Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

Работа №98203

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ КАК ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления . 6
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной
образовательной организации 12
1.3 Создание условий в группе детского сада для успешной адаптации детей18
2. ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 28
2.1 Результаты исследования адаптации детей к детскому саду на начальном
этапе исследования 28
2.2 Проект деятельности педагога по организации адаптационного периода
детей к дошкольному образовательному учреждению 40
2.3 Анализ результатов исследования адаптации детей к дошкольному
образовательному учреждению 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72


Актуальность исследования. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. Особенно с этим сталкиваются дети младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно. Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Приход ребенка в детский сад, незнакомые дети, взрослые, вся обстановка вокруг вызывает у ребенка сильнейший стресс.
Чтобы на первоначальном этапе избежать осложнений в начале процесса адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, взрослому необходимо помочь ребенку постепенно привыкнуть к условиям детского сада. Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада. Наиболее эффективному процессу адаптации может помочь правильно организованная деятельность воспитателя с ребенком. Возникает некое сотрудничество, которое может помочь ребенку легче перенести разлуку с привычным окружением, снизить тревожность, повысить эмоциональное состояние.
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблематики процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста, к условиям детского сада, социальным запросом эффективных педагогических методов, обуславливающих оптимизацию условий процесса адаптации.
Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы физиологического характера (А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский, Л.Г Дикая, И.Г. Кумарина С.А. Шапкин) и индивидуально-психологические особенности личности ребенка (Л.Г. Дикая, В.И. Ильичева, Е.Р. Калитиевская, С.А. Шапкин, Е. Шмид-Кольмер). Социально-психологические факторы анализируются только с позиции своеобразия новой, социальной среды, в которую вступают дети (М.М. Безруких, Е.Ю. Беликова, Н.В. Дубровинская, А.И. Захаров, Е.В. Сазонова, Д.А. Фарбер, Н.В. Чахмахчева). Вместе с тем, прямое влияние взрослого на качественные характеристики адаптации детей к детскому саду остается до конца не исследованным.
Цель исследования - разработать и внедрить в педагогический процесс проект деятельности педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Предмет исследования - деятельность педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Задачи исследования:
- сформулировать и обосновать условия успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению, а так же разработать проект деятельности педагога по их реализации.
- провести анализ психолого-педагогических исследований по теме
выпускной квалификационной работы.
- определить показатели адаптации ребенка к условиям детского сада, подобрать диагностические методики и провести диагностику.
- реализовать проект организации адаптационного периода детей к детского сада и снова провести диагностику адаптации детей.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования в области адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Л.В. Белкина, Н.В. Соколовская, Р. Айсина, В. Дедкова, А. С. Русаков и другие).
- исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ (Е.Е Алексеева, Г.А. Балл, А.Н. Леонтьева А.С. Галанов и другие);
- методические разработки по организации адаптационного периода (Л.А. Баландина, Л.В. Макшанцева, О.И. Давыдова и другие).
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
База исследования. Исследование было организовано на базе второй младшей группы МКДОУ ГО Заречный « Детский сад комбинированного вида «Детство» СП Теремок. В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) из них 12 девочек и 8 мальчиков. Все дети посещают ДОУ с начала учебного года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование проведено с целью проектирования деятельности педагога по организации условий для адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении.
При теоретическом анализе научной литературы было подчеркнуто, что адаптация - это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, вызывает стресс. Социально - психологическая адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды и является одним из основных социально - психологических механизмов социализации личности. У детей устойчивость к стрессу еще не выработана и ответом на эмоциональный стресс часто являются психосоматические нарушения.
Для детей дошкольного возраста характерны генерализованные, то есть общие адаптационные реакции всех систем организма на внешние стимулы. Педагогу необходимо проводить постоянную диагностику процесса адаптации детей. Для диагностики процесса адаптации используется в основном наблюдение за поведением, общением, эмоциональными проявлениями детей. Удобным вариантом диагностики также является рисование на заданную тему.
В младшем дошкольном возрасте совместная деятельность с педагогов оказывает значительное влияние на социализацию и адаптацию ребенка. Воспитатель играет большую роль в процессе адаптации ребенка к условиям детского сада, смягчая протекание адаптационного периода у детей. Эффективным для организации адаптации детей младшего дошкольного возраста является такое взаимодействие, которое помогло бы детям принимать безболезненно окружение (незнакомых детей и взрослых). Ребенок должен научиться применять свои адаптационные возможности, для чего ему необходимы формы организации разнообразных видов деятельности, соответствующие его возрастным особенностям, помогут ему в этом. В работе с детьми используют такие приемы, как демонстрация собственного позитивного действия, замена, переключение внимания, введение правил, игровые приемы, музыку, шутки и т.д.
Эмпирическое исследование уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста показало, что в основном дети плохо адаптированы в детском саду. Они часто не умеют взаимодействовать со сверстником, боятся воспитателей, им трудно обратиться к воспитателю, они тяжело переживают разлуку с матерью и часто не привыкли к режиму в группе. У многих детей плохое самочувствие, они часто плачут, имеют проблемы с приемом пищи и сном. У большинства детей высокая тревожность, которая выражается в плаксивости, обидчивости, напряженности, трудностях включения в деятельность.
Результаты диагностики показали необходимость организации воспитательной деятельности с целью успешной адаптации детей к условиям детского сада. Проект деятельности педагога по организации условий адаптации детей в детском саду имеет целью создание условий для безболезненного перехода ребенка из семьи в детский сад. Основная роль в реализации воспитательной деятельности принадлежит педагогам и родителями. При работе с детьми необходимо: создать эмоционально благоприятную атмосферу, сформировать у детей положительную установку на детский сад, чувство уверенности в окружающем, познакомить детей с взрослыми и друг с другом и помочь им сблизиться.
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит в 4 этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их. На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям. Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Совместная
деятельность педагога и детей является эффективным условием успешной
адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.



1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] : практ. пособие / авт.- сост. Л. В. Белкина. - Воронеж : Учитель, 2004. - 236 с.
2. Адаптация ребенка к детскому саду [Текст] : советы педагогам и родителям : сборник / сост. А. С. Русаков. - СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2011. - 128 с.
3. Адаптация ребенка к условиям детского сада [Текст] : упр. процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н. В. Соколовская. - Волгоград : Учитель,
2010. - 188 с.
4. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 6. - С. 46-51.
5. Аксарина, М. Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебник / Н. М. Аксарина. - М. : Медицина, 2000. - 303 с.
6. Алексеева, Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду [Текст] / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 58-60.
7. Арнаутова, Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей [Текст] / Е. П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учрежде¬нием. - 2002. - № 3. - С. 31-35.
8. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду [Текст] / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 100-102.
9. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности
[Текст] / Г. А. Балл // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. -
С. 92-100.
10. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или Как
научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок какой он есть [Текст] /
А. И. Баркан. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001. - 432 с.
11. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет сада / З. М. Богуслав-ская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
12. Божович, Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. Н. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 414 с.
13. Варпаховская, О. Зеленая дверца: первые шаги в общество [Текст] / О. Варпаховская // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1. - С. 30-35.
14. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2006.
- № 10. - С. 45-46.
15. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] : пособие для воспитателей дет сада / Н. Д. Ватутина. - М. : Просвещение, 1993. - 80 с.
16. Вахнина, Н. Первый день в детском саду [Текст] / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 13-18.
17. Волошина, Л. Д. Современная воспитательная система детского сада [Текст] / Л. Д. Волошина, Л. И. Кокунько // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3.
- С. 12-17.
18. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева [и др.]. - М. : Междунар. Образоват. и Психол. Колледж, 1995. - 144 с.
19. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет [Текст] : пособие для работников дошкол. образоват. учреждений и родителей / А. С. Галанов. - М. : АРКТИ, 2006. - 64 с.
20. Галанов, А. С. Я иду в детский сад [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / А. С. Галанов. - М. : Школ. Пресса, 2002. - 80 с.
21. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до шести лет
[Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Интор, 2006. - 160 с.
22. Галигузова, Л. Н. Формирование потребности в общении со
сверстниками в раннем возрасте [Текст] / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 46-53.
23. Григорьева, А. Игра как способ адаптации детей дошкольного возраста
[Текст] / А. Григорьева // Воспитание дошкольников. - 2010. -
№ 3. - С. 51-52.
24. Гризик, Т. Участники адаптационного периода [Текст] : ребенок - родители - педагоги / Т. Гризик, В. Баева // Дошкол. воспитание. - 2010. - № 9. - С. 46-56.
25. Группа «Адаптация» - пространство счастливого детства
[Текст] : опыт орг. взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей ран. возраста к дошкол. учреждению / Г. Кузнецова [и др.] // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 46-56.
26. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ [Текст] : метод. пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. - М. : Сфера, 2006. - 128 с.
27. Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей
[Текст] : пособие для практ. работников ДОУ / Т. А. Данилина,
Н. М. Степина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 112 с.
28. Диагностика в детском саду [Текст] : содерж. и орг. диагност. работы в ДОУ : метод. пособие / Л. А. Баландина [и др.] ; под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 288 с.
29. Доронова, Т. А. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы [Текст] / Т.
A. Доронова // Обруч. - 2006. - № 5. - С. 32-34.
30. Доронова, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями
[Текст] / Т. А. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. -
№ 1. - С. 60-69.
31. Дорохина, Н. В детский сад идти пора [Текст] / Н. Дорохина // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 108-115.
32. Дошкольник: обучение и развитие [Текст] : воспитателям и родителям /
B. Н. Белкина [и др.]. - Ярославль : Акад. развития, 2001. - 256 с.
33. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] : метод. рук. для работников дошкол. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова [и др.]. - М. : Линка-Пресс, 2001. - 224 с.
34. Евстратова, Е. А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи [Текст] / Е. А. Евстратова //
Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада : сб. ст. и док.- СПб., 2003. - С. 58-65.
35. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду [Текст] : (возраст. особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.
- 192 с.
36. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие
дошкольного образовательного учреждения и семьи [Текст] : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М. : Просвещение, 2007. - 79 с.
37. Зубова, Г. Семейное воспитание детей раннего возраста [Текст] / Г. Зубова, Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 66-76.
38. Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду: общение, речь, эмоциональное развитие [Текст] : метод. пособие / И. С. Ильина. - Ярославль : Акад. развития, 2008. - 143 с..
39. Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации [Текст] : монография / В. П. Казначеев. - Новосибирск : Наука, 1980. - 191 с.
40. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ [Текст] : практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М. : Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
41. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2005. - 416 с.
42. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста [Текст] / В. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 34-36.
43. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. В. Костяк. - М. : Академия, 2008. - 176 с.
44. Кроха [Текст] : пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева [и др.[. - М. : Просвещение, 2001. - 253 с.
45. Лукина, Т. А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей [Текст] / Т. А. Лукина // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 46-49.
46. Лямина, Г. М. В группу поступил новый ребенок [Текст] / Г. М. Лямина // Воспитание детей раннего возраста : пособие для работников ясли - сада / под ред. Г. М. Ляминой. -.М., 1974. - С. 11-18.
47. Макшанцева, Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к ДОУ [Текст] / Л. В. Макшанцева // Психолог в детском саду. - 2004. - № 1. - С. 24-48.
48. Мельникова, Н. Адаптация малышей к детскому саду [Электронный
ресурс] / Н. Мельникова // Дошкольное образование. - 2002. -
№ 5 (77). - URL : http://dob.1september.ru/article.php?ID=200200503(дата обращения: 11.02.2017).
49. Монина, Г. Б. Проблемы маленького ребенка [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. - СПб. : Речь, 2002. - 238 с.
50. Морозова, Е. И. Группа кратковременного пребывания [Текст] : мой первый опыт сотрудничества с родителями / Е. И. Морозова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. - С. 10-12.
51. Морозова, Е. И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста [Электронный ресурс] / Е. И. Морозова // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - 2001. - № 4. - С. 8. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=21453717(дата обращения: 11.02.2017).
52. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности [Текст] : (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. - Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1988. - 269 с.
53. Николаева, Е. И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада [Текст] / Е. И. Николаева // Дошкольная педагогика. -
2011. - № 9. - С. 67-69.
54. Обухова, Л. Ф. Детская психология [Текст] : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - М. : Тривола, 1995. - 357 с.
55. Остроухова, А. Успешная адаптация. Как ее «измерить»?
[Текст] / А. Остроухова // Обруч. - 2008. - № 3. - С. 16-17.
56. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений [Текст] : в 5 т. / И. П. Павлов. - М. : Изд-во АН СССР, 1951. - Т. З, кн. 2. - 435 с.
57. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] : пособие для воспитателей дошкол. учреждений / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 172 с.
58. Потапова, Е. «Завтра приду опять!» [Текст] : адаптация детей в условиях дет. сада компенсирующего вида / Е. Потапова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10. - С. 63-67.
59. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации [Текст] / Л. Пыжьянова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 14-16.
60. Развивающие игры с малышами до трех лет [Текст] : популяр. пособие для родителей и педагогов / сост. Т. В. Галанова. - Ярославль : Акад. развития, 2008. - 240 с.
61. Ребенок третьего года жизни [Текст] : пособие для родителей и
педагогов / авт.-сост. Н. Н. Авдеева [и др.] ; под ред. С. Н. Теплюк. - М. :
Мозаика-Синтез, 2016. - 251с.
62. Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / А. С. Роньжина. - М. : Книголюб, 2009. - 79 с.
63. Самарина, Л. В. Открой новый мир [Текст] : программа адаптации детей ран. возраста к дет. саду / Л. В. Самарина, В. А. Холопова. - СПб. : Речь, 2003. - 221 с.
64. Севостьянова, Е. О. Дружная семейка [Текст] : программа
адаптации детей к ДОУ / Е. О. Севостьянова. - М. : Сфера, 2005. - 123 с.
65. Смирнова, Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет [Текст] : учеб. для пед. вузов и училищ / Е. О. Смирнова. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
66. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях
[Текст] / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской [и др.]. - М. : Медицина, 1980. - 231 с.
67. Чухонцева, Л. В. В первый раз в детский сад [Текст] /
Л. В. Чухонцева // Игра и дети. - 2007. - № 5. - С. 10-11.
68. Шайхутдинова, Н. «В детский сад - без слез!» [Текст] : работа
адаптацион. группы / Н. Шайхутдинова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. -
С. 109-110.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ