Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности старших дошкольников

Работа №98167

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
242
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Познавательная активность дошкольников 6
1.2. Особенности формирования познавательной активности в старшем
дошкольном возрасте 15
1.3. Значение дидактической игры в формировании познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ 34
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности
у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Формирование познавательной активности у детей старшего
дошкольного возраста в дидактической игре 41
2.3. Анализ эффективности проделанной работы по формированию
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72


Вопрос формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении многих лет занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Актуален этот вопрос в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению.
В дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и обучения, развития целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, формирование потребности в самостоятельном познании мира.
От того как воспитатель подходит к обучению детей, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому.
Этому достойно может послужить дидактическая игра - основная и необходимая часть учения, досуга, культуры в целом.
Игра - это главная потребность, определяющая формирование детей как личностей. Если сравнивать игру с другими видами деятельности, то можно заключить, что игра имеет больше возможностей для психического и физического созревания ребенка.
В педагогике разработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм занимались: Даль В.И., Лесгафт П.Ф., Дементьев Е.М. и др. Разработанность вопроса познавательной активности, особенности формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста занимались: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. и др. Воздействие дидактической игры на познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста: Фребель Ф., Ушинский К.Д., Блехер Ф.Н., Леонтьев А.Н, Эльконин Д.Б., Тихеева Е.И., Сорокина А.И., Бондаренко А.К., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.,
Веракса Н.Е., и др.
Игра является первым этапом в обучении, познание детьми окружающей действительности. В игре ребята показывают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.
Но любая игра, используемая в рамках образовательного и воспитательного процесса, требует дополнительных педагогических сил, определенного мастерства.
Данная работа посвящена актуальной проблеме формирование познавательной активности старших дошкольников.
Формирование познавательной активности дошкольников будет осуществляться более успешно при применении педагогически обусловленных приемов и методов, входящих в дидактические игры на развитие логического мышления, памяти.
Из выше сказанного возникает противоречие: между необходимостью формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и не достаточным использованием дидактических игр в педагогической деятельности.
Проблема исследования: какие дидактические игры будут способствовать формированию познавательной активности старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически изучить проблему и разработать содержание сборника дидактических игр старших дошкольников, с целью формирования познавательной активности.
Объект исследования: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность, критерии и показатели уровней сформированности познавательной активности.
3. Подобрать диагностические методики и выявить специфические особенности познавательной активности старших дошкольников.
4. Составить и апробировать сборник дидактических игр по формированию познавательной активности старших дошкольников.
5. Провести опытно-поисковую работу, с целью выявления эффективности дидактических игр для формирования познавательной активности старших дошкольников.
Для решения поставленных целей и задач, в соответствии с объектом, предметом были использованы методы исследования:
- теоретические методы: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
- эмпирические методы исследования: наблюдение за познавательной активностью детей в разных видах деятельности, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, опытно - поисковая работа;
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 20», с. Троицкого, Богдановичского района.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что предложенный сборник игр и рекомендации воспитателям могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования работы, в процессе формирования познавательной активности детей в учреждениях дошкольного образования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Познавательная активность - это личностное образование, определяющая качественные характеристики познавательной деятельности, описание его структуры, определение критериев, позволяет планировать содержание образовательного процесса в условиях детского сада.
Анализ литературы по проблеме формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Познавательная активность - это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Формирование познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в любознательном и инициативном показателях. Любознательность характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Инициативный показатель характеризует принятие ребенком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности и результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
2. Особенности формирования познавательной активности в дошкольном возрасте состоят в том, что познавательная активность ребенка характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в исследовании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели исследования и ее достижения.
3. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста способствует:
- формированию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления делятся на простые и сложные, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях;
- в процессе игры, ребенок обогащает свой жизненный опит, формирует умственные способности (умения сравнивать, обогащать, группировать предметы и явления, окружающие его, высказывает свою точку зрения, делает выводы);
- благодаря игре развивается речь, пополняется словарный запас, произношение, речь становится связной; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
Итак, важным средством формирования познавательной активности старших дошкольников является дидактическая игра. Для проверки этого предположения нами было проведено исследование, состоящее из трех этапов.
На начальном этапе нами были определены критерии и показатели, определен уровень сформированности познавательной активности дошкольников. На начальном этапе исследования была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей в исходной и опытно - исследовательской группах.
С целью формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста мы использовали сборник дидактических игр, направленный на формирование мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей, а также на формирование таких черт личности ребенка как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность. С исходной группой на основном этапе исследования проводились только мероприятия, предусмотренные учебным планом.
Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы:
После проведения основного этапа исследования уровень формирования познавательной активности детей исходной и опытно-исследовательской групп стал значительно отличаться. У детей второй группы уровень познавательной активности значительно вырос, в то время, как у детей первой группы остались без изменений.
Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, о том, что познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста может быть повышена, благодаря использованию дидактической игры, в процессе обучения.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.



1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как
форма организации-обучения в детском
саду / под
ред. Н. Н. Поддъякова. - М.: Просвещение, 1972. - 176 с.
2. Айдашева Г. А. Дошкольная педагогика / Г. А. Айдашева,
Н.О. Пичугина. - М:
Феникс, 2004. - 326 с.
3. Ананьев Б. Г. Психология
и проблемы человекознания /
Б. Г. Ананьев. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 384 с.
4. Арапова-Пискарева Н. А. Воспитание и обучение в старшей-
группе детского
сада: программа
и методические рекомендации /
Н. А. Арапова-Пискарева,
Н. Е. Веракса, А. В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 57 с.
5. Богоявленская Д. Б. Умственные способности как
компонент интеллектуальной
активности: в JKZJEI.:
Психологические исследования
интеллектуальной деятельности / Д. Б. Богоявленская:,
И. А. Петухова. - М.: Просвещение, 1979. - С. 155-161.
6. Божович Л. И. Личность
и ее формирование в дошкольном:
возрасте / Л. И. Божович. - Питер, 2009. - 398 с.
7. Божович Л. И. Проблемы
формирования личности:
избранные психологические
труды / под
ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1995. - 408 с.
8. Болотина Л. Р. Дошкольная
педагогика /Л. Р. Болотина,
Т. С. Баранов. - М.:
Культура, 2005. - 240 с.
9. Болотина Л. Р. Дошкольная
педагогика / Л. Р. Болотина,
Т. С. Комарова. - М.:
Академия, 1997. - 216 с.
10. Бондаренко А. К. Дидактически:1
игры в детском
саду: пособие
для воспитателей
детского сада / А. К. Бондаренко. - М.:
Просвещение,
1991. - 160 с.
11. Брунер Дж. Процесс, познания. М., 1977., - 56 с.
12. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических
игр: учебное пособие / В. М. Букатов. - М.: Флинт, 1997. - 96 с.
13. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей
у детей дошкольною возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 176 с.
14. Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном
детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса,
А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
15. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч.:
В 6 т. / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика,1983. - Т. III. - 366 с.
16. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное
развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М.: Педагогика, 1985. - 334 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ