ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ 6
1.1. Понятие адаптации к ДОУ. Виды адаптации 6
1.2. Особенности и трудности адаптации ребенка в ДОУ 7
1.3. Деятельность педагога, направленная на создание условий, способствующих адаптации ребенка к ДОУ 12
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ 21
2.1. Показатели адаптации к ДОО и результаты первичной
диагностики адаптации детей ранено возраста к ДОО 21
2.2. Описание деятельности педагога по организации педагогических
условий для успешной адаптации детей к ДОУ 25
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики адаптации детей
к ДОО после реализации комплекса педагогических условий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Дети, впервые попавшие в детский сад, из привычного мира, попадают в новые условия разнообразной детской среды, окружения, поэтому абсолютно ясно, по каким причинам малыш плачет.
Исследования многих педагогов и психологов показали, что привыкание ребенка к совершенно новым условиям в незнакомом месте, период адаптации, в большей степени зависит от того, как взрослые в домашнем окружении смогли подготовить своего ребенка к этому новому периоду жизни.
Вступая на первую ступень, ребенок всегда испытывает большой стресс. Очень непросто пережить расставание с родными, мамой и папой, усвоить непривычную для него обстановку, влиться в новый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается жизнь с незнакомыми ему правилами, новыми друзьями.
Дети этого возраста очень ранимы, эмоциональны и впечатлительны, они испытывают потребность в похвале, любви и поддержке. Очень важно показать ребенку, что он уже вырос, стал большой! В детском садике ему всегда рады, его всегда ждут и всегда рады его видеть. Он уже многие вещи умеет делать сам, а остальному он научится с помощью взрослых в детском саду. Главное в этом периоде, что может сделать взрослый - это научить его игре, играть и общаться с новыми друзьями. Очень большую роль играет тот момент, что у ребенка появляется новый круг общения, показать, что играть с другими детьми, общаться с другом гораздо интереснее, чем одному. Кроме этого, организуя общую совместную игру для всех малышей, помогая им понять действия другого играющего, взрослый дает почувствовать необходимость и способность к сотрудничеству между детьми. Даже самые маленькие дети испытывают живой интерес друг к другу ,повторяют все движениям и действиям друг за другом, передают свои эмоции и настроения.
В адаптационный период, многие дети чувствуют себя тяжело и одиноко и игра «в дружное общение» может помочь им в в детском саду.
От действий педагога, того, как будет происходить нахождение и привыкание малыша к новым порядкам, к посторонним, другим взрослым и детям, во многом зависит развитие ребенка и его дальнейшее нахождение в детском саду и в домашних условиях. Явными симптомами тяжелой адаптации детей к ДОУ являются слезливость, агрессивность, жестокость, неумение и нежелание себя хорошо вести, частые болезни и другие особенности поведения. Одной из самых эффективных форм быстрой адаптации ребенка к ДОУ является совместная деятельность родителей, воспитателей, медицинского работника и наблюдение и диагностика психолога.
Определив важность данного вопроса, предметом исследования выступает хорошая адаптация ребенка к ДОУ. В качестве объекта исследования выступают дети раннего возраста, поступившие в ДОУ. Анализ педагогической литературы и практических наблюдений позволил сформулировать данную проблему следующим образом: каковы условия успешной прохождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Решение проблемы определило цель работы.
Проблема, цель и предмет исследования определили следующие задачи:
- Изучить теорию адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
- Проанализировать тематическую литературу по данной проблеме адаптации детей к ДОУ;
- Сформировать условия для быстрой и качественной адаптации детей раннего возраста;
- Разработать практические рекомендации родителям, воспитателям и психологам в работе с детьми, поступившим в ДОУ.
Для решения задач были использованы такие методы:
- анализ теоретического (литературы, пособий, методик) и фактического материала (карты семей, листы адаптации и т.д.);
- анкетирование родственников;
- наблюдение за детьми;
- беседы с родственниками.
Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ будет происходить только тогда, когда:
- Проведут работу с родителями воспитателями детского сада;
- Будет составлена карта НПР;
-Будут учтены все особенности ребенка с учетом состояния его здоровья;
- Будут создаваться условия для комфортного пребывания малыша в детском саду.
Научная значимость (новизна) исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности педагога с детьми, поступающими в детский сад. Содержательно обозначен и обобщен теоретический и эмпирический материал по изучению психологических особенностей развития адаптации детей к ДОУ.
Работа состоит их содержания, введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
Для того, чтобы привыкание ребенка к дошкольному саду прошло легко, необходима правильная система педагогических и психологических действий, в которой главное место занимает организация ими деятельности ребенка, которая соблюдает потребности ребенка, которые определяют его поведение в детском коллективе, процесс привыкания. Это зависти от того, как быстро и правильно сумеет воспитатель понять нужды ребенка, его привычки и интересы, желания, наклонности и не усилить его тяжелое состояние, а, наоборот, сможет ему помочь, организовать деятельность, способную не только удовлетворять его нужд, но и формированию новых потребностей более сложного характера; организовать режимные моменты, выбрать формы, приемы и методы педагогической работы с детьми. Для решения этой задачи воспитателю надо иметь широкий круг педагогических и психологических знаний. Создание условий для успешного развития и обучения без вреда для здоровья ребенка может происходить только при правильной, хорошо системе взаимодействия медицинского персонала с воспитателем и психологом.
В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень готовности к поступлению в детский сад у детей очень различен. Анализ опроса родителей детей раннего возраста показал, что большинство детей в группах предпочитают не играть со сверстниками, а с игрушками, т. е. у детей не выражена потребность в общении со сверстниками. Дети проявляют интерес, внимание к сверстнику и определенным образом, не всегда правильно, реагируют при игре и общении со ровесниками.
Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.
Особенности адаптации детей раннего возраста определяются не только психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста подгруппы очень значимо общение со сверстниками. Для этого вызывает интерес новая обстановка, новые игрушки, новые интересные предметы. В данном опыте, в соответствии с поставленными целью и задачами была проведена работа по изучению педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
В данной работе были рассмотрены теоретические и вопросы, касающиеся социальной адаптации в раннем детстве, изучили педагогического сопровождения детей раннего возраста, особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, нужно сформировать у него положительные эмоции на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе, их профессионализма. Нужно понимать и осознавать, как воспитателям, так и родителям, что организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября. Работу нужно начинать дома, в семье, также в дошкольном учреждении с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического понимания, с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д. Для решения этой сложной задачи воспитателю надо иметь определенный круг знаний, уметь налаживать контакт с родителями, взаимодействовать с ними, подключать различных специалистов, любить детей и иметь желание помочь ребенку в этот сложный период.
1. Атмахова, Л.Н. Организация методической работы в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]/ Л.Н. Атмахова. - М. : Екатеринбург, 2008.
2. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений [Текст]/ Под ред. Р. Б. Стеркиной. - М. : АСТ, 1997.
3. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург [Текст]/ В.С. Безрукова. - М. : Изд. Дома Учителя, 2001.
4. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие [Текст]/ Л.В. Белкина. - М. : Воронеж ''Учитель '', 2006. - 236 с.
5. Белая, К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада [Текст]/ К.Ю. Белая. - М. : АСТ, 2003.
6. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. [Текст]/ З.М. Богуславская. - М. : Просвещение, 2001. - 189 с.
7. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст]/ Н.Д. Ватутина. - М. : Просвещение, 2000. - 216 с.
8. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/ Л.М. Волобуева. - М. : Творческий центр, 2004.
9. Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст]/ Под ред. Л.А. Павловой. - М. : 2002.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова Текст]/ Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
11. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования '[Текст]/ Т.М. Горюнова. - М. : ТЦ Сфера,2009. - 128 с.
12. Гуркина, А.П. Формирование личности ребёнка в детском саду [Текст]/ А.П. Гуркина. - Учебно - методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов - заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов - М. : Просвещение,1980.- 111 с.
13. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]/ Т.И. Ерофеева. - М. : Академия, 2000.
14. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности , адаптация ,сценарии дня)''[Текст]/ Е.В. Жердева. - М. : Ростов н/Д: Феникс , 2008. - 186 с.
15. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]/ В.И. Загвязинский. - М. : Академия, 2001.
16. Закон РФ «Об Образовании» от 12 .08 2008 г.
17. Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства [Текст]/ Л.В. Занина. - М. : Ростов н/д: Феникс, 2005.
18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А. Зимняя.- М. : ЛОГОС, 2003.
19. Казакова, И.Н. Годовое планирование в ДОУ трудности, ошибки, пути преодоления [Текст]/ И.Н. Казакова. - М. : Творческий центр, 2005.
20. Кайнова, Э.Б. Методология и методика научного исследования [Текст]/ Э.Б. Кайнова. - М. : Нижний Новгород, 2002.
21. Кан-Калик, В. Учителю о педагогическом общении [Текст]/ В. Кан-Калик. - М. : Просвещение, 1987. - 190 с.
22. Ковалева, И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста [Текст]/ И.В. Ковалева. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с
23. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А. Козлова М. : Академия, 2000.
24. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива [Текст]/ Я.Л. Коломинский. - М. : Наросвета, 1984.
25. Комарова, Т.С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ [Текст]/ Т.С. Комарова. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
26. Концепция дошкольного воспитания [Текст]/ - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
27. Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании [Текст]/ М.В. Крулехт. - М. : Новая школа, 2002.
28. Кузнецова, С.В. Проектирование развития ДОУ [Текст]/ С.В. Кузнецова. - М. : Творческий центр, 2006.
29. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст]/ П.Н. Лосев. - М. : Творческий центр, 2005.
30. Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого - педагогическое сопровождение, комплексные занятия [Текст]/ И.В. Лапина.- М. : Учитель, 2010. - 127 с.
31. Макарычева, Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика [Текст]/ Н.В. Макарычева. - М . :АРКТИ, 2005. - 64 с.
32. Маркова, Л.С. Образовательная программа дошкольного учреждения [Текст]/ Л.С. Маркова. - М. : Аркти, 2008.
33. Мид, М. Культура и мир детства [Текст]/ М. Мид. - М. : 1989.
34. Развивающая предметная среда [Текст]/ С. Л. Новоселова. - М.: 1995.
35. Оверчук, Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада [Текст]/ Т.И. Оверчук. - М. : Детство-пресс, 2003. - 220 с.
36. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблем [Текст]/ Л.Ф. Обухова. - М. : 1995.
37. Педагогическая энциклопедия [Текст]/ Под редакцией В.В.Давыдова. - М. : 1993.
38. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст]/ В.А. Петровский. - М. : 1993.
39. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/ Н.Н. Поддъяков. - М. : 1987. Спб, 1997.
40. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст]/ Сост. Н.В. Нищева. - М. : СПб., Детство - Пресс, 2006.
41. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста [Текст]/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М. : 1997.
42. Психология развития [Текст]/ Под ред. Т.Д. Марцинковской - М. : Издательский центр «Академия», 2001.
43. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации [Текст]/ Л. Пыжьянова. - М. : 2003. С. 12-18.
44. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/Сост. Т.В. Галанова. - М. : Ярославль: Академия Холдинг, 2008. - 187 с.
45. Рабочая книга школьного психолога [Текст]/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.
46. Развитие личности ребенка от рождения до года [Текст]/ - М. : Екатеринбург, У-Фактория, 2000.
47. Регион: управление образованием по результатам. [Текст]/ Под ред. П.И. Третьякова. - М. : Новая школа, 2001.
48. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]/ Под ред. В.В.Давыдова. - М. : 1993.
49. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс, 2003
50. Сафонова, О.А. Программно-целевое управление развитием дошкольного учреждения [Текст]/ О.А. Сафонова. - М. : Нижний Новгород: Гуманитарный центр, 2001
51. Смирнов, В.И. Общая педагогика [Текст]/ В.И. Смирнов. - М. : Академия, 2002.
52. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитании [Текст]/ Е.О Смирнова. - М. : Владос, 2006
53. Смирнова, Н.О. Психология ребенка [Текст]/ Н.О. Смирнова. - М. : Школа-пресс, 1997.
54. Солодянкина, О.В. Система планирования в дошкольном учреждении [Текст]/ О.В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2007.
55. Типовое положение о ДОУ.
56. Третьяков, П.И. ДОУ: управление по результатам [Текст]/ П.И. Третьяков. - М. : Новая школа, 2003.
57. Троян, А.Н. Управление дошкольным образованием [Текст]/ А.Н. Троян. - М. : Творческий центр, 2006.
58. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст]/ И.В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.
59. Шитова, Е.В. Работа с родителями : практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 - 7 лет [Текст]/ Е.В.Шитова. - М. : Волгоград Учитель,2009. - 169с.
60. Фольклор как средство развития речи детей [Электронный ресурс]//Фольклор. URL:http://logoportal.ru (дата обращения 20.09.2017)
61. Фриш, Г.Л. Настольная книга руководителя ДОУ [Текст]/ Г.Л. Фриш. -М. : АСТ. Астрель, 2005
62. Честнова, Н.Ю. Настольная книга методиста детского сада [Текст]/ Н.Ю. Честнова. - М. : Феникс, 2004.