Управление развитием профессиональной компетентности воспитателей ДОО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕНЕТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО 7
1.1. Определение понятия «профессиональная компетентность
педагога» и ее составляющие 7
1.2. Структура и характеристика профессиональной компетентности
педагога ДОО 13
1.3. Условия повышения профессиональной компетентности педагога
ДОО 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО 29
2.1. Диагностика профессиональной компетентности педагога ДОО 29
2.2. Результаты диагностики профессиональной компетентности
педагогов ДОО 35
2.3. Содержание деятельности по управлению развития
профессиональной компетентности педагога ДОО 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕНЕТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО 7
1.1. Определение понятия «профессиональная компетентность
педагога» и ее составляющие 7
1.2. Структура и характеристика профессиональной компетентности
педагога ДОО 13
1.3. Условия повышения профессиональной компетентности педагога
ДОО 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО 29
2.1. Диагностика профессиональной компетентности педагога ДОО 29
2.2. Результаты диагностики профессиональной компетентности
педагогов ДОО 35
2.3. Содержание деятельности по управлению развития
профессиональной компетентности педагога ДОО 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность исследования. Современное дошкольное образования, согласно Федеральному закону «об Образовании в РФ» является одной первой ступеней образовательной системы Российской Федерации. [21]. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. Постоянно развивающаяся, меняющаяся социальная среда оказывает огромное влияние на образование. Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения и в образовательной среде.
Современные условия развития Российского общества диктуют переход на новый, качественно иной уровень образования.
Приоритетной проблемой, в документах сферы образования, отражающих государственную политику, является проблема качества педагогических кадров:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. No 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2011 г. No 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) предъявляет требования к профессиональной компетентности педагога, отличные от настоящего уровня. В связи с этим появилась необходимость в создании документа, регламентирующего единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Таковым является приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который должен был вступит в силу с 01 января 2017 года.
Общество задает цели и определяет содержание процесса воспитания и образования в общем русле социализации личности. И роль педагога, реализующего этот социальный заказ, значительна.
Качество педагогических кадров - это важный компонент образовательной системы потому, как реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.
И именно на педагогов возложена такая функция как, реализации образовательных программ нового поколения на базе современных педагогических технологий, им определена задача подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с прогрессивным мышлением, способного благополучно самореализовать себя в жизни.
Все это говорит о том, что в современных условиях изменения дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречием между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей.
Разрешить данное противоречие возможно, при условии создания оптимальных условий для развития профессиональной компетентности педагогов в рамках системы повышения квалификации.
Вопросами развития профессиональной компетентности педагогов в различных формах повышения квалификации занимались: Б.С. Гершунского, О.Е. Докучаевой, Л.И. Звавич, Т.Г. Калугиной, В.А. Караковского, А.Е. Капто, А.В. Лоренсова, А.Н. Лоншаковой, Д.Ш.Матроса, Л.И. Маркушевой, А.М. Моисеева, И.В. Павловой, М.М. Поташника, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова и др.
Также данной проблеме посвящены и труды многих авторов. Тем не менее, данный процесс недостаточно освящен по отношению к дошкольному образованию. Актуальность данной проблемы определило тему исследования: «Управление развитием профессиональной компетентности воспитателей ДОО».
Объект исследования - процесс развития профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - условия развития профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации .
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании условия повышения профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему развития профессиональной компетентности педагога ДОО в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить условия повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ.
3. Подобрать методики, провести диагностику развития профессиональной компетентности педагога ДОО.
4. Разработать содержание деятельности по управлению развития профессиональной компетентности педагога ДОО.
Методы исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические:
- анализ, изучение, обобщение и систематизация научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных:
- методы педагогических измерений - тестирование, диагностирование уровня профессиональных компетенций педагогов ДОО, опрос, анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей ДОУ.
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения - детский сад комбинированного вида № 62 города Екатеринбурга.
Образовательное пространство ДОУ включает 14 возрастных групп, в которых воспитываются дети в возрасте от 2 до 7 лет.
Кадровый потенциал: общее количество сотрудников 60 человек, из них 1 заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, заместитель заведующего по АХЧ, 14 воспитателей, 7 узких специалиста: 1 музыкальный руководитель, 2 инструктора по физической культуре, 1 педагог-психолог, 3 учителя-логопеда.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Современные условия развития Российского общества диктуют переход на новый, качественно иной уровень образования.
Приоритетной проблемой, в документах сферы образования, отражающих государственную политику, является проблема качества педагогических кадров:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. No 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2011 г. No 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) предъявляет требования к профессиональной компетентности педагога, отличные от настоящего уровня. В связи с этим появилась необходимость в создании документа, регламентирующего единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Таковым является приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который должен был вступит в силу с 01 января 2017 года.
Общество задает цели и определяет содержание процесса воспитания и образования в общем русле социализации личности. И роль педагога, реализующего этот социальный заказ, значительна.
Качество педагогических кадров - это важный компонент образовательной системы потому, как реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.
И именно на педагогов возложена такая функция как, реализации образовательных программ нового поколения на базе современных педагогических технологий, им определена задача подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с прогрессивным мышлением, способного благополучно самореализовать себя в жизни.
Все это говорит о том, что в современных условиях изменения дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречием между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей.
Разрешить данное противоречие возможно, при условии создания оптимальных условий для развития профессиональной компетентности педагогов в рамках системы повышения квалификации.
Вопросами развития профессиональной компетентности педагогов в различных формах повышения квалификации занимались: Б.С. Гершунского, О.Е. Докучаевой, Л.И. Звавич, Т.Г. Калугиной, В.А. Караковского, А.Е. Капто, А.В. Лоренсова, А.Н. Лоншаковой, Д.Ш.Матроса, Л.И. Маркушевой, А.М. Моисеева, И.В. Павловой, М.М. Поташника, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова и др.
Также данной проблеме посвящены и труды многих авторов. Тем не менее, данный процесс недостаточно освящен по отношению к дошкольному образованию. Актуальность данной проблемы определило тему исследования: «Управление развитием профессиональной компетентности воспитателей ДОО».
Объект исследования - процесс развития профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - условия развития профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации .
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании условия повышения профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему развития профессиональной компетентности педагога ДОО в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить условия повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ.
3. Подобрать методики, провести диагностику развития профессиональной компетентности педагога ДОО.
4. Разработать содержание деятельности по управлению развития профессиональной компетентности педагога ДОО.
Методы исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические:
- анализ, изучение, обобщение и систематизация научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных:
- методы педагогических измерений - тестирование, диагностирование уровня профессиональных компетенций педагогов ДОО, опрос, анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей ДОУ.
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения - детский сад комбинированного вида № 62 города Екатеринбурга.
Образовательное пространство ДОУ включает 14 возрастных групп, в которых воспитываются дети в возрасте от 2 до 7 лет.
Кадровый потенциал: общее количество сотрудников 60 человек, из них 1 заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, заместитель заведующего по АХЧ, 14 воспитателей, 7 узких специалиста: 1 музыкальный руководитель, 2 инструктора по физической культуре, 1 педагог-психолог, 3 учителя-логопеда.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В данной работе мы сделали попытку выяснить, какие компоненты включает в себя профессиональная компетентность педагога в дошкольном образовательном учреждении и что является особенностями его личности. Для этого мы дали определение профессиональной компетентности. Профессиональная компетенция педагога в том и состоит, что педагог, опираясь на возрастные особенности и индивидуальные способности ребенка, на понимание механизмов, которые влияют на его самооценку, находит адекватные способы поддержки детской инициативы, стремления успешно выйти из проблемы.
Рассмотрев и проанализировав множество терминов и определений, было решено, что компетенция - это сфера деятельности человека, в которой используются полученные знания, умения и опыт человека, а компетентность - это качество, характеристика личности человека, которая позволяет ему брать на себя ответственность в решении определенных вопросов и решать возникающие проблемы. А под профессиональной компетентностью педагога понимается готовность принимать важные и актуальные решения в соответствующей ему области и его способность выполнять на высоком уровне свою профессиональную деятельность.
Вышеизложенный анализ позволяет сделать вывод, что профессиональная компетентность педагога структурно представляет собой совокупность следующих компонентов: знания, умения и навыки в области профессии, опыт в единстве и взаимосвязи его духовных, ценностных, и творческих проявлений, личностные качества педагога, и его мотивация.
Нами определено, что профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность когнитивного и личностно-мотивационного компонентов.
Каждый компонент профессионально компетентности характеризуется аспектами его проявления и рассматривается в контексте осуществления профессиональной деятельности.
Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольной организации - это непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации, определения образовательных траекторий для педагогов конкретного вида дошкольной образовательной организации, методического обеспечения повышения квалификации педагогов, организации профессионального обучения и оценки эффективности исполнения профессиональных компетенций в деятельности педагогов. При этом источником целей и содержания повышения квалификации педавгогов дошкольной образовательной организации является противоречие между современными требованиями к дошкольному образованию, конкретным видом дошкольной организации и реальным уровнем профессиональных компетенций педагога.
Определены сущность и принципы развития профессиональной; компетентности педагог.
Предложена модель профессиональной компетентности педагогов, включающая в себя знания, педагогические и специальные умения, профессионально важные качества личности, ценностные ориентации; разработана модель развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации.
Выявлены условия развития профессиональной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации.
Избранный нами комплекс методических мероприятий позволил целостно рассмотреть объект нашего изучения, процесс стимулирования развития профессиональной компетентности, интерпретировать полученные исследовательские данные на основе использования базовых категорий этих подходов: система, деятельность, развитие, человек, личность, коллектив, рефлексия, опыт, творчество, мастерство, профессиональная.
В силу отмеченных характеристик понятия «профессиональная компетентность» следует подчеркнуть, что педагогу необходимо овладевать способами целеполагания на основе реконструкции, анализа педагогической деятельности, создания проектов образовательного процесса, диагностики, анализа и оценки эффективности собственной деятельности.
Проведенная диагностика уровня сформированности педагогической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации позволяет сделать вывод, что общий уровень профессиональной компетентности педагогов значительно повысился, в том числе за счет повышения уровня профессиональной компетенции начинающих педагогов. Методическая работа дошкольной организации способствует развитию интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями. Оказывает положительное влияние также и на совершенствование профессиональной деятельности молодого специалиста, позволила получить педагогам, не имеющим профессионального образования, элементарные знания об основах педагогики и психологии, овладеть основами педагогического мастерства.
Рассмотрев и проанализировав множество терминов и определений, было решено, что компетенция - это сфера деятельности человека, в которой используются полученные знания, умения и опыт человека, а компетентность - это качество, характеристика личности человека, которая позволяет ему брать на себя ответственность в решении определенных вопросов и решать возникающие проблемы. А под профессиональной компетентностью педагога понимается готовность принимать важные и актуальные решения в соответствующей ему области и его способность выполнять на высоком уровне свою профессиональную деятельность.
Вышеизложенный анализ позволяет сделать вывод, что профессиональная компетентность педагога структурно представляет собой совокупность следующих компонентов: знания, умения и навыки в области профессии, опыт в единстве и взаимосвязи его духовных, ценностных, и творческих проявлений, личностные качества педагога, и его мотивация.
Нами определено, что профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность когнитивного и личностно-мотивационного компонентов.
Каждый компонент профессионально компетентности характеризуется аспектами его проявления и рассматривается в контексте осуществления профессиональной деятельности.
Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольной организации - это непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации, определения образовательных траекторий для педагогов конкретного вида дошкольной образовательной организации, методического обеспечения повышения квалификации педагогов, организации профессионального обучения и оценки эффективности исполнения профессиональных компетенций в деятельности педагогов. При этом источником целей и содержания повышения квалификации педавгогов дошкольной образовательной организации является противоречие между современными требованиями к дошкольному образованию, конкретным видом дошкольной организации и реальным уровнем профессиональных компетенций педагога.
Определены сущность и принципы развития профессиональной; компетентности педагог.
Предложена модель профессиональной компетентности педагогов, включающая в себя знания, педагогические и специальные умения, профессионально важные качества личности, ценностные ориентации; разработана модель развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации.
Выявлены условия развития профессиональной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации.
Избранный нами комплекс методических мероприятий позволил целостно рассмотреть объект нашего изучения, процесс стимулирования развития профессиональной компетентности, интерпретировать полученные исследовательские данные на основе использования базовых категорий этих подходов: система, деятельность, развитие, человек, личность, коллектив, рефлексия, опыт, творчество, мастерство, профессиональная.
В силу отмеченных характеристик понятия «профессиональная компетентность» следует подчеркнуть, что педагогу необходимо овладевать способами целеполагания на основе реконструкции, анализа педагогической деятельности, создания проектов образовательного процесса, диагностики, анализа и оценки эффективности собственной деятельности.
Проведенная диагностика уровня сформированности педагогической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации позволяет сделать вывод, что общий уровень профессиональной компетентности педагогов значительно повысился, в том числе за счет повышения уровня профессиональной компетенции начинающих педагогов. Методическая работа дошкольной организации способствует развитию интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями. Оказывает положительное влияние также и на совершенствование профессиональной деятельности молодого специалиста, позволила получить педагогам, не имеющим профессионального образования, элементарные знания об основах педагогики и психологии, овладеть основами педагогического мастерства.
Подобные работы
- УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие профессиональной компетентности воспитателей по первичной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ - ВОСПИТАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональная компетентность воспитателя как условие, обеспечивающее качество экологического образования в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - СТАЖИРОВКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



