Мониторинг готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Инновационная деятельность педагога: понятие, особенности
организации 6
1.2. Готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности: сущность
понятия, основные компоненты 14
1.3. Содержательные аспекты мониторинга готовности педагогов ДОО к
инновационной деятельности 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Характеристика инновационной деятельности в МАДОУ «Сказка» и
анализ готовности педагогов к ее реализации 30
2.2. Содержание мониторинга готовности педагогов МАДОУ «Сказка» к
инновационной деятельности 44
2.3. Анализ результатов апробации содержания мониторинга готовности
педагогов МАДОУ «Сказка» к инновационной деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Инновационная деятельность педагога: понятие, особенности
организации 6
1.2. Готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности: сущность
понятия, основные компоненты 14
1.3. Содержательные аспекты мониторинга готовности педагогов ДОО к
инновационной деятельности 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Характеристика инновационной деятельности в МАДОУ «Сказка» и
анализ готовности педагогов к ее реализации 30
2.2. Содержание мониторинга готовности педагогов МАДОУ «Сказка» к
инновационной деятельности 44
2.3. Анализ результатов апробации содержания мониторинга готовности
педагогов МАДОУ «Сказка» к инновационной деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность исследования. Перемены, происходящие в настоящее время в системе дошкольного образования, обусловлены объективной необходимостью в изменениях, адекватных современному развитию общества и образованию в целом. Требования к современному образованию и социальный заказ государства ставят дошкольные образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития.
Новая образовательная парадигма ориентирует дошкольное образовательное учреждение на поиски путей развития, наиболее актуальным из которых является развитие готовности педагога к инновационной деятельности. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержден Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013г.) [37] определяет в качестве характеристик деятельности успешного педагога-профессионала готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.
Организация мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности является одним из наиболее сложных вопросов профессиональной деятельности педагогов, так как имеет недостаточную нормативную, методологическую и концептуальную, а также программно¬методическую базу для его проведения.
Актуальность исследования определяется заказом государства и общества на творческого педагога, который обладает высоким уровнем готовности к инновационной педагогической деятельности; потребностью в разработке содержания мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности, которое будет влиять на развитие образовательного учреждения в целом.
Проблема исследования: каково содержание мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в деятельности дошкольных образовательных учреждениях, переходящих на работу в инновационном режиме, выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности во внедрении педагогических инноваций, недостаточность научно-методического, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало бы инновационную деятельность педагогов. Для решения данных проблем необходима реализация технологии, которая будет способствовать развитию образовательного учреждения. В данном случае такой технологией может стать мониторинг. Мониторинг может выступать инструментом, способным обеспечивать постоянную готовность педагога дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности. На основании результатов мониторинга у административной команды образовательного учреждения имеется возможность выявить сильные и слабые звенья в инновационной деятельности и на этой основе принять управленческие решения, осуществить корректировку и уточнение последующих задач и действий коллектива по ее реализации.
На основании актуальности и проблемы определена тема исследования: «Мониторинг готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности».
Степень разработанности. Проблемой организации и осуществления педагогического мониторинга занимались А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая, Н.К. Жукова, В.И. Зверева, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова и Д.М. Полев, Л.Б. Сахарчук, А.В. Сотов, Т.А. Строкова,
A. А. Орлов, С.Е. Шишов и др. Вопросы мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности рассмотрены в работах И. Дерновского, B. В. Марковой, К.К. Платонова, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуфбековой и др.
Объект исследования - инновационная деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций.
Предмет исследования - содержание мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности.
Цель исследования - выявить, определить и обосновать содержание мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности.
Задачи исследования.
1. Раскрыть сущность инновационной деятельности педагогов.
2. Выявить содержание мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности.
3. Раскрыть практические аспекты содержания мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: анкетирование, сравнение, анализ документов.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад «Сказка» ГО Богданович, Свердловская область
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке содержания мониторинга готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Новая образовательная парадигма ориентирует дошкольное образовательное учреждение на поиски путей развития, наиболее актуальным из которых является развитие готовности педагога к инновационной деятельности. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержден Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013г.) [37] определяет в качестве характеристик деятельности успешного педагога-профессионала готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.
Организация мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности является одним из наиболее сложных вопросов профессиональной деятельности педагогов, так как имеет недостаточную нормативную, методологическую и концептуальную, а также программно¬методическую базу для его проведения.
Актуальность исследования определяется заказом государства и общества на творческого педагога, который обладает высоким уровнем готовности к инновационной педагогической деятельности; потребностью в разработке содержания мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности, которое будет влиять на развитие образовательного учреждения в целом.
Проблема исследования: каково содержание мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в деятельности дошкольных образовательных учреждениях, переходящих на работу в инновационном режиме, выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности во внедрении педагогических инноваций, недостаточность научно-методического, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало бы инновационную деятельность педагогов. Для решения данных проблем необходима реализация технологии, которая будет способствовать развитию образовательного учреждения. В данном случае такой технологией может стать мониторинг. Мониторинг может выступать инструментом, способным обеспечивать постоянную готовность педагога дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности. На основании результатов мониторинга у административной команды образовательного учреждения имеется возможность выявить сильные и слабые звенья в инновационной деятельности и на этой основе принять управленческие решения, осуществить корректировку и уточнение последующих задач и действий коллектива по ее реализации.
На основании актуальности и проблемы определена тема исследования: «Мониторинг готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности».
Степень разработанности. Проблемой организации и осуществления педагогического мониторинга занимались А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая, Н.К. Жукова, В.И. Зверева, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова и Д.М. Полев, Л.Б. Сахарчук, А.В. Сотов, Т.А. Строкова,
A. А. Орлов, С.Е. Шишов и др. Вопросы мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности рассмотрены в работах И. Дерновского, B. В. Марковой, К.К. Платонова, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуфбековой и др.
Объект исследования - инновационная деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций.
Предмет исследования - содержание мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности.
Цель исследования - выявить, определить и обосновать содержание мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности.
Задачи исследования.
1. Раскрыть сущность инновационной деятельности педагогов.
2. Выявить содержание мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности.
3. Раскрыть практические аспекты содержания мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: анкетирование, сравнение, анализ документов.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад «Сказка» ГО Богданович, Свердловская область
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке содержания мониторинга готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В настоящее время, несмотря на проводимую в дошкольных образовательных организациях работу по внедрению инновационной деятельности, уровень готовности педагогов к ее выполнению остается недостаточно высоким. Это вызывает необходимость анализа содержания мониторинга готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности, определения направлений работы по совершенствованию деятельности педагогов в данных вопросах.
Главными особенностями инновационной педагогической деятельности является личностный подход, творческий характер, мотивация педагогов на поиск нового в организации учебно-воспитательного процесса. Инновационная педагогическая деятельность является основой обновления учебных заведений, фактором развития образовательных систем. Ее результат определяют структурные и содержательные изменения в работе заведения, образовательной системы, а при определенных условиях - создание качественно новой педагогической практики - авторского заведения или радикального реформирования всей образовательной системы. Инновационная деятельность организуется в три стадии - разработку, апробацию и внедрение инновации. В данный процесс в качестве самостоятельных стадий включаются также выбор инноваций для решения определенной проблемы, разработка инновационной стратегии, подготовка ресурсной базы, планирование инновационной деятельности.
Необходимым условием осуществления инновационной деятельности является целенаправленная организация процесса профессионального становления педагога, обеспечивающего его готовность к осуществлению инновационной деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности понимается интегральное качество личности, которое характеризуется наличием и определенным уровнем сформированности когнитивного, практического, личностного компонентов в их единстве, что проявляется в стремлении к инновационной деятельности и в подготовленности к ее осуществлению на профессиональном уровне. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях развития образования - важнейшее качество педагога- профессионала, без которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.
Важно своевременно проводить мониторинг готовности педагогов к инновационной деятельности с целью получения качественных положительных результатов инновационной деятельности. Мониторинг - это целостная, внутренне организованная система отслеживания отдельных или комплексных показателей объекта, постоянное наблюдение за неким процессом, оценка и прогноз его состояния на уровне системы, с целью определения соответствия первоначальным положениям или желаемым результатам.
В теории, в целом, нами рассмотрен вопрос организации мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности, также само понятие инновационной деятельности и готовности педагогов к инновационной деятельности.
В данной выпускной квалификационной работе были изучены и проанализированы теоретические аспекты мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций, степень разработанности данной проблемы.
В ходе формирующего этапа исследования было проведено исследование в МАДОУ «Сказка» ГО Богданович. Несмотря на активное участие коллектива в разнообразных инновационных площадках, выявили недостаточный уровень готовности педагогов к инновационной деятельности. На основании этого был сделан вывод о необходимости совершенствовании процесса мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности, результатом которого станет информация для анализа ситуации и последующего принятия последующих управленческих действий, направленных на совершенствование качества деятельности образовательной организации, находящейся в режиме инновации.
Для решения данной задачи на формирующем этапе исследования было разработано и апробировано содержание мониторинга готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности.
Разработанное содержание мониторинг готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности организуется в несколько этапов: нормативно-установочный, технологический, обобщающий.
При формировании содержания мониторинга готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности были выделены три основных направления: педагог, нормативно-правовая база, материально-технические условия обеспечения инновационной деятельности.
Разработанное содержание мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности позволило учитывать личные и профессиональные качества педагогов, регулярно отслеживать выполнение намеченных планов, соответствие промежуточных результатов задуманному, оперативно вносить коррективы в планы или действия педагогов, в организацию инновационной деятельности в целом.
Анализ результатов апробации содержания мониторинга готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности позволяет сделать вывод о том, что педагоги коллектива МАДОУ «Сказка» находятся на этапе активного профессионального развития, у педагогов повысилась мотивация к достижению успеха, увеличилось число педагогов, которые обладают способностями к решению нестандартных задач, которые не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации, которые активно осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе.
Таким образом, верно выбранное содержание мониторинга способно повышать уровень готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности, что, в свою очередь, позволяет образовательному учреждению существовать в режиме постоянного развития.
Главными особенностями инновационной педагогической деятельности является личностный подход, творческий характер, мотивация педагогов на поиск нового в организации учебно-воспитательного процесса. Инновационная педагогическая деятельность является основой обновления учебных заведений, фактором развития образовательных систем. Ее результат определяют структурные и содержательные изменения в работе заведения, образовательной системы, а при определенных условиях - создание качественно новой педагогической практики - авторского заведения или радикального реформирования всей образовательной системы. Инновационная деятельность организуется в три стадии - разработку, апробацию и внедрение инновации. В данный процесс в качестве самостоятельных стадий включаются также выбор инноваций для решения определенной проблемы, разработка инновационной стратегии, подготовка ресурсной базы, планирование инновационной деятельности.
Необходимым условием осуществления инновационной деятельности является целенаправленная организация процесса профессионального становления педагога, обеспечивающего его готовность к осуществлению инновационной деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности понимается интегральное качество личности, которое характеризуется наличием и определенным уровнем сформированности когнитивного, практического, личностного компонентов в их единстве, что проявляется в стремлении к инновационной деятельности и в подготовленности к ее осуществлению на профессиональном уровне. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях развития образования - важнейшее качество педагога- профессионала, без которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.
Важно своевременно проводить мониторинг готовности педагогов к инновационной деятельности с целью получения качественных положительных результатов инновационной деятельности. Мониторинг - это целостная, внутренне организованная система отслеживания отдельных или комплексных показателей объекта, постоянное наблюдение за неким процессом, оценка и прогноз его состояния на уровне системы, с целью определения соответствия первоначальным положениям или желаемым результатам.
В теории, в целом, нами рассмотрен вопрос организации мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности, также само понятие инновационной деятельности и готовности педагогов к инновационной деятельности.
В данной выпускной квалификационной работе были изучены и проанализированы теоретические аспекты мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций, степень разработанности данной проблемы.
В ходе формирующего этапа исследования было проведено исследование в МАДОУ «Сказка» ГО Богданович. Несмотря на активное участие коллектива в разнообразных инновационных площадках, выявили недостаточный уровень готовности педагогов к инновационной деятельности. На основании этого был сделан вывод о необходимости совершенствовании процесса мониторинга готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности, результатом которого станет информация для анализа ситуации и последующего принятия последующих управленческих действий, направленных на совершенствование качества деятельности образовательной организации, находящейся в режиме инновации.
Для решения данной задачи на формирующем этапе исследования было разработано и апробировано содержание мониторинга готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности.
Разработанное содержание мониторинг готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности организуется в несколько этапов: нормативно-установочный, технологический, обобщающий.
При формировании содержания мониторинга готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности были выделены три основных направления: педагог, нормативно-правовая база, материально-технические условия обеспечения инновационной деятельности.
Разработанное содержание мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности позволило учитывать личные и профессиональные качества педагогов, регулярно отслеживать выполнение намеченных планов, соответствие промежуточных результатов задуманному, оперативно вносить коррективы в планы или действия педагогов, в организацию инновационной деятельности в целом.
Анализ результатов апробации содержания мониторинга готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности позволяет сделать вывод о том, что педагоги коллектива МАДОУ «Сказка» находятся на этапе активного профессионального развития, у педагогов повысилась мотивация к достижению успеха, увеличилось число педагогов, которые обладают способностями к решению нестандартных задач, которые не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации, которые активно осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе.
Таким образом, верно выбранное содержание мониторинга способно повышать уровень готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности, что, в свою очередь, позволяет образовательному учреждению существовать в режиме постоянного развития.
Подобные работы
- Управление процессом подготовки педагогов дошкольной
образовательной организации к инновационной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование готовности педагога дошкольной образовательной организации к работе с детьми с отклонениями в состоянии здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение педагогов дошкольной образовательной организации в профессиональной подготовке
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Управление формированием готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности в Дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018





