Проблемная задача как средство развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие словесно-логического мышления в трудах отечественных и
зарубежных психологов 6
1.2. Особенности развития словесно-логического мышления в старшем
дошкольном возрасте 16
1.3. Проблемная задача в развитии словесно-логического мышления
детей старшего дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Диагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 41
2.2. Описание хода работы по использованию проблемных задач,
способствующих развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие словесно-логического мышления в трудах отечественных и
зарубежных психологов 6
1.2. Особенности развития словесно-логического мышления в старшем
дошкольном возрасте 16
1.3. Проблемная задача в развитии словесно-логического мышления
детей старшего дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Диагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 41
2.2. Описание хода работы по использованию проблемных задач,
способствующих развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Актуальность данного исследования с позиции системы дошкольного образования для теории и практики работы в ДОО, во-первых, заключается в том, что в период дошкольного детства развиваются и формируются все познавательные процессы у детей: восприятие, память, мышление, воображение и т д. Во-вторых, словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, особенно активно формируется и развивается в младшем школьном возрасте. А также совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
Перед дошкольными учреждениями ставится очень важная задача интеллектуального развития ребенка. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.
Наличие элементов словесно-логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов и анализировать, по мнению Я.Л. Коломенского, В.А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения и оптимальной адаптации к различным общественным отношениям. В основу развития творческой личности, нужно положить совершенствование мыслительных способностей, что будет являться необходимым условием её успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры. Именно в дошкольный период развиваются и формируются все познавательные процессы, т.е. восприятие, память, мышление, воображение. Как утверждают А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, эти задачи должны решать, уже начиная с периода дошкольного детства.
Умения и навыки, полученные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний, а также развития способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме», в правильном, четком изложении своих мыслей с помощью слов. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, с может в нужный момент сконцентрироваться на важности проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью развивать у детей старшего дошкольного возраста словесно-логическое мышление и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Цель данной работы - теоретическое изучение проблемной задачи как средства развития словесно-логического мышления у старших дошкольников.
Объект исследования - развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - проблемная задача, способствующая развитию словесно-логического мышления старших дошкольников.
В соответствии с обозначенной выше целью в работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесно-логического мышления;
- выявить показатели словесно-логического мышления и провести диагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- провести анализ данных, полученных на начальном этапе опытно-поисковой работы;
- описать ход работы по использованию проблемных задач, способствующих развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение);
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Практическая база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №386 «Знайка» г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 22 обучающихся старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 59 источников и 5 приложений.
Перед дошкольными учреждениями ставится очень важная задача интеллектуального развития ребенка. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.
Наличие элементов словесно-логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов и анализировать, по мнению Я.Л. Коломенского, В.А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения и оптимальной адаптации к различным общественным отношениям. В основу развития творческой личности, нужно положить совершенствование мыслительных способностей, что будет являться необходимым условием её успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры. Именно в дошкольный период развиваются и формируются все познавательные процессы, т.е. восприятие, память, мышление, воображение. Как утверждают А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, эти задачи должны решать, уже начиная с периода дошкольного детства.
Умения и навыки, полученные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний, а также развития способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме», в правильном, четком изложении своих мыслей с помощью слов. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, с может в нужный момент сконцентрироваться на важности проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью развивать у детей старшего дошкольного возраста словесно-логическое мышление и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Цель данной работы - теоретическое изучение проблемной задачи как средства развития словесно-логического мышления у старших дошкольников.
Объект исследования - развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - проблемная задача, способствующая развитию словесно-логического мышления старших дошкольников.
В соответствии с обозначенной выше целью в работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесно-логического мышления;
- выявить показатели словесно-логического мышления и провести диагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- провести анализ данных, полученных на начальном этапе опытно-поисковой работы;
- описать ход работы по использованию проблемных задач, способствующих развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение);
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Практическая база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №386 «Знайка» г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 22 обучающихся старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 59 источников и 5 приложений.
В ходе исследования по теме «Проблемная задача как средство развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесно-логического мышления;
- подобрать показатели и провести диагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- провести анализ данных, полученных на начальном этапе опытно-поисковой работы;
- описать ход работы по исследованию проблемных задач, способствующих развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе 1.1 дано понятие словесно-логического мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов разных авторов.
В данной работе рассматривалась проблема развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав работы педагогов-психологов, были сделаны следующие выводы.
Словесно- логическое мышление рассматривается как мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития старшего дошкольного возраста, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщённые нормы мышления, смысловое запоминание. У ребёнка формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
К концу дошкольного возраста дети способны ставить перед собой сложные задачи и приходить к их решению, обобщению, установлению связей, а также утверждаются в правильности своего вывода и понятия об общих существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах.
Проблемная задача является эффективным средством развития словесно-логического мышления старших дошкольников, т.к. по своей структуре проблемная задача предполагает наличие условия, требования или вопроса, ответ на который возможен в результате ряда интеллектуальных и практических действий.
Проблемная задача - это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно- следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы.
Для диагностики уровня развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики: экспресс-диагностика Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко «Закончи предложение», тест «Последовательные картинки», а также методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления старших дошкольников».
В результате проведения исследования дети показали уровень развития словесно-логического мышления выше среднего. Дети имеют достаточный словарный запас, выстраивают последовательно картинки, если ошибаются, то сами находят ошибки и исправляют их. Также улавливают причинно-следственные связи. Хуже всего справляются с заданиями действовать по аналогии.
В практической части работы были подобраны проблемные задачи на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Решение проблемных задач развивает логические операции мышления, учит прогнозировать действия и проектировать процесс. Установление причинно-следственных связей помогает соотнести подобранные средства и методы педагогического взаимодействия с результатом этого взаимодействия. Проблемные задачи требуют новых знаний, разных средств и методов их применения. Решение таких задач зависит от умения учащихся использовать анализ, синтез, операции сравнения, сопоставления и обобщения.
Следовательно, поставленная цель и задачи в данной работе достигнуты.
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесно-логического мышления;
- подобрать показатели и провести диагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- провести анализ данных, полученных на начальном этапе опытно-поисковой работы;
- описать ход работы по исследованию проблемных задач, способствующих развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе 1.1 дано понятие словесно-логического мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов разных авторов.
В данной работе рассматривалась проблема развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав работы педагогов-психологов, были сделаны следующие выводы.
Словесно- логическое мышление рассматривается как мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития старшего дошкольного возраста, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщённые нормы мышления, смысловое запоминание. У ребёнка формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
К концу дошкольного возраста дети способны ставить перед собой сложные задачи и приходить к их решению, обобщению, установлению связей, а также утверждаются в правильности своего вывода и понятия об общих существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах.
Проблемная задача является эффективным средством развития словесно-логического мышления старших дошкольников, т.к. по своей структуре проблемная задача предполагает наличие условия, требования или вопроса, ответ на который возможен в результате ряда интеллектуальных и практических действий.
Проблемная задача - это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно- следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы.
Для диагностики уровня развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики: экспресс-диагностика Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко «Закончи предложение», тест «Последовательные картинки», а также методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления старших дошкольников».
В результате проведения исследования дети показали уровень развития словесно-логического мышления выше среднего. Дети имеют достаточный словарный запас, выстраивают последовательно картинки, если ошибаются, то сами находят ошибки и исправляют их. Также улавливают причинно-следственные связи. Хуже всего справляются с заданиями действовать по аналогии.
В практической части работы были подобраны проблемные задачи на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Решение проблемных задач развивает логические операции мышления, учит прогнозировать действия и проектировать процесс. Установление причинно-следственных связей помогает соотнести подобранные средства и методы педагогического взаимодействия с результатом этого взаимодействия. Проблемные задачи требуют новых знаний, разных средств и методов их применения. Решение таких задач зависит от умения учащихся использовать анализ, синтез, операции сравнения, сопоставления и обобщения.
Следовательно, поставленная цель и задачи в данной работе достигнуты.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников посредством комплекса дидактических игр (Югорский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по каллиграфическому рисованию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



