Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно - методические условия развития профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации

Работа №98165

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие о рефлексии в научной литературе 7
1.2. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция 14
1.3. Ресурсы методической службы для развития профессиональной
рефлексии педагогов дошкольного образования 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 34
2.1 Изучение характеристик профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации 34
2.2. Организационно-методические условия повышения профессиональной
рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации 44
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуальность темы. Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС ДО и Законом об образовании.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В стандарте указывается, что « при соблюдении требований
к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».
В связи с этим возникла проблема формирования ключевых предпосылок подготовки педагога к внедрению ФГОС ДО и создания системы мероприятий организационно-методического сопровождения педагогов - как одного из необходимых направлений методической службы дошкольного учреждения. Сейчас, как никогда нужно позаботиться о педагоге - создать условия для переподготовки, подумать, как устранить перегрузку. Подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется. Кроме того, сегодня развивающемуся дошкольному образованию и дошкольному учреждению необходима творчески мыслящая личность, активная, мобильная.
Вместо когнитивно-ориентированной образовательной парадигмы утверждается и распространяется личностно ориентированная. Она изменяет отношение педагога к осуществляемой им профессиональной деятельности, ставит перед ним новые цели и задачи. Все это сформировало в обществе устойчивые запросы на педагога нового типа, не только профессионально компетентного, но обладающего определенным набором личных свойств и качеств.
В этих условиях необходим поиск нового содержания педагогического труда, реализации новых средств и способов его работы, направленных на развитие творческих способностей личности педагога, личной ответственности за содержание и результаты своего труда. Для обеспечения системности обновлений каждый педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей среды, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности.
Требования к профессиональным качествам современного педагога повышаются постоянно, от него требуется не просто воспроизведение ранее освоенных образцов и способов функционирования, а разработка новых, творческих подходов, постоянное саморазвитие в профессиональном и личностном планах.
В контексте модернизации образования приобретает ключевое значение рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности, взгляд на собственную мысль и действия со стороны. Для профессионального роста необходима ориентация учителей на самообразование, саморазвитие, самовоспитание. Важное значение в этом, принадлежит выработке потребности к рефлексии педагогической деятельности. Рефлексия в педагогическом процессе - это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что ее составляет: педагог, воспитанники, цель, содержание, арсенал педагогических методов и средств.
В современных исследованиях, посвященных профессиональным качествам педагогов, приведено много экспериментальных данных, доказывающих, что высокий уровень рефлексии у педагога оптимизирует развитие его личности и профессионализма. В то же время низкий уровень рефлексии, сопряженный с тенденцией к стереотипизации, снижает возможности педагога в познании и развитии себя как профессионала, что является одной из причин недостаточного профессионализма отдельных педагогов.
Это объясняется тем, что специфика педагогической деятельности предполагает необходимость аналитического подхода учителя к решению педагогических задач, критического осмысления педагогической деятельности; способность эффективно применить общие филологические и педагогические знания через призму своей индивидуальности в конкретной ситуации в соответствии с каждого отдельного воспитанника. Только педагог, который владеет рефлексивными механизмами, будет способен творчески реализовать себя в профессиональной деятельности.
Современные тенденции модернизации российского образования, необходимость научного и методического сопровождения реализации новых стандартов обуславливают потребность в эмпирических педагогических исследованиях, посвященных вопросам педагогической рефлексии и специфики ее формирования.
Проблема рефлексии рассматривается в контексте научно-естественных исследований высших познавательных процессов и процессов целеполагания, о чем свидетельствуют научные труды П.К. Анохина, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, А.Р. Лурии, И.М. Сеченова. Близкими к этим трудам являются работы психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. В педагогику понятие «рефлексии» активно вошло лишь в последнее годы, а потому еще не получило достаточного научного развития. Однако в современное время появились и продолжают разрабатывать научные концепции, что указывает на рост интереса педагогической науки к феномену рефлексии в контексте саморазвития специалистов различных профессий. Вопросы развития профессиональной рефлексии в педагогической деятельности освещаются в научных трудах Б.Э. Вульфова, В.И. Загвязинского, В.Д. Семенова, Я.С. Турбовского, О.С. Анисимова, А.А. Воротниковой, Н.В. Кузьминой, и др.
Объект исследования - профессиональная рефлексия педагога.
Предмет исследования - организационно-методические условия, обеспечивающие развитие педагогической рефлексии педагогов дошкольного образования.
Цель исследования - обоснование и реализовать на практике организационно-методические условия развития профессиональной рефлексии у педагогов ДОО.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие о профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования на современном этапе;
- изучить ресурсы методической службы как условия повышения профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования;
- отобрать методики диагностики и изучить с их помощью на практике особенности профессиональной рефлексии педагогов дошкольной организации;
- разработать и апробировать на практике организационно-методические условия повышения профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации.
Теоретическую основу исследования составили работы: О.С. Анисимова, Н.Г Алексеева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ю.Н. Кулюткина, В.В. Давыдова, И.Н. Семенова и др.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ психолого-педагогической литературы, организация опытно-поисковой работы, включающей в себя наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы над темой были решены следующие поставленные задачи:
1. Раскрыто понятие о профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования на современном этапе.
2. Рассмотрена педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция
3. Изучены ресурсы методической службы дошкольного образования как условия повышения профессиональной рефлексии педагогов ДОО.
4. Проанализированы результаты первичной диагностики профессиональной рефлексии педагогов ДОО.
5. Разработаны организационно-методические условия повышения профессиональной рефлексии педагогов ДОО.
6. Сделаны выводы об итогах проведения мониторинга процесса методической работы в части повышения профессиональной рефлексии педагогов ДОО.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Под профессионально-педагогической рефлексией нами понимается процесс самопознания педагогом сущностных характеристик педагогического труда, направленный на анализ, оценивание и необходимую корректировку собственной педагогической деятельности, на позитивное восприятие ее другими людьми. Рефлексия обеспечивает выход за пределы традиционного выполнения деятельности, поиск новых нестандартных путей решения профессионально-педагогических задач и преодоление стереотипов своего профессионального и личностного опыта. В педагогической деятельности рефлексия играет определяющую роль, так как ориентирует педагога на самоанализ результатов собственной профессиональной деятельности, всесторонний анализ поведения детей, родителей, межличностных взаимодействий, а также коррекцию взаимодействия с воспитуемыми.
Успешность практического применения рефлексивных технологий в образовании напрямую зависит от уровня профессионально-педагогической рефлексии у самого педагога. Необходимым условием обеспечения системного характера инноваций в образовательном процессе является сформированность у педагога рефлексии как способности к осмыслению и осознанию собственной личности и деятельности.
Педагогическая рефлексия активизируется при наличии когнитивного конфликта или острого противоречия, которое делает невозможной реализацию педагогических целей педагогом имеющимися способами и знаниями. Рефлексивные процессы обеспечивают осознание ограничений и препятствий в организации собственной деятельности и вызывают самоизменения и саморазвитие личности. Базовая функция педагогической рефлексии проявляется в стимуляции процесса профессиональной идентичности личности педагога. С помощью рефлексии педагог имеет возможность не только понять границы собственного профессионального опыта, но и определить его ценность для себя и педагогического сообщества. Рефлексивные процессы обеспечивают интеграцию субъектных пространств бытия личности педагога, способствующих становлению профессионального самосознания. Педагогическая рефлексия обеспечивает поиск нового смысла и формирование новых ценностей, что позволяет педагога преодолевать профессиональные деформации, является фактором его профессионального развития.
Формирование и развитие рефлексивной культуры должно стать первоочередной задачей деятельности методических служб различных рангов. Поднятие на высокий уровень психолого-педагогической и методической подготовки воспитателей дошкольных учебных заведений в рамках методических мероприятий и прохождения курсов повышения квалификации позволит педагогам сочетать в себе профессионализм и гибкость мышления, изобретательность, уверенность в своей самобытности и развитую интуицию, творческое воображение, критическую самооценку и стремление, способность к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, готовность к реальному внедрению новейших технологий в практику своей работы.
Практическая работа по изучению педагогической рефлексии педагогов ДОО проводилась нами в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности педагогической рефлексии педагогов ДОО. Результаты первичной диагностики педагогической рефлексии педагогов ДОО позволили нам сделать вывод, что у 40,0% опрошенных выявлен высокий уровень педагогической рефлексии, столько же педагогов продемонстрировали средний уровень педагогической рефлексии, и 20,0 % характеризуется низким уровнем педагогической рефлексии. Определение уровней сформированности педагогической рефлексии позволило нам выявить недостаточно развитые критерии и показатели сформированности педагогической рефлексии педагогов ДОО, наметить пути дальнейшего развития и избрать средства и методы, с помощью которых можно было бы влиять на развитие рефлексивной компетентности.
На формирующем этапе нами была проведена опытно- экспериментальная работа, были разработаны и реализованы организационно-методические условия повышения профессиональной рефлексии педагогов ДОО. Были реализованы через два направления работы: развитие рефлексии педагогов в процессе специально организованного информационного обучения; развитие рефлексии педагогов с помощью специально организованных занятий.
Первое направление реализовывалось в процессе проведения семинара- тренинга для педагогов ДОО, на котором через лекции диалогической природы, тематические дискуссии и интерактивные упражнения актуализировалась готовность педагогов ДОО к развитию рефлексии.
Второе направление работы проводилось непосредственно с педагогами ДОО, психологическая программа развития была рассчитана на 20 часов (из них 10 аудиторных часов и 10 часов самостоятельной работы), и состояла из четырех взаимосвязанных учебных модулей:
- модуль 1. «Рефлексия: сущность, составляющие и факторы развития» был направлен на развитие когнитивной составляющей, в частности, содействие осознанию педагогами особенностей осуществления и развития рефлексии; важности сочетание рефлексии с активностью в различных сферах жизнедеятельности;
- модуль 2. «Аффективно-оценочная составляющая развития рефлексии педагогов» был направлен на формирование позитивного отношения педагогов к развитию рефлексии через актуализацию мотивов самопознания, саморазвития, саморегуляции и самоконтроля; осознание, самооценку и развитие профессионально важных черт личности;
- модуль 3. «Регулятивно-процессуальная составляющая развития рефлексии педагогов» предусматривал совершенствование умений и навыков педагогов по осуществлению и развитию рефлексии в профессиональной деятельности;
- модуль 4. «Личностные детерминанты развития рефлексии педагогов» был направлен на развитие способности к рефлексии (рефлексивности) и интернального локуса контроля педагогов как важных факторов успешности развития рефлексии.
На контрольном этапе проводилась повторная диагностика сформированности педагогической рефлексии педагогов ДОО. Результаты констатирующего эксперимента показали, что сравнительный анализ результатов двух диагностик показал положительную динамику уровня сформированности педагогической рефлексии педагогов ДОО после проведения формирующего эксперимента.



1. Белкина, В.Н. Ревякина, И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция [] / Белкина, В.Н., Ревякина, И.И. - М.: Наука, 2010. - № 3.; - 206 с.;
2. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина и др. - Ярославль: Академия, 2016. - 320 с.;
3. Бенин, В. Педагогическая культура: философско-
социологический анализ / Бенин, В. - М.: Наука, 2017. - 131 с.;
4. Бернал, Д. Формирование рефлексивной культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений в системе последипломного образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. - № 3. - С. 71-80.;
5. Бехоева, А.А. Психолого-педагогическая характеристика уровней профессиональной рефлексии у учителей // Национальный психологический журнал. 2015. - № 1 (17); - 111 с.;
6. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия / А.А. Бизяева. - Псков: ПЕНИ им. С.М. Кирова, 2014. - 216 с.;
7. Борисова, Л.Н. Роль и механизм рефлексии в психолого-педагогической деятельности // Психолог. 2015. - № 2. - 145с.;
8. Воронова, О.Ю. Когнитивный компонент профессиональной рефлексии будущих воспитателей // В сборнике: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. 2015. - 145 с.;
9. Гончарова, Н.В. Рефлексия как объект психологических
исследований // Психология и педагогика: методика и проблемы
практического применения. 2016. - № 49 - 1. -35 - 40с.;
10. Демина, Л. Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учеб. пособие / Демина, Л.Д., Ральникова, И.А.; АлтГУ, Факультет психологии и философии. - Барнаул : АлтГУ, 2015. - 132с.;
11. Двоеглазова, М.Ю. Личностная рефлексия как средство
профессионального развития педагога ДОО / Двоеглазова, М.Ю.; В сборнике: От истоков к современности 130 лет организации
психологического общества при Московском университете. 2015. - 176 с.;
12. Двоеглазова, М.Ю. Подходы к интерпретации понятия «рефлексия» в трудах отечественных исследователей / Двоеглазова, М Ю.; Психология обучения. 2012. - №6. - 128 с.;
13. Ермакова, Г.Г. Педагогические условия развития
профессиональной рефлексии педагога: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург [Текст], 2015. - 153 c.;
14. Зейгарник, Б.В. Опосредствование и саморегуляция в норме и
патологии [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М. : Вестник МГУ. Серия 14
«Психология», 2016, С. 9 — 14.;
15. Качалова, Л.П. Рефлексия как педагогический феномен.
Педагогическая рефлексия // Актуальные проблемы современного образования [Текст] / Л.П. Качалова. - Шадринск, 2016. - 158 с.;
16. Калашникова, О.В. Развитие педагогической рефлексии как основы профессионализма // Калашникова, О.В; В сборнике: Акмеология профессионального образования. 2015. - 161 с.;
17. Карнелович, М.М. Рефлексия педагога в профессиональном взаимодействии // Карнелович, М.М.; В сборнике: Актуальные проблемы современных гуманитарных наук. 2015. - 176 с.;
18. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] // Психологический журнал. 2015. Т. 24. № 5. С. 45 - 57.;
19. Кондратец, И.В. Рефлексивная культура педагогов дошкольных образовательных заведений и практические принципы её формирования // Наука и Мир. 2013. - № 3 (3). - 190 с.;
20. Коняева, Е.А., Павлова, Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание / Коняева, Е.А., Павлова, Л.Н. - Челябинск: Изд - во Челяб. гос. пед. Ун - та, 2016. - 131с.;
21. Кушеверская, Ю. В. Рефлексивная компетентность как необходимое условие подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности // Кушеверская, Ю.В.; Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.2017. № 39. Т. 15. - 315 с.;
22. Лазарева, И.Н. Рефлексивная модель профессионального роста преподавателя: пути развития и реализации // Лазарева, И.Н.; Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. - № 3 (19). - 128 с.;
23. Левитес, Д. Хорошо ли мы работаем, когда думаем, что работаем хорошо? / Левитес, Д.; Первое сентября. - 2016. - № 3. - 318 с.;
24. Локк, Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. / Локк, Дж.: - М.: Наука, 2015.- 198с.;
25. Макарова, Л. Н., Шаршов, И. А., Голушко, Т. К., Немкова, И. Н. Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии. / Макарова, Л.Н., Шаршов, И.А., Голушко, Т.К.: М.: Наука, 2015. - 217с.;
26. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. / Маралов, В.Г.: -М: Издательский центр «Академия», 2016.- 199с.;
27. Марико, В.В., Михайлова, Е.Е. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития / Марико, В.В.; Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. - № 6¬1. - С. 35-40.;
28. Маркова, А.К. Психология профессионализма. / Маркова, А.К.; - М.: АСТ, 2012. - 312с.;
29. Мирошник, Е. Педагогическая рефлексия как фактор проявления творческого потенциала личности учителя // Альманах современной науки и образования. 2015. - № 9 (99). - С. 54-57.;
30. Мириманова, М.С. Рефлексия как системный механизм развития. / Мириманова, М.С.; - М.: АСТ, 2012. - 202с.;
31. Павлова, С.А. Проблема диагностики рефлексии как педагогической способности // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки- Веди, 2012. - С. 113-116;
32. Пашкова, М.В. Развитие профессиональной рефлексии педагога: возможности использования социально-психологического тренинга / Пашкова, М.В.; В сборнике: Дошкольное образование в России XXI века: диалог наук о детстве сборник материалов Всероссийского симпозиума. 2014. - 364 с.;
33. Петров, И.К. Рефлексия в профессиональной подготовке педагогов / Петров, И.К.; В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. 2015.; - 216 с.;
34. Погодаева, М.В., Ушева, Т.Ф. Роль рефлексии в профессиональном становлении педагога // Казанский педагогический журнал. 2014. - № 4 (105). - С. 91-100.;
35. Пониманская, Т.И. Проблемы подготовки студентов к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2. - С. 98-105.;
36. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. / Рубенштейн, С.Л.; М.: Буки-Веди, 2015,Т1.; - 271 с.;
37. Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии 2017, №2. - С. 139 - 134.;
38. Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования // Вопросы психологии 2014, №5. - С. 113-120.;
39. Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. / Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю.; - М.: АСТ, 2012. - 312с.;
40. Семенов, И.Н., Степано,в С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования. / Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю.; - М.: АСТ, 2012. - 312с.;
41. Слободчиков, В.И. Очерки психологии образования. / Слободчиков, В.И.: - Биробиджан: БГПИ, 2010. - 272с.;
42. Слободчиков, В.И. Основные ступени развития субъектности человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная пресса, 2015. - 385 с.;
43. Стеценко, И.А. Формирование педагогической рефлексии в системе высшего педагогического образования // Стеценко, И.А.. Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. - № 4. -156 с.;
44. Столин, В. В. Самосознание личности. / Столин, В.В.; М.: Изд-во Моск. ун-та, 2017. — 284с.;
45. Степанов, С. Ю., Похмелкина, Г. Ф. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 35 - 38.;
46. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. / - М. - Центр педагогического образования 2014.;
47. Чориев, Р.К. Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной компетентности [Текст] / Чориев, Р.К. // Журнал Наука и Мир. 2016. - Т. 3. - № 1 (29). - С. 113 - 114;
48. Шаховская, Н.Н. Образовательная среда ДОУ: условия
повышения качества дошкольного образования [Текст] / Н.Н. Шаховская // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - №2. - С. 35 - 37.;
49. Шустова, И.Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога. Отечественная и зарубежная педагогика. / Шустова, И.Ю.; 2016.- № 1 (28). - 122 с.;
50. Шустова, И.Ю. Рефлексивный подход в обучении // Директор школы. / Шустова, И.Ю.; 2016. - № 5 (208). - 144 с.;
51. Щедровицкий, Г. П. Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание» II. // Щедровицкий, Г. П. Мышление — Понимание — Рефлексия I Г. П. Щедровицкий. — М.: Наследие ММК, 2005. — 795 с.;
52. Щедровицкий, Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. — В кн.: Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата. / Щедровицкий, Г.П.; 2014, - 346 с.;
53. Щедровицкий, Г. П. Понимание, рефлексия и мышление II. // Щедровицкий, Г. П. Мышление, — Понимание — Рефлексия I Г. П. Щедровицкий. — М.: Наследие ММК, 2015. — З40 с.;
54. Щедровицкий, Г. П. Рефлексия в деятельности II. // Щедровицкий, Г. П. Мышление, — Понимание — Рефлексия I Г. П. Щедровицкий. — М.: Наследие ММК, 2015. — С. 64— 346 с.;
55. Юрова, Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития: монография. / Юрова, Т.В.- Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. - 224 с..


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ