих к сильным сторонам развития интеллектуальной и психологической сферы старшеклассников, что и сделало их интересными для нашего исследования. Согласно исследованиям методистов, формы организации урока, содержащие в себе прием дискуссии, активизируют учебный процесс и являются эффективным способом обучения иноязычному речевому взаимодействию в старших классах.
При всех положительных характеристиках дискуссии, этот прием используется в учебном процессе весьма ограниченно, что показал нам анализ УМК для 10-11 классов «Stichwort Deutsch kompakt», где было выявлено недостаточное наличие дискуссионных заданий, при том факте, что старший школьный возраст является наиболее подходящим для развития коммуникативных умений, в том числе и умений речевого взаимодействия.
Для решение указанной проблемы мы разработали дискуссионные занятия на базе проанализированного УМК, которые позволят не только создать благоприятные условия для развития умений речевого взаимодействия, но и повысит мотивацию старшеклассников в изучении иностранного языка. Разработки уроков смогут стать дополнительным материалом к указанному УМК или использоваться отдельно, с адаптацией под особенности конкретной учебной группы.
Анализируя результаты исследования, можно сказать, что выдвинутая гипотеза, а именно «использование учебной дискуссии позволит учителю активизировать речевое взаимодействие на уроках иностранного языка у учащихся старших классов», подтверждается изучением литературы по проблеме. Следует отметить, что данная разработка может быть использована в основной школе, а также в других видах учебных заведений, с учетом возрастных особенностей и уровня владения языком.
Надеемся, что материал данного исследования может помочь учителю ИЯ в профессиональной деятельности по обучению иностранному языку учащихся разных классов, разных типов учебных заведений для развития навыков речевого взаимодействия и для формирования всех составляющих иноязычной языковой компетенции.
1. Андреевская-Левенстерн Л.С. Методика преподавания французского языка в средней школе. - М: Просвещение, 1983. - 222 с.
2. Аниськович Н. Р. Особенности использования технологии творческих мастерских и кейс-технологии в целях подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации. - Беларусь: «Замежныя мовы», 2014. - 26 с.
3. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. - М.: Прогресс, 1988. - 128 с.
4. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. - М: Педагогика, 2002. - №2. - 115 с.
5. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - М.: Педагогика, 2001. - №4. - 58 с.
6. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 39 с.
7. Будько А.Ф. Интеракционный аспект речевого общения как объект обучения // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции. 23-25 ноября 1999. - М.: Педагогика, 1999. - С. 8-10.
8. Бухбиндер В. А. и др. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - Киев: Вища школа, 1984. - 200 с.
9. Виноградова О. С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка). Автореф-т на соиск-е уч. степени канд-та педагог. наук. - М., 2003. - 24 с.
10. Вишнякова Л.Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Педагогика, 1987. -108 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.
13. Гамезо М.В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех спец-й педаг. вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
14. Гордиенко Н. П., Кузнецова Е. П. Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 1112-1114.
15. Денисова Л. Г. Место интенсивной методике в системе обучения ИЯ в средней школе // Иностранные языки в школе. - 1995. - №6. -С. 63-65.
16. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: Союз, 2001. - 291 с.
...