ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ
ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие удовлетворенности трудом в менеджменте 6
1.2. Особенности удовлетворенности трудом педагогов дошкольной
организации 11
1.3. Исследование удовлетворенностью трудом педагогов дошкольной
организации 18
Глава 2. ПРАКТИКА ПОВЫШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 26
2.1. Диагностика удовлетворенностью трудом педагогов ДОО 26
2.2. Методические формы повышения удовлетворенности трудом педагогов
ДОО 35
2.3 Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Управление сотрудниками включает многие составляющие аспекты. Ключевым словом занимает повышения удовлетворенности трудом, путем роста творческой инициативы, а также стимулирование персонала. Удовлетворенность трудом педагогов является сложным образованием, состоящим из общей удовлетворенности, выраженной то, насколько выполняемая работа соответствует желанию конкретного человека, так и из отдельных составляющих удовлетворенности, характеризующих отношение к конкретным моментом профессиональной среды в коллективе. Удовлетворенность педагогов трудом является элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием воспитателя в процессе выполняемой работы с его оценкой собственной трудовой деятельности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что удовлетворенность трудом одна из важных социально-психологических проблем, которая лежит в работе. Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность является одним из важных факторов повышения, достижения производительности труда.
Снижение удовлетворенности собственным трудом плохо влияет на достижение труда работника, приводят к негативным последствиям в кадровом обеспечении системы: текучести кадров, ухудшения трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, небрежное отношение и т. д.
Одними из основных задач, которые стоят перед руководителем дошкольной образовательной организации, являются: выяснение основных причин неудовлетворенности педагогов своим трудом, возникших на организации противоречивых процессов; выработка конкретных мер и решений в поиске результативность работы персонала.
В отечественной науке вопрос об удовлетворенности трудом в управлении занимал центральное место. Его изучением занимались психологи различных школ и направлений: И.А., Васильев, В.К., Вилюнас, М.Ш., Магомед-Эминов, В.А., Файзуллаев, В.Д., Шадриков, В.И., Чирков, В.А., Ядов, П.М., Якобсон.
Повышение уровня педагогов, соответствует запросам современной жизни - необходимое условие модернизации системы образования. На фоне повышенного внимания к этой проблеме особую актуальность приобретает вопрос об устойчивому стимул профессионального развития педагогов. Именно поэтому необходимо определить систему моральных и материальных мотивов для сохранения в образовательных учреждениях лучших воспитателей и пополнения их новым поколением педагогов, способным работать в кризисных условиях. Важно побудить педагогических работников к продуктивной профессии, создавая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей.
Цель исследования: теоретически изучить и реализовать на практике формы методической работы по повышению удовлетворенностью трудом педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: удовлетворенность трудом сотрудников дошкольной организации
Предмет исследования: формы методической работы по повышению удовлетворенностью трудом педагогов дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
-теоретический анализ осуществляет понятия удовлетворенности трудом в менеджменте;
- выявить особенности удовлетворенности трудом воспитателей дошкольной организации;
- раскрыть возможности методической работы в повышении удовлетворенности трудом педагогов дошкольной организации;
- провести исследование удовлетворенности трудом педагогов ДОО;
- описать методические формы повышения удовлетворенности трудом воспитателей ДОО;
- представить сравнительный анализ результатов исследования.
В качестве методов опытно-экспериментального исследования использовались: теоретический анализ; эмпирические методы (опрос, тестирование).
База исследования: Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение Таборинский детский сад с. Таборы Свердловской области. Количество испытуемых составило 21 человек, которые являются молодыми педагогами ДОО.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
На современном этапе развития общества, в связи с социальным заказом и вступившим в силу Профессиональным стандартом, к педагогам дошкольного учреждения предъявляются высокие требования. Данные требования включают в себя как общепрофессиональные, так специальные характеристики трудовых функций воспитателя.
Для осуществления общепедагогической функции, воспитательной и развивающей деятельности, а также педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, воспитателям необходимо быть не просто исполнителем, но и профессионалом своего дела.
В методической литературе в различных классификациях существует большое разнообразие методов и форм методической работы, но умение правильно их подобрать для достижения определенной цели приходит с опытом.
Поэтому, организуя методическую работу в детском саду, необходимо совместно с творческой группой единомышленников, проанализировать ситуацию, условно разделить педагогов на группы и подобрать именно такие приемы, которые бы способствовали профессиональному росту воспитателей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что удовлетворенность трудом - это одна из важных социально-психологических проблем, которая лежит в трудовой плоскости.
Потребность педагога реализовать соответствующие социальные ожидания проявляется в отношении к профессиональной деятельности и укрепляется в ходе профессиональной социализации.
В научной литературе рассматриваются следующие характеристики удовлетворенности трудом:
- соответствие профессиональной деятельности потребностям, вкусам, оценкам, склонностям, принципам и убеждениям, проявлениям избирательности в активности субъекта;
- одно из эмоционально-психических состояний человека, при котором профессиональная деятельность тесно связана с внутренними переживаниями, устойчивыми настроениями, ситуативными состояниями, определяющими перспективные направления активности;
- оценка трудовой ситуации с точки зрения соответствия потребностям личности в условиях деятельности, в сложившихся формальных и неформальных отношениях, в стиле управления, в престижности работы, в возможности дальнейшего продвижения, в заработке;
- социально-фиксированная установка, отражающая процесс принятия работником социальных норм;
- мотивация деятельности, обусловленная результатами деятельности, дающими возможность удовлетворения потребностей, многообразными факторами.
Отношение к деятельности как к ценности обусловливает потребности реализовывать социальные нормы, касающиеся данного вида деятельности. Это формирует определенные ожидания и в свою очередь способствует возникновению определенного состояния удовлетворенности, например, социально-образовательным и (или) социально-профессиональным статусом.
Отношение к профессионально-педагогической деятельности как к средству реализации физического и духовного потенциала личности педагога ведет к формированию соответствующих профессиональных потребностей, которые формируют определенные ожидания относительно организации деятельности и ее результатов.
На уровне воспитателя отношение к деятельности в конкретном образовательном учреждении проявляется в степени его удовлетворенности условиями профессиональной жизнедеятельности, конкретным коллективом, работой, ее результатами.
Цель методической и социально-психологической работы в исследуемом нами коллективе: формирование стабильного трудового коллектива, развитие организационной культуры, использование социально-психологических факторов трудовой мотивации работников, повышения их социальной и творческой активности, удовлетворенности трудом с целью максимального развития и использования трудового потенциала каждого работника дошкольной организации.
В центре внимания было применение основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ Таборинский детский сад с. Таборы.
В ходе исследования были выявлены следующие результаты: 87% испытуемых имеют средние показатели общей удовлетворенности трудом. 9% исследуемых обладают высоким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью. 4% опрошенных имеют низкий уровень удовлетворенности своим трудом.
Результаты исследования общего уровня удовлетворенности трудом и ее составляющих на констатирующем и контрольном этапе исследования в группе педагогов ДОО.
Таким образом, обнаружена следующая тенденция:
- на первом месте стоит удовлетворенность взаимоотношениями с руководством.
- во втором - удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками.
И в-третьих - заинтересованность работой.
Отсюда следует, что для данных воспитателей преимущественное значение имеют благоприятные отношения с руководством и членами коллектива, немалое значение уделяется также заинтересованности своей деятельностью. Их активность мотивирована самим содержанием трудовой деятельностью, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов.
Таким образом, выявили, что мотивация педагогов в первую очередь, направлена на достижение успехов в профессиональной деятельности.
Управление персоналом должно охватывать весь кадровый состав организации. Кроме того, хотя заведующая детским садом и обладает рядом инструментов по удовлетворенности трудом педагогов в целом, однако, большую роль играют и особенности мотивационной сферы каждого конкретного специалиста.
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты [Текст] Б.Б. Айсмонтас. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. - 207 с.
2. Абакумова, И.В., Кагермазова Л.Ц., Савин В.А. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза [Текст] // Российский психологический журнал. -
2013. - Т. 10. - № 1. - С. 3-6.
3. Алавердов, А.Р. Управление персоналом банка [Текст]/
Московская финансово-промышленная академия. - М.: Маркет ДС, 2014.
4. Алехина, О.Е. Современные персонал-технологии. [Текст] Москва, 2015.
5. Бурнард, Ф. Тренинг навыков консультирования. [Текст] - С-П.: Питер, 2013, 256 с.
6. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
7. Вахромов, Е.Е. Психологические особенности развития
человека: теория самоактуализации / Учебное пособие.- М.: Международная педагогическая академия, 2013, 116 с.
8. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. [Текст] - М.: 2004. - 89 с.
9. Вудраф, Ч. Центры развития и оценки. [Текст] Перевод с англ. М.: HIPPO, 2014. - 384 с.
10. Гордиенко, В.Н. Удовлетворенность профессиональной
деятельностью как психологический критерий личностно¬
профессионального развития учителя: дисс. ... к. пс. н. [Текст] Иркутск, 2004. - 150 с.
11. Газиева, М.З., Масаева З.В. Педагогическая психология. - Махачкала: АЛЕФ [Текст], 2014. - 220 с.
12. Дубцова, М.В. К вопросу о методической работе в современном до- школьном образовательном учреждении [Текст] / М.В. Дубцова // Современные тенденции в образовании и науке: междунар. заочная науч.- практ. конф. - 2014. - С. 51-56.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Учебное пособие. - М.: Академия, 2014. - 240 с.
14. Зимняя, И.А. Ключевые мотивации как результативно-целевая основа компетентного подхода в образовании. [Текст] Авторская версия. -
М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2012.
15. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Пять кейсов для бизнес- тренера. [Текст] - СПб.: Речь, 2014. - 208 с.
16. Иванова, С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час. - 3-е изд. [Текст] - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 160 с.
17. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы
[Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс,
2014. - 442
18. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] - М.:
Издательский центр «Академия», 2015. - 216 с.
19. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. [Текст] - М.: Высш. шк., 2013.
20. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник [Текст] / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, М.В. Ловчева. - М.: Инфра-М, 2009 - 524 с.
21. Лайл, М. Спенсер- мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. [Текст] Пер. с англ. М: HIPPO, 2014. - 384 с.
22. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. [Текст] - М.: Творч. центр, 2004. - 156 с.
23. Майкл Армстронг. Стратегическое управление человеческими ресурсами: [Текст] Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2013. - VIII, 328 с.
24. Макарова, И.К. Управление персоналом : Наглядные учебно-методические материалы. [Текст] - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014. - 98 с.
25. Макарова, И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR- менеджмента. [Текст] - М.: Дело, 2014. - 232 с.
26. Маркова, А.К. Психология профессионализма, [Текст] Изд.:
Международный гуманитарный фонд «Знание», 2014.
27. Масаева, З.В., Абакумова И.В., Психолого-педагогическая компетентность родителей как фактор обеспечения психологической безопасности [Текст] // Наука и образование в жизни современного общества: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов, 2015. - С. 93-94.
28. Масаева, З.В., Газиева М.З. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образо- вательного учреждения [Текст] // Новый взгляд: Международный научный вестник. - 2014. - № 6. - С. 78-86.
29. Масаева, З.В., Эхаева Р.М., Булуева Ш.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ДО [Текст] // Казанская наука. - 2014. - № 5. - С. 178-181.
30. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность. 3-е изд. [Текст] / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2015. - 352 с.
31. Маценко, В.Ф. Имидж: психология создания. [Текст] К.: Ника- Центр, 2013.
32. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие [Текст] / Под ред. Е.Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»). - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел- Синтез», 2013. - 464 с.
33. Нестерова, О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов [Текст] / О.В. Нестерова. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 112 с.
34. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности [Текст] «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2012. - Кн. 1 - 174 с.
35. Овчарова, Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. [Текст] - Курган: изд-во Курганского гос. ун¬та, 2014. - 187 с.
36. Панова, Н.В. Профессиональное развитие личности педагога [Текст] / Вестник Томского государственного педагогического университета,
2012. №2.С.101-105
37. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2015. - 688 с.
38. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов,
обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2014. - 512 с.
39. Поздняк, Л.В., Волобуева Л.М. Специфика управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] // Управление ДОУ. - 2006. - № 5. - С. 18-20.
40. Соловова Н.А. Управление методической работой ДОУ: от традиций к инновациям [Текст] / Н.А. Соловова, Н.В. Кузьминова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 8. - С. 40-46.
41. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 576 с.
42. Стаут, Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. [Текст] / Стаут Л.У., пер. с англ. - М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2014. - 536 с.
43. Субетто, А.И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы [Текст] // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика» - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов , 2014. - 97 с.
44. Теория компетенции [Текст] / Ю.А. Тихомиров. - М.:
ЮРИНФОРМЦЕНТР, 2014. - 355 с.
45. Терре, С.И. Методическая работа - как средство повышения эффективности и качества образовательного процесса.- Иркутск: Дрофа, 2010.
46. Управление персоналом. [Текст] Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. М.: «Дашков и Ко», 2014.- 432 с.
47. Успенский, В.Г. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» [Текст] / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. - 175 с.
48. Шамова, Т.И. Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / М.: Центр «Педагогический поиск»,
2013. - 384 с.
49. Шевцова , И.В. Тренинг тренеров: 9 дней для личностного роста. - СПб.: Речь, 2015.- 128 с.
50. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной
организации. [Текст] - М.: Интел-Синтез, 2009. - 368 с.
51. Шамионов, P.M. Самоактуализация учителей и
удовлетворенность жизнедеятельностью и собой [Текст] / Мир психологии, 2002. №2.С.143-148
52. Шумакова, К.С. Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ [Текст] // Образование и наука. - 2008. - № 7. - С. 61-68.
53. Комаров М.С., Горшков В.Ю., Андрамонов М.В. Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения педагогических кадров / Ярославский педагогический вестник, 2001. №1. [Электронный ресурс] URL: http://vestnik.yspu.org/releases/novosti_i_problemy/16_2/ (дата обращения: 10.09.2014).