ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 6
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В
МКДОУ ДЕТСКИЙ САД № 40 33
2.2. Анализ состояния здоровья и физического развития дошкольников в
ДОУ 47
Выводы по главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложение 1 68
Приложение 2 70
Приложение 3 79
Приложение 4 81
Приложение 5 89
Приложение 6 97
Сегодня проблема здоровья детей беспокоит всех. Государство рассматривает сохранение и укрепление здоровья детей как необходимое условие для развития физических, интеллектуальных и моральных способностей личности, права каждого человека. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в современных условиях развития России остаётся приоритетной государственной задачей, о чем свидетельствует принятый правительством ряд законов - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2016), «Концепция национальной безопасности РФ до 2020 г».
Однако важность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей становится все более очевидной из-за того, что в последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья дошкольников, поэтому данная проблема чрезвычайно важна и актуальна.
Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст - это время, когда организм ребенка активно развивается, формируются основные черты личности и характер. Поэтому в данном возрасте у ребенка закладывается основа физического и психического здоровья - вырабатываются правильные привычки и представления о здоровом образе жизни.
Любой ребенок успешен в процессе обучения, если он здоров. Но ухудшение экологической ситуации, неправильное питание, уменьшение двигательной активности детей неизменно ведут к нарушению здоровья. Поэтому, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, необходимо уже в условиях дошкольных учреждений формировать здоровьесберегающую среду.
Здоровьесбережение - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Формирование здоровой среды в дошкольных образовательных учреждениях основано на анализе и исследовании информации о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.
Актуальность исследования и проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении».
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается формирование здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Данная тема актуальна, т.к. закладывать основы здорового образа жизни необходимо уже в дошкольном возрасте.
Объект исследования - процесс развития детей в ДОУ.
Предмет исследования - формирование здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель исследования - выявить эффективность влияния здоровьесберегающей среды на снижение уровня заболеваемости, здоровья воспитанников ДОУ.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективная организация формирования здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
а) проанализировать понятие и компоненты здоровьесберегающей среды;
б) изучить методы и направления ее формирования;
в) рассмотреть современное состояние здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.
Теоретическими основами для написания данной работы явились работы Алямовской В.Г., Сердюковской Г.Н., Тарасовой Т.А.
Информационную базу данной работы составили медицинская документация и статистические отчеты МКДОУ детский сад № 40.
Практическая значимость работы - разработка методических рекомендаций для педагогов по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работы - дополнение понятия здоровьесберегающей среды компонентом «Методическое сопровождение реализации компонентов здоровьесберегающей среды».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющие шесть параграфов, выводов, заключения, списка используемой литературы в количестве 55 источников, таблиц и рисунков в количестве 8 штук, 9 приложений.
Во введении обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, определены цель, задачи, объект, предмет исследования, раскрыта его теоретическая и информационная база, сформулирована теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматривается понятие и компоненты здоровьесберегающей среды, методы и направления ее формирования, а также современное состояние здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.
Вторая глава посвящена формированию здоровьесберегающей среды в МКДОУ детский сад № 40, в которой анализируется состояние здоровья и физическое развитие старших дошкольников, представлены основные компоненты формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ, сделаны выводы о результатах формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ.
В заключении формулируются основные выводы и даются рекомендации по формированию здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе рассмотрено формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых современных путей оздоровления детей, потому как в этом возрасте происходит активное развитие организма детей. В МКДОУ № 40 проведена работа по формированию здоровьесберегающей среды, которая включает внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности.
В первой части работы было проанализировано понятие здоровьесберегающей среды. По определению Климовой Т.В. здоровьесберегающая среда - это комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
В этой части рассмотрены основные компоненты здоровьесберегающей среды, нацеленные на создание благоприятных условий пребывания детей в ДОУ. Благоприятный психологический режим, гигиенические условия, полноценное питание, физическое воспитание, рациональный учебно¬воспитательный процесс - эти и другие компоненты здоровьесберегающей среды в комплексе формируют здоровый образ жизни и способствуют сохранению здоровья ребенка на всех этапах его обучения.
Для формирования здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении используется две группы методов. Специфические методы обучают технике выполнения физических упражнений и воспитывают физические качества. К общепедагогическим методам формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ относятся словесный и метод наглядного воздействия.
Основными направлениями формирования здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении являются:
а) совершенствование нормативно-правовых условий организации ДОУ;
б) создание комплекса управленческих условий в ДОУ;
в) развитие материально-технической базы для сохранения здоровья детей.
г) оптимизация двигательной активности дошкольников.
Проведен анализ состояния здоровья и физического развития дошкольников в ДОУ. Определены группы здоровья детей, выявлены заболевания, которым подвержены дошкольники, определены параметры физического развития детей. Среди детей, посещающих ДОУ, преобладают дети с показателями здоровья, относящие их ко второй группе здоровья, и со средним уровнем физического развития. По результатам диспансеризации детей в возрасте 3-7 лет в 2016 г. сделаны заключения о необходимости разработки плана мероприятий по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Был разработан перспективный тематический план по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. В плане совместной оздоровительной деятельности с детьми уделено внимание чтению художественной литературы, дидактическим играм, практическим упражнениям, проведению экспериментов и опытов.
На занятиях воспитатели прививают детям стойкие культурно¬гигиенические навыки, развивают у детей представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и что вредно для организма. Дети получают знания об уходе за своим телом, учатся навыкам оказания элементарной помощи, вырабатывают привычку ежедневных физкультурных упражнений. При формировании представлений о человеке, его организме и здоровом образе жизни используют разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Для оздоровления детей при формировании здоровьесберегающей среды используется закаливание. При проведении закаливающих процедур осуществляется подход к детям с учетом состояния их здоровья.
Результатом формирования здоровьесберегающей среды является позитивная динамика состояния здоровья воспитанников МКДОУ № 40. Полученные итоги подтвердили предполагаемые результаты, у дошкольников произошли позитивные изменения в состоянии здоровья и физическом развитии:
- сократилась длительность заболеваний;
- повысилась посещаемость детей;
-произошли положительные изменения физического развития и физической подготовленности, повышение общей работоспособности, стабилизация психического благополучия;
-снизилось количество часто болеющих детей и эпизодов острой заболеваемости, предотвращение развития хронических процессов;
-уменьшилось количество детей с 3 группой здоровья;
-улучшилось физическое развитие и физическая подготовленность детей, повысилась общая работоспособность, стабилизировалось психическое благополучие;
Также повысился уровень осведомленности педагогов и родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей.
Таким образом, видны большие перспективы деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ. И по полученным результатам с полной уверенностью можно сказать, что здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении сформирована.
Гипотеза исследования подтверждена: эффективная организация формирования здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.
1. Абдуллина Н.В. Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии:сб.ст.по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2013.- с. 43.
2. Айзман Р.И. Здоровье ребенка - эпицентр современного образования / Р.И. Айзман // Валеологические аспекты образования.-Барнаул, 1996.-с. 12.
3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]. - Linka press, 1993. - 87 c.
4. Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья / Ш.А. Амонашвили А.Г.Алексин. - М: Педагогика, 1990. - 288 с.
5. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 144 с.
6. Барабаш В.Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория// Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва-Шадринск, 2007. с.8.
7. Баранов А.А. Окружающая среда и здоровье //Педиатрия.- 1994. -N5.
8. Богина Н.А. Здоровье - прежде всего [Текст]: Дошкольное воспитание №12, 2004. - 76 с.
9. Вайнер Э.Н. Роль здоровьесберегающей среды в работе современного ДОУ // Валеология М.-2010. - №7 -с.43-44.
10. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 160 с.
11. Гиляка Л.В. Проектирование комфортной и гармоничной развивающей среды в ДОУ [Текст] / Л. В. Гиляка - Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2008. - № 2. - с. 112-117
12. Голиков Н. Забота о здоровье детей - задача общая [Текст] / Н. Голиков // Дошкольное воспитание/ - №6, 2005. - с.45 - 49.
13. Доронова Т. Н. и др. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] / Т. Н. Доронова - М.: Линка - Пресс, 2001. - 58 с.
14. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. Москва «Просвещение» 2006. - 144 с.
15. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети России образованы и здоровы: материалы 7 всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009г. - М.:2009. С.233-235.
...