Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №98214

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Проблема формирования коммуникативной компетенции в психолого-педагогической
литературе 5
1.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование структурных компонентов
коммуникативной компетенции младших школьников 11
1.3. Педагогические средства формирования коммуникативной компетенции младших
школьников 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 29
2.1. Диагностика сформированности коммуникативной компетенции младших школьников 29
2.2. Методы и приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на
уроках литературного чтения 40
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию коммуникативной
компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения 51
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61


В связи с введением ФГОС второго поколения в школе в «портрете выпускника начальной школы» одной из личностных характеристик учащихся является доброжелательность, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию, то есть должны быть сформированы коммуникативные компетенции.
Практика работы в школе показала, что учащиеся часто не могут чётко выражать свои мысли, их речь недостаточно выразительна, образна. Одни из них боятся вступать в беседу, не могут правильно задать вопрос или аргументированно отстоять свое мнение. Другие - не умеют слушать собеседника.
Причина этого - огромные возможности использования информационно-коммуникационных технологий. Часто обучающиеся много времени проводят в сети Интернет, которая стирает пространственный барьер, но при этом ограничивает реальное общение.
Актуальность активизации деятельности по формированию коммуникативной компетентности учащихся налицо.
Потребность в общении обеспечивает высокую мотивацию и ценностное отношение младших школьников к коммуникативной деятельности.
Именно поэтому в начальной школе должна проводиться работа по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников.
Для этого в процессе обучения должны быть созданы педагогические средства формирования коммуникативной компетенции. Уроки литературного чтения являются наиболее подходящими для этого процесса.
Следовательно, нужно найти такие дидактические методы и средства, чтобы коммуникативная компетенция формировалась у учащихся начальной школы и на уроках, и во внеурочной деятельности.
Формирование коммуникативной компетенции становится потребностью системы начального образования, чтобы получить принципиально новые результаты.
Проблема формирования коммуникативной компетенции младших школьников становится актуальной. Именно поэтому тема нашего исследования: «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения».
Проблема исследования: формирование коммуникативной компетенции младших школьников как результата начального общего образования.
Объект исследования: формирование коммуникативной компетенции младших школьников.
Предмет исследования: дидактические средства формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать дидактические средства формирования коммуникативной компетенции младших школьников и проверить эффективность отобранных методов и приемов формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
Названные выше цель, объект, предмет исследования определили следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования с целью уточнения структуры и содержания понятия коммуникативной компетенции младших школьников как результата начального общего образования.
2. Определить педагогические средства успешного формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
3. Апробировать педагогические средства, направленные на формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Доказать эффективность, отобранных приемов и методов формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
Изучением функций и структуры коммуникативной компетенции занимались такие исследователи, как В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, и др.
Проблема формирования коммуникативной компетенции рассмотрена в работах Н.Д. Арутюновой, В.И. Блинова, Л.А. Введенской. В свою очередь Е.Д. Божович определил пути формирования языковой компетенции. Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова рассматривают особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как метапредметный результат начального образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теории JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна,
A. В.Баранникова, И.А. Зимней, A.B. Хуторского, В.М. Шепеля, B.П.Беспалько, А.М. Пышкало, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Практическая значимость исследования заключается в определении диагностики для выявления уровней коммуникативной компетенции, наиболее эффективных методов и приемов формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения, которые могут быть использованы учителями.
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика с использованием анкетирования, интервьюирование, анализ результатов) методы и методы статистической обработки данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа содержит таблицы, рисунки, диаграммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. А. Сент - Экзюпери писал, что «самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения».
Анализируя литературу, мы увидели множество точек зрения на определение понятия «коммуникативная компетентность», ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными.
Целью современной школы является подготовка человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Каждый обучающийся должен уметь действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
Ярко выраженную коммуникативную направленность имеет современная теория и практика преподавания литературного чтения в начальной школе, способствует всестороннему развитию личности. Уроки литературного чтения формируют коммуникативные навыки у младших школьников.
В процессе опытно-поисковой деятельности мы проанализировали литературу по теме исследования, выяснили что, имеются различия в содержании понятий компетенция и компетентность, но при этом они взаимосвязаны между собой. Можно сделать вывод, что компетентность - это внутреннее психическое образование, характеризующие развитие личности. Следовательно, если личности предоставить возможность проявления компетенций в деятельности, то можно говорить о ее компетентности.
Результаты проведённого нами исследования позволили сделать вывод, что на формирование коммуникативной компетенции младших школьников оказывают влияние ряд факторов:
- учёт психологических особенностей младших школьников; отказ от авторитарного стиля педагогической деятельности;
- дифференцированный подход к формированию коммуникативной компетенции с учётом индивидуальных особенностей младших школьников;
- акцентирование процесса формирования коммуникативной компетенции на позитивном опыте коммуникативной деятельности младших школьников.
Нами были определены педагогические средства успешного формирования коммуникативной компетенции младших школьников. А так же отобраны и апробированы педагогические методы, направленные на формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
В ходе исследования было доказано, что использование разнообразных педагогических методов и приёмов деятельностной технологии и компетентностного подхода является эффективным средством формирования коммуникативных навыков.
Проделанная нами работа включала не только разработку и внедрение эффективных методов и форм развития коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения, но и использование подобранных нами методик мониторинга стартового уровня исследуемой компетенции, а также итогового контроля.
Мы делаем вывод о том, что если учитель будет проводить систематическую работу по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников, применять специальные, эффективные методы и приемы формирования коммуникативной компетенции, основанные на активной коммуникативной деятельности обучающихся, то будет наблюдаться положительная динамика формирования всех компонентов коммуникативной компетенции обучающихся.
Данное исследование не является законченным. В дальнейшем будет проводиться практическая работа по разработке системы мониторинга формирования коммуникативной компетенции младших школьников, мониторинга промежуточных результатов для корректировки процесса формирования коммуникативной компетенции, методических рекомендаций для учителей начальных классов по формированию данного вида компетенции на уроках «Литературного чтения».


1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. // Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР. 1960. С.399-459
2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Бабанский Ю. Е.. - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
3. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 224 с. - (Психология для всех).
4. Баранников А. В. Самообразование и компетентностный подход - качественный ресурс образования: Теория и практика - М.: Московский центр качества образования, 2009. - 496 с., С. 72-73,74
5. Баранников А. В. Содержание общего образования:
компетентностный подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
6. Баранников А.В. Образование нового поколения. - М.: УЦ «Перспектива», 2013. - 223 с.
7. Батаршев JI.B. Психодиагностика способностей к общению. — М.:ВЛАДОС, 1999.—174 с.
8. Батырева С. Г. «Дидактические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников», Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
9. Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с. - (Работаем по новым стандартам).
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989. 192 с.
11. Богданов В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство // Язык, дискурс, личность. — Тверь, 1990. — С.55-64.
12. Божович Е.Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки. Психодидактический аспект. М.: «Канон+» РОООИ «Реабилитация». 2008. 256 с.
13. Болотов В.А., Вальдман И.А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников // Педагогика. № 6. 2012. С. 39-45
14. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Изд-во Владос-пресс. 2007. 159 с.
15. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф.
2003. 48 с.
16. Возрастная психология. Тема 8. Концепция Д. Б. Эльконина. Период детства [Электрон.ресурс] - Режим доступа : http://imp.rudn.ru/psychology/age_psychology
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ