ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1. Социальная компетенция: сущность, структура, функции 6
1.2. Условия и этапы формирования социальной компетенции
подростков 19
1.3. Педагогический потенциал физического воспитания как средство
формирования социальной компетенции подростков 29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МАОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №9 34
2.1. Оценка уровня сформированности социальной компетенции 34
подростков
2.2. Реализация физического воспитания в МАОУ школе-интернате № 9
по формированию социальной компетенции подростков 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
В последнее время, как в России, так и за рубежом достаточно актуальной для исследователей является проблема развития социальной компетенции личности, которая формируется и разворачивается последовательно и происходит на протяжении всей жизни человека.
Социальная философия сегодня является как адекватным, так и действительным теоретическим, методологическим основанием для изучения проблем вхождения человека в систему социальных связей. Разрабатывается система общих принципов, способов научного познания человека как социализирующейся личности.
Раскрытию сущности социальной компетенции посвящены работы психологов и педагогов, которые считают, что формирование социальной компетентности обучающихся происходит в условиях социального воспитания и является результатом их включения в различные виды деятельности, где осваивается социальный опыт, который соответствует их возрасту.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема формирования социальной компетентности подростков не утрачивает своего значения, поскольку педагогические меры, используемые в школьной практике, не дают достаточно эффективных результатов. Это противоречие определило проблему исследования, которая заключается в обосновании и реализации педагогических условий формирования социальной компетенции подростков, общеобразовательного учреждения в процессе учебно-воспитательной работы.
Исходя из проблемы, определена тема выпускной квалификационной работы «Физическое воспитание как средство формирования социальной компетенции подростков в условиях школы-интерната».
Цель работы - определить условия формирования социальной компетенции подростков средствами физического воспитания.
Объект исследования: формирование социальной компетенции подростков.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной компетенции обучающихся подросткового возраста средствами физического воспитания.
Исходя из цели исследования, определения объекта, предмета, можно сформулировать следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме.
2.Определить понятия «социализация», «социальная компетенция», рассмотреть структуру социальной компетенции детей подросткового возраста.
З.ВЫЯВИТЬ педагогические условия, способствующие формированию социальной компетенции подростков общеобразовательной организации.
5. Раскрыть возможности физического воспитания в формировании социальной компетенции обучающихся подростков.
6. Провести опытно-поисковую работу по формированиюсоциальной компетенции подростков средствами физического воспитания.
7. Разработать методические рекомендации для учителей по формированию социальной компетенции подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- на общенаучном уровне: методология педагогических исследований (Беспалько В.П.); компетентностью (Зимняя И.А., Хуторской А.В.), личностно-ориентированный (Якиманская И.С., Сериков В.В.) подходы; принципы и методы системного подхода (Беспалько В.П., Караковский В.А.)
- на конкретно-научном уровне: исследования в области формирования социальной компетентности (Иванов Л. М., Конева Е. В., Калинина Н. В., Лукьянова М. И., Марасанов Г. И.), идеи социально-педагогической поддержки человека в процессе социализации (Быков А.В., Галагузова М.А., Дементьева.И.Ф.), общетеоретические подходы к изучению роли среды в социализации и воспитании личности (Мудрик А.В., Кон И. С.), в психологии (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д.Б.).
В процессе выполнения работы использовались следующие группы методов:
- теоретические: анализ философской, социологической, педагогической литературы по теме исследования, обобщение полученной информации, изучение результатов деятельности обучающихся;
- эмпирические: наблюдение, беседа, методики:
1. Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн.
2. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (АмирханД.).
3. «Оценка уровня общительности» (методика РяховскогоВ.Ф.).
4. Тест «Дерево с человечками» (УилсонП.).
5. «Уровень сотрудничества в детском коллективе» методика ЭльконинаД.Б.
6. «Шкала социальной компетентности» (методика Прихожан А. М. по типу шкалы социальной компетентности ДоллаЕ.).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать методы и приёмы формирования социальной компетенции подростков в практической деятельности учителей физической культуры.
База исследования: МАОУ школа - интернат №9, г. Богдановича.
Структура квалификационной работы из введения, двух глав, заключения, используемой литературы, приложения.
В воспитании подрастающего поколения важным должно быть признано создание условий для освоения детьми социальных ролей и навыков, развития культуры их социального поведения. В данной работе мы рассмотрели вопросы, которые помогли определить, какие условия способствуют эффективности формирования социальной компетенции подростков средствами физической культуры.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выяснить, что входит в понятие «социальная компетенция», была рассмотрена структура и этапы формирования социальной компетенции. В процессе анализа мы пришли к выводу, что создание благоприятных условий для формирования социальной компетенции особенно необходимо в подростковом возрасте, так как он относится к числу критических периодов онтогенеза человека, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, системы и деятельности взаимоотношений.
В ходе дальнейшего анализа методических источников нам удалось выделить условия, способствующие развитию социальной компетенции подростков средствами физической культуры на уроках и во внеурочное время и подобрать педагогические технологии.
Для подбора необходимых диагностик важно было определить основные компоненты социальной компетенциии определить уровень их развития у воспитанников подросткового возраста. Был сделан вывод: необходимо подобрать методики диагностирования, выбрав в качестве критериев уровня сформированности отдельных компонентов социальной компетенции, таких как, самооценка, взаимоотношение и сотрудничество между сверстниками, общительность, стратегия разрешение проблем и на основании этих критериев сделать вывод об общем уровне сформированности социальной компетенции исследуемых воспитанников.
По результатам констатирующего этапа исследования нами были выявлены уровни развития самооценки, взаимоотношения и сотрудничества между сверстниками, общительности, стратегии разрешение проблем. Был сделан вывод: несмотря на то, что приблизительно у 50% воспитанников выявлена адекватная самооценка, средний уровень развития общительности и сотрудничества в коллективе, наблюдается значительное количество воспитанников, имеющих низкую самооценку, испытывающих сложности в общении со сверстниками, нуждающихся в помощи при возникновении проблемных ситуаций. Необходимо определить наиболее оптимальные условия развития выделенных компонентов социальной компетенции на уроках физической культуры и дополнительных занятиях, включая комплекс приемов, которые при регулярном использовании будут способствовать их развитию.
В процессе реализации условий, способствующих формированию социальной компетенции подростков на уроках физической культуры и во внеурочное время, нами были определены и созданы необходимые условия:
1. учет возрастных особенностей подростков;
2. использование педагогических приемов на уроках физической культуры, способствующих формированию социальной компетенции;
3. использование игровых форм обучения, позволяющих увеличить количество социальных и межличностных связей между подростками, повысить сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, развить навыки работы в группе, научить объяснять, понимать и слушать собеседника, учитывать мнение других.
Оценивая эффективность опытно - поисковой работы, мы обнаружили, что те условия, которые были созданы на уроках физической культуры и на занятиях в спортивных секциях повлияли на формирование социальной компетенции у воспитанников. Повторная диагностика показала положительную динамику в развитии всех исследуемых компонентов социальной компетенции.
Таким образом, можно сказать, что создание определённых условий на занятиях физической культурой и во внеурочной деятельности способствует формированию социальной компетенции обучающихся подросткового возраста.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Питер, 1998
2. Андреева И.Н. «Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков», // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. - Минск, 2003. - С. 194-196.
3. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения: автореферат. - Ставрополь, 2002. -18 с.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М. 1995.- С. 210-239.
5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании. -
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
6. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика Текст. / В.П. Беспалько. М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 511 с.
7. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-106.
8. Власова Е.И. Актуальные проблемы построения компетенции социальной одаренности - К., 1998.- С. 85-91.
9. Выготский, JI.C. Психология развития Текст: Хрестоматия /Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин; под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: Омега-Л, 2005. - 524 с.
10. Габелая И.В. Показатели социальной компетентности у подростков//Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология».- 2013, том 6, № 3 - С.116¬118.
11. Голошумова Г.С. Факторы формирования социальной компетентности подростков [Электронный ресурс] / Г. С. Голошумова, С. Г. Ежов // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4. - С. 211-217. - Режим доступа: http://journals.uspu.rU/i/inst/ped/ped15/ped_34.pdf.
12. Диагностическая методика «Дерево с человечками» (П.Уилсон) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fishki.net/1676088-test-derevo-s- chelovechkami.html.
13. Исследование самооценки по методике Дембо —
Рубинштейн[Электронный ресурс] - Режим
доступа:http://newgoal.ru/issledovanie-samoocenki-po-metodike-dembo- rubinshtejn/.
14. ЗанаевС. С. Социальная компетентность — результат процесса социализации одаренного подростка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. № 8(54). - Новосибирск: СибАК, 2015.- С. 40-48.
15. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата
образования.-Режимдоступа: http://quality.petrsu.ru/file/74/%EA%EB%FE
%F7%E5%E2%FB%E5%20%EA%EE%EC%E.
16. Капустина Ю. Н. Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 10-11.
...