Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ 6
1.1. Понятие адаптации к ДОУ. Виды адаптации 6
1.2. Особенности и трудности адаптации ребенка в ДОУ 7
1.3. Деятельность педагога, направленная на создание условий, способствующих адаптации ребенка к ДОУ 12
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ 21
2.1. Показатели адаптации к ДОО и результаты первичной
диагностики адаптации детей ранено возраста к ДОО 21
2.2. Описание деятельности педагога по организации педагогических
условий для успешной адаптации детей к ДОУ 25
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики адаптации детей
к ДОО после реализации комплекса педагогических условий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ 6
1.1. Понятие адаптации к ДОУ. Виды адаптации 6
1.2. Особенности и трудности адаптации ребенка в ДОУ 7
1.3. Деятельность педагога, направленная на создание условий, способствующих адаптации ребенка к ДОУ 12
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ 21
2.1. Показатели адаптации к ДОО и результаты первичной
диагностики адаптации детей ранено возраста к ДОО 21
2.2. Описание деятельности педагога по организации педагогических
условий для успешной адаптации детей к ДОУ 25
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики адаптации детей
к ДОО после реализации комплекса педагогических условий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Дети, впервые попавшие в детский сад, из привычного мира, попадают в новые условия разнообразной детской среды, окружения, поэтому абсолютно ясно, по каким причинам малыш плачет.
Исследования многих педагогов и психологов показали, что привыкание ребенка к совершенно новым условиям в незнакомом месте, период адаптации, в большей степени зависит от того, как взрослые в домашнем окружении смогли подготовить своего ребенка к этому новому периоду жизни.
Вступая на первую ступень, ребенок всегда испытывает большой стресс. Очень непросто пережить расставание с родными, мамой и папой, усвоить непривычную для него обстановку, влиться в новый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается жизнь с незнакомыми ему правилами, новыми друзьями.
Дети этого возраста очень ранимы, эмоциональны и впечатлительны, они испытывают потребность в похвале, любви и поддержке. Очень важно показать ребенку, что он уже вырос, стал большой! В детском садике ему всегда рады, его всегда ждут и всегда рады его видеть. Он уже многие вещи умеет делать сам, а остальному он научится с помощью взрослых в детском саду. Главное в этом периоде, что может сделать взрослый - это научить его игре, играть и общаться с новыми друзьями. Очень большую роль играет тот момент, что у ребенка появляется новый круг общения, показать, что играть с другими детьми, общаться с другом гораздо интереснее, чем одному. Кроме этого, организуя общую совместную игру для всех малышей, помогая им понять действия другого играющего, взрослый дает почувствовать необходимость и способность к сотрудничеству между детьми. Даже самые маленькие дети испытывают живой интерес друг к другу ,повторяют все движениям и действиям друг за другом, передают свои эмоции и настроения.
В адаптационный период, многие дети чувствуют себя тяжело и одиноко и игра «в дружное общение» может помочь им в в детском саду.
От действий педагога, того, как будет происходить нахождение и привыкание малыша к новым порядкам, к посторонним, другим взрослым и детям, во многом зависит развитие ребенка и его дальнейшее нахождение в детском саду и в домашних условиях. Явными симптомами тяжелой адаптации детей к ДОУ являются слезливость, агрессивность, жестокость, неумение и нежелание себя хорошо вести, частые болезни и другие особенности поведения. Одной из самых эффективных форм быстрой адаптации ребенка к ДОУ является совместная деятельность родителей, воспитателей, медицинского работника и наблюдение и диагностика психолога.
Определив важность данного вопроса, предметом исследования выступает хорошая адаптация ребенка к ДОУ. В качестве объекта исследования выступают дети раннего возраста, поступившие в ДОУ. Анализ педагогической литературы и практических наблюдений позволил сформулировать данную проблему следующим образом: каковы условия успешной прохождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Решение проблемы определило цель работы.
Проблема, цель и предмет исследования определили следующие задачи:
- Изучить теорию адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
- Проанализировать тематическую литературу по данной проблеме адаптации детей к ДОУ;
- Сформировать условия для быстрой и качественной адаптации детей раннего возраста;
- Разработать практические рекомендации родителям, воспитателям и психологам в работе с детьми, поступившим в ДОУ.
Для решения задач были использованы такие методы:
- анализ теоретического (литературы, пособий, методик) и фактического материала (карты семей, листы адаптации и т.д.);
- анкетирование родственников;
- наблюдение за детьми;
- беседы с родственниками.
Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ будет происходить только тогда, когда:
- Проведут работу с родителями воспитателями детского сада;
- Будет составлена карта НПР;
-Будут учтены все особенности ребенка с учетом состояния его здоровья;
- Будут создаваться условия для комфортного пребывания малыша в детском саду.
Научная значимость (новизна) исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности педагога с детьми, поступающими в детский сад. Содержательно обозначен и обобщен теоретический и эмпирический материал по изучению психологических особенностей развития адаптации детей к ДОУ.
Работа состоит их содержания, введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
Исследования многих педагогов и психологов показали, что привыкание ребенка к совершенно новым условиям в незнакомом месте, период адаптации, в большей степени зависит от того, как взрослые в домашнем окружении смогли подготовить своего ребенка к этому новому периоду жизни.
Вступая на первую ступень, ребенок всегда испытывает большой стресс. Очень непросто пережить расставание с родными, мамой и папой, усвоить непривычную для него обстановку, влиться в новый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается жизнь с незнакомыми ему правилами, новыми друзьями.
Дети этого возраста очень ранимы, эмоциональны и впечатлительны, они испытывают потребность в похвале, любви и поддержке. Очень важно показать ребенку, что он уже вырос, стал большой! В детском садике ему всегда рады, его всегда ждут и всегда рады его видеть. Он уже многие вещи умеет делать сам, а остальному он научится с помощью взрослых в детском саду. Главное в этом периоде, что может сделать взрослый - это научить его игре, играть и общаться с новыми друзьями. Очень большую роль играет тот момент, что у ребенка появляется новый круг общения, показать, что играть с другими детьми, общаться с другом гораздо интереснее, чем одному. Кроме этого, организуя общую совместную игру для всех малышей, помогая им понять действия другого играющего, взрослый дает почувствовать необходимость и способность к сотрудничеству между детьми. Даже самые маленькие дети испытывают живой интерес друг к другу ,повторяют все движениям и действиям друг за другом, передают свои эмоции и настроения.
В адаптационный период, многие дети чувствуют себя тяжело и одиноко и игра «в дружное общение» может помочь им в в детском саду.
От действий педагога, того, как будет происходить нахождение и привыкание малыша к новым порядкам, к посторонним, другим взрослым и детям, во многом зависит развитие ребенка и его дальнейшее нахождение в детском саду и в домашних условиях. Явными симптомами тяжелой адаптации детей к ДОУ являются слезливость, агрессивность, жестокость, неумение и нежелание себя хорошо вести, частые болезни и другие особенности поведения. Одной из самых эффективных форм быстрой адаптации ребенка к ДОУ является совместная деятельность родителей, воспитателей, медицинского работника и наблюдение и диагностика психолога.
Определив важность данного вопроса, предметом исследования выступает хорошая адаптация ребенка к ДОУ. В качестве объекта исследования выступают дети раннего возраста, поступившие в ДОУ. Анализ педагогической литературы и практических наблюдений позволил сформулировать данную проблему следующим образом: каковы условия успешной прохождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Решение проблемы определило цель работы.
Проблема, цель и предмет исследования определили следующие задачи:
- Изучить теорию адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
- Проанализировать тематическую литературу по данной проблеме адаптации детей к ДОУ;
- Сформировать условия для быстрой и качественной адаптации детей раннего возраста;
- Разработать практические рекомендации родителям, воспитателям и психологам в работе с детьми, поступившим в ДОУ.
Для решения задач были использованы такие методы:
- анализ теоретического (литературы, пособий, методик) и фактического материала (карты семей, листы адаптации и т.д.);
- анкетирование родственников;
- наблюдение за детьми;
- беседы с родственниками.
Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ будет происходить только тогда, когда:
- Проведут работу с родителями воспитателями детского сада;
- Будет составлена карта НПР;
-Будут учтены все особенности ребенка с учетом состояния его здоровья;
- Будут создаваться условия для комфортного пребывания малыша в детском саду.
Научная значимость (новизна) исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности педагога с детьми, поступающими в детский сад. Содержательно обозначен и обобщен теоретический и эмпирический материал по изучению психологических особенностей развития адаптации детей к ДОУ.
Работа состоит их содержания, введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
Для того, чтобы привыкание ребенка к дошкольному саду прошло легко, необходима правильная система педагогических и психологических действий, в которой главное место занимает организация ими деятельности ребенка, которая соблюдает потребности ребенка, которые определяют его поведение в детском коллективе, процесс привыкания. Это зависти от того, как быстро и правильно сумеет воспитатель понять нужды ребенка, его привычки и интересы, желания, наклонности и не усилить его тяжелое состояние, а, наоборот, сможет ему помочь, организовать деятельность, способную не только удовлетворять его нужд, но и формированию новых потребностей более сложного характера; организовать режимные моменты, выбрать формы, приемы и методы педагогической работы с детьми. Для решения этой задачи воспитателю надо иметь широкий круг педагогических и психологических знаний. Создание условий для успешного развития и обучения без вреда для здоровья ребенка может происходить только при правильной, хорошо системе взаимодействия медицинского персонала с воспитателем и психологом.
В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень готовности к поступлению в детский сад у детей очень различен. Анализ опроса родителей детей раннего возраста показал, что большинство детей в группах предпочитают не играть со сверстниками, а с игрушками, т. е. у детей не выражена потребность в общении со сверстниками. Дети проявляют интерес, внимание к сверстнику и определенным образом, не всегда правильно, реагируют при игре и общении со ровесниками.
Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.
Особенности адаптации детей раннего возраста определяются не только психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста подгруппы очень значимо общение со сверстниками. Для этого вызывает интерес новая обстановка, новые игрушки, новые интересные предметы. В данном опыте, в соответствии с поставленными целью и задачами была проведена работа по изучению педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
В данной работе были рассмотрены теоретические и вопросы, касающиеся социальной адаптации в раннем детстве, изучили педагогического сопровождения детей раннего возраста, особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, нужно сформировать у него положительные эмоции на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе, их профессионализма. Нужно понимать и осознавать, как воспитателям, так и родителям, что организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября. Работу нужно начинать дома, в семье, также в дошкольном учреждении с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического понимания, с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д. Для решения этой сложной задачи воспитателю надо иметь определенный круг знаний, уметь налаживать контакт с родителями, взаимодействовать с ними, подключать различных специалистов, любить детей и иметь желание помочь ребенку в этот сложный период.
В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень готовности к поступлению в детский сад у детей очень различен. Анализ опроса родителей детей раннего возраста показал, что большинство детей в группах предпочитают не играть со сверстниками, а с игрушками, т. е. у детей не выражена потребность в общении со сверстниками. Дети проявляют интерес, внимание к сверстнику и определенным образом, не всегда правильно, реагируют при игре и общении со ровесниками.
Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.
Особенности адаптации детей раннего возраста определяются не только психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста подгруппы очень значимо общение со сверстниками. Для этого вызывает интерес новая обстановка, новые игрушки, новые интересные предметы. В данном опыте, в соответствии с поставленными целью и задачами была проведена работа по изучению педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
В данной работе были рассмотрены теоретические и вопросы, касающиеся социальной адаптации в раннем детстве, изучили педагогического сопровождения детей раннего возраста, особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, нужно сформировать у него положительные эмоции на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе, их профессионализма. Нужно понимать и осознавать, как воспитателям, так и родителям, что организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября. Работу нужно начинать дома, в семье, также в дошкольном учреждении с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического понимания, с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д. Для решения этой сложной задачи воспитателю надо иметь определенный круг знаний, уметь налаживать контакт с родителями, взаимодействовать с ними, подключать различных специалистов, любить детей и иметь желание помочь ребенку в этот сложный период.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к
дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ
КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ, С УЧЕТОМ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Организация взаимодействия педагогов с родителями
в период адаптации детей раннего возраста
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023



