Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия развития памяти младших школьников

Работа №98142

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие о памяти в структуре познавательной деятельности 6
1.2. Особенности развития памяти в период детства 12
1.3. Научные основания разработки условия развития памяти младших
школьников в образовательном процессе 20
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Диагностика особенностей памяти младших школьников на начальном
этапе опытно-поисковой работы 32
2.2. Реализация психолого-педагогических условий развития памяти
младших школьников в образовательном процессе 39
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В современном мире основой всех возможностей человека являются мнемические способности, без которых не возможен эффективный процесс обучения, приобретения знаний, формирования определенных умений и навыков. Память младших школьников - это та способность, которая определяет успешность обучения в начальных классах. Вместе с тем интенсивная информатизация на современном этапе развития общества обуславливает слабость познавательной деятельности, в том числе значительно снижает потенциал развития памяти детей. В настоящее время трудность развития памяти младших школьников актуальна и социально значима.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения непрерывного развития ребенка в период детства, что отражено в требованиях ФГОС НОО. Сегодня, как подчеркивается в образовательном стандарте общего образования, главной задачей учителя является формирование у учащихся умения учиться, а значит формировать и развивать учебные действия, в основе которых лежит развитие памяти.
Изучению памяти человека посвящены работы и исследования А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Я.Л. Коломинский, Р.С. Немов, Е.А. Панько, И.М. Сеченов, А.А. Смирнов, А.Г. Асмолова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина и многих других ученых.
Поскольку память человека многоаспектна, исследователи предлагаю большое количество подходов ее изучения. Вариативность исследований в изучении памяти отражены в различии ее определений. Понятие память в психологии трактуют как процесс формирования и удержания прошедшего опыта человека, который позволяет им повторно пользоваться в деятельности. Память соединяет то, что было в прошлом человека с его настоящим и будущим и представляет важнейшую познавательную функцию, лежащую в основе развития и обучения [25].
Память - это основа возможностей человека, которая представляется условием учения, приобретением знаний, формированием умений и навыков. Без памяти исключено естественное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря развитию памяти, ее усовершенствованию, люди достигли тех вершин, на которых они сейчас находятся. Да и последующее продвижение человечества без периодического формирования и улучшения этой функции немыслимо [39].
Трудность, имеющая отношение к формированию и развитию эффективных способов запоминания материала относится к одной из актуальных проблем двадцать первого века. Овладение средствами запоминания - это главное условие, которое содействует интеллектуальной активности. К числу таких средств, преимущественно относится выявление младшими школьниками мнемических задач, то есть целей, которые они ставят перед запоминанием. Применение конкретных приемов в ходе запоминания также связано с общей организованностью школьника в учебной деятельности.
В определённых исследованиях и наблюдениях отражается то, что младшим школьникам еще сложно дифференцировать мнемические задачи самостоятельно. Из этого следует, что для результативного развития памяти необходимо научиться пользоваться различными приемами запоминания, прежде всего в учебной работе.
Все выше изложенное обусловливает актуальность выбранной темы «Психолого-педагогические условия развития памяти младших школьников».
Цель исследования: выявить и апробировать в образовательном процессе психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников.
Объект исследования: процесс развития памяти младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.
Задачи исследования:
• выявить теоретические основы развития памяти младших школьников;
• на теоретическом уровне изучить возрастные особенности памяти младших школьников и
• обобщить научные данные для отбора психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие памяти младших школьников в образовательном процессе;
• на практике с применением специально отобранных диагностических методик изучить особенности памяти младших школьников.
• апробировать в практике образовательного процесса психолого- педагогических условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Базой для проведения эмпирического исследования являлось МАОУ СОШ № 6 города Карпинска 4 класс.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Делая вывод из прочитанной литературы о трудности развития памяти, её определяют как целый процесс запечатления, хранения и воспроизведения данных. Развитие памяти у детей младшего школьного возраста имеет способность постепенно переходить от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию, состоящий из двух этапов. Первый этап включает себя: формирование необходимой мотивации, то есть желания что-то запомнить или вспомнить. Во время второго этапа появляются и развиваются мнемические действия, направляющие на эффективное запоминание и точное воспроизведение удержанного в памяти материала.
Память - это основа благополучной учебной деятельности. Для активного пользования памятью, необходимо научить учащихся управлению механизмами и процессами памяти. Во время учебной деятельности школьники сами учатся использовать свою память, но занятия, которые развивают, улучшают её конкретные виды и механизмы, необходимы учащимся.
Именно в школе, согласно опубликованным данным в психолого-педагогической литературе, происходит развитие мнемонических функций. Во время школьного обучения, память, с развитием различных мыслительных операций начинает претерпевать значительные изменения. Уже младшему школьнику характерно то, что он овладевает немногими способами организации запоминания. Благодаря переходу к символическому способу выражения своих знаний.
Младшему школьнику характерно запоминание информации различными методами. Произвольно, ставя перед собой конкретную цель для запоминания. Непроизвольно, сохранение и воссоздание материала, происходит без установки на запоминание. Механически, то есть, повторяя или заучивая материал, который требует больших усилий и повторений.
Мы изучили определения, понятия и виды памяти, проанализировали психолого-педагогическую литературу, изучили возрастные особенности младших школьников, в результате чего мы выявили актуальность темы дипломной работы «Развитие памяти младших школьников в учебной деятельности».
С целью выявления уровня развития памяти младших школьников, была организована опытно-поисковая работа. Результаты проведённого исследования, показали, что у большинства младших школьников средний уровень развития памяти.
Было выявлено, что для формирования памяти младших школьников, необходимо создание комплекса заданий, которые можно применять во время урока и внеурочное время.
Нами была поставлена цель: выявить и апробировать в образовательном процессе психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников.
Нами была достигнута данная цель, которую мы решили при выполнении следующих задач:
• выявили теоретические основы развития памяти младших школьников;
• на теоретическом уровне изучили возрастные особенности памяти младших школьников и
• обобщили научные данные для отбора психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие памяти младших школьников в образовательном процессе;
• на практике с применением специально отобранных диагностических методик изучили особенности памяти младших школьников.
• апробировали в практике образовательного процесса психолого- педагогических условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников.
При решении задач нами была изучена психолого-педагогическая литература об особенностях и функциях памяти. При анализе изученной литературы мы выявили следующее, что, важнейшая способность младших школьников - это способность к запоминанию, хранению и воспроизведению информации.
В ходе проведенного нами исследования было выяснено, что от применения в учебной деятельности упражнений на запоминание и развитие памяти, зависит уровень памяти младших школьников.



1. Агафонов, А. Ю. Психология мнемических явлений: Учебное пособие [Текст] / А. Ю. Агафонов,Е. Е. Волчек. - Самара: Изд - во Универс - групп, 2005.
2. Алексеев, Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи. Педагогика и логика [Текст] / Н. Г. Алексеев. - М., 1968.
3. Асмолов, А. Г. Мир восприятия и памяти. Культурно¬историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2006.
4. Асмолов, А. Г. Принципы организации памяти человека [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2005.
5. Аткинсон, Р. С. Человеческая память и процесс обучения [Текст] / Р. С. Аткинсон. - М. : Прогресс, 1980.
6. Бархатова, С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников//Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / С. Г. Бархатова. - М. : Просвещение, 2007.
7. Богословский, В. В. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / В. В. Богословский А. А. Степанов, А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2001.
8. Брунер, Д. С. О познавательном развитии: I, II // Исследование развития познавательной деятельности [Текст] / Д. С. Брунер. - М. : Педагогика, 1971.
9. Вейн, А. М. Память человека [Текст] / А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая. М. : Наука, 1973.
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека// Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд - во Смысл, 2005.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика - Пресс, 1999.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983.
13. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд - во Смысл; Эксмо, 2005.
14. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека [Текст] / Э. А. Голубева. - М. : Педагогика, 1980.
15. Гоноболин, Ф. Н. Психология [Текст] / Ф. Н. Гоноболин. - М. : Просвещение, 2006.
16. Давыдов, В. В. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1990.
17. Данилова, И. В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / И. В. Данилова, А. М. Прихожан. - М. : Академия, 1999.
18. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Академия, 2001.
19. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П. И. Зинченко. - М. : Просвещение, 2001.
20. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология [Текст] / Т. П. Зинченко. - Воронеж: Изд - во НПО «МОДЭК», 2000.
21. Изюмова, С. А. Свойство активированности и процессы
переработки и хранения информации у человека//Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности [Текст] / С. А. Изюмова. - М., 2000.
22. Изюмова, С. А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики. Вопросы психологии [Текст] / С. А. Изюмова. 2004.
23. Ипполитов, Ф. В. Память школьника [Текст] / Ф. В. Ипполитов. - М. : Знание, 1978.
24. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон носителе. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014.
25. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко. - М. : Политиздат, 1985.
26. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие в норме и паталогии [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб. : «Питер», 2004
27. Коростелева, Е. Ю. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения [Текст] / Е. Ю. Коростелева, Т. А. Тямусова. - Вектор науки ТГУ. № 1(1), 2010.
28. Кукушин, В. С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / В. С. Кукушкин. - изд. 2 - е, перераб. и доп. - М. : Изд. Центр «МарТ», 2006.
29. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2001.
30. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 - х т. Т. 1 [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика,1983.
31. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие для вузов по специальности "Психология" [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2000.
32. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А. Р. Лурия. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
33. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001.
34. Мещенина, Т. А. Развитие памяти у младших школьников. Методические рекомендации для педагогов [Текст] / Т. А. Мещенина. - Нижневартовск, МАУ «Центр развития образования», 2015.
35. Мещерякова, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм - Еврознак, 2003.
36. Моро, М. И. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон носителе. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2013.
37. Немов, Р. С. Психология. - 4 - е изд. Кн. 1 [Текст] / Р. С. Немов. -М. : ВЛАДОС, 2003.
38. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. — 4-е изд. [Текст] / Р. С. Немов. — М. : «ВЛАДОС», 2003.
39. Никитина, Т. Б. Как развить хорошую память [Текст] / Т. Б. Никитина. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
40. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Изд - во Юрайт, 2011.
41. Петровский, А. В. Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов. 2 - е изд., доп. и перераб. [Текст] / А. В. Петровский. - М. : Просвещение, 1976.
42. Петровский, А. В. Общая психология [Текст] / А. В. Петровский. - М. : Академия, 1997.
43. Польская, А. Е. Как улучшить свою память [Текст] / А. Е. Польская. — Мн. : Харвест, 1998.
44. Репкина, Н. Р. Развитие памяти младших школьников в учебной деятельности//Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности [Текст] / Н. Р. Репкина. - М., 1983.
45. Рикер, П. Память, история, забвение [Текст] / П. Рикер. Пер. с франц. - М. : Изд - во гуманитарной литературы, 2004.
46. Рогов, Е. И. Общая психология [Текст] / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. С. 167.
47. Родионова, А. С. Психолого-педагогические условия развития памяти у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 106 - 110. URL: http://e-koncept.ru/2015/95065.htm.
48. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб. : Речь, 2005.
49. Смирнов, А. А. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников. // Вопросы психологии [Текст] / А. А. Смирнов, З. М. Истомина, К. П. Мальцева, В. И. Самохвалова. 2014.
50. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1 [Текст] / А. А. Смирнов. - М. : Педагогика, 1987.
51. Смирнов, А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / А. А. Смирнов. - М. : АПН, 1999.
52. Соколов, Е. М. Механизмы памяти [Текст] / Е. М. Соколов. - М. : Изд - во МГУ, 1969.
53. Старинные русские пословицы и поговорки [Текст] / Сост., предисл. и примеч. В. П. Аникина; Рис. Л. Ионовой. - М. : Дет. лит., 1983.
54. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
55. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. - 8-е изд., Учебное
пособие [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003
56. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
57. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1996.
58. Узорова, О. В. 100 диктантов для подготовки к Всероссийской
проверочной работе по русскому языку : 4 класс [Текст] / О. В.
Узорова, Е.А. Нефёдова. — М. : Изд- во АСТ, 2016.
59. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский. — М., 1954.
60. Холодова, О. Юным умникам и умницам: Задания для развития познавательных способностей (9 - 10 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1 [Текст] / О. Холодова. - 3-е изд. - М.: Росткнига, 2009.
61. Холодова, О. Юным умникам и умницам: Задания для развития познавательных способностей (9 - 10 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2 [Текст] / О. Холодова. - 3-е изд. - М.: Росткнига, 2010.
62. Холодова, О. Юным умникам и умницам: Задания для развития познавательных способностей (9 - 10 лет) [Текст] / О. Холодова, Методическое пособие, 4 класс (1 - 4). - М.: Росткнига, 2004.
63. Шадриков, В. Д. Мнемические способности: диагностика и развитие [Текст] / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. - М. : Педагогика, 2009.
64. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии обучения и воспитания [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 1981.
65. Эльконин, Д. Б. Детская психология. 4-е изд. [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : «Академия», 2007.
66. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ