Управление конфликтами в дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Конфликт как социальный феномен: понятие, структура и
классификация конфликтов 6
1.2. Общая характеристика конфликтов в педагогических коллективах .. 14
1.3. Управление конфликтами в образовательной организации:
предупреждение, регулирование и разрешение 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Изучение конфликтного поведения работников дошкольной
образовательной организации на начальном этапе опытно-поисковой
работы 35
2.2. Цикл занятий по обучению педагогов дошкольной образовательной организации конструктивному поведению в конфликте 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Конфликт как социальный феномен: понятие, структура и
классификация конфликтов 6
1.2. Общая характеристика конфликтов в педагогических коллективах .. 14
1.3. Управление конфликтами в образовательной организации:
предупреждение, регулирование и разрешение 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Изучение конфликтного поведения работников дошкольной
образовательной организации на начальном этапе опытно-поисковой
работы 35
2.2. Цикл занятий по обучению педагогов дошкольной образовательной организации конструктивному поведению в конфликте 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность исследования определяется интенсивными преобразованиями социальной сферы в целом и системы образования в частности. Нарастающая напряженность труда влечет за собой увеличение числа социальных конфликтов в образовательных организациях между всеми субъектами образовательных отношений. При возникновении конфликтных ситуаций основная нагрузка по их урегулированию приходится на педагогов, с их стороны ожидается принципиальная позиция, этичное отношение к окружающим, педагогический такт, конструктивное поведение, самоотдача, что соотносится с высоким уровнем владения педагогической культурой. При этом согласно исследованиям Л.А. Захарчук наиболее характерными для системы образования являются межличностные конфликты, возникающие по поводу достижения целей профессиональной деятельности и при нарушении взаимосвязей ролевого характера.
В отношении педагогической профессии в тарифно-квалификационном справочнике профессий и профессиональном стандарте педагога нет прямого указания на владение педагогами конфликтологической компетентностью, однако очевидно, что педагогическая деятельность обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности подрастающего поколения будет успешной лишь в том случае, если педагог способен успешно предупреждать, разрешать и управлять конфликтами, участником которых он становится. Особое значение приобретает конфликтологическая компетентность для педагогов дошкольного образования, которые согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, в том числе уметь организовывать взаимодействие и общение детей в различных ситуациях.
В настоящее время проблема управления конфликтами проработана достаточно обширно на теоретическом уровне.
В зарубежных исследованиях К. Левина, К. Лоренца, А. Смита и других разработаны теории конфликта и показано, что конфликт - это многоуровневое социальное явление разворачивающееся в группах и определяющее групповую динамику. В работах отечественных ученых конфликт изучается глубоко и основательно с акцентом на его социальный характер. Л.А. Петровская разработала подход об общей методологии конфликта, А.Н. Леонтьев и В.Н. Мясищев разработали подход к внутриличностным конфликтам. В работах Н.Ф. Антиповой, Ф.М. Бородкина, В.Е. Журавлёва, A.M. Лебедев, В.О. Рукавишниковой и др. приставлено теоретическое осмысление сущности, структуры и динамики конфликта.
Вместе с тем исследованиями конфликтов в образовательных организациях внимание уделяется недостаточно. К настоящему времени имеются единичные работы по классификации конфликтов, характеристике их причин, а также отдельные теоретико-практические рекомендации по медиации конфликтов в школьной среде. Не смотря на то, что конфликты в системе образования явление закономерное, имеет причинно-следственные связи, существенно влияет на поведение участников образовательного процесса, в литературе сложно найти научно обоснованные рекомендации по управлению конфликтами в дошкольной образовательной организации.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью управления конфликтами в дошкольной образовательной организации в целях успешной реализации образовательной программы и недостаточной разработанностью этого вопроса в науке и практике образования.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Управление конфликтами в дошкольной образовательной организации».
Исследование в рамках выпускной квалификационной работы выполнено с ограничением и включает изучение только социально-психологических межличностных конфликтов в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: конфликты в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: цикл занятий по обучению педагогов дошкольной образовательной организации конструктивному поведению в конфликте.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать цикл занятий для педагогов дошкольной образовательной организации по обучению их конструктивному поведению в конфликте.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие конфликт в психолого-педагогической литературе;
- выявить и охарактеризовать основные механизмы управления социально-психологическими конфликтами в образовательной организации;
- разработать критерии, подобрать соответствующие диагностические методики и выполнить диагностику конфликтного поведения педагогов дошкольной образовательной организации ;
- разработать цикл занятий для обучения педагогов дошкольной образовательной организации конструктивному поведению в конфликте.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психологической литературы, опрос, тест, количественный и качественный анализ полученных данных.
База практической части исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №342 г. Екатеринбург.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В отношении педагогической профессии в тарифно-квалификационном справочнике профессий и профессиональном стандарте педагога нет прямого указания на владение педагогами конфликтологической компетентностью, однако очевидно, что педагогическая деятельность обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности подрастающего поколения будет успешной лишь в том случае, если педагог способен успешно предупреждать, разрешать и управлять конфликтами, участником которых он становится. Особое значение приобретает конфликтологическая компетентность для педагогов дошкольного образования, которые согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, в том числе уметь организовывать взаимодействие и общение детей в различных ситуациях.
В настоящее время проблема управления конфликтами проработана достаточно обширно на теоретическом уровне.
В зарубежных исследованиях К. Левина, К. Лоренца, А. Смита и других разработаны теории конфликта и показано, что конфликт - это многоуровневое социальное явление разворачивающееся в группах и определяющее групповую динамику. В работах отечественных ученых конфликт изучается глубоко и основательно с акцентом на его социальный характер. Л.А. Петровская разработала подход об общей методологии конфликта, А.Н. Леонтьев и В.Н. Мясищев разработали подход к внутриличностным конфликтам. В работах Н.Ф. Антиповой, Ф.М. Бородкина, В.Е. Журавлёва, A.M. Лебедев, В.О. Рукавишниковой и др. приставлено теоретическое осмысление сущности, структуры и динамики конфликта.
Вместе с тем исследованиями конфликтов в образовательных организациях внимание уделяется недостаточно. К настоящему времени имеются единичные работы по классификации конфликтов, характеристике их причин, а также отдельные теоретико-практические рекомендации по медиации конфликтов в школьной среде. Не смотря на то, что конфликты в системе образования явление закономерное, имеет причинно-следственные связи, существенно влияет на поведение участников образовательного процесса, в литературе сложно найти научно обоснованные рекомендации по управлению конфликтами в дошкольной образовательной организации.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью управления конфликтами в дошкольной образовательной организации в целях успешной реализации образовательной программы и недостаточной разработанностью этого вопроса в науке и практике образования.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Управление конфликтами в дошкольной образовательной организации».
Исследование в рамках выпускной квалификационной работы выполнено с ограничением и включает изучение только социально-психологических межличностных конфликтов в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: конфликты в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: цикл занятий по обучению педагогов дошкольной образовательной организации конструктивному поведению в конфликте.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать цикл занятий для педагогов дошкольной образовательной организации по обучению их конструктивному поведению в конфликте.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие конфликт в психолого-педагогической литературе;
- выявить и охарактеризовать основные механизмы управления социально-психологическими конфликтами в образовательной организации;
- разработать критерии, подобрать соответствующие диагностические методики и выполнить диагностику конфликтного поведения педагогов дошкольной образовательной организации ;
- разработать цикл занятий для обучения педагогов дошкольной образовательной организации конструктивному поведению в конфликте.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психологической литературы, опрос, тест, количественный и качественный анализ полученных данных.
База практической части исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №342 г. Екатеринбург.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Конфликт является важной неотъемлемой частью жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Он представляет собой столкновение, спровоцированное противоречиями взглядов, интересов в процессе взаимодействия больших и малых социальных групп. Конфликты могут проявляться практически во всех сферах деятельности человека. Важной особенностью является умение предвидеть конфликт и своевременно его предотвратить, приводя конфликтующие стороны к единому мнению.
Среди зарубежных психологических исследователей конфликта выделяются (3. Фрейда, Альфред Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, С. Сигеле, К. Лоренц, Н. Миллер, К. Левин, А. Басе, А. Бандура, Г. Гурвич, Д. Мид, Д. Шпигель). В отечественных исследованиях конфликта значимы труды (Е. Дубовской Р. Кричевского, А. Сухова, А. Бодалева, В. Казанцева).
Под конфликтом понимается, как правило, столкновение противоположных интересов или направленностей, разворачивающееся между разными индивидами (межличностный конфликт), что чаще всего связано с особенностями социальных взаимоотношений, или внутри психической организации индивида (внутриличностный конфликт).
Проблема конструктивного разрешения конфликтов заключается в создании условий взаимоотношений людей, которые сводят к минимуму риск возникновения конфликтов между ними.
Конфликт является необходимым условием и одновременно результатом общественной динамики, то есть эволюция общественного устройства берет начало в социальном конфликте и результатом общественной динамики являются условия для конфликтной ситуации.
Большое значение имеют конфликты, возникающие в образовательной сфере. На сегодняшний день становится популярным формирование конфликтологических компетенций у педагогов. Педагог должен обладать навыками, позволяющими предвидеть и уметь конструктивно разрешить конфликт в учебно-педагогической сфере. Виды педагогических конфликтов исследовались (С.Е. Аксененко, А.Я. Анцуповым, Ю.В. Гиппенрейтер, А.И. Донцовым, Б.П. Жизневским, Я.Л. Коломинским, Д.М. Маллаевым, Л.А. Петровской, Т.А. Репиной, А.А. Рояк, М.М. Рыбаковой, А.И. Шипиловым).
Педагогическая деятельность предполагает общение с большим количеством людей, относящихся к разным возрастным категориям и имеющим различный социальный статус, что неизбежно приводит к конфликтам.
В дошкольной образовательной организации не только реализуется образовательный процесс, но и осуществляется групповое взаимодействие совершенно разных людей. В ходе таких взаимодействий возникают разногласия, которые участники стремятся разрешать различными способами.
Педагогическая сфера является важным социальным институтом, направленным на формирование личности. Поэтому здесь крайне важны благоприятные социально-психологические условия. В процессе своей деятельности педагог может сталкиваться с конфликтами различного характера. Они могут возникать между воспитанниками в борьбе за лидерство, между педагогом и родителем, вставшим на защиту своего ребенка. Педагог занимает особое место в проблеме предотвращения конфликтов.
Результаты изучения конфликтного поведения работников дошкольной образовательной организации на начальном этапе опытно-поисковой работы показали, что предпочитаемым стилем поведения в конфликте большинство у педагогов дошкольной образовательной организации является «компромисс». Также часто педагоги дошкольной образовательной организации предпочитают такие способы поведения в конфликте как «сотрудничество», «избегание» и «приспособление». Большинство педагогов дошкольной образовательной организации имеют средний уровень коммуникативной толерантности, высокий уровень социальной эмпатии, средний индекс агрессивности и враждебности. Также отмечен высокий уровень коммуникативного контроля.
Полученные результаты позволили сформировать цикл занятий с педагогами дошкольной образовательной организации по обучению их конструктивному поведению в конфликте. Цикл занятий строится по типу тренинга и проводится квалифицированным специалистом. С помощью тренинга создаются необходимые условия для работы с группой педагогов по усвоению новых, эффективных моделей взаимодействия и дальнейшему сплочению педагогического коллектива. Тренинг включает 10 занятий, каждое из которых занимает около одного часа.
Таким образом, в работе теоретически обоснован и разработан цикл занятий для педагогов дошкольной образовательной организации по обучению их конструктивному поведению в конфликте. Реализация программы тренинга по предупреждению конфликтов в дошкольной образовательной организации, позволит осуществлять обучение педагогов дошкольной образовательной организации навыкам самопознания, развить представления о собственной ценности, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии.
Среди зарубежных психологических исследователей конфликта выделяются (3. Фрейда, Альфред Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, С. Сигеле, К. Лоренц, Н. Миллер, К. Левин, А. Басе, А. Бандура, Г. Гурвич, Д. Мид, Д. Шпигель). В отечественных исследованиях конфликта значимы труды (Е. Дубовской Р. Кричевского, А. Сухова, А. Бодалева, В. Казанцева).
Под конфликтом понимается, как правило, столкновение противоположных интересов или направленностей, разворачивающееся между разными индивидами (межличностный конфликт), что чаще всего связано с особенностями социальных взаимоотношений, или внутри психической организации индивида (внутриличностный конфликт).
Проблема конструктивного разрешения конфликтов заключается в создании условий взаимоотношений людей, которые сводят к минимуму риск возникновения конфликтов между ними.
Конфликт является необходимым условием и одновременно результатом общественной динамики, то есть эволюция общественного устройства берет начало в социальном конфликте и результатом общественной динамики являются условия для конфликтной ситуации.
Большое значение имеют конфликты, возникающие в образовательной сфере. На сегодняшний день становится популярным формирование конфликтологических компетенций у педагогов. Педагог должен обладать навыками, позволяющими предвидеть и уметь конструктивно разрешить конфликт в учебно-педагогической сфере. Виды педагогических конфликтов исследовались (С.Е. Аксененко, А.Я. Анцуповым, Ю.В. Гиппенрейтер, А.И. Донцовым, Б.П. Жизневским, Я.Л. Коломинским, Д.М. Маллаевым, Л.А. Петровской, Т.А. Репиной, А.А. Рояк, М.М. Рыбаковой, А.И. Шипиловым).
Педагогическая деятельность предполагает общение с большим количеством людей, относящихся к разным возрастным категориям и имеющим различный социальный статус, что неизбежно приводит к конфликтам.
В дошкольной образовательной организации не только реализуется образовательный процесс, но и осуществляется групповое взаимодействие совершенно разных людей. В ходе таких взаимодействий возникают разногласия, которые участники стремятся разрешать различными способами.
Педагогическая сфера является важным социальным институтом, направленным на формирование личности. Поэтому здесь крайне важны благоприятные социально-психологические условия. В процессе своей деятельности педагог может сталкиваться с конфликтами различного характера. Они могут возникать между воспитанниками в борьбе за лидерство, между педагогом и родителем, вставшим на защиту своего ребенка. Педагог занимает особое место в проблеме предотвращения конфликтов.
Результаты изучения конфликтного поведения работников дошкольной образовательной организации на начальном этапе опытно-поисковой работы показали, что предпочитаемым стилем поведения в конфликте большинство у педагогов дошкольной образовательной организации является «компромисс». Также часто педагоги дошкольной образовательной организации предпочитают такие способы поведения в конфликте как «сотрудничество», «избегание» и «приспособление». Большинство педагогов дошкольной образовательной организации имеют средний уровень коммуникативной толерантности, высокий уровень социальной эмпатии, средний индекс агрессивности и враждебности. Также отмечен высокий уровень коммуникативного контроля.
Полученные результаты позволили сформировать цикл занятий с педагогами дошкольной образовательной организации по обучению их конструктивному поведению в конфликте. Цикл занятий строится по типу тренинга и проводится квалифицированным специалистом. С помощью тренинга создаются необходимые условия для работы с группой педагогов по усвоению новых, эффективных моделей взаимодействия и дальнейшему сплочению педагогического коллектива. Тренинг включает 10 занятий, каждое из которых занимает около одного часа.
Таким образом, в работе теоретически обоснован и разработан цикл занятий для педагогов дошкольной образовательной организации по обучению их конструктивному поведению в конфликте. Реализация программы тренинга по предупреждению конфликтов в дошкольной образовательной организации, позволит осуществлять обучение педагогов дошкольной образовательной организации навыкам самопознания, развить представления о собственной ценности, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Развитие совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



