Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие проектных умений педагогов дошкольной образовательной организации

Работа №98196

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие проектирование в педагогике 5
1.2. Особенности педагогического проектирования в дошкольном
учреждении 12
1.3. Формы педагогического проектирования в детском саду. 17
Глава 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 33
2.1. Диагностика проектных умений у педагогов в ДОО 33
2.2. Организация методической работы с педагогами по педагогическому
проектированию 43
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ЛИТЕРАТУРА 59
ПРИЛОЖЕНИЕ

Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности.
Исследования в области педагогического проектирования находят свое место там, где необходимо рассмотреть его как особую сферу деятельности, включающей решение задач, связанных с выявлением факторов и условий, способствующих или препятствующих воплощению научных рекомендаций в педагогический процесс.
Исследователи интенсивно разрабатывают теоретико-методологические основы педагогического проектирования (Е.С. Заир-Бек, A. Н. Аверьянов, B.C. Безрукова, Е.Я. Малыхина, В.В. Краевский, И.О. Яковлева и др.); обосновывают подходы: системный, деятельностный, информационный ( Е.М. Дуранов, В.Г. Афанасьев, К. Колин, И.В. Блауберг, B. C. Лазарев и др.).
Педагогическое проектирование в отечественной педагогике рассматривается в двух аспектах: этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебно-воспитательной задачи; особый вид педагогической деятельности, который является «непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики» (В.В. Краевский). Второй аспект предполагает проектирование педагогических систем разных типов и уровней, педагогических процессов и ситуаций как результата функционирования этих систем.
Отечественная наука начала достигать определенных успехов в разработке теоретических основ педагогического проектирования, но практические работники дошкольной организаций испытывают колоссальные трудности в создании педагогических проектов разного уровня. В данное время современная система дошкольного образовании нуждается в компетентных специалистах, высококвалифицированных, способных осуществлять проектную деятельность разного уровня.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике методические условия развития проектных умений педагогов детского сада. Объект исследования - педагогическое проектирование.
Предмет исследования: методические условия развития проектных умений педагогов дошкольной образовательной организаций.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
-изучить теоретические основы педагогического проектирования в дошкольной организации;
-раскрыть понятие проектирование в педагогике;
-охарактеризовать формы педагогического проектирования в ДОО;
- осуществить опытно-поисковую проверку методических условий развития проектных умений педагогов ДОО.
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдения, анкетирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования, статистические методы обработки результатов.
База исследования: МДОУ детский сад «Гармония» № 10, г. Новоуральск. В исследовании участвовало 20 педагогов дошкольной организации.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что педагогическое проектирование - это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Сегодня предлагаются различные определения педагогического проектирования. Ряд авторов определяют проектирование как единство замысла и реализации. Принципиальная необходимость в проектировании возникает тогда, когда должен быть осуществлен «шаг развития», переход целостной системы (всей системы, а не отдельных ее элементов) из одного состояния в другое. Предметом проектирования являются условия (средства, механизмы этого перехода).
Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Формирование проектных умений у педагогов дошкольной образовательной организаций, является одним из приоритетных направлений современности. Следует отметить, что в данный момент общество активно нуждается в людях инициативных, активных, способных найти возможности конструктивного решения различных социальных и культурных проблем. Значительная роль в данной области принадлежит педагогам детского сада - именно они в процессе своей профессиональной деятельности активно способствуют становлению морально - нравственных взглядов и раскрывают личностный потенциал подрастающего поколения.
Педагогическое проектирование, на данном этапе, является одним из самых востребованных направлений в контексте раскрытия перспективной реализации как педагогов, так и воспитанников. При этом, педагоги дошкольной образовательной организаций должны обладать следующими качествами: инициативностью, креативностью, мотивацией ко всему новому, желанием интеллектуальной и творческой реализации в профессиональном и общественном контексте. Значительную роль, в процессе реализации и формирования умений педагогического проектирования, играет методическая деятельность.
Таким образом, в процессе ознакомления с литературой по проблеме педагогического проектирования в рамках современных дошкольной образовательной организаций и эмпирического исследования, мы выяснили что роль педагогического проектирования, в процессе образовательного развития огромна. Данный вид деятельности является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие педагога, он также непосредственно способствует формированию готовности к учению, открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
В ходе эмпирического исследования развития проектных умений у педагогов дошкольной образовательной организаций, нами было установлено, что имеет достаточный кадровый потенциал для развития проектной составляющей воспитательно - образовательного процесса. Большинство педагогов данного учреждения обладают необходимой профессиональной активностью, инициативой, хорошей мотивационной базой, а также высоко оценивают собственные перспективы в контексте педагогического проектирования. Но важно понимать, что необходимо совершенствовать теоретическую и практическую подготовку воспитателей, с целью обеспечения более высокого уровня формирования умений проектирования среди педагогического коллектива.



1. Агапова С. А. Педагогическое проектирование профессионального развития учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. А. Агапова. -М., 2012. - 25 с.
2. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке / М.Н. Ахметова ; отв. ред. М.В. Константинов. -Новосибирск: Наука, 2005. -306 с.
3. Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности /П.И. Балабанов. - Новосибирск: Наука,1998. - 200с.
4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика /В.С.Безрукова. - Екатеринбург : Деловая книга, 1999, 344с.
5. Бережная И. Ф. Педагогическое проектирование
индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста / И. Ф. Бережная. - Воронеж: Научная книга, 2012. -219 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика,1989. - 190 с.
7. Боровлева А.В. Проектный метод — как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева. //Управление ДОУ - 2006.-№7. - С.76-83.
8. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду/
Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008.-199 с.
9. Гвинейская С.Л. Проектная деятельность в дошкольном образовании. Консультация для педагогов / С.Л. Гвинейская. - М.: Белово,2010.-24с.
10. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера , 2006.-64 с.
11. Евдокишина О.В. Педагогическое проектирование формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Евдокишина. - Челябинск, 2008. - 26 с.
12. Жидкова Р А. Педагогическое проектирование / Р А. Жидкова, Т Ю. Афонина. -Пенза: ПГПУ, 2011. -23 с.
13. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: дис. д-ра пед. наук / ЕС. Заир-Бек. - М.: СПб., 1995. - 410 с.
14. Зотова Н.К. Педагогическое проектирование образовательных систем в постдипломном образовании: монография/ Н.К. Зотова. -М.: Компания Спутник+, 2005. -320 с.
15. Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога / Е.И. Исаев // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 48-57
16. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование [/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М. : Academia, 2008. - 284 с.
17. Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: дис. д-ра пед. Наук /Е.А. Крюкова. - Волгоград, 2000. - 251 с.
18. Лапина Е.В. Педагогическое проектирование траектории ценностно - смыслового повышения квалификации педагогов: монография / Е. В. Лапина,
19. Л. А. Обухова. - Воронеж : Научная книга, 2014. - 119 с.
20. Лебедева Г.А. Технология обучения педагогическому
проектированию / Г.А.Лебедева. // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 68-75
21. Локтионова Т. Е. Педагогическое проектирование социально-психологического климата в ДОУ: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Е. Локтионова. -М., 2013. -26 с.
22. Лущиков В.В. Содержание проектировочной компетентности педагога / В.В.Лущиков. // Вестник ЮУрГУ- 2012. - №26. - С.82-85
23. Майер А.А. Управление инновационным процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера,2008. -128с.
24. Марычева Л.Е. Теоретические основы проектировочной компетентности будущих учителей/ Л.Е. Марычева. //Вестник НУ - 2008. -№ 6. - С.36-38.
25. Масич Г.Н. Педагогическое проектирование — ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - М.: Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.
26. Морева О.В. Педагогическое проектирование: концептуальные
основания и практика реализации: [в 2 ч.]/ О. В. Морева. -Тюмень: Вектор Бук , 2005 - Ч.1. -2005. -282 с.
27. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л. Д. Морозова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 120 с.
28. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ / Л. Морозова // Ребенок в детском саду. - 2010. -№ 2. - C.7-12.
29. Муравьева Г.Е. Вопросы теории проектирования образовательных процессов /Г.Е.Муравьева. //Педагогическое образование и наука. - 2002. № 4. - С. 14-21.
30. Муравьева Г. Е. Педагогическое проектирование в деятельности
школьного учителя / Г. Е. Муравьева, Е. В. Куренная, Е. А. Дубова. -Шуя: Изд-во ШГПУ, 2011. -110 с.
31. Педагогическое проектирование: учеб. пособие / Р М. Петрунева и др. - Волгоград : ВолгГТУ, 2012. - 76 с.
32. Педагогическое проектирование: культурно-ценностный подход: метод. пособие/ сост. А. О. Кравцов. -СПб.: Экспресс, 2007. -62 с.
33. Педагогическое проектирование: теория и практика: коллектив. моногр. -Шадринск: Исеть, 2005. -149 с.
34. Поличка Н.П. Организационно-педагогические основы проектирования процесса обучения в условиях действия государственного образовательного стандарта общего образования / Н.П. Поличка. - М., 2000. - 272 с.
35. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании / [Т.Г. Новикова]. - М. : ЦРСДОД, 2001. - 64 с.
36. Проектирование развития ДОУ Методическое пособие
/С.В.Кузнецова, и кол.авт. - М.: ТЦ Сфера,2006.-112с.
37. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие/ В.Н.Журавлева. - М.: Волгоград: Учитель, 2011. - 202с.
38. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей ДОУ / Авт.-сост. Л.С. Кисилева и др. - М. АРКТИ, 2006.¬96 с.
39. Проекты как способ организации детской жизни / Сост. Л. Антипова, Сост. Л. Корнеева. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2002. - 95 с.
40. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования /В.Е.Родионов. - М.: СПб, 1996. - 352 с.
41. Садретдинова А.И. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. И. Садретдинова. - Екатеринбург, 2009. - 22 с.
42. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
43. Сластенин В.А. и др. Педагогика /В.А. Сластенин. - М.:
Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
44. Соколова Е.И. Педагогическое проектирование учебных модулей / Е. И. Соколова. - М.: НИИРПО, 2009. - 43 с.
45. Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя /Н.Н. Суртаева. - М., 1995. - 341 с.
46. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду /Л.Л. Тимофеева. - М., СПб.: «Издательство Детство-пресс»,2011.-80с.
47. Хилл П. Наука и искусство проектирования: Методы
проектирования, научное обоснование решений / П.Хилл. - М.: Мир, 1973. - 263 с.
48. Хубка В. Теория технических систем / В. Хубка. - М.: Мир, 1987. - 208 с.
49. Чандаева С. А. Педагогическое проектирование как форма осуществления педагогического творчества / С. А. Чандаева // Наука и школа. - 2006. -№ 4. - C. 34-39.
50. Чернобай Е.В. Проектирование учебного процесса учителем в современной информационной образовательной среде /Е.В. Чернобай. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 112 с.
51. Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №5. - С.21-29.
52. Щербаков А. В. Педагогическое проектирование
воспитательной деятельности педагога-воспитателя / А. В. Щербаков, А. В. Кисляков, К. С. Задорин // Классный руководитель. - 2012. -№ 1. - C.31-40.
53. Щипанов В.В. Интегративно-дивергентное проектирование
мультидисциплинарных образовательных систем /В.В. Щипанов. - М.:
Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1999. - 173 с.
54. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование / Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. -123 с.
55. Яковлева Н. Проектирование как педагогический феномен /Н.Яковлева. //Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 8-14
56. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем /Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во ЧГИ, 2008. - 281 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ