Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 9-10 ЛЕТ 5
1.1. Возрастные особенности мальчиков 9-10 лет 5
1.2. Характеристика специальной выносливости 10
1.3. Виды специальной выносливости волейболистов 15
1.4.Основы методики развития специальной выносливости у волейболистов
9-10 лет 27
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
2.3. Экспериментальная методика развития специальной выносливости у
волейболистов 9-10 лет 38
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
В процессе формирования физической культуры личности происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических способностей занимающихся.
Физические качества органически связанны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях. На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы (социально-бытовые условия жизни, климатические географические условия, материальное обеспечение мест занятий, методика их развития), а с другой стороны - наследственные факторы («моторные» задатки), которые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воздействия. В качестве одаренности физических способностей выступают анатомические, физиологические и психические особенности организма человека. В процессе выполнения какой-либо деятельности «моторные задатки», совершенствуясь на основе приспособительных изменений организма, перерастают соответствующие физические способности [6].
Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека [34].
Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость соединяет в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения, то есть сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе [8].
В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы [44]. Поэтому, выносливость проявляется в двух основных формах:
- в продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
В теории и практике физического воспитания выделяют общую и специальную выносливость. Вместе с тем, специальная выносливость подразделяется на следующие виды: прыжковая, игровая, скоростная, силовая, координационная [3].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс волейболистов 9-10 лет.
Предмет исследования - методика развития специальной выносливости у волейболистов 9-10 лет.
Цель исследования - повышение уровня развития специальной выносливости у волейболистов 9-10 лет.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи:
1. Изучить особенности методики развития специальной выносливости волейболистов.
2. Выявить возрастные особенности детей 9-10 лет.
3. Разработать экспериментальную методику развития специальной выносливости у волейболистов 9-10 лет.
Структура выпускной квалификационный работы.
ВКР изложена на 56 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 46 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Возрастной период 9-10 лет в тренировке у волейболистов является наиболее благоприятным периодом для развития специальной выносливости.
Современная подготовка волейболистов и волейбольных команд - сложный и многолетний педагогический процесс, управляемый тренерами. Проблема успешного выступления спортсменов на соревнованиях выдвигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных научно¬обоснованных и практически эффективных систем тренировок.
Для успешного управления тренировочного процесса необходима такая его организация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии. Эту задачу можно успешно решить только на основе точных знаний состояния спортсмена и характера воздействия на него тренировочных нагрузок.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, было выявлено, что для волейболистов 9-10 лет необходима высокая двигательная активность, которая является основой для правильного формирования и укрепления различных двигательных умений и навыков. Техника волейбольного спорта лучше усваивается и совершенствуется, когда сформирована необходимая база двигательных навыков.
Очень важно тренеру обеспечить волейболистам 9-10 лет достаточный объем двигательной деятельности, учитывая возрастные особенности детского организма. Эффективным средством, развивающую двигательную активность волейболистов в возрасте 9-10 лет, являются подвижные и спортивные игры, а также разнообразные двигательные упражнения, развивающие двигательную активность крупных и мелких мышц. В играх развиваются необходимые для волейболиста качества (быстрота, выносливость, сила, координация движений, быстрота реакции и морально-волевые качества), которые необходимы для более успешного их проявления в выбранной двигательной деятельности.
Были определены средства и методы развития специальной выносливости. Исходя из изученных средств и методов, можно сделать следующий вывод. Приступая к развитию выносливости необходимо придерживаться определённой логики построения тренировочного процесса, т.к. нерациональное сочетание в занятиях нагрузки различной функциональной направленности может привести не к улучшению, а наоборот, к снижению уровня тренированности.
Проанализировав общепринятые методы обучения, убедились, какие методы являются приоритетными на этапе начальной подготовки волейболистов 9-10 лет: словесный, наглядный, игровой, повторный, переменный, соревновательный методы.
2. У детей в возрасте 9-10 лет почти все показатели физических качеств показывают очень высокие темпы прироста, а вот показатели гибкости, с каждым годом уменьшается. В возрасте 9-10 лет происходит наиболее интенсивное развитие координации движения.
Но есть и возрастные особенности, которые нужно учитывать и развивать:
а) Слабо развитые мышцы спины, живота, брюшного пресса, мышцы плечевого пояса могут привести к нарушению осанки у детей, что в дальнейшем может привести к искривлению позвоночника. Поэтому на тренировке нужно укреплять и развивать мышцы с помощью разнообразных комплексов общеразвивающих, а также специальных упражнений. Это очень важно особенно, когда спортсмен находится в положении со слегка согнутой спиной. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям, очень хрупкие. Поэтому осанка детей младшего школьного возраста представляется весьма неустойчивой, у них легко может возникнуть асимметричное (неравномерное) положение тела.
Необходимо все время заботиться о правильной позе, осанке, походке детей. Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц туловища, что в дальнейшем приводит к созданию «мышечного корсета» и искривление позвоночника не будет.
б) В этом возрасте почти полностью заканчивается морфологическое развитие нервной системы и нервных клеток. Однако работа нервной системы определяется преобладанием процессов возбуждения.
в) Работоспособность двигательного аппарата более приспособлена в этом возрасте, а вот состояние и работоспособность нервной системы не совсем достаточна. Из-за одинаковых и длительных физических упражнений происходит утомление обучающихся, что приводит к спаду всего организма по отношению к нагрузкам. Разнообразные упражнения, которые дает тренер, где в работу поочередно включаются различные группы мышц, к быстрому утомлению не приводят.
В этом возрасте очень важно, чтобы дети получили наиболее всестороннюю тренировку с приобретением большого числа различных форм и движений, а нагрузка на организм детей повышаться должна постепенно.
3. Для разработки экспериментальной методики развития специальной выносливости волейболистов 9-10 лет апробировались специальные упражнения.
Для развития прыжковой выносливости у детей 9-10 лет применялись упражнения: прыжки вверх с отягощениями, с набивными мячами, прыжки на одной на обеих ногах, напрыгивание на тумбу, спрыгивание с последующим прыжком вверх и т.д.
Для развития силовой выносливости у детей 9-10 лет применялись упражнения такие как, подтягивание прямым хватом на ширине плеч, тыльное сгибание и разгибание рук, многократные броски набивного мяча от груди двумя руками, упражнения с гантелями , упражнение на удержание тела в висе на перекладине и т.д.
Упражнения для развития скоростной выносливости- это челночный бег, различные ускорения, бег к четырем точкам из центра площадки, бег «Ёлочкой» и т д.
Для развития игровой выносливости применялись такие упражнения: различные подвижные игры, перемещения через фишку с специальными упражнениями (с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени, многоскоки и т.д.), нападающие удары, подачи, приемы по зонам.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил положительное влияние применяемых нами специальных упражнений, которые направлены на развитие специальной выносливости волейболистов 9-10 лет.
Разработанная нами методика может быть использована в учебно-тренировочном процессе подготовки волейболистов 9-10 лет.
1. Айриянц, А. Г [Текст] Волейбол [Текст] / А.Г.Айриянц. - М. : Физкультура и спорт, 1968. - 200 с.
2. Ашмарин, Б. А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 320 с.
3. Ашмарин, Б. А Теория и методы физического воспитания: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов [Текст] / Б.М.Ашмарин.- М. : «Просвещение»,
1989. - 400 с.
4. Бальсевич, В. К Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации [Текст] / В.К.Бальсевич. - М. : Теория и практика физкультура, 1994. -34 с.
5. Беляева, А. В Волейбол: учебник для высших учебных заведений [Текст] / А.В. Беляева., М.В.Савина. - М. : «СпортАкадемПресс», 2002. - 260 с.
6. Барбара, Л. В Волейбол шаги к успеху [Текст] / Л.В. Барбара., Б.Д.Фергюсон. - М. : Астрель, 2004. - 113 с.
7. Белинович, В. В Обучение в физическом воспитании [Текст] / В.В.Белинович. - М. : Физкультура и спорт, 2000.- 543 с.
8. Вайнбаум, Я. С Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я.С.Вайнбаум., В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М. : Академия, 2005. - 384 с.
9. Гореловский, А. Л Волейбол для учебно-тренировочных групп [Текст] / А.Л.Гореловский. - М. : Рабочая программа , 2009. - 384с.
10. Граевская, Н. Д Чувство скорости и скорость двигательной реакции [Текст] / Н.Д. Граевская. - М. : Медицина, 1978. - 194 с.
11. Губа, В. П Основы распознавания раннего спортивного таланта [Текст] / В.П.Губа. - М. : 2003. - 74 с.
12. Губа, В. П Современные проблемы ранней спортивной ориентации [Текст] / В.П.Губа., М.Вальф., В.Никинушкин. - М. : ИКА, 1998. - 68 с.
13. Железняк, Ю. Д Юный волейболист: учебное пособие для тренеров [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 213 с.
14. Железняк, Ю. Д К мастерству в волейболе [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
15. Железняк, Ю. Д Волейбол: учебник для институтов физической культуры [Текст] / Ю.Д. Железняк., А.В.Ивойлов. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 239 с.
...