ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие педагогического коллектива в педагогике 7
1.2. Особенности совместной деятельности педагогов ДОО 13
1.3. Возможности методической работы в развитии совместной
деятельности педагогов дошкольной организации 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Диагностика совместной деятельности педагогов в ДОО 35
2.2. Формы методической работы по развитию совместной
деятельности в педагогическом коллективе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
На современном этапе образования источником создания и воплощения различных педагогических идей является педагогический коллектив. Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации является главным строителем всего педагогического пространства в дошкольной образовательной организации.
В современный педагогический коллектив дошкольной организации входят педагоги, которые стремятся достигать эффективных результатов образовательных целей, при этом используя не только свой педагогический опыт, но и опыт своих коллег.
Поэтому, очень важно стремиться к развитию педагогического коллектива дошкольной организации, развитию совместной деятельности педагогического коллектива дошкольной организации, так как от этого зависит эффективность всего образовательного процесса дошкольной образовательной организации, за счет чего повышается статус дошкольной организации, улучшаются условия адаптации воспитанников к детскому саду, становится эффективнее освоении необходимых элементарных навыков для детей дошкольного возраста, взаимодействие с родителями воспитанников становится более доверительным и действенным в достижении образовательного результата во всех сферах дошкольного образования.
Эффективность педагогического процесса в дошкольной образовательной организации - это результат совместной деятельности всего педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Из этого следует, что для эффективности педагогического процесса в дошкольной образовательной организации, необходимо всему педагогическому коллективу дошкольной организации осуществлять постоянный поиск новых, более результативным методов воспитания и обучения, при помощи, которых происходит передача знаний, необходимых для детей дошкольного возраста.
С учетом этого, возникает необходимость проработки методических условий направленных на развитие совместной деятельности педагогов дошкольной организации, по результатам которых, педагогический коллектив дошкольной организации сможет воплощать все свои инновационные идеи в практической деятельности с детьми дошкольного возраста.
Актуальность данной работы, заключается в создании оптимальных методических условий, которые будут направлены на достижение эффективного результата в условиях совместной деятельности по достижению образовательных целей дошкольной организации. С помощью данных условий педагог сможет освоить инновации образования, и наиболее конкретно применять в своей практической деятельности воплощая задуманное в реальность. Достигая наивысшего результата, не только по достижению какой - либо поставленной цели, но и наиболее полно сплачивать педагогический коллектив в создающихся современных условиях и ситуациях.
Проблемой исследования было, определение эффективных методических форм развития совместной деятельности членов педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Объектом исследования данной работы является: педагогический коллектив дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования является: формы методической работы по развитию совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель данной работы: на основе теоретического анализа психолого - педагогической литературы изучить и определить методические условия развития совместной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации.
На основе поставленной цели сформированы задачи:
1. Рассмотреть основы методических условий для развития педагогического коллектива;
2. Рассмотреть особенности совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Рассмотреть возможности методической работы в развитии совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
4. Осуществить исследование совместной деятельности в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации.
5. Определить формы методической работы по развитию совместной деятельности в педагогическом коллективе дошкольной организации.
Для решения поставленных задач использовались такие методики исследования: теоретические (анализ и обобщение); эмпирические (опрос, анкетирование); количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили положения отечественных педагогов и психологов, посвященные вопросам педагогического коллектива (А.В. Петровского, Г.М. Андреева, С.Ц. Шацкий, Н.К. Крупской и других), исследования посвященные системе совместной деятельности (К.К. Платонова, Т.Ю. Базарова, Я.Л. Коломинской и другие), исследования посвященные теме методические условия в дошкольной образовательной организации К.Ю. Белой и других.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные методические условия развития совместной деятельности педагогического коллектива дошкольной организации, могут быть использованы руководителями дошкольных организации, методистами дошкольных организаций в практической деятельности.
Опытно - поисковая работа проводилась на базе дошкольной образовательной организации «Пышминский детский сад № 3» Свердловской области, Пышминского района, р.п. Пышма. В процессе работы над данной дипломной работой в исследованиях охвачено 12 педагогов дошкольной организации.
Структура работы состоит: введение, две главы, заключение, список литературы. Материал изложен на 83страницах печатного текста. Список литературы включает в себя 74 источника.
Целью данной выпускной квалифицированной работы является на основе теоретического анализа психолого - педагогической литературы изучить методические условия развития совместной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации и определить методической формы работы по развитию совместной деятельности в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации.
В первой главе рассмотрены основные понятия педагогического коллектива, в которых определяется, что это группа организованна для совместной деятельности, объединенная духовными и социальными ценностями, где межличностные отношения опосредуются гуманными, общественно и личностно значимыми целями, способную качественно выполнять какие либо задания в совместной деятельности и предоставляя возможность каждому члену педагогического коллектива профессионально развиваться.
Так же рассмотрены, особенности совместной деятельности, в которых на современном уровне разработки проблем совместной деятельности позволяет в качестве отличительных ее характеристик выделить следующее: наличие единой цели и общей мотивации; разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками; объединение индивидов и индивидуальных деятельностей и согласование их выполнение; наличие управления, общих конечных результатов; наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.
Поэтому - совместная деятельность считается одним из важнейших объектов исследования, проблемы повышения эффективности совместной деятельности, оптимального подбора индивидов в группы для выполнения тех или иных задач, являются сегодня одними из приоритетных в связи с усложнением социальных и экономических структур и технологий, увеличения доли коллективного обслуживания в наукоемких сферах промышленности и другими усовершенствованиями.
Критерии эффективности совместной деятельности рассматриваются практически во всех теоретических и экспериментальных исследованиях совместной деятельности, в данной работе мы опираемся на исследования А.Л. Журавлева, Т.Ю. Базарова, Г.М. Андреева и других.
Затем, рассмотрены возможности методической работы в развитии совместной деятельности педагогического коллектива дошкольной организации, из которых по определению С.Ж. Гончаровой, методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик.
Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко методическую деятельность понимают как одну из обязанностей преподавателя, направленную на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплин. Ее результатом является создание комплектов заданий по предмету, дидактических материалов, учебно - наглядных пособий, используемых на учебных занятиях.
К действиям, составляющим методическую деятельность, относят: планирование и использование различных способов и методов обучения, воспитания (разработку программ, рекомендаций, методических комплексов и так далее), направленное на повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства и тем самым способствующее более высокому уровню подготовки детей.
По мнению А.И. Васильевой, методическая работа в дошкольной образовательной организации - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.
Далее проанализированы первичные диагностические данные педагогического коллектива, из которых можно сделать вывод о том, что педагогический коллектив данной дошкольной организации периодически обновляется и все члены педагогического коллектива находятся на стадии вхождения в коллектив и налаживания взаимоотношений в совместной деятельности.
Затем, по результатам диагностики определили формы методической работы по развитию совместной деятельности в педагогическом коллективе данной дошкольной организации.
В процессе практики были реализованы такие формы методической работы по развитию совместной деятельности педагогов данного дошкольного учреждения:
- Показ и присутствие на открытых мероприятиях, как в рамках «Пышминского детского сада № 3», так и в других детских садах района (взаимопосещение);
- Проведен взаимоанализ, в рамках педагогических советов, заседаний творческих групп, в подготовке мероприятий и участий в мероприятиях;
- Участие в конкурсах;
- Участие в профессиональных конкурсах.
Во время проведения, с учетом того, какие потребности педагог сможет реализовать в результате совместной деятельности.
Так же учитывали:
- цели и задачи ДОО;
- количественный и качественный состав коллектива;
- сравнительной эффективностью форм и методов работы;
- особенностями образовательного процесса;
- материальными, морально - психологическими условиями в коллективе;
- реальными возможностями;
- передовым опытом и научными рекомендациями.
Затем были созданы необходимые социально - педагогические условия для повышения педагогического мастерства педагогического коллектива дошкольной организации и результативности методической работы, где главным условием являлось подсистема обеспечения и поддержки, взаимодействующие между собой.
Что, наиболее полно отражает правильность выбора содержания и форм методической деятельности по развитию совместной деятельности педагогов в коллективе.
Таким образом, можно свидетельствовать о том, что выбранное содержание и формы методической работы по развитию совместной деятельности педагогов дошкольной организации в процессе их реализации, доказали свою эффективность. Цель и задачи исследования в целом реализованы.
1. Агеев, В.С. Межгрупповые взаимодействия: социально -
психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. - М.: «Академия», 2000. - 220 с.
2. Аралова, М. А. Формирование коллектива ДОУ [Текст] / Аралова М. А.: Пособие для психологов, воспитателей.- Ростов н/ Д: Феникс, 2012.
3. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / Багаутдинова С.Ф.. // Управление ДОУ. - 2014. - №3. с. 82 - 85.
4. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом [Текст] / Базаров Т.Ю.. Теория и практика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. - 318 с.
5. Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / Белая К.Ю. 200. - М,: АСТ, 2014.- С. - 393.
6. Белая, К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении [Текст] /Белая К.Ю. - М. 2011. -С. -81.
7. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / БелаяК.Ю.. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
8. Бондаренко, А. Заведующий ДОУ. [Текст] / Бондаренко А., Позняк Л., ШкатулаВ. - М. 2014. с.-144.
9. Буров, К.С. Управление методической работой в образовательном учреждении: учеб.пособие [Текст] / К.С. Буров - Челябинск: Из-во ЗАО «Цицеро», 2012. - 486 с.
10. Варшава, Б.Е. Психологический словарь [Текст] / Варшава Б.Е., Выготский Л.С. : СПб.: Тропа Троянова; Иваново: ИТ «Роща Академия». 2008.- 256 с.
11. Василенко, Н.П. Диагностика и организация методической работы [Текст] / Василенко Н.П.. Рн Дону. - М., 2015.
12. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.А. Родионова. - М.: Айрис - пресс, 2008.- 192 с.
13. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Волобуева Л.М.. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 96с.
14. Волобуева, Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ [Текст] / Волобуева Л.М. // Управление ДОУ. - 2012. № 6. - с. 70 -78.
15. Гамова, Екатерина Ивановна «Ориентировка в структуре совместной деятельности и ее влияние на результативность совместной деятельности малых молодежных групп» [Текст] / Гамова Е.И./ Научный журнал КубГАУ, № 79(05), 2012 года: статья
16. Голицина, Н.С. Система методической работы в ДОУ [Текст] / Голицина Н.С.. - М., 2010.
17. Гуляева, М.А. Научно-теоретический журнал// Научное
обеспечение системы повышения квалификации кадров [Текст] / Гуляева М.А. // Научные подходы к определению содержания понятия «методическая деятельность» № 2 (11)/2012.
18. Демидова, Г.В. : Психология управления [Текст] / Демидова Г.В.. - златоуст: ФОТО Мир. 2011.
19. Демурова, Е.Ю. О руководстве детским садом [Текст] / Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф.. М.2013. с.-151.
20. Дмитриева, Л.В. Делегирование, мотивирование, стимулирование в управлении ДОУ [Текст] / Дмитриева Л.В. // Управление ДОУ. - № 4, 2003. - с. 24.
21. Долгоруков, А.М. Искусство управлять собой и другими [Текст] / Долгоруков А.М. / - М.: 2009. - 123 с.
22. Дубейковская, Я. Стоп. Кадры.Управление персоналом для умных [Текст] / Дубейковская Я. /. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2010.
23. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
24. Дуброва, В.П. Организация методической работы в ДОУ [Текст] / Дуброва В.П., Милашевич Е.П. /. М. 2015. с.-109.
25. Евтихов, О.В. Психология управления персоналом: теория и практика [Текст] / Евтихов О.В. /. - СПб.: Речь, 2010. - 319 с.
26. Иванцова, И.А. Организация методического кабинета в ДОУ // справочник старшего воспитателя ДОУ [Текст] / Иванцова И.А. / - 2008 № 10.С 27-28.
27. Ильин, Г.Л. Социология и психология управления: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Ильин. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.
28. Карпов, А.В. Психология труда: учебн.для студентов вузов [Текст] / Карпов А.В. /, - М.: Изд-во «Владос - пресс» 2012. 250 с.
29. Клементьева, З.А. Методическая работа в ДОО. Краткий конспект лекций [Текст] / З.А. Клементьева. Каз. федер. ун-т. - Казань, 2013. - 52 с.
30. Кленова, Н.В. Основные понятия сферы методической деятельности УДОД [Текст] / Дополнительное образование и воспитание № 1 / Кленова Н.В./, 2008 с. 26-30.
31. Климентьева, З.А. Организация методической работы в детском саду // Современное дошкольное образование и коррекционная педагогика: теории, инновации, опыт: Сборник статей и метод. материалов межд. НПК. 29 мая 2013 г. [Текст] / Под ред. В. Габдулхакова, С. Башиновой. - Казань: КФУ, 2013. 151 с.
32. Климентьева, З.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации. Краткий конспект лекций [Текст] / З.А. Климентьева; Каз. федер. ун-т. - Казань, 2013 - 52 с.
33. Кнорринг, В.И. Управление персоналом / рабочая тетрадь: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений [Текст] / Кнорринг В.И. / - М.: 2008. 83 с.
34. Козлов, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. -2-е изд., перераб. и доп [Текст] / Козлов С.А., Куликова Т.А. /. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
35. Коломинский, Я.Л. Структура педагогического взаимодействия (Коломинский Я.Л. социальная психология школьного класса: науч. -метод. пособие для педагогов и психологов. [Текст] /Я.Л. Коломинский. - Мн.: ООО «ФУАИНФОРМ», 2003. - 312 с.
36. Комиссарова, Т.А. Управление человеческими ресурсами:
Учебное пособие [Текст] / КомиссароваТ.А./. М.: Дело, 2012.
37. Кузьмин, Е.С. Руководитель и коллектив [Текст] / Кузьмин Е.С., Волков И.П. Кузьмин Е.С., Волков И.П.: - Л.: ЛГУ, 1967.
38. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика [Текст] / Коротаева Е.В. /: Учеб.пособие / Екатеринбург, ООО «СВ-96», 2011. - 172 с.
39. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / Лосев П.Н. /. - М. 2015. с.-152.
40. Маркова, Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения [Текст] / Маркова Л.С. /. М. 2014. с.-160.
41. Медведкова, Л.Ф. Модель оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Педагогика. Психология [Текст] / Медведкова Л.Ф. /. Социальная работа № 2. 2008.
42. Мещеряков, Б.Г.Большой психологический словарь 3-е изд. [Текст] / Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. /, 2002.
43. Назаренко, В.Л. Я начальник? Психология управления часть -1 учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений [Текст] / Назаренко В.Л. /. - М.: 2009. - 68 с.
44. Немов, С. Психология. В 3-х кН. КН.2. : Психология образования: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 606 с.
Никишина, И.В. Методическая работа в ДОУ: организация,
управление [Текст] / Никишина И.В. /. - Волгоград, 2015. - С. 65-77.
46. Никишина, И.В. Технология управления методической работой [Текст] / Никишина И.В. /. - Волгоград, 2012. - С. 94 - 106.
47. Никишина, И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы [Текст] / Никишина И.В. /. - Волгоград, 2013.
48. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Никишина И.В. /. - Волгоград. 2014. - 156 с.
49. Островский, Э.В. Психология управления [Текст] / электронный учебник / Островский Э.В. /. -М.: ИНФА - М., 2008.
50. Позняк, Л. Основы управления ДОУ [Текст] / Позняк Л. /. М. 2014. с.-4-5.
51. Прохорова, Л.Н. Мастер - класс по созданию творческого коллектива в ДОУ [Текст] / Л.Н. Прохорова. - М.: «5 за знания», 2008. - 117 с.
52. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/Серия «Практическая психология») [Текст] / Под ред. И.В.Дубровиной. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
53. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ ред. - сост. А.А. Карпенко. [Текст] / Под общ.ред. А.В. петровского. - М.: ПЕРСЭ, 2005.
54. Ратендик, Д.М. Управленческая психология [Текст] / Ратендик Д.М / - М.: ФОРУМ, 2010.
55. Руденко, А.М. Управленческая психология [Текст] / А.М. Руденко - ростов Н/д: Феникс, 2010.
56. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст] / М.М. Рыбакова - М.: Просвещение, 2000. - 330 с.
57. Самыгин, С.И. Психология управления [Текст] / Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. /. Р. н Дону. 2014. с. - 512.
58. Сергеев, В.М. В помощь практическому психологу. Методика диагностики уровня сформированности совместно педагогически организованной деятельности группы // Мир психологии и психология в мире [Текст] / Сергеев В.М. /. 1994 № 2 с. 108 -116.
59. Стеркина, Р.Б. Дошкольное образование в России [Текст] / Стеркина Р.Б. /. М.: АСТ, 2012. - 336 с.
60. Терентьева, В.Г. Управление организацией целостного педагогического процесса через систему методической работы [Текст] / В.Г. Терентьева // Сибирский учитель -2012. - № 82. С. 40-43
61. Третьяков, П.И. ДОУ управление по результатам [Текст] / Третьяков П.И., Белая К.Ю.. М 2013.
62. Третьякова, Л.В. Управление дошкольным образованием [Текст] / Третьякова Л.В., Лященко Н.Н. /. Учебное пособие. - М., 2000.
63. Троян, А.Н. Управление дошкольным образованием [Текст] / Троян А.Н. /. М. 2012. с.-151.
64. Урбанович, А.А. Психология управления [Текст] / Урбанович А.А. /: учебн. пособ.: Харвест -2003.
65. Фалюшина, Л.И. Управление ДОУ [Текст] / Фалюшина Л.И. /. М. 2013. с.-80.
66. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного
процесса в ДОУ [Текст] / Фалюшина Л.И. /. - М.: АРКТИ, 2014. - 262 с
67. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
68. Федорова, Н.В. Управление персоналом организации [Текст] / Федорова Н.В. /: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2015. - 416 с.
69. Федосеев, В.Н. ФЗЗ Управление персоналом организации: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 368 с.
70. Федотова, Г.А. Методология и методика психо лого - педагогических исследований: Учебное пособие для студентов спихолого - педагогических факультетов высших учебных заведений [Текст] / Федотова Г.А. /. - великий новгород: НовГУ, 2010. - 114 с.
71. Фоменко, С.Л. Теоретические основы исследования процесса профессионального становления педагогического коллектива [Текст] / Фоменко С.Л. /. Образование и наука 2005 № 2(32).
72. Фетискин, Н.П. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. /. - М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 - с. 337.
73. Чередниченко, И.П.Психология управления [Текст] / Чередниченко И.П.,Тельных Н.В.: Р.н./Дону. 2014. с. - 608.
74. Шекшня, С.В. «Управление персоналом современной организации. Учебно - практическое пособие. Изд. 5-е, перераб.и доп.» [Текст] / Шекшня С.В. /: бизнес -школа «Интел - Синтез»; Москва; 2002.