Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ КАК ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления . 6
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной
образовательной организации 12
1.3 Создание условий в группе детского сада для успешной адаптации детей18
2. ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 28
2.1 Результаты исследования адаптации детей к детскому саду на начальном
этапе исследования 28
2.2 Проект деятельности педагога по организации адаптационного периода
детей к дошкольному образовательному учреждению 40
2.3 Анализ результатов исследования адаптации детей к дошкольному
образовательному учреждению 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
1. ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ КАК ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления . 6
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной
образовательной организации 12
1.3 Создание условий в группе детского сада для успешной адаптации детей18
2. ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 28
2.1 Результаты исследования адаптации детей к детскому саду на начальном
этапе исследования 28
2.2 Проект деятельности педагога по организации адаптационного периода
детей к дошкольному образовательному учреждению 40
2.3 Анализ результатов исследования адаптации детей к дошкольному
образовательному учреждению 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
Актуальность исследования. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. Особенно с этим сталкиваются дети младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно. Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Приход ребенка в детский сад, незнакомые дети, взрослые, вся обстановка вокруг вызывает у ребенка сильнейший стресс.
Чтобы на первоначальном этапе избежать осложнений в начале процесса адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, взрослому необходимо помочь ребенку постепенно привыкнуть к условиям детского сада. Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада. Наиболее эффективному процессу адаптации может помочь правильно организованная деятельность воспитателя с ребенком. Возникает некое сотрудничество, которое может помочь ребенку легче перенести разлуку с привычным окружением, снизить тревожность, повысить эмоциональное состояние.
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблематики процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста, к условиям детского сада, социальным запросом эффективных педагогических методов, обуславливающих оптимизацию условий процесса адаптации.
Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы физиологического характера (А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский, Л.Г Дикая, И.Г. Кумарина С.А. Шапкин) и индивидуально-психологические особенности личности ребенка (Л.Г. Дикая, В.И. Ильичева, Е.Р. Калитиевская, С.А. Шапкин, Е. Шмид-Кольмер). Социально-психологические факторы анализируются только с позиции своеобразия новой, социальной среды, в которую вступают дети (М.М. Безруких, Е.Ю. Беликова, Н.В. Дубровинская, А.И. Захаров, Е.В. Сазонова, Д.А. Фарбер, Н.В. Чахмахчева). Вместе с тем, прямое влияние взрослого на качественные характеристики адаптации детей к детскому саду остается до конца не исследованным.
Цель исследования - разработать и внедрить в педагогический процесс проект деятельности педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Предмет исследования - деятельность педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Задачи исследования:
- сформулировать и обосновать условия успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению, а так же разработать проект деятельности педагога по их реализации.
- провести анализ психолого-педагогических исследований по теме
выпускной квалификационной работы.
- определить показатели адаптации ребенка к условиям детского сада, подобрать диагностические методики и провести диагностику.
- реализовать проект организации адаптационного периода детей к детского сада и снова провести диагностику адаптации детей.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования в области адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Л.В. Белкина, Н.В. Соколовская, Р. Айсина, В. Дедкова, А. С. Русаков и другие).
- исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ (Е.Е Алексеева, Г.А. Балл, А.Н. Леонтьева А.С. Галанов и другие);
- методические разработки по организации адаптационного периода (Л.А. Баландина, Л.В. Макшанцева, О.И. Давыдова и другие).
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
База исследования. Исследование было организовано на базе второй младшей группы МКДОУ ГО Заречный « Детский сад комбинированного вида «Детство» СП Теремок. В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) из них 12 девочек и 8 мальчиков. Все дети посещают ДОУ с начала учебного года.
Чтобы на первоначальном этапе избежать осложнений в начале процесса адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, взрослому необходимо помочь ребенку постепенно привыкнуть к условиям детского сада. Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада. Наиболее эффективному процессу адаптации может помочь правильно организованная деятельность воспитателя с ребенком. Возникает некое сотрудничество, которое может помочь ребенку легче перенести разлуку с привычным окружением, снизить тревожность, повысить эмоциональное состояние.
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблематики процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста, к условиям детского сада, социальным запросом эффективных педагогических методов, обуславливающих оптимизацию условий процесса адаптации.
Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы физиологического характера (А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский, Л.Г Дикая, И.Г. Кумарина С.А. Шапкин) и индивидуально-психологические особенности личности ребенка (Л.Г. Дикая, В.И. Ильичева, Е.Р. Калитиевская, С.А. Шапкин, Е. Шмид-Кольмер). Социально-психологические факторы анализируются только с позиции своеобразия новой, социальной среды, в которую вступают дети (М.М. Безруких, Е.Ю. Беликова, Н.В. Дубровинская, А.И. Захаров, Е.В. Сазонова, Д.А. Фарбер, Н.В. Чахмахчева). Вместе с тем, прямое влияние взрослого на качественные характеристики адаптации детей к детскому саду остается до конца не исследованным.
Цель исследования - разработать и внедрить в педагогический процесс проект деятельности педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Предмет исследования - деятельность педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Задачи исследования:
- сформулировать и обосновать условия успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению, а так же разработать проект деятельности педагога по их реализации.
- провести анализ психолого-педагогических исследований по теме
выпускной квалификационной работы.
- определить показатели адаптации ребенка к условиям детского сада, подобрать диагностические методики и провести диагностику.
- реализовать проект организации адаптационного периода детей к детского сада и снова провести диагностику адаптации детей.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования в области адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Л.В. Белкина, Н.В. Соколовская, Р. Айсина, В. Дедкова, А. С. Русаков и другие).
- исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ (Е.Е Алексеева, Г.А. Балл, А.Н. Леонтьева А.С. Галанов и другие);
- методические разработки по организации адаптационного периода (Л.А. Баландина, Л.В. Макшанцева, О.И. Давыдова и другие).
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
База исследования. Исследование было организовано на базе второй младшей группы МКДОУ ГО Заречный « Детский сад комбинированного вида «Детство» СП Теремок. В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) из них 12 девочек и 8 мальчиков. Все дети посещают ДОУ с начала учебного года.
Данное исследование проведено с целью проектирования деятельности педагога по организации условий для адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении.
При теоретическом анализе научной литературы было подчеркнуто, что адаптация - это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, вызывает стресс. Социально - психологическая адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды и является одним из основных социально - психологических механизмов социализации личности. У детей устойчивость к стрессу еще не выработана и ответом на эмоциональный стресс часто являются психосоматические нарушения.
Для детей дошкольного возраста характерны генерализованные, то есть общие адаптационные реакции всех систем организма на внешние стимулы. Педагогу необходимо проводить постоянную диагностику процесса адаптации детей. Для диагностики процесса адаптации используется в основном наблюдение за поведением, общением, эмоциональными проявлениями детей. Удобным вариантом диагностики также является рисование на заданную тему.
В младшем дошкольном возрасте совместная деятельность с педагогов оказывает значительное влияние на социализацию и адаптацию ребенка. Воспитатель играет большую роль в процессе адаптации ребенка к условиям детского сада, смягчая протекание адаптационного периода у детей. Эффективным для организации адаптации детей младшего дошкольного возраста является такое взаимодействие, которое помогло бы детям принимать безболезненно окружение (незнакомых детей и взрослых). Ребенок должен научиться применять свои адаптационные возможности, для чего ему необходимы формы организации разнообразных видов деятельности, соответствующие его возрастным особенностям, помогут ему в этом. В работе с детьми используют такие приемы, как демонстрация собственного позитивного действия, замена, переключение внимания, введение правил, игровые приемы, музыку, шутки и т.д.
Эмпирическое исследование уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста показало, что в основном дети плохо адаптированы в детском саду. Они часто не умеют взаимодействовать со сверстником, боятся воспитателей, им трудно обратиться к воспитателю, они тяжело переживают разлуку с матерью и часто не привыкли к режиму в группе. У многих детей плохое самочувствие, они часто плачут, имеют проблемы с приемом пищи и сном. У большинства детей высокая тревожность, которая выражается в плаксивости, обидчивости, напряженности, трудностях включения в деятельность.
Результаты диагностики показали необходимость организации воспитательной деятельности с целью успешной адаптации детей к условиям детского сада. Проект деятельности педагога по организации условий адаптации детей в детском саду имеет целью создание условий для безболезненного перехода ребенка из семьи в детский сад. Основная роль в реализации воспитательной деятельности принадлежит педагогам и родителями. При работе с детьми необходимо: создать эмоционально благоприятную атмосферу, сформировать у детей положительную установку на детский сад, чувство уверенности в окружающем, познакомить детей с взрослыми и друг с другом и помочь им сблизиться.
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит в 4 этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их. На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям. Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Совместная
деятельность педагога и детей является эффективным условием успешной
адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
При теоретическом анализе научной литературы было подчеркнуто, что адаптация - это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, вызывает стресс. Социально - психологическая адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды и является одним из основных социально - психологических механизмов социализации личности. У детей устойчивость к стрессу еще не выработана и ответом на эмоциональный стресс часто являются психосоматические нарушения.
Для детей дошкольного возраста характерны генерализованные, то есть общие адаптационные реакции всех систем организма на внешние стимулы. Педагогу необходимо проводить постоянную диагностику процесса адаптации детей. Для диагностики процесса адаптации используется в основном наблюдение за поведением, общением, эмоциональными проявлениями детей. Удобным вариантом диагностики также является рисование на заданную тему.
В младшем дошкольном возрасте совместная деятельность с педагогов оказывает значительное влияние на социализацию и адаптацию ребенка. Воспитатель играет большую роль в процессе адаптации ребенка к условиям детского сада, смягчая протекание адаптационного периода у детей. Эффективным для организации адаптации детей младшего дошкольного возраста является такое взаимодействие, которое помогло бы детям принимать безболезненно окружение (незнакомых детей и взрослых). Ребенок должен научиться применять свои адаптационные возможности, для чего ему необходимы формы организации разнообразных видов деятельности, соответствующие его возрастным особенностям, помогут ему в этом. В работе с детьми используют такие приемы, как демонстрация собственного позитивного действия, замена, переключение внимания, введение правил, игровые приемы, музыку, шутки и т.д.
Эмпирическое исследование уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста показало, что в основном дети плохо адаптированы в детском саду. Они часто не умеют взаимодействовать со сверстником, боятся воспитателей, им трудно обратиться к воспитателю, они тяжело переживают разлуку с матерью и часто не привыкли к режиму в группе. У многих детей плохое самочувствие, они часто плачут, имеют проблемы с приемом пищи и сном. У большинства детей высокая тревожность, которая выражается в плаксивости, обидчивости, напряженности, трудностях включения в деятельность.
Результаты диагностики показали необходимость организации воспитательной деятельности с целью успешной адаптации детей к условиям детского сада. Проект деятельности педагога по организации условий адаптации детей в детском саду имеет целью создание условий для безболезненного перехода ребенка из семьи в детский сад. Основная роль в реализации воспитательной деятельности принадлежит педагогам и родителями. При работе с детьми необходимо: создать эмоционально благоприятную атмосферу, сформировать у детей положительную установку на детский сад, чувство уверенности в окружающем, познакомить детей с взрослыми и друг с другом и помочь им сблизиться.
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит в 4 этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их. На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям. Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Совместная
деятельность педагога и детей является эффективным условием успешной
адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ
КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ, С УЧЕТОМ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Организация взаимодействия педагогов с родителями
в период адаптации детей раннего возраста
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к
дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022



