ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психолого-педагогические подходы к определению
понятия «адаптация человека» 7
1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольной образовательной организации 11
1.3. Анализ образовательных программ для детей раннего
возраста 17
1.4. Анализ образовательных программ для детей раннего возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1. Исследование особенностей адаптации детей раннего
возраста к условиям дошкольной образовательной организации .. 31
2.2. Создание психолого-педагогических условий адаптации
детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 37
2.3. Результаты мониторинга адаптации детей раннего
возраста к дошкольной образовательной организации 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Адаптация представляет собой процесс активного приспособления человека к новым социальным условиям. Вопросы адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Актуальность их не ослабевает, что отраженно, прежде всего с введением новых требований дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В нормативных актах подчеркивается ответственность дошкольной образовательной организации (далее ДОО), в частности, за социализацию и социальную адаптацию ребенка в образовательной организации, что связано со многими аспектами современной жизни: изменился детский сад, изменились взгляды на обучение, и т.д.
Вместе с тем в связи с поступлением ребенка в детский сад изменяется его социальная ситуация развития. Ребенок впервые включается в систему общественного воспитания, что сопряжено с определенными трудностями как овладении им правилами и нормами поведения, так и в выстраивании отношений с педагогами и сверстниками. Большинство проблем, с которыми сталкивается ребенок раннего возраста при поступлении в детский сад можно решить только при активном и деятельном участии педагогов, в частности через целенаправленное создания психолого-педагогических условий в рамках основной образовательной программы дошкольного образования . Однако, не смотря на широкое обсуждение необходимости создания психолого-педагогических условий адаптации к детей к дошкольной образовательной организации, на практике этот вопрос так и не решен.
К настоящему времени накоплены исследования по проблемам адаптации детей в системе образования. Это работы Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Ж. Пиаже, А.В. Петровского и др. В научных работах большое внимание уделяется характеру адаптации детей, факторам психологического благополучия ребёнка в период адаптации, разработке логики протекания адаптационного процесса. Несмотря на это, теоретических работ, посвященных собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО сегодня недостаточно.
Как показал анализ психолого-педагогической литературы, отмечается недостаток работ теоретического и практико-ориентированного характера, вскрывающих особенности образовательной деятельности по обеспечению адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
В связи с этим выделяются противоречия между:
- необходимостью целенаправленной организации адаптационного периода для детей раннего возраста к условиям ДОО и отсутствием фундаментальных трудов, раскрывающих специфику данного процесса для дошкольной педагогики;
- объективной потребностью социума и индивидов в оптимальной адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО и недостатком практико-ориентированных разработок в области создания психолого-педагогических условий для обеспечения этого процесса.
Проблема исследования заключается в выявлении и проектировании психолого-педагогических условий, обеспечивающих оптимальный процесс адаптации к детей раннего возраста условиям ДОО.
Объект исследования: адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятную адаптацию детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической апробации содержания психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к ДОО.
В соответствии с объектом, предметом, целью работы в ходе исследования решались следующие задачи.
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к определению понятия «адаптация человека».
2. Проанализировать особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
3. Проанализировать образовательные программы для детей раннего возраста.
4. Определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
5. Разработать план работы для реализации психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
6. Проанализировать результаты мониторинга адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Для решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Теоретические методы: анализ и обобщение содержания педагогической, психологической литературы, методических источников; построение гипотезы, проектирование, количественный и качественный анализ фактического материала. Эмпирические методы: опрос, наблюдение, обобщение педагогического опыта.
База опытно-поисковой работы: филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49» - «Детский сад № 37 комбинированного вида» города Первоуральска, Свердловской области. В исследовании приняли участие подгруппа в количестве 8 детей группы раннего возраста (2-3 лет), а также их родители.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Адаптация - это привыкание или приспособление организма к новой среде. Для ребенка детский сад, несомненно, остается неизвестным пространством, с новой средой и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением и даже перенапряжением психических и физических сил.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям иногда бывает очень болезненной. Происходит серьезная перестройка его отношений с людьми, нарушаются обычные формы жизни, происходит резкое изменение условий существования, которое часто сопровождается сильными эмоциями, снижением речевой и игровой деятельности. Часто влияет на здоровье ребенка, отсутствие родственников, наличие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д.
Практически половина современных родителей, имея низкий уровень психолого-педагогической культуры, не понимают опасности сложной адаптации для здоровья и психики ребенка. Чтобы привыкание ребёнка к ДОО было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. В данной работе мы изучили организацию периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Для успешной и безболезненной адаптации в детском саду должна быть прописана программа работы с ребенком на данный период. В программе «Первые шаги» выделен и проработан период адаптации ребенка. Подробно рассмотрены трудности, с которыми сталкивается ребенок, родители и педагоги, проанализированы факторы, определяющие характер адаптации ребенка, даны советы как преодолеть сложности адаптации.
Для оценки адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО целесообразно проводить мониторинг процесса по следующим критериям физиологический; эмоциональный; социальный. Основным методом оценки поведенческих реакций детей в процессе жизнедеятельности в ДОО является наблюдение, вспомогательным - опрос.
В процессе обеспечения успешной адаптации детей раннего возраста к ДОО целесообразно применять специально разработанную карту адаптации ребенка для определения особенностей адаптации детей и построения целенаправленной работы с ним.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
В МАДОУ «Детский сад № 49» были созданы психолого-педагогические условия для детей раннего возраста в период адаптации. Благодаря чему были получены положительные результаты в этом процессе. Это позволило целенаправленно построить процесс работы с детьми в рамках педагогического процесса.
В рамках опытно-поисковой работы деятельность воспитателей, обеспечивающих процесс адаптации детей к условиям ДОО включала:
- работу по созданию и поддержанию педагогической среды, способствующей успешной адаптации ребенка;
- ведению мониторинга индивидуального развития ребенка в процессе адаптации к ДОУ и разработка на этой основе индивидуальной работы;
- согласованию воспитательных взаимодействий семьи и ДОУ в процессе обеспечения новых для ребенка обстоятельств жизнедеятельности.
В ходе опытно-поисковой работы были получены данные, подтверждающие эффективность такого подхода.
Данная научно-исследовательская работа не является исчерпывающей, поскольку проблема адаптации детей к условиям ДОО комплексная. Ее решение, в частности, предполагает разработку содержания, форм и методов работы с детьми в разных видах деятельности как совместной с взрослыми, так и самостоятельной. Только такая организация жизни ребенка в ДОО приведет к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, позволит сформировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Важно отметить, что процесс адаптации управляем и дает свои положительные результаты.
1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2007. - 176 с.
2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 6. - С. 46-51.
3. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. - 2003.
- № 5. - С. 49-53;
4. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / М.Н. Аксарина. - М. : Медицина, 2007. - 304 с.
5. Алямовская, В. Г. Ясли - это серьезно [Текст] / В. Г. Алямовская.
- М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 250 с.
6. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А. И. Баркан. - М. : АСТ- ПРЕСС, 2007. - 417 с.
7. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
8. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] : Практическое пособие / Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
9. Бурмистрова, Е. В. Детская возрастная психология [Текст] / Е. В. Бурмистрова // Вестник практической психологии образования. - 2014. - № 4. - С. 41-44.
10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - М. : Просвещение, 2007. - 450 с.
11. Варпаховская, О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество [Текст] / О. Верпаховская // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1. - С. 30-35.
12. Васюкова, Н. Е. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности [Текст] / Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина // Детский сад от А до Я. - 2004 - № 6 (12). - С. 8-14.
13. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] : пособие для воспитателей дет сада / Н. Д. Ватутина. - М. : Просвещение, 2007. - № 3. - 104 с.
14. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2008. - 310 с.
15. Вершинина, Н. Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст] : справочно-методические материалы / Н. Б. Вершинина, Т. И. Суханова. - Издательство «Учитель», 2010 - 111 с.
16. Волков, Б. С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова.- М. : Просвещение, 2006. - 223 с.
17. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Педобщество, 2007. - 240 с.
18. Воробьева, Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Т. К. Воробьева. - М. : «Ансел-М», 1997. - 64 с.
19. Воспитание детей раннего возраста [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др. - М. : Просвещение: учебная литература, 2006. - 340 с.
20. Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст] / под ред. Павловой Л. Н. - М. : Просвещение, 2006. - 210 с.
21. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 2007. - 224 с.
22. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 2007. - 178 с.
23. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие [Текст] / О. И. Давыдова, А. А. Майер. - М. :ТЦ Сфера, 2005. -128 с.
24. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И. Б. Дерманова. - СПб. : Питер, 2002. - 176 с.
25. Диагностика в детском саду [Текст] / Под редакцией Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2004. - 275 с.
26. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева, Н. В. Крыжановская. - М. : Издательство Перо, 2015. - 192 с.
27. Житникова, А. А. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения [Текст] : Научно-методический электронный журнал «Концепт» / А. А. Житникова. - 2015. - Т. 10. - С. 281-285.
28. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи [Текст] : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М. : Просвещение, 2007. - 79 с.
29. Зубова, Г. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада [Текст] / Г. Зубова, Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 66-77.
30. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ [Текст] / Н. В. Кирюхина. - М. : Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. - 112 с.
31. Коротаева, Е. В. Проблемы создания эмоционально-развивающей среды в ДОУ [Текст] / Е. В. Коротаева, Л. А. Максимова // Начальная школа До и После Плюс Миниус. - 2007. - № 5. - С. 87-104.
32. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста [Текст] / В. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - С. 34-37.
33. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст] / Т. В. Костяк. - М. : Академия, 2008. - 170 с.
34. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] : в книге «Психология дошкольника. Хрестоматия» / М. И. Лисина. - М. : Академия, 2007. - 310 с.
35. Луговская, А. Ребенок без проблем! Решебник для родителей [Текст] / А. Луговская, М. М. Кравцова, О. В. Шевнина. - М. : Эксмо, 2008. - 352 с.
36. Монина, Г. Б. Проблемы маленького ребенка [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. - С-Петербург. - М. : Речь, 2002. - 238 с.
37. Морозова, Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями [Текст] / Е. Морозова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. - С. 10-14.
38. Муссен, П. Развитие личности ребенка [Текст] / П. Муссен и др., пер. с англ. - М. : Просвещение, 2007. - 156 с.
39. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
40. Обухова, Л. Ф. Детская психология [Текст] / Л. Ф. Обуховская. - М. : Владос, 2007. - 530 с.
41. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Просвещение, 2005. - 286 с.
42. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие [Текст] / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Е. Г. Пилюгина. - М. : Мозаика Синтез, 2004. - 415 с.
43. Павлова, Л. Раннее детство, семья или общество? [Текст] / Л. Павлова // Обруч. - 2007. - № 2. - С. 7-10 .
44. Печора, К. А. Развитие внимания и памяти в раннем возрасте [Текст] / К. Л. Печора // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - С. 79-83.
45. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. - М. : Владос, 2007, - 176 с.
46. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. ПЕРВЫЕ ШАГИ [Текст] / сост. Е. О. Смирнова [и др.]. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
47. Прокопенко, Н. Н. Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду [Текст] : Образование и наука в современных условиях : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 4 (9). — С. 89-91.
48. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации [Текст] / Л. Пыжьянова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 5-7.
49. Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / А. С. Роньжина. - М. : Книголюб, 2003. - 350 с.
50. Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / А. С. Роньжина. - М. : Книголюб, 2007. - 72 с.
51. Савва, Л. И. Феномен развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Савва, Л. В. Трубайчук, В. И. Долгова, В. И. Павлова, Ю. Г. Камскова и др. - М. , 2013. - 234 с.
52. Севостьянова, Е. О. Дружная семейка [Текст] / Е. О. Севастьянова. - М. : ТЦ Сфера , 2006. - 235 с.
53. Семенака, С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст] / С. И. Семенака. - М. : АРКТИ, 2006. - 275 с.
54. Серебрякова, Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст]_/_Н.В. Серебряковой. - СПб. : Каро, 2005. - 251 с.
55. Сидоркина, Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование / Т. Ю. Сидоркина. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. - 92 с.
56. Смирнова, Е. О Ребёнок-взрослый-сверстник [Текст] : методическое рекомендации / Е. О. Смирнова. - М. : Изд-во МГ1П1У, 2004. - 315 с.
57. Старош, А. Ю. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста [Текст] / А. Ю. Старош // Школьный логопед. - 2014. - № 1. - С. 49-53.
58. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3-4. - С. 46-51.
59. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : «Академия», 2007. - 336 с.
60. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : «Академия», 2008. - 368 с.
61. Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду [Текст] / Т. И. Чиркова. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 290 с.
62. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми [Текст] / В. Б. Шапарь. - Ростов-на- Дону, Феникс, 2006. - 430 с.
63. Шипицина, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицина, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова - СПб. : Речь, 2005. - 182 с.
64. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.