Развитие ИКТ-компетентности педагогов дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие профессиональной компетентности в области педагогической
деятельности 7
1.2. Современные требования к ИКТ-компетентности педагогов
дошкольного образования 14
1.3. Возможности методической работы для развития ИКТ-компетентности
педагогов в дошкольной образовательной организации 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Изучение особенностей развития ИКТ-компетентности педагогов
в дошкольной образовательной организации на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Организация методической работы в дошкольной образовательной
организации по развитию ИКТ-компетентности педагогов 37
2.3. Эффективность методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации .. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие профессиональной компетентности в области педагогической
деятельности 7
1.2. Современные требования к ИКТ-компетентности педагогов
дошкольного образования 14
1.3. Возможности методической работы для развития ИКТ-компетентности
педагогов в дошкольной образовательной организации 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Изучение особенностей развития ИКТ-компетентности педагогов
в дошкольной образовательной организации на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Организация методической работы в дошкольной образовательной
организации по развитию ИКТ-компетентности педагогов 37
2.3. Эффективность методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации .. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. В рамках Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 29), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) в качестве одного из приоритетных направлений названо применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в образовании.
В ФГОС ДО, «Профессиональном стандарте педагога», Едином квалификационном справочнике должностей, нормативно-правовых документах о порядке аттестации педагогических работников и др. четко обозначены современные требования к педагогам в рамках владения ИКТ- компетентности. В частности, владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для выполнения функций планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, а также выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (или законными представителями) детей данной возрастной группы с целью решения образовательных задач, применение методов и средств для их психолого-педагогического просвещения.
Под ИКТ-компетентностью педагога ДОО в рамках данной работы понимается профессиональная характеристика, связанная с эффективным применением ИКТ для осуществления образовательного процесса по программа дошкольного образования.
В литературе существует множество авторских подходов к рассмотрению вопроса о профессиональных компетентностях педагога.
Особое внимание в данном исследовании уделено работам В.Н. Веденского, А.К. Марковой, И.Д. Лаптевой, А.В. Хуторского, И.А. Зимней и др., раскрывающим педагогическую компетентность в целом. А также работам авторов М.В. Моисеева, В.К. Степанов, Е.Д. Патаракин, Л.А. Бачурина, И.Г. Захарова, Т.А. Камалова, Н.Н. Панова, С.А. Богатенков, О.И. Статирова, В.П. Короповская и др., которые специально уделяли внимание исследованию ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования.
Теоретический анализ позволяет утверждать, что в процессе перехода к информационному обществу развитие ИКТ-компетентности педагога ДОО считается одним из приоритетных направлений методической работы.
В последние десятилетия интерес к методической работе значительно вырос, появилось множество значимых работ таких авторов как К.Ю. Белая, Л.А. Бахтурина, А.И. Васильева, И.И. Кобитина, Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева, Л.И. Ильенко, А.М. Моисеев, П.И. Третьяков, Л.М. Волобуева, Л.М. Денякина, Е.В. Коротаева, Т.П. Колодяжная, Е.П. Милашевич, Л.В. Поздняк и др., в которых показаны пути обновления методической деятельности в системе образования.
В рамках данного исследования в качестве основного определения понятия методической работы ДОО используется определение Л.П. Ильенко, А.М. Моисеева, подразумевающих под ним целостную, основанную на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, нацеленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала сотрудников и, соответственно, на совершенствование образовательного процесса в целом, а также достижение оптимального уровня развития дошкольников.
Профессиональные требования в отношении развития ИКТ- компетентности современного воспитателя в условиях ДОО за последние десятилетия существенно выросли, совершили своеобразный рывок во времени. При этом многие сотрудники дошкольных организаций оказались не готовы к столь стремительным изменениям. Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования следующим образом: каким образом организовать методическую работу для целенаправленного развития ИКТ-компетентности у педагогов дошкольной образовательной организации?
Объектом исследования является профессиональная Некомпетентность педагогов.
Предметом исследования является методическая работа по развитию ИКТ-компетентности педагогов ДОО.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически реализовать план методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации.
Исходным теоретико-методологическим основанием исследования являются компетентностный подход в теории профессионального образования И.А. Зимней, В.Н. Веденского, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, и др., а также труды К.Ю. Белой, Л.И. Ильенко, А.М. Моисеева, Л.В. Поздняка и др. о значимости методической работы в ДОО.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи.
1. Изучить теоретические основы развития ИКТ-компетентности педагогов ДОО в процессе методической работы.
2. Выявить особенности развития ИКТ-компетентности педагогов ДОО.
3. Организовать методическую работу, направленную на развитие ИКТ-компетентности педагогов ДОО.
4. Оценить эффективность методической работы в ДОО по развитию ИКТ-компетентности педагогов.
В работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретических положений исследования, методы сбора и обработки эмпирических данных (анкетирование, наблюдение).
База исследования: МБДОУ «Красная шапочка» пгт. Междуреченский, Кондинского района, в исследовании приняли участие20 педагогов.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В ФГОС ДО, «Профессиональном стандарте педагога», Едином квалификационном справочнике должностей, нормативно-правовых документах о порядке аттестации педагогических работников и др. четко обозначены современные требования к педагогам в рамках владения ИКТ- компетентности. В частности, владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для выполнения функций планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, а также выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (или законными представителями) детей данной возрастной группы с целью решения образовательных задач, применение методов и средств для их психолого-педагогического просвещения.
Под ИКТ-компетентностью педагога ДОО в рамках данной работы понимается профессиональная характеристика, связанная с эффективным применением ИКТ для осуществления образовательного процесса по программа дошкольного образования.
В литературе существует множество авторских подходов к рассмотрению вопроса о профессиональных компетентностях педагога.
Особое внимание в данном исследовании уделено работам В.Н. Веденского, А.К. Марковой, И.Д. Лаптевой, А.В. Хуторского, И.А. Зимней и др., раскрывающим педагогическую компетентность в целом. А также работам авторов М.В. Моисеева, В.К. Степанов, Е.Д. Патаракин, Л.А. Бачурина, И.Г. Захарова, Т.А. Камалова, Н.Н. Панова, С.А. Богатенков, О.И. Статирова, В.П. Короповская и др., которые специально уделяли внимание исследованию ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования.
Теоретический анализ позволяет утверждать, что в процессе перехода к информационному обществу развитие ИКТ-компетентности педагога ДОО считается одним из приоритетных направлений методической работы.
В последние десятилетия интерес к методической работе значительно вырос, появилось множество значимых работ таких авторов как К.Ю. Белая, Л.А. Бахтурина, А.И. Васильева, И.И. Кобитина, Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева, Л.И. Ильенко, А.М. Моисеев, П.И. Третьяков, Л.М. Волобуева, Л.М. Денякина, Е.В. Коротаева, Т.П. Колодяжная, Е.П. Милашевич, Л.В. Поздняк и др., в которых показаны пути обновления методической деятельности в системе образования.
В рамках данного исследования в качестве основного определения понятия методической работы ДОО используется определение Л.П. Ильенко, А.М. Моисеева, подразумевающих под ним целостную, основанную на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, нацеленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала сотрудников и, соответственно, на совершенствование образовательного процесса в целом, а также достижение оптимального уровня развития дошкольников.
Профессиональные требования в отношении развития ИКТ- компетентности современного воспитателя в условиях ДОО за последние десятилетия существенно выросли, совершили своеобразный рывок во времени. При этом многие сотрудники дошкольных организаций оказались не готовы к столь стремительным изменениям. Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования следующим образом: каким образом организовать методическую работу для целенаправленного развития ИКТ-компетентности у педагогов дошкольной образовательной организации?
Объектом исследования является профессиональная Некомпетентность педагогов.
Предметом исследования является методическая работа по развитию ИКТ-компетентности педагогов ДОО.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически реализовать план методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации.
Исходным теоретико-методологическим основанием исследования являются компетентностный подход в теории профессионального образования И.А. Зимней, В.Н. Веденского, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, и др., а также труды К.Ю. Белой, Л.И. Ильенко, А.М. Моисеева, Л.В. Поздняка и др. о значимости методической работы в ДОО.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи.
1. Изучить теоретические основы развития ИКТ-компетентности педагогов ДОО в процессе методической работы.
2. Выявить особенности развития ИКТ-компетентности педагогов ДОО.
3. Организовать методическую работу, направленную на развитие ИКТ-компетентности педагогов ДОО.
4. Оценить эффективность методической работы в ДОО по развитию ИКТ-компетентности педагогов.
В работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретических положений исследования, методы сбора и обработки эмпирических данных (анкетирование, наблюдение).
База исследования: МБДОУ «Красная шапочка» пгт. Междуреченский, Кондинского района, в исследовании приняли участие20 педагогов.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Образование призвано научить человека жить в мире, соответствующем времени. Однако мир постоянно изменяется. Изменение окружающего нас мира влечет изменения «всей совокупности убеждений, ценностей, технических средств и пр., которая характерна для членов данного сообщества».
Современные требования, отраженные в ФГОС ДО, «Профессиональном стандарте педагога», Едином квалификационном справочнике должностей, нормативно-правовых документах о порядке аттестации педагогических работников и др., подразумевают, что каждый педагог ДОО обязан уметь грамотно и своевременно применять современные средства ИКТ.
ИКТ-компетентность педагога ДОО трактуется как профессиональная характеристика, связанная с эффективным применением средств ИКТ в рамках образовательного процесса.
Теоретический анализ позволяет утверждать, что в рамках перехода к информационному обществу развитие ИКТ-компетентности педагога ДОО является одним из приоритетных направлений методической работы.
В рамках данного исследования в качестве основного определения понятия методической работы ДОО применяется трактовка Л.П. Ильенко, А.М. Моисеевой, подразумевающих под ним целостную, основанную на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, нацеленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала сотрудников и, соответственно, на совершенствование образовательного процесса в целом, а также достижение оптимального уровня развития дошкольников.
Наиболее эффективными формами методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования зарекомендовали себя практические семинары (к примеру, на темы, «Устройство компьютера», «Как создать мультимедийную презентацию», «Спецэффекты в программе Power Point» и др.), интернет-клуб (создание электронной почты, поиск информации через основные поисковые системы, поиск документов в библиотеках и базах данных, создание группы в соцсетях и пр.), работы в парах, в рамках которой один педагог считается активным пользователем технических средств, а другой - у него обучается, выставки пособий, созданных посредством технических средств и др.
Развитие ИКТ-компетентности у педагогов ДОО позволит им чувствовать себя более комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению, в свою очередь, перейти на режим функционирования и развития как информационно-открытой образовательной системы.
В рамках проведения эмпирического исследования нами были проведены две анкеты: анкета для определения уровня овладения ИКТ- компетентности педагогов ДОО Т. Пьянковой, анкета для педагогов по научной разработке Л.В. Кочегаровой, А.С. Шарова, наблюдение за образовательной деятельностью педагогов.
В нашем исследовании приняли участие 20 педагогов МБДОУ «Красная шапочка» пгт. Междуреченский, Кондинского района.
На основании полученных в ходе констатирующего этапа исследования результатов было выявлено, что большую часть педагогов ДОО из нашей выборки можно отнести к среднему и низкому уровню развития ИКТ - компетентности (50% и 35% соответственно).
С целью повышения показателей по данному критерию в ходе опытно - поисковой работы нами была создан план методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов ДОО в условиях методической службы.
На протяжении учебного года (с сентября по май) с педагогами проводилась целенаправленная работа, включающая 27 разработанных занятий.
В рамках реализации плана методической работы по развитию ИКТ- компетентности педагогов ДОО в условиях методической службы нами были использованы разнообразные формы мероприятий: круглый стол, семинар- практикум, педагогическая мастерская, практические занятия, игра, мастер- классы, открытые мероприятия и др. Для педагогов были предусмотрены как индивидуальные задания, так и задания в парах. Формы работы подбирались с учетом уровня развития ИКТ-компетентности каждой группы педагогов.
Таким образом, данные контрольного этапа эмпирического исследования убедительно доказывают, что разработанный план методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов ДОО является эффективным.
Современные требования, отраженные в ФГОС ДО, «Профессиональном стандарте педагога», Едином квалификационном справочнике должностей, нормативно-правовых документах о порядке аттестации педагогических работников и др., подразумевают, что каждый педагог ДОО обязан уметь грамотно и своевременно применять современные средства ИКТ.
ИКТ-компетентность педагога ДОО трактуется как профессиональная характеристика, связанная с эффективным применением средств ИКТ в рамках образовательного процесса.
Теоретический анализ позволяет утверждать, что в рамках перехода к информационному обществу развитие ИКТ-компетентности педагога ДОО является одним из приоритетных направлений методической работы.
В рамках данного исследования в качестве основного определения понятия методической работы ДОО применяется трактовка Л.П. Ильенко, А.М. Моисеевой, подразумевающих под ним целостную, основанную на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, нацеленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала сотрудников и, соответственно, на совершенствование образовательного процесса в целом, а также достижение оптимального уровня развития дошкольников.
Наиболее эффективными формами методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования зарекомендовали себя практические семинары (к примеру, на темы, «Устройство компьютера», «Как создать мультимедийную презентацию», «Спецэффекты в программе Power Point» и др.), интернет-клуб (создание электронной почты, поиск информации через основные поисковые системы, поиск документов в библиотеках и базах данных, создание группы в соцсетях и пр.), работы в парах, в рамках которой один педагог считается активным пользователем технических средств, а другой - у него обучается, выставки пособий, созданных посредством технических средств и др.
Развитие ИКТ-компетентности у педагогов ДОО позволит им чувствовать себя более комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению, в свою очередь, перейти на режим функционирования и развития как информационно-открытой образовательной системы.
В рамках проведения эмпирического исследования нами были проведены две анкеты: анкета для определения уровня овладения ИКТ- компетентности педагогов ДОО Т. Пьянковой, анкета для педагогов по научной разработке Л.В. Кочегаровой, А.С. Шарова, наблюдение за образовательной деятельностью педагогов.
В нашем исследовании приняли участие 20 педагогов МБДОУ «Красная шапочка» пгт. Междуреченский, Кондинского района.
На основании полученных в ходе констатирующего этапа исследования результатов было выявлено, что большую часть педагогов ДОО из нашей выборки можно отнести к среднему и низкому уровню развития ИКТ - компетентности (50% и 35% соответственно).
С целью повышения показателей по данному критерию в ходе опытно - поисковой работы нами была создан план методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов ДОО в условиях методической службы.
На протяжении учебного года (с сентября по май) с педагогами проводилась целенаправленная работа, включающая 27 разработанных занятий.
В рамках реализации плана методической работы по развитию ИКТ- компетентности педагогов ДОО в условиях методической службы нами были использованы разнообразные формы мероприятий: круглый стол, семинар- практикум, педагогическая мастерская, практические занятия, игра, мастер- классы, открытые мероприятия и др. Для педагогов были предусмотрены как индивидуальные задания, так и задания в парах. Формы работы подбирались с учетом уровня развития ИКТ-компетентности каждой группы педагогов.
Таким образом, данные контрольного этапа эмпирического исследования убедительно доказывают, что разработанный план методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов ДОО является эффективным.
Подобные работы
- УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Сопровождение профессиональной успешности педагога дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Управление педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Электронные образовательные ресурсы как компонент и условия взаимодействия субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - САЙТ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2017



