Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы профессионального развития педагогических кадров на одно из ведущих мест. Необходимость повышения профессионально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций обусловлена реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [74], внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [89]. Новый поворот в системе образования нацеливает все педагогическое сообщество на развитие профессиональной компетентности педагогов как основных субъектов образовательного процесса, что весьма актуально в связи с тем, что повышение эффективности образовательных отношений в дошкольных образовательных организациях современное общество связывает с профессиональной успешностью педагога и его умением представлять свои профессиональные достижения.
Профессиональная успешность является позитивным феноменом, выступающим в качестве не только субъективной потребности личности ,но и значимой объективной социальной (общественной) потребности.
Согласно А.К. Марковой, чем более успешна самореализация человека в труде, тем больший вклад он вносит в общественный прогресс, способствуя благу других людей. Профессионально успешные педагоги активно включаются в инновационные проекты, ведут поиск новых путей оптимизации образовательного процесса, внедряют в свою работу прогрессивные идеи, что приобретает большую значимость в условиях инновационного развития системы дошкольного образования [58].
Многие современные исследования посвящены анализу личности педагога, выявлению факторов, обусловливающих успешность и инновационность профессии педагога (А. А. Деркач, И. А. Зимняя, Н. Л. Киселева, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин, Т.Н. Щербакова).
Проблема успешности актуальна для отечественных и зарубежных исследований (А.Г. Асмолов, Дж. Аткинсон, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Профессиональная успешность стимулирует развитие интегративных социокультурных, нравственных, интеллектуальных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов системы человек-человек (И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин).
В ряде работ рассматриваются понятия, сходные по своему содержанию с профессионально-педагогической успешностью. При характеристике успешности педагогической деятельности можно проследить употребление таких понятий как «профессиональная компетентность», «профессионализм» и «педагогическое мастерство». В работах Ю.В. Варданян [17], Ю.Н. Кулюткина [51], А.К. Марковой [58], В.А. Сластенина [80] можно увидеть понятие профессиональная компетентность.
Профессиональное мастерство рассматривают в своих трудах такие авторы как Ф.Н. Гоноболин [20], Н.Н. Деменева [23], Н.В. Кузьмина [49], Ю.Н. Кулюткин [51], А.А. Орлов [67], Т.М. Сорокина [82].
Однако практически отсутствуют исследования, изучающие профессиональную успешность педагогов дошкольного образования. Исходя из этого, анализ развития современной образовательной ситуации в дошкольном образовании позволяет выявить противоречие между возрастающими требованиями к профессиональной деятельности современного педагога дошкольной образовательной организации и отсутствием разработанной педагогической технологии, направленной на сопровождение профессиональной успешности педагога в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Указанное противоречие определило проблему исследования: каковы особенности сопровождения профессиональной успешности педагога дошкольной образовательной организации?
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Сопровождение профессиональной успешности педагога дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс сопровождения профессиональной успешности педагога.
Предмет исследования: сопровождение профессиональной успешности педагога дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать программу сопровождения профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «профессиональная успешность педагога»;
- выявить сущность процесса сопровождения профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации;
- определить основные критерии определения профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации;
- провести исследование уровня профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленных задач использовалась система методов научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы; изучение документации, анкетирование, тестирование; качественный и количественный анализ.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 377, г. Екатеринбург.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложений.
Данная работа посвящена проблеме профессиональной успешности педагогов дошкольных образовательных организаций.
Исследование профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации является актуальной проблемой, т.к. это способствует профессиональному росту и саморазвитию педагога, развитию конкурентоспособности педагогических работников, включению внутренней и внешней мотивации деятельности, а также взаимной мотивации участников.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Профессиональная успешность педагога дошкольного образования - это субъектно-личностное состояние, характеризующееся проживанием личностных достижений в педагогической деятельности, возникающее на ценностной основе стремления к результативности педагогического труда.
2. Сопровождение профессиональной успешности педагогов дошкольного образования многоплановый процесс, который формирует способность к самоуправлению в педагогической деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; коммуникативные способности; динамическое развитие творческого потенциала; готовность к повышению уровня профессиональной и эмоциональной устойчивости.
3. Определены факторы успешности педагога дошкольной образовательной организации, которыевключают: личностный компонент (мотивацию, ценностно-смысловое содержание профессиональной деятельности, профессиональное мышление; эмоционально-волевая сфера; рефлексивные способности; креативность и творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей); когнитивный компонент (академические, методические, психолого-педагогические, научные и правовые знания); деятельностный компонент (проектировочные, организаторские, коммуникативные, диагностические, информационные, научно-исследовательские, здоровьесберегающие умения).
4. Разработана программа тьюторского сопровождения
профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации, включающая целевой, содержательный, деятельностный компоненты, обеспечивающая непрерывный характер работы с педагогами дошкольной образовательной организации.
5. В ходе исследования определен инструментарий для изучения профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации, выделен комплексный показатель уровня профессиональной успешности(достаточный, допустимый и недостаточный уровни).
6. Исследуя проблему сопровождения профессиональной успешности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации, можно утверждать что, для управления этим процессом требуется система методической работы. Эта система представлена в виде программы тьюторского сопровождения и состоит из активных способов обучения, деловых игры, тренингов, практических семинаров, которые способствуют активизации мышления и поведения участников программы.
8. Система методических мероприятий в рамках программы предполагает высокую степень вовлечения педагогов в процесс игры, практических семинаров и тренингов, обязательное взаимодействие участников между собой и с материалами мероприятий. При этом профессиональная успешность педагогов развивается одновременно с полученными знаниями, умениями и навыками в ходе практической деятельности.
Проведенное исследование подтвердило, что профессиональная успешность педагогов дошкольной образовательной организации обусловлено требованиями к совершенствованию их профессиональной компетентности.
Данная работа не решает всех вопросов, связанных с сопровождением профессиональной успешности педагогов дошкольного образования. Выводы, полученные в ходе исследования, не претендуют на окончательное решение рассматриваемой проблемы. Ее разработка может быть продолжена в аспекте изучения когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст]: Пер. с нем. / А. Адлер; Вступ. ст. А. М. Боковикова.-М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 22 с.
2. Аминов, Б. Г. Задатки, способности и одаренность учителя [Текст] / Б.Г. Аминов// Мир психологии. -1997. - №2. - С. 144-156
3. Андронова, Т. Д. Формирование у будущих учителей умения анализировать педагогические явления [Текст] / Т. Д. Андронова // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1979. С. 36-46.
4. Антопольская, Т. А. Методологические основания развития организационной культуры учреждения дополнительного образования детей [Текст] / Т. А. Антопольская, А. Н. Ходусов // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 4. - Том II. - С. 178-182.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.
6. Аткинсон, Дж. Теория о развитии мотивации [Текст] / Дж. Аткинсон.- М., 1996.
7. Атмахова, Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Л. Н. Атмахова; Ур. гос. пед. ун-т.. - Екатеринбург, 2006, 21 с.
8. Белухин, Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действитель-ное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики [Текст] / Д. А. Белухин. - М.: Московский психолого-социальный институт. 2007. - 128 с.
9. Бережнова, О. В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации [Текст] / О. В. Бережнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013.- № 9.- С.
40-50.
10. Богдан, Н. Н. Управление карьерой [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Богдан.- Новосибирск: СибАГС, 2009. - 144 с.
11. Болотина, Г. К. Этика профессионального успеха [Текст] / Г. К. Болотина. - Тюмень: ТюмГНГУ, 1998. - 56 с.
12. Бондаревская, Р. С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности [Текст] / Р. С. Бондаревская // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования / Человек и образование. - 2009.- № 3 (20).- С. 94-96.
13. Бодров, В. А. Профессиональная пригодность: субъектно¬
деятельностный подход [Текст] / В.А. Бодров. - М: Изд-во Института психологии РАН, 2004 - 390 с.
14. Боулдинг, К.Э. Экономическая наука и социальные системы [Текст] / К.Э. Боулдинг // Панорама экономической мысли конца XX столетия. В 2-х томах - СПб.: Экономическая школа, 2002 - Т.2.- С. 907-927.
15. Бровор, Е. А. Профессиональное саморазвитие педагогов ДОУ в
современном образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. /
Е. А. Бровор. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html(дата обращения: 10.06.2017)
16. Былкина, Т. Г. Теоретические подходы к пониманию и диагностике успешности педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Т. Г. Былкина, Е. И. Пустобаева // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIXмеждунар. студ. науч.- практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf(дата обращения: 10.06.2017)
17. Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога) [Текст]: автореферат дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Варданян: Моск. гос. пед. ун-т.- М. 1999. - 40 с.
18. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения [Текст] : пер. с нем. / М. Вебер; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гуйденко.- М.: Прогресс, 1990.
19. Гарднер, Говард. Структура разума: теория множественного интеллекта [Текст] / Говард Гарднер.- М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007.- 512 с.
20. Гоноболин, Ф. Н. Книга об учителе [Текст] / Ф.Н. Гоноболин.- М., 1965.
21. Давыдова, О. И. Тьюторское сопровождение самообразования педагога ДОУ [Текст] / О. И. Давыдова, А. А. Майер // Управление ДОУ- 2015. - № 1. - С. 92-99.
22. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. [Текст] / В. И. Даль.- М.: Русский язык, 1980.- 683 с.
23. Деменева, О. М. Модель формирования социально¬
профессиональной мобильности студентов [Текст] / О. М. Деменева // Профессиональное образование. Столица.- 2008.- №9.- С. 26-27.
24. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А. А. Деркач. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МО ДЕК», 2004. -752 с.
25. Долгова, Л. М. Нормативно-правовое оформление деятельности тьютора в образовательном учреждении [Текст] / Л. М. Долгова // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всероссийского научно-методического семинара. - М.: АПКиП, 2009. - 206 с.
26. Домашкина, А. В. Успешность и карьера: перспективы на развитие педагога [Электронный ресурс] / А. В. Домашкина. URL: https://pedportal.net
/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/ (дата обращения: 10.06.2017)
27. Дружилов, С. А. Обучение и стадии профессиональной компетентности [Текст] / С. А. Дружилов // Непрерывное образование как условие развития творческой личности: сб. по мат-лам фестиваля педагогического творчества, Новокузнецк, 28-29 августа 2000 г. - Новокузнецк: ИПК, 2001.- 174 с.
28. Дубцова, М. В. Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития [Текст] / М. В. Дубцова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы У!Междунар. науч. конф. г. Уфа, март 2015 г.- Уфа: Лето, 2015. - С. 54-57.
29. Ерофеева, Е. В. Факторы профессионально-педагогической
успешности [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Ерофеева; Мордовский гос. пед. ин-т им. Е.В. Евсевьева. - Саратов, 2001.- 208 с.
30. Жалагина, Т. А. Профессионально направленное развитие мотивационной сферы преподавателя вуза как фактор преодоления социальных рисков [Текст]: материалы международной научно-практической конференции «Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты», Тверь, ТвГУ, 2008 г. / Т. А. Жалагина.- Тверь, 2008.- С. 128-134
31. Жемухова, Л. З. Успешность учителя как педагогическая проблема [Текст] / Л. З. Жемухова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009.-№ 109. - С. 103-107
32. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э. Ф. Зеер., А. М. Павлова - М.: МПСИ, 2005. - 196 с.
33. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов [Текст] / И. А. Зимняя. - 2-е изд.- доп., исп. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
34. Зомбарт, В. Избранные работы [Текст] / В. Зомбарт.- М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005.- 344 с.- (Серия «Университетская библиотека
Александра Погорельского»).
35. Иваницкий, В. Г. Почему смеялась рыба? Основной вопрос философии [Текст] / В. Г. Иваницкий // Знание-Сила.-1993. - №2 - С.14.
36. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально- педагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст] / И. Ф. Исаев. - Москва-Белгород, 1993. - 217 с.
37. Каплунович, Т. А. Проектирование этапов повышения
квалификации педагога в контексте карьерного развития [Текст] / Т. А. Каплунович, М. В. Александрова, С. А. Тращенкова // Человек и образование.- 2012.- № 4(33). C. 10-14.
38. Карпов, А. В. Психология управления [Текст] : моногр.
/ А. В. Карпов, Н. Г. Терещенко.- Казань: Изд-во Ин-та экономики, управления и права; Таглимат, 2006.-240 с.
39. Кашкарева, В. Б. Исследование уровней профессиональной успешности педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. Б. Кашкарева // Северо-Кавказвский психологический вестник: Психология образования и педагогическая психология. - 2013.- Т.1.- С. 28¬32.
40. Кашкарева, В. Б. Особенности формирования профессиональной
.компетентности воспитателя дошкольного образования [Текст] / В. Б. Кашкарева / Модернизация и перспективы развития современного общества: социально-экономические и историко-правовые проблемы.
Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции. - Элиста: Изд-во «НПИ «Джангар», 2011- С. 278-284.
41. Киселева, Н. Л. Психолого-педагогические условия развития профессиональной успешности учителя [Текст] : Дисс. к. психол. н.: 13.00.08 / Н. Л. Киселева; Курский гос. пед. ун-т.- Курск, 2003.-187 с.
42. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст]: Избранные психологические труды / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 2003 - 456 с.
43. Коджаспирова Г. М. Педагогика [Текст] / Г. М. Коджаспирова - М.: КНОРУС, 2010.- 744 с.
44. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст] : учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под. ред.И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 312 с.
45. Коммуникативная компетентность педагога как профессиональный ресурс [Текст] / Т. Н. Щербакова, А. И. Кладько // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2014. - № 4. - С. 199¬204.
46. Краус, М. В. Ситуативные задачи для педагогов [Электронный
ресурс] / М. В. Краус. URL: https://infourok.ru/situativnie-zadachi-dlya-
pedagogov-786210.html (дата обращения: 20.09.2017).
47. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 253 с.
48. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.-114 с.
49. Кузьмина, Н. В. Психологическая структура деятельности учителя [Текст] / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев.- Гомель, 1976.
50. Кулебякин, Е. В. Психология социальной работы [Текст]: учебное пособие / Е. В. Кулебякин. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.- 86 с.
51. Кулюткин, Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя [Текст] / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2002.- 400 с.
52. Курдюкова, Н. А. Социальная успешность личности в контексте общепсихологического знания [Текст] / Н. А. Курдюкова // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013.- № 4.- С. 15-20.
53. Куртикова, И. Тренинг: руководство к действию. Теория и практика [Текст] / И. Куртикова, В. Лаврова, В. Ли.- М.: СПИД Фонд Восток - Запад, 2005.- 240 с.
54. Кучерявенко, И. А. Проблема успеха в деятельности психолога [Текст] / И.А. Кучерявенко // Молодой ученый.- 2009.- №4.- С. 208-213.
55. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: Методическое пособие [Текст] / А. А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
56. Малютин, А. А. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников [Электронный ресурс] / А. А. Малютин // Школьное образование. иКТ:ййрз://урок.рф/11Ьгагу/копкигз1_рго1езз1опа1подо_таз1егз1уа_как_згейз1УО_073000.html (дата обращения: 10.06.2017)
57. Мангейм, К.. Очерки социологии знания: Проблема поколений - состязательность - экономические амбиции [Текст] / К. Мангейм; пер. с англ. Е. Я. Додина. - М. : ИНИОН РАН, 2000. - 162 с.
58. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст]
/А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.- 312 с.
59. Маслоу, А. Г. Мотивация и Личность [Текст]: пер. с англ. /
A. Г. Маслоу. - Спб: Евразия, 2001. - 319 с.
60. Митина, Л. М. Формирование профессионального самосознания личности учителя [Текст] / Л. М. Митина // Вопросы психологии.- 1990. - №3. - С. 58-63.
61. Михайлов, В. В. Методы имитационного моделирования в повышении квалификации педагогов интернатного учреждения [Текст] /
B. В. Михайлов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Педагогика и психология, теория и методика обучения.- 2007.- № 40.- С. 460-464.
62. Морозова, В. Е. Проблемы профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / В. Е. Морозова // Актуальные проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях обновления образовательной практики. - Барнаул, 1999. - С. 116-117.
63. Немов, Р. С. Психологический словарь [Текст] / Р. С. Немов.- М.: Владос, 2007.-560 с.
64. Нефедова, Н. И. Социальные представления об успехе [Текст] / Н. И. Нефедова // Вестник ВолГУ.- 2003. -№5.- С. 141-147.
65. Нижнева, Н.Н., Условия и факторы успешной педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Н.Н. Нижнева, Н.Л. Нижнева- Ксенофонтова, В.А. Ксенофонтов / Белорусский государственный университет. URL: ййр://е11Ь.Ь8и.Ьу(дата обращения: 27.09.2017).
66. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28-е изд. ,перераб. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. -1376 с.
67. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум
[Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений / А. А. Орлов - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
68. Особенности мотивации персонала в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Ассоциация творческих педагогов России. 2016. URL: ййрз://е4иеоп1ез1.пе1/ПРО (дата обращения: 10.06.2017).
69. Пашкевич, Т. Д. Сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: программа [Электронный ресурс] / Т. Д. Пашкевич. URL: detskisadik.ueoz.ru/2015/avgust/programma_ soprovozhdenija_samorazvitija_pedagogov.doex (дата обращения: 10.10.2017)
70. Поваренков, Ю. П. Оценка эффективности педагогической деятельности: учеб. пособие [Текст] / Ю.П. Поваренков, Ю.Н. Слепко. - Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Изд-во 2011.-166 с.
71. Полетаева, Н. М. Стажировка молодых педагогов как условие
становления профессиональной зрелости: монография [Текст] /
Н. М. Полетаева, Е. А. Родина, И. А. Сиялова [и др.].- СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. - 329 с.
72. Полетаева, Н. М. Условия профессиональной успешности молодого педагога [Текст] / Н. М. Полетаева // Царскосельские чтения. - 2013. - № 4.- С. 119 -125.
73. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии [Текст] / С. Д. Поляков. - М.: Новая школа, 2003.¬304 с.
74. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 467 «О
Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» (ред. от 27.04.2016) [Электронный ресурс]. URL: ййр://минобрнауки.рф/ документы/ 5930/файл /4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата
обращения: 25.10.2017)
75. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. URL: http:ZZwww.consultant.ru/law/hotdocsZ 30085.html (дата обращения: 10.06.2017).
76. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 400 с.
77. Развитие внутренней мотивации педагогов ДОО к эффективному овладению проектированием образовательного процесса [Текст]: методическая разработка / авт. сост. Д. О. Собянина [и др.]. - Иркутск, 2016.- 158 с.
78. Савина, Л.С. Портфолио как сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Электронный ресурс] /Л.С. Савина. URL: http://vospitateljam.ru/portfolio-kak-soprovozhdenie-professionalnoj-uspeshnosti-pedagoga-dou/ (дата обращения: 28.10.2017)
79. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие [Текст] / Сост. Е. Е. Миронова. - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.-120 с.
80. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] /
B. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 1997.- 308 с.
81. Сластенин, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс [Текст] / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал.- 2005. - № 4. - С.3-13.
82. Сорокина, Т. М. Развитие профессиональной компетенции педагога начальной школы в системе высшего и дополнительного профессионального образования / Т. М. Сорокина, С. А. Максимова // Нижегородское образование. - 2013. - № 4.- С. 49-56.
83. Сосланд, А. И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода [Текст] / А. И. Сосланд . - М.: Логос. 1999.- 98 с.
84. Субботина, Т. В. Программа тренинговых занятий
«Психологическое сопровождение педагогов ДОУ» [Электронный ресурс] / Т. В. Субботина. URL: https://kopilkaurokov.ru/(дата обращения: 07.06.2017).
85. Томенко, В. В. Смыслообразующие компоненты понятия «УСПЕХ» [Текст] / В. В. Томенко // Приволжский научный вестник.- 2016 .-№ 1 (53).-
C. 129-131.
86. Трайнев, В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие [Текст] / В. А. Трайнев. - М.: Владос, 2005 - 303 с.
87. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных
программ на разных ступенях обучения [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, г. Пермь, 28-30 марта 2012 г. / под общ. ред. Л. А. Косолаповой; ред. кол.: Т. Я. Шихова, Н. В. Юняева,
Т. П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: ПГГПУ, 2012.- 205 с.
88. Фастовцева, Ю. В. Психологические факторы профессиональной самореализации педагогов высшей школы [Текст]: автореф. дис. ... кканд психол. наук: 19.00.07 / Ю. В. Фастовцева; Южный федер. ун-т.- Ростов на
Дону, 2013.- 24 с.
89. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изм. от 15 сентября 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/6261 (дата обращения: 10.06.2017)
90. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW(дата обращения: 20.06.2017).
91. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. [Текст] / Х. Хекхаузен.- Том 1. - М.: Педагогика, 1986. - 408 с.
92. Черникова, С. В. Мастер - класс по оформлению портфолио
[Электронный ресурс] / С. В. Черникова. URL: http://dohcolonoc.ru/master- klasy/3818-master-klass-po-oformleniyu-portfolio.html (дата обращения
15.09.2015).
93. Шаронова, С. А. Социальные технологии: деловые игры: учебное пособие [Текст] / С. А. Шаронова- М.: ПСТГУ, 2013 - 220 с.
94. Шепель, В. М. Человековедческая компетентность - актуальная проблема последипломного образования педагогов [Текст] / В. М. Шепель; под ред. С. В. Баныкиной. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.-168 с.
95. Шумакова, К. С. Тьюторинг как форма повышения квалификации педагогов [Текст] / К. С. Шумакова // Педагогическое образование в Росии.- 2012.- №1.- С. 135-140.
96. Щедровицкий, Г. П. Организационно-деятельная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности / Г. П. Щедровицкий // Методы исследования и диагностики развития международных трудовых коллективов. - М.: ГМНИИПУ, 1983 - С. 153 - 178.
97. Юревич, С. Н. Технология тьюторского сопровождения
самообразовательной деятельности педагогов ДОУ [Электронный ресурс] /
С. Н. Юревич, Р. Д. Булатова// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL:http://www.scienceforum.ru/2017/2234/26295(дата обращения: 10.10.2017).