Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление развитием профессиональной компетентности воспитателей ДОО

Работа №98182

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕНЕТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО 7
1.1. Определение понятия «профессиональная компетентность
педагога» и ее составляющие 7
1.2. Структура и характеристика профессиональной компетентности
педагога ДОО 13
1.3. Условия повышения профессиональной компетентности педагога
ДОО 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО 29
2.1. Диагностика профессиональной компетентности педагога ДОО 29
2.2. Результаты диагностики профессиональной компетентности
педагогов ДОО 35
2.3. Содержание деятельности по управлению развития
профессиональной компетентности педагога ДОО 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Актуальность исследования. Современное дошкольное образования, согласно Федеральному закону «об Образовании в РФ» является одной первой ступеней образовательной системы Российской Федерации. [21]. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. Постоянно развивающаяся, меняющаяся социальная среда оказывает огромное влияние на образование. Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения и в образовательной среде.
Современные условия развития Российского общества диктуют переход на новый, качественно иной уровень образования.
Приоритетной проблемой, в документах сферы образования, отражающих государственную политику, является проблема качества педагогических кадров:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. No 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2011 г. No 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) предъявляет требования к профессиональной компетентности педагога, отличные от настоящего уровня. В связи с этим появилась необходимость в создании документа, регламентирующего единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Таковым является приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который должен был вступит в силу с 01 января 2017 года.
Общество задает цели и определяет содержание процесса воспитания и образования в общем русле социализации личности. И роль педагога, реализующего этот социальный заказ, значительна.
Качество педагогических кадров - это важный компонент образовательной системы потому, как реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.
И именно на педагогов возложена такая функция как, реализации образовательных программ нового поколения на базе современных педагогических технологий, им определена задача подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с прогрессивным мышлением, способного благополучно самореализовать себя в жизни.
Все это говорит о том, что в современных условиях изменения дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречием между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей.
Разрешить данное противоречие возможно, при условии создания оптимальных условий для развития профессиональной компетентности педагогов в рамках системы повышения квалификации.
Вопросами развития профессиональной компетентности педагогов в различных формах повышения квалификации занимались: Б.С. Гершунского, О.Е. Докучаевой, Л.И. Звавич, Т.Г. Калугиной, В.А. Караковского, А.Е. Капто, А.В. Лоренсова, А.Н. Лоншаковой, Д.Ш.Матроса, Л.И. Маркушевой, А.М. Моисеева, И.В. Павловой, М.М. Поташника, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова и др.
Также данной проблеме посвящены и труды многих авторов. Тем не менее, данный процесс недостаточно освящен по отношению к дошкольному образованию. Актуальность данной проблемы определило тему исследования: «Управление развитием профессиональной компетентности воспитателей ДОО».
Объект исследования - процесс развития профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - условия развития профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации .
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании условия повышения профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему развития профессиональной компетентности педагога ДОО в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить условия повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ.
3. Подобрать методики, провести диагностику развития профессиональной компетентности педагога ДОО.
4. Разработать содержание деятельности по управлению развития профессиональной компетентности педагога ДОО.
Методы исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические:
- анализ, изучение, обобщение и систематизация научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных:
- методы педагогических измерений - тестирование, диагностирование уровня профессиональных компетенций педагогов ДОО, опрос, анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей ДОУ.
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения - детский сад комбинированного вида № 62 города Екатеринбурга.
Образовательное пространство ДОУ включает 14 возрастных групп, в которых воспитываются дети в возрасте от 2 до 7 лет.
Кадровый потенциал: общее количество сотрудников 60 человек, из них 1 заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, заместитель заведующего по АХЧ, 14 воспитателей, 7 узких специалиста: 1 музыкальный руководитель, 2 инструктора по физической культуре, 1 педагог-психолог, 3 учителя-логопеда.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы сделали попытку выяснить, какие компоненты включает в себя профессиональная компетентность педагога в дошкольном образовательном учреждении и что является особенностями его личности. Для этого мы дали определение профессиональной компетентности. Профессиональная компетенция педагога в том и состоит, что педагог, опираясь на возрастные особенности и индивидуальные способности ребенка, на понимание механизмов, которые влияют на его самооценку, находит адекватные способы поддержки детской инициативы, стремления успешно выйти из проблемы.
Рассмотрев и проанализировав множество терминов и определений, было решено, что компетенция - это сфера деятельности человека, в которой используются полученные знания, умения и опыт человека, а компетентность - это качество, характеристика личности человека, которая позволяет ему брать на себя ответственность в решении определенных вопросов и решать возникающие проблемы. А под профессиональной компетентностью педагога понимается готовность принимать важные и актуальные решения в соответствующей ему области и его способность выполнять на высоком уровне свою профессиональную деятельность.
Вышеизложенный анализ позволяет сделать вывод, что профессиональная компетентность педагога структурно представляет собой совокупность следующих компонентов: знания, умения и навыки в области профессии, опыт в единстве и взаимосвязи его духовных, ценностных, и творческих проявлений, личностные качества педагога, и его мотивация.
Нами определено, что профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность когнитивного и личностно-мотивационного компонентов.
Каждый компонент профессионально компетентности характеризуется аспектами его проявления и рассматривается в контексте осуществления профессиональной деятельности.
Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольной организации - это непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации, определения образовательных траекторий для педагогов конкретного вида дошкольной образовательной организации, методического обеспечения повышения квалификации педагогов, организации профессионального обучения и оценки эффективности исполнения профессиональных компетенций в деятельности педагогов. При этом источником целей и содержания повышения квалификации педавгогов дошкольной образовательной организации является противоречие между современными требованиями к дошкольному образованию, конкретным видом дошкольной организации и реальным уровнем профессиональных компетенций педагога.
Определены сущность и принципы развития профессиональной; компетентности педагог.
Предложена модель профессиональной компетентности педагогов, включающая в себя знания, педагогические и специальные умения, профессионально важные качества личности, ценностные ориентации; разработана модель развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации.
Выявлены условия развития профессиональной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации.
Избранный нами комплекс методических мероприятий позволил целостно рассмотреть объект нашего изучения, процесс стимулирования развития профессиональной компетентности, интерпретировать полученные исследовательские данные на основе использования базовых категорий этих подходов: система, деятельность, развитие, человек, личность, коллектив, рефлексия, опыт, творчество, мастерство, профессиональная.
В силу отмеченных характеристик понятия «профессиональная компетентность» следует подчеркнуть, что педагогу необходимо овладевать способами целеполагания на основе реконструкции, анализа педагогической деятельности, создания проектов образовательного процесса, диагностики, анализа и оценки эффективности собственной деятельности.
Проведенная диагностика уровня сформированности педагогической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации позволяет сделать вывод, что общий уровень профессиональной компетентности педагогов значительно повысился, в том числе за счет повышения уровня профессиональной компетенции начинающих педагогов. Методическая работа дошкольной организации способствует развитию интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями. Оказывает положительное влияние также и на совершенствование профессиональной деятельности молодого специалиста, позволила получить педагогам, не имеющим профессионального образования, элементарные знания об основах педагогики и психологии, овладеть основами педагогического мастерства.



1. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова и др. - М., 1991. - С. 27 - 43.
2. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: дис... канд. пед. Наук: 13.00.07 / Л. Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2006. - 177 с.
3. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. - М.: Учитель, 2013. - 78 с
4. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ / С.Ф. Багаутдинова // Журнал Управление ДОУ. - 2010. - №3. с. 82 - 85.
5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. - М.: Перспектива, 2010. - 290 с.
6. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж, 1977. - 188 с.
7. Битина Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б.П Битина // Журнал Педагогика, 2010. - №6. - С. 61.
8. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. / Журнал Заведующий ДОУ. - М., 2009. - 144 с.
9. Борисова О.А. Как помочь воспитателю пройти аттестацию. Современные тенденции и технологии, анализ и экспертиза, консультирование / О.А Борисова, И.В. Липова. - М.: Учитель, 2013. - 245 с.
10. Вагина Л.А. Система работы школы с молодыми специалистами / Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко. - Волгоград, 2011. - 443 с.
11. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы / Н.П Василенко. - Рн Дону. - М., 2012. - 380 с.
12. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада /А.И. Васильева. - М., Просвещение, 2011. - 143 с.
13. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.
14. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ / Л.М Волобуева // Журнал Управление ДОУ, 2012. - №6. - С. 70 -78.
15. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 296 с.7.
16. Демурова Е.Ю. О руководстве детским садом / Е.Ю. Демурова, Л.Ф. Островская. - М., 2010. - 151 с.
17. Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования / Ю.А. Долженко, // Практико-ориентированное пособие.
18. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учебно-методическое пособие / сост. Т.А. Коробицына, Б.Ю. Пахомова. - Архангельск: АО И1П1К РО, 2010. - 265 с.
19. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных /. Я. Дубейковская. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета,
2011. - 224 с.
20. Дуброва В.Н. Организация методической работы в ДОУ / В.Н Дуброва, Е.П. Милашевич. - М., 2009. - 109 с.
21. Дуброва В.Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.Н. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М.: Новая школа, 2010. - 128 с.
22. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н Емельянов. - М.: Просвещение, 2010. - 183 с.
23. Есенков Ю.В. Организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения: Автореферат - Ю.В. Есенков. - Ульяновск - 2006. - 34 с.
24. Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материалах немецких источников / В.К. Загвоздкин // Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования. М., 2003. - С. 184-198.
25. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие / О.Л. Зверева. - М.: Учитель, 2011. - 55 с.
26. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова.- М.: Учитель, 2009. - 116 с.
27. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов. - М.: АПК и ПРО,
2011. - 101 с.
28. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова. - Москва, 2010. - 390 с.
29. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.А. Комиссарова. - М.: Дело, 2011. - 334 с.
30. Конаржевский Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав,
структура, анализ / Ю.А. Конаржевский/ - Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. пед. инта, 1979. - 177 с/
31. Крыжко В.В. Психология в практике менеджера образования / В.В Крыжко, Е.М. Павлютенков. - СПБ.: КАРО, 2010. - 176 с.
32. Крымов А.А. Вы - управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? / А.А. Крымов. - М.: Бератор - Пресс, 2009. - 321.
33. Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие / М.Р. Кудаев. - Майкоп: АГУ, 2009. - 209 с.
34. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя / Н.В. Кузьмина. - Л., 1985.
35. Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно - аналитической деятельности / Н.И Левшина // Журнал Управление ДОУ, 2012. - №2. - С. 10-12.
36. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев. - М., 2011. - 152 с.
37. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения / Л.С. Маркова. - М., 2011. - 160 с.
38. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н.В. Микляева. - 2012. - 176 с.
39. Микляева Н.В. Инновации в детском саду / Н.В Микляева. - М.: Перспектива, 2011. - 289 с.
40. Микляева Н.В. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: методическое пособие / Н.В. Микляева. - М.: Перспектива, 2010. - 229 с.
41. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях / И.В. Никишина. - Волгоград. 2011. - 156 с.
42. Никишина И.В. Диагностическая работа в дошкольном
учреждении: опыт, технологии / И.В. Никишина. - Волгоград, 2009. - 288 с.
43. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление / И.В. Никишина. - Волгоград, 2010. - С. 65-77.
44. Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы / И.В. Никишина. - Волгоград, 2009. - 178 с.
45. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении / И.В. Никишина/ - Волгоград, 2009. - 209 с.
46. Пахомова Е. Методическая служба: современные требования и пути преобразования / Е. Пахомова // Журнал Методист, 2012. - 145 с.
47. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н.Лященко. - М., Академия, 1999.
48. Поздняк Л.В. Основы управления ДОУ / Л.В. Поздняк. - М., 2011. - С. - 4-5.
49. Позняк Л.В. Заведующий в системе управления ДОУ / Л.В. Поздняк // Журнал Дошкольное воспитание, 2010. - №1 с. 55.
50. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества [Текст] авт.-сост. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс,2012. - 495 с.
51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: Учеб.пособие: В 2 кн.. - 2-е изд., перераб. и доп. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Е.И. Рогов. - М.: Вла- дос, 1999. - 480 с.
52. Сажина С.Д. Составление учебных программ для ДОУ.
Методические рекомендации / С.Д. Сажина. - М.: Учитель, 2009. - 289 с.
53. Самыгин С.И. Психология управления / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - Р.н Дону. 2007. - 512 с.
54. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России / Р.Б. Стеркина.- М.: АСТ, 2009. - 336 с.
55. Третьяков П.И. ДОУ управление по результатам / П.И., Третьяков, К.Ю.Белая - М., 2011. - 290 с.
56. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием / А.Н. Троян - М., 2011. - 151 с.
57. Урванцев Л.П., Васильева Л.Н. Психологический анализ коммуникативной компетентности будущего педагога / Л.П. Урванцев, Васильева Л.Н. // Ярославский психологический вестник-Ярославль, 2002. Выпуск 9. - С. 99-105.
58. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Л.И. Фалюшина. - М.: АРКТИ, 2011. - 262 с.
59. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие / Н.В. Федорова. - М.: КНОРУС, 2011. - 416 с.
60. Фоменко С. Л. Мониторинг профессионального становления педагогического коллектива: методология, теория и практика: практико-ориентированная монография / С. Л Фоменко. - Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: 2008. —155 с
61. Чередниченко И.П. Психология управления / И.П.Чередниченко, Н.В. Тельных. - Р.н. / Дону. 2011. с. - 608.
62. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М.. Давыденко // Педагогический поиск, 2012. - №2. - С. 13 - 16
63. Щепотин А.Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами / А.Ф. Щепотин // Профессиональное образование,
2012. - №8. - С. 23-24.
64. Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): дис... канд. психол. наук. / Н.В Яковлева. - Ярославль, 1994. - 178 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ