Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования с использованием ИКТ

Работа №98151

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 6 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ .... 6
1.1. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов
инклюзивного образования в научной литературе 17
1.2. Информационно-коммуникационные технологии в
психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования: педагогические возможности 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 27
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ....
2.1. Анализ использования педагогических возможностей
информационно-коммуникационных технологий в МАОУ лицей № 109 в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования
2.2. Разработка и использование электронных мультимедийных
ресурсов на примере педагогических возможностей сервисов «Сетевой город. Образование» и LearningApps.org в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования МАОУ Лицей №109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71


Актуальность исследования процесса психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования обусловлена, в первую очередь, переменой политики государства в образовательной области, учитывая абсолютную доступность его для всех детей, а так же, новыми требованиями к реализации личностно-ориентированного образования. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение физически и/или психически здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в одном коллективе, и требует создания в организациях общего образования таких условий, чтобы каждый ребенок с любыми отличиями в здоровье или развитии смог обучаться вместе с другими учащимися. Это право законодательно зафиксировано в большинстве цивилизованных стран мира. Принимая на себя обязательство по реализации совместного обучения людей с ограниченными возможностями на всех уровнях образования, Российская Федерация в 2012 году утвердила Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
Одним из основополагающих компонентов инклюзивного образования и основным фактором его успешной реализации является психолого¬педагогическое сопровождение инклюзивного процесса. Использование ИКТ декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования и становится социально обусловленной необходимостью. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с использованием ИКТ имеют огромный потенциал для осуществления задач инклюзивного образования. Современный уровень их развития дает возможность персонализировать параметры интерфейса в соответствии с индивидуальными требованиями пользователя, существенно расширяя возможности доступа к образовательной и профессиональной информации, повышая эффективность управления образовательным учреждением, создавая возможности для быстрого взаимодействия всех субъектов психолого-педагогического сопровождения.
На современном этапе проблемы инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения исследуют ряд иностранных и отечественных ученых: В.А. Айрапетов, Е.А. Александрова, Е.А. Бауэр, И.А. Боброва, О.А. Власова, О.С. Газман, Е.В. Гутман, Е.К. Исакова, Д.В. Лазаренко, А.В. Малышев, Н.В. Савицкая, О.А. Сергеева, В.А. Сластенин, С.С. Столярова, О.В. Чурсинова, А.В. Шишова и другие. Проблемы применения информационных ресурсов в современном образовании в своих работах поднимают ученые и педагоги А.А. Андреев, Я.А. Ваграменко, О.А. Козлов, М.П. Лапчик, Д.Ш. Матрос, Н.И. Пак, СВ. Панюкова, Е.С. Полат, В.А. Поляков, И.В. Роберт, И.А. Румянцев, Н.В. Софронова.
Однако применению информационно-коммуникационных технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования в научной литературе уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания.
Проблема исследования: каковы педагогические возможности ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования.
Предмет исследования: педагогические возможности ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать педагогические возможности ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования.
На основе актуальности, проблемы и цели исследования сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования в научной литературе.
2. Выявить педагогические возможности ИКТ в
педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования.
3. Проанализировать использование педагогических возможностей ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования в МАОУ Лицей №109.
4. Раскрыть педагогические возможности современных ИКТ на примере сервисов «Сетевой город. Образование» и LearningApps.org в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования МАОУ Лицей №109.
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез научной литературы, систематизация; эмпирические - наблюдение, анкетирование, анализ опыта и изучение продуктов деятельности.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке электронного мультимедийного ресурса, ориентированного на широкое использование в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 57 источников и 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования с использованием ИКТ определена сменой государственной политики в области образования, с целью доступности его для абсолютно всех детей, а также требованиями к реализации основных положений личностно-ориентированного образования. Инклюзивное образование рассматривает социальную интеграцию как форму совместного существования обычных детей и ребенка с ОВЗ, предусматривает для таких детей свободу выбора на любой ступени образования, в процессе жизнедеятельности и реализации различных общественных ролей и функций.
В отечественной науке психолого-педагогическое сопровождение в условиях инклюзивного образования рассматривается как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, своевременный поиск возможных путей оптимального развития, при необходимости помощь и поддержка, нацеленность на благополучие, на позитивность в ребенке и педагогическом процессе в целом. Признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
К основным субъектам психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования относятся пять основных категорий, групп - это сам ребенок с ОВЗ, другие дети группы/класса, родители «особенного» ребенка и родители других детей группы/класса, а также педагоги и другие специалисты, включаемые в инклюзивную практику. Соответственно, каждый из этих субъектов в той или иной степени, в том или ином объеме нуждается в психолого-педагогическом сопровождении.
В качестве средства обучения ИКТ позволяют усилить мотивацию ученика с ОВЗ к познавательной деятельности, направленную на оперативную педагогическую и психологическую помощь, создание условий для самореализации, формирование личности, его адаптации в социуме, поддержание адекватной самооценки. Возможность регулировать задания по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на его мотивации.
Современные ИКТ предлагают различные сервисы и программы, используя которые обучающийся получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, которую может получить также из компьютерных программ без участия учителя. Компьютер проверит все ответы, укажет, не ругая, на ошибки, подскажет, как их исправить, что способствует формированию у учащихся с ОВЗ рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий.
Рассмотрение практических аспектов использования информационно-коммуникационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования позволяет выделить следующее:
1) использование ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования представляет собой развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса, включающего последовательные этапы целеполагания, планирования, организации, реализации целей и аналитический; что позволяет определить ожидаемые результаты:
- создание единой образовательной среды учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы;
- совершенствование ИКТ компетентности учителей;
- широкомасштабное и активное использование ИКТ для преподавания всех школьных дисциплин;
- укрепление материально-технической базы школы;
- организация эффективного информационного взаимодействия со всеми субъектами психолого-педагогического сопровождения.
2) анализ использования ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования в МАОУ Лицей № 109 показал соответствие требованиям новых образовательных стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка с ОВЗ и формирования устойчивой учебной мотивации, а также для психолого-педагогической поддержки всех участников инклюзивной практики. Вместе с тем опытно-поисковая работа с субъектами инклюзивного образования выявила ряд затруднений:
- при разработке учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу, при развитии мотивации и самостоятельности учащихся в образовательном процессе, в применении современных способов, методов, приемов активизации учащихся в обучении;
- при решении задач по учёту потребностей учащихся: построение индивидуального образовательного маршрута ученика с ОВЗ, разработка способов педагогической поддержки школьников, оказание помощи ученикам в преодолении учебных затруднений, организация дифференцированного обучения;
- в организации взаимодействия: несовпадение целевых установок учителя на работу в классе и обучающихся, проектирование и использование различных форм и технологий взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией.
3) для повышения эффективности использования ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении и преодоления сложившихся проблем мы предлагаем педагогические возможности сервисов «Сетевой город. Образование» и LearningApps.org.
Создание единой среды обмена информацией в Сетевом городе улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми субъектами психолого-педагогического сопровождения в рамках лицея. Происходит постоянный мониторинг учебного процесса и тесная интеграция в учебный процесс электронных курсов и пособий по различным дисциплинам, появляется возможность организации тестирования отдельных учащихся или всего класса, существует поддержка новых образовательных технологий.
LearningApps.org. интересен огромной коллекцией уже имеющихся интерактивных заданий практически по любому учебному предмету, применением различных шаблонов, разнообразных типов интеллектуальных интерактивных заданий, простотой навигации и работы в сервисе. Педагогические возможности данного ресурса позволяют нам создавать аккаунты для учеников с ОВЗ, где будут создаваться и собираться упражнения, разработанные специально для них, ориентированные на их способности, включающие их в привычную и любимую ими игру на компьютере всех этапах обучения, но необходимую нам образовательную деятельность.
Освоение таких сервисов позволяет учителю сформировать интерактивную среду учебной деятельности, сделать процесс обучения насыщеннее, интереснее, ярче, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов. Ученику - получить компетенции в области информационных технологий, овладеть навыками самостоятельной и коллективной работы, структурировать свои знания, связывать теоретические знания с практикой, получать мгновенный отклик на свои учебные действия.


1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://isiksp.ru/library/aleksandrova ea/aleks- 000001.html
2. Алехина С.В., Семаго М.М. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. Методическое пособие. М.: МГППУ, 2012. с. 156
3. Аронов А.М., Баженова К.А. Очерки об исследовательской деятельности. Учебно-методические материалы для курсов повышения квалификации «Нормы и требования к процессу и результату учебно¬исследовательской деятельности школьников». Красноярск, КДПиШ, КРДМОО «Научное общество учащихся», 2006. с. 42
4. Базуева Е.А. Художественно-эстетическое воспитание как средство психолого-педагогической коррекции несовершеннолетних, имеющих дефицитарное развитие : из опыта работы/ Е. А. Базуева // Практическая психология и логопедия, 2007. No 6. с. 4-20.
5. Барышкин А.Г. Основные параметры визуализации учебной информации / А.Г. Барышкин, Н.А. Резник. - СПб.: Информатизация образования, 2005. №7 с. 38-44.
6. Берулава Г.А. , Берулава М.Н. Методологические основы новой сетевой теории развития личности. Журнал «Гуманизация образования» Выпуск № 1 / 2012 с.27-30.
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.:Совершенство, 1997. — 298 с. (Практическая психология в образовании) [Электронный ресурс] Режим доступа URL::http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit- 001-.htm
8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Образовательный центр Педагогический поиск», 1998.
9. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Психологическое сопровождение педагогического взаимодействия в условиях реализации ФГОС// [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.rusnauka.com
10. Бьермон К.Л. Социальная компетентность и образовательная среда. // Психологическая наука и образование. Издательство - М.: МГППУ. - 2001. - №4. с.129-132.
11. Васильева Н.Н. Реализация компетентностного подхода в системе подготовки бакалавров к психолого-педагогическому сопровождению образования детей // В сборнике: Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей Сборник научных статей. Ответственный редактор - Т.Н.Семенова. 2015. с. 58-60.
12. Власова О.А. Валеолого-педагогическое сопровождение учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Библиотека диссертаций // Педагогические науки // [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/valeologo-pedagogicheskoe_
13. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. Вып.3. с. 58-64.
14. Глазкова Т.В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе: Автореф.дис. канд.пед.наук. -Иркутск, 2004. [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie.
15. Гневэк О.В. О содержательном наполнении понятия «психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка» // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 49. с. 50-54.
16. Гутман Е.В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления специалиста в негосударственном вузе // Библиотека диссертаций // Педагогические науки // [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ