ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО 7
1.1. Познавательная активность: понятие, структура, компоненты 7
1.2. Особенности развития познавательной активности у детей старшего
дошкольного возраста 20
1.3. Психолого-педагогические условия развития познавательной
активности у детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
УСЛОВИЯХ ДОО 40
2.1. Практические аспекты развития познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста 40
2.2. Создание педагогических условий развития познавательной 57
активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по развитию
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в
условиях ДОО 71
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 98
Актуальность исследования. В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В современном дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности.
В научной литературе понятие «познавательная активность» встречается в разных интерпретациях и трактовках. Каждый автор по своему подходит и определению структуры познавательной активности. Но, более свойственно дошкольника определение познавательной активности, определяющего ее, как черту личности, проявляющуюся в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающую стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности [39, с. 14].
Н.Н. Поддъяков, признанный, ведущий специалист в области умственного воспитания дошкольников, справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Современное общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Стремительно меняющаяся жизнь, реформирование системы образование (Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014); приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»), социальный заказ общества, внедрение в практику работы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), заставляет педагогов пересматривать роль и значение современных образовательных средств (методов, приемов, технологий) в практике дошкольного образования.
Выявленные противоречия определили проблему: поиск наиболее эффективных средств развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Выше обозначенная актуальность и проблема определили тему исследования: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Степень разработанности. Проблемой развития познавательной активности у дошкольников в разное время занимались и широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова [6, с. 78].
На формирование у ребенка дошкольного возраста способов познания мира, его преобразования и переживания. Тем самым, обеспечивая сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка по «Концепции содержания непрерывного образования».
Познавательные ценности формируются у ребенка только под воздействием познавательной активности ребенка, которая проявляется в самостоятельном стремлении «открытия» мира путем его исследования, преобразования. Познавательная активность формируется лишь при деятельностном подходе к образованию со стороны педагога, в соответствии с личностно-ориентированными, культурно-ориентированными, деятельностно-ориентированными принципами построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Педагогами и психологами доказано, что для развития познавательной активности необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности.
Объект исследования - познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически выявить, определить и путем опытно¬поисковой работы проверить эффективность педагогических условий развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования.
1. Раскрыть особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть практические аспекты развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, наблюдение, сравнение, беседа.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» общеразвивающего вида с приоритетным социально-личностным развитием воспитанников ГО Богданович Свердловской области в качестве базы для опытно-поисковой деятельности и муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 45 «Карамелька» - в качестве контрольного.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов в практической деятельности педагогов дошкольного образования, демонстрируя возможности использования разнообразных средств развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста (методы, приемы, технологии).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы из 72 источников, приложения.
В настоящее время, несмотря на проводимую в дошкольных образовательных организациях работу по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, уровень ее развития у детей остается недостаточно высоким. Это вызывает необходимость анализа организации процесса управления развитием познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО, выявления причин ее неэффективности, определения направлений методической работы по совершенствованию деятельности педагогов ДОО в данных вопросах.
Важно эффективно и целенаправленно управлять образовательным процессом в ДОО с целью получения качественных положительных результатов развития у дошкольников познавательной активности в динамике.
В теории, в целом, нами рассмотрен вопрос развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО, также само понятие познавательной активности и управление методической работой педагогов по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОО.
В данной выпускной квалификационной работе было проведено исследование педагогических условий развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Рассмотрев понятие «познавательная активность» с разных точек зрения мы остановились на наиболее, на наш взгляд, приемлемом в отношении дошкольников, данном Э.А. Красновским. Он определяет познавательную активность как «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [31].
Выдели компоненты познавательной активности: эмоциональный, интеллектуальный и волевой (Г.И. Щукина). Определили структуру познавательной активности, включающую в себя содержание, критерии, параметры измерения и характеристику проявления по каждому компоненту и ее структурные элементы: интерес, мотив, активная мыслительная деятельность (умственное напряжение), волевые усилия.
Определили показатели познавательной активности, которые необходимо развивать у детей старшего дошкольного возраста: любознательность (положительное отношение ребенка к выполняемой им деятельности), инициативность, самостоятельность и саморегуляция, масштаб результатов (характеристика деятельности), познавательный интерес, воля и целеустремленность (проявление этого качества при выполнении любого рода деятельности - доведение дела до конца), осознанность деятельности, воля (упорство и настойчивость в достижении цели) творчество.
Изучив особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в теоретических источниках, мы пришли к выводу, что она характеризуется оптимальным соотношением между выполняемой ребенком деятельности и степенью освоенности дошкольником способов достижения результата (овладение опытом деятельности), и их практическое применение в повседневной жизни.
Анализ теоретических источников позволил выделить уровни развития познавательной активности: репродуктивно-подражательная активность, поисково-исполнительная, творческая и аргументировать их.
Рассмотрели основные условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Уделили внимание рассмотрению вопроса обеспечения взаимодействия субъектов образовательных отношений, представив модель взаимодействия ребенка и педагога в совместной деятельности. Рассмотрели теоретические основы развития познавательной активности у старших дошкольников при решении проблемных ситуаций, выявили основные инструментальные умения, необходимые для их решения, определили факторы, влияющие на включенность детей в решение проблемных ситуаций. Обозначили, что моделирование ППРС неразрывно связано с, реализуемой в ДОУ моделью образовательного процесса (в соответствии с основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования) и продуманностью технологии использования предметно-развивающей среды в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Помимо того, построение ППРС предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Исходя из всего вышесказанного, ППРС должна быть системой, отвечающей определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям образовательной программы ДОУ, основным принципам организации пространства для детей дошкольного возраста.
Итак, мы определили, что для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста необходимо создание определенных педагогических условий. Для проверки этого предположения была проведена опытно-поисковая работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В ходе констатирующего этапа опытно-поисковой работы была проведена первичная диагностика уровня развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и диагностика актуального уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
По итогам диагностических мероприятий, мы получили следующие результаты: педагоги мало внимания уделяется исследовательской и самостоятельной экспериментальной работе детей, недостаточно внимания уделяют проблеме организации предметно-пространственной развивающей среды групп, применения в образовательном процессе современных образовательных технологий, на низком уровне развития находится стремление к совершенствованию технологий, форм и методов осуществления образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Как в контрольной, так и в экспериментальной группах, у детей, наблюдается примерно одинаковый уровень развития компонентов познавательной активности. Преобладает средний и низкий уровень развития познавательной активности.
Для детей контрольной и экспериментальной групп в ходе выполнения заданий характерно: доминирование познавательного интереса над игровым. Слабо проявляется познавательная потребность. Дети испытывают определенные трудности, работая в малой группе.
Исходя из полученных данных констатирующего этапа исследования, напрашивается вывод, что у большинства детей контрольной и экспериментальной групп зафиксирован низкий и средний уровень развития познавательной активности. Это свидетельствует о необходимости ее развития и как немаловажный фактор, необходима целенаправленная, систематическая, планомерная работа по созданию педагогических условий, способствующих эффективному развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов экспериментального ДОУ в вопросах развития познавательной активности у детей мы провели ряд мероприятий для педагогов. С целью повышения у детей уровня развития познавательной активности, мы создали в экспериментальном ДОУ специальные педагогические условия, стимулирующие познавательный интерес у дошкольников. В контрольном ДОУ подобные мероприятии не проводились ни с детьми, ни с педагогами.
В ходе контрольного этапа опытно-поисковой работы нами была проведена повторная диагностика, как с педагогами, так и с детьми контрольного и экспериментального учреждений. Сравнительные результаты позволяют нам сделать вывод, в контрольном учреждении показатели практически не изменились по всем критериям и у педагогов и у детей. В экспериментальном ДОУ можно говорить об эффективности выбранных и созданных нами педагогических условий. Отмечается положительная динамика по всем показателям: средний показатель эффективности работы педагогов в МАДОУ № 45 «Карамелька» вырос на 4,7% (65,6% на констатирующем этапе исследования и 70,2% на обобщающем), в то время как в МАДОУ «Детский сад № 11» повышение показателя прослеживается на 19,5% (63,7% на констатирующем этапе исследования (что на 1,9% хуже показателей контрольной ОО) и 70,2% на обобщающем).
Наиболее высокий рост результатов проявления познавательной активности демонстрируют дети экспериментальной ДОО по показателям: «готовность применения полученных знаний для жизнедеятельности (скорость и качество выполнения задания) на динамическом уровне» и «высокий уровень проявления волевых усилий на достижение цели, которые выражены в настойчивости при выполнении познавательной деятельности, высокой мобилизации сил и концентрации внимания при полной самостоятельности». Количественный результат показателей вырос на 15%, что свидетельствует о том, что у детей формируется навык познавательной деятельности на ценностной уровне (это нужно мне).
У детей группы контрольного ДОО, тоже отмечается незначительный рост динамики результатов, но в более слабом количественном отношений. Самый высокий рост в % составил положительную динамику в среднем 8%. В среднем показатели развития компонентов познавательной активности по высокому уровню повысились на 15,5 % (в контрольной группе на 5%).
Результаты развития уровня интенсивности познавательной потребности свидетельствуют о качественной динамике у детей в целом на 25%. Дети чаще стали использовать разнообразные источники информации для удовлетворения познавательного интереса; задавать вопросы, вступая в диалоговое общение; выполнять задания повышенного уровня сложности. У детей контрольной группы в ходе выполнения заданий характерно доминирование познавательного интереса над игровым, в то время как у детей контрольной группы доминирует игровой интерес над познавательным.
Дети экспериментальной группы показывают более высокие результаты деятельности в малых группах. У детей контрольной группы изменения незначительны.
Дети экспериментальной группы способны самостоятельно добывать необходимую информацию из доступных источников, обращаться за помощью взрослых если этой информации недостаточно для решения проблемы и требуется профессиональный взгляд на ее решение (обращение к специалистам посредством видеоконференций, скайпа, виртуальных экскурсий и т.п.).
Полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты позволяют нам сделать следующие выводы: у педагогов повысилось стремление создавать педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, что значительно отличает их от педагогов контрольного ДОУ. У детей экспериментальной группы качественно вырос уровень развития познавательной активности по всем компонентам и показателям и существенно отличается от результатов детей контрольного ДОУ, у которых в динамике произошли очень незначительные изменения.
Таким образом, на наш взгляд, задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, решены, цель исследования достигнута.
1. Айрапетов В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дисс. канд пед. наук. СПб, 2005.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников - СПб.: Речь, 2005
3. Бардина Р.И., Булычева А.П., Дьяченко О.М. и др. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М., 1996.
4. Белкин Е.Л. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения [Текст] / Е.Л. Белкин, А.М. Иванов. - М: Просвещение, 2003. - 128 с.
5. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради - «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под ред. М.Р. Битяновой. - 3-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. - 64 с.
6. Битянова М.Р., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. // Школьный психолог. - 2000. - № 30. - с. 17.
7. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] - М: Просвещение, 2007. - 125 с.
8. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Васильева. Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с.
9. Венгер Л. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей [Текст] / Л. Венгер, О. Дьяченко, Тарасова К. // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С.9-14
10. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. - 2000. - №1. - С. 21-39.
11. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст) / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
12. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232с.
13. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для В771 студ. высш. учеб. заведений / [И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова] ; под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. — 3- изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.
14. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.: СПб, 1997. - 224 с.
15. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 384 с.
...