Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемная задача как средство развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Работа №98198

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие словесно-логического мышления в трудах отечественных и
зарубежных психологов 6
1.2. Особенности развития словесно-логического мышления в старшем
дошкольном возрасте 16
1.3. Проблемная задача в развитии словесно-логического мышления
детей старшего дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Диагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 41
2.2. Описание хода работы по использованию проблемных задач,
способствующих развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Актуальность данного исследования с позиции системы дошкольного образования для теории и практики работы в ДОО, во-первых, заключается в том, что в период дошкольного детства развиваются и формируются все познавательные процессы у детей: восприятие, память, мышление, воображение и т д. Во-вторых, словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, особенно активно формируется и развивается в младшем школьном возрасте. А также совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
Перед дошкольными учреждениями ставится очень важная задача интеллектуального развития ребенка. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.
Наличие элементов словесно-логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов и анализировать, по мнению Я.Л. Коломенского, В.А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения и оптимальной адаптации к различным общественным отношениям. В основу развития творческой личности, нужно положить совершенствование мыслительных способностей, что будет являться необходимым условием её успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры. Именно в дошкольный период развиваются и формируются все познавательные процессы, т.е. восприятие, память, мышление, воображение. Как утверждают А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, эти задачи должны решать, уже начиная с периода дошкольного детства.
Умения и навыки, полученные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний, а также развития способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме», в правильном, четком изложении своих мыслей с помощью слов. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, с может в нужный момент сконцентрироваться на важности проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью развивать у детей старшего дошкольного возраста словесно-логическое мышление и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Цель данной работы - теоретическое изучение проблемной задачи как средства развития словесно-логического мышления у старших дошкольников.
Объект исследования - развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - проблемная задача, способствующая развитию словесно-логического мышления старших дошкольников.
В соответствии с обозначенной выше целью в работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесно-логического мышления;
- выявить показатели словесно-логического мышления и провести диагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- провести анализ данных, полученных на начальном этапе опытно-поисковой работы;
- описать ход работы по использованию проблемных задач, способствующих развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение);
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Практическая база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №386 «Знайка» г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 22 обучающихся старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 59 источников и 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования по теме «Проблемная задача как средство развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесно-логического мышления;
- подобрать показатели и провести диагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- провести анализ данных, полученных на начальном этапе опытно-поисковой работы;
- описать ход работы по исследованию проблемных задач, способствующих развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе 1.1 дано понятие словесно-логического мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов разных авторов.
В данной работе рассматривалась проблема развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав работы педагогов-психологов, были сделаны следующие выводы.
Словесно- логическое мышление рассматривается как мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития старшего дошкольного возраста, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщённые нормы мышления, смысловое запоминание. У ребёнка формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
К концу дошкольного возраста дети способны ставить перед собой сложные задачи и приходить к их решению, обобщению, установлению связей, а также утверждаются в правильности своего вывода и понятия об общих существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах.
Проблемная задача является эффективным средством развития словесно-логического мышления старших дошкольников, т.к. по своей структуре проблемная задача предполагает наличие условия, требования или вопроса, ответ на который возможен в результате ряда интеллектуальных и практических действий.
Проблемная задача - это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно- следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы.
Для диагностики уровня развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики: экспресс-диагностика Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко «Закончи предложение», тест «Последовательные картинки», а также методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления старших дошкольников».
В результате проведения исследования дети показали уровень развития словесно-логического мышления выше среднего. Дети имеют достаточный словарный запас, выстраивают последовательно картинки, если ошибаются, то сами находят ошибки и исправляют их. Также улавливают причинно-следственные связи. Хуже всего справляются с заданиями действовать по аналогии.
В практической части работы были подобраны проблемные задачи на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Решение проблемных задач развивает логические операции мышления, учит прогнозировать действия и проектировать процесс. Установление причинно-следственных связей помогает соотнести подобранные средства и методы педагогического взаимодействия с результатом этого взаимодействия. Проблемные задачи требуют новых знаний, разных средств и методов их применения. Решение таких задач зависит от умения учащихся использовать анализ, синтез, операции сравнения, сопоставления и обобщения.
Следовательно, поставленная цель и задачи в данной работе достигнуты.



1. Агаева, Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) [Текст] / Е. Агаева И Дошкольное воспитание. - 1982. - № 1.-С. 38-41.
2. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е. Агаева И Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 52 - 55.
3. Алиева, Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу [Текст] / Т. Алиева И Дошкольное воспитание. - 1996. - №5. - С.79-84.
4. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст]/ Н. П. Аникеева - М.: Просвещение, 1987.
5. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова, Ж. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева - М.: Совершенство, 1998.
6. Брюшинкин, В. Н. Практический курс логики для гуманитариев [Текст] / В. Н. Брюшинкин - М.: Просвещение, 1996.
7. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л. А. Венгер - М.: Просвещение, 1988.
8. Венгер, Л. Психология: Развитие мышления дошкольника [Текст] / Л. Венгер, В. Мухина И Дошкольное воспитание. - 1974. - №7. - С. 30-37.
9. Гайсон, Р. Психоаналитические теории развития [Текст] / Р. Гайсон, Ф. Тайсон - Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
10. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин - М.: Просвещение, 2000.
11. Дубровина, И. В. Психология [Текст]: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан - М.: Академия, 2001.
12. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) [Текст] / перевод с англ. Н. М. Никольский - М.: Лабиринт, 1999.
13. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский - М.: Академия, 1996.
14. Зуева, М. Эффективность использования проблемного подхода для формирования ключевых образовательных компетенций [Текст] / М. Зуева И Ярославский педагогический вестник. - 2007. - № 2 (51). - С. 36-47.
15. Якунина, 3. И. К вопросу об эффективности обучения старших дошкольников в зависимости от особенностей интеллекта [Текст] / 3. И. Якунина, Н. А. Антонова - М.: Просвещение, 1998.
16. Карпова, Е. В. Дидактические игры [Текст] / Е. В. Карпова - Ярославль: Академия развития, 2006.
17. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова - М.: Мозаика - Синтез, 2013.
18. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н. С. Лейтес -М.: Педагогика, 1971.
19. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. В. Петровского // в 2-х т. Т.1 - М.: Педагогика, 1983.
20. Лоскутова, Н. А. Упражнения, игры для развития логического мышления [Текст] / Н. А. Лоскутова // Начальная школа. - 2005. - №4 - С. SO- 82.
21. Лурия, А. Р. Речевые реакции ребенка и социальная среда [Текст] / А.Р. Лурия - М.: Просвещение, 1980.
22. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. Люблинская - М.: Просвещение, 1971.
23. Люблинская, А. А. Ранние формы мышления ребенка [Текст]: В кн. Исследование мышления в советской психологии / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1966.
24. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст]: Пособие для учителя / А. А. Люблинская - М.: Просвещение, 1977.
25. Лященко, Л. Г. Загадка - средство развития логического мышления [Текст] / Л. Г. Лященко И Начальная школа. - 2009. - №11. - С. 15-18.
26. Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] / А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Б. Л. Яковлева - Петрозаводск: 2002.
27. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Матюшкин - М.: Педагогика, 1972.
28. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения [Текст] / М. И. Махмутов - М.: Педагогика, 1977.
29. Мельникова, Т. А. Математика: развитие логического мышления [Текст] / Т. А. Мельникова - М.: Просвещение, 1997.
30. Микляева, Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников [Текст] / Н. В. Микляева - М.: Сфера, 2015.
31. Михайлова, 3. А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая - Л.: 1988.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменалогия развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для вузов / В. С. Мухина - М.: Академия, 2000.
33. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учебник: В 3 кн. / Р. С. Немов - М.: Владос, 2002.
34. Новоселова, С. Л. Генетически ранние формы мышления [Текст] / С. Л. Новоселова-М.: НПО «МОДЭК», 2002.
35. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л. Ф. Обухова - М.: Юрайт, МГ1П1У, 1996.
36. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова - М.: Академический проект, 2000.
37. Павлова, Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду [Текст] / Н. Н. Павлова, Л. Т. Руденко - М.: Генезис, 2008.
38. Пасяева, К. 3. Развитие внимания и логического мышления [Текст] / К.З. Пасяева // Начальная школа. - 2005. - №7. - С. 38-40.
39. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котов и др., под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998.
40. Петровский, А. В. Психология [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стереотип / А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский - М.: Академия, 2001.
41. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст]: пер. с франц. / Ж. Пиаже - М.: Педагогика, 2001.
42. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже - Л.: Знание, 2003.
43. Подгорецкая, Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых [Текст] / Н. А. Подгорецкая - М.: МГУ, 1980.
44. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддьяков - М.: Педагогика, 1999.
45. Поддьяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Поддьяков - М.: Педагогика, 1996.
46. Поддъяков, Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова - М.: Педагогика, 1985.
47. Поспелов, Н. Н. Формирование мыслительных операций у школьников [Текст] / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов - М.: Просвещение, 1989.
48. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В. Я. Пропп - М.: Лабиринт, 1998.
49. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн - М.: Просвещение, 1978.
50. Сборник загадок [Текст] / сост. М. Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.
51. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин - М.: ACT, Харвест, 1998.
52. Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Смолер - М.: Белый ветер, 2014.
53. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
54. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка [Текст] / Л. Ф. Тихомирова-М.: Просвещение, 2000.
55. Тихомиров, О. К. Структура мыслительной деятельности человека [Текст] / О. К. Тихомиров - М.: МГУ, 1992.
56. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева - М.: Академия, 2011.
57. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя [Текст] / А. М. Федотова - М.: Сфера, 2014.
58. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст]: Учебник для вузов / А. В. Хуторской - СПб: Питер, 2001.
59. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д. Б. Эльконин - СПб.: Питер, 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ