Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические условия развития сплоченности педагогического коллектива детского сада

Работа №98138

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПЛОЧЕННОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Развитие педагогического коллектива в дошкольной образовательной
организации 7
1.2. Сплоченность педагогов, как показатель развития педагогического
коллектива дошкольного учреждения 14
1.3. Методические формы работы с коллективом ДОО по развитию
сплоченности 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СПЛОЧЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Исследование сплоченности членов педагогического коллектива 30
2.2. Организация методической работы в дошкольной организации по
развитию сплоченности в педагогическом коллективе 39
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Проблема развития педагогического коллектива обусловлена рядом обстоятельств. Модернизация образования ставит перед дошкольной образовательной организацией задачи более высокого порядка: переход на новые информационные и педагогические технологии, активное и широкое применение современных мультимедиа средств техники в образовательном процессе, создание педагогических проектов, направленных на развитие организации, участие в профессиональных конкурсах и многое другое.
Кроме того, социально обусловленный новый порядок функционирования системы образования, поэтому современные требования к дошкольной организации, к педагогам, к педагогическому коллективу определяют ситуации, в которой воспитатели должны уметь решать совместно новые профессиональные задачи и быстро реагировать на все новые веяния в образовательной среде.
При изучении проблемы развития коллектива авторы делают акцент на такую характеристику - «сплоченность», которая рассматривается А.И. Донцовым, Ю.Е. Дуберманом, Ю.Л. Неймером - как единство действий (поведения) составляющих ее индивидов; В.В. Шпалинским, Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевским как результат ценностно-ориентационного единства членов групп; П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой - как одна из основных характеристик деятельности в образовании.
Анализ реальной практики показывает, что сегодня - в век огромного потока информации и быстрых перемен - «один в поле не воин», для того что бы достигнуть положительных результатов педагогической деятельности важны сплоченные действия отдельных педагогов, которые объединены общими целями и совместный труд. Руководители дошкольных организаций стремятся к тому, чтобы стабильно поддерживать сплоченность педагогических работников, которая обеспечивает стремление к собственному профессиональному росту и высокую мотивацию к профессиональной деятельности. На сегодняшний день можно утверждать, что в практике и теории управления образовательной организацией стоят проблемы не только по специальной подготовке педагогов к выполнению новых профессиональных задач, но и вопросы развития и формирования современного коллектива педагогов.
Формирование сплочённого коллектива является одной из основных организационных проблем по развитию любых социальных сообществ. Сплочённость является актуальной характеристикой дееспособности, социальной эффективности коллективов, интегрированности, общностей и локальных социальных групп.
Социальные ценности постижения механизмов сплочённости многомерны. Прежде всего, сплочённость - это специфически социальная форма интеграции педагогов, а таким образом его целостности и способности педагогического коллектива к результативным общим действиям. Дезинтеграция является антиподом сплочённости и включает в себя распад педагогического коллектива, падение его продуктивности, социальности, дееспособности.
С помощью сплочённости формируются благоприятные условия для коллективной деятельности, происходит мобилизация личностных резервов педагогов, а также рост потенциала их взаимосодействия в достижении личных и общих целей организации. Это обязательно позитивным образом воздействует на надёжность и результативность коллективной деятельности, на способность успешно преодолевать возникающие конфликты и трудности, а также находить решение новым проблемам. Сплочённость формирует предпосылки к формированию оптимистического эмоционального климата, способствует сохранению здоровья всех членов коллектива, даёт возможность для самореализации и всестороннего развития. Совместно с указанными выше внутренними эффектами, сплочённый коллектив активизирует особое внешнее «силовое поле» коллективистского воспитательного воздействия на другие коллективы и служит для них своеобразным ориентирующим эталоном. Следовательно, эффект сплочения носит многогранный характер, является существенным ресурсом роста социальной эффективности общества, личности, коллектива и их гуманизации.
Сплочение педагогов в единый коллектив нельзя осуществлять лишь на одних идеях: оно может быть реализовано лишь в трудовой деятельности (общественной, профессионально-педагогической и т.д.), в общении.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Методические условия развития сплоченности педагогического коллектива детского сада».
Цель данной работы заключается в теоретическом изучении и апробировании на практике методических условий развития сплоченности педагогического коллектива в детском саду.
Объект исследования: развитие педагогического коллектива.
Предмет исследования: методические условия развития сплоченности членов педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа раскрыть понятие сплоченность и процесс развития педагогического коллектива.
2. Определить методические условия для формирования сплоченности педагогических работников.
3. Провести исследование уровня сплоченности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
4. Описать методическую работу по формированию сплоченности педагогического коллектива.
Для осуществления цели работы реализованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования; метод тестирования с использованием следующих методик: Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора»; методика А.Ф. Фидлер «Оценка психологической атмосферы в коллективе»; методика по диагностике уровня развития группы.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 17, г. Екатеринбург; в исследовании участвовали 20 педагогических работников.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Совершенствование деятельности дошкольной организации связано с обновлением ее форм, методов и содержания, увеличением уровня развития сплоченности педагогов, выражающееся в индивидуальном творческом стиле их деятельности. В процессе такого обновления, методическая работа совершенствуется за счет сокращения ее малоэффективных форм (лекций, консультаций); изменяются технологии проведения разных видов семинарских занятий.
Практика показывает, что сегодня - в век быстрых перемен и огромного потока информации - «один в поле не воин», для достижения ощутимых результатов педагогической деятельности важен совместный труд, сплоченные действия отдельных педагогов, объединенных общими целями и замыслами. Опытные и мудрые руководители дошкольных организаций стремятся к тому, чтобы постоянно поддерживать сплоченность педагогов, обеспечивающую у них высокую мотивацию профессиональной деятельности и стремление к собственному профессиональному росту. Сегодня можно утверждать, что в теории и практике стоит проблема не только специальной подготовки педагога к решению новых профессиональных задач, но и проблема формирования и развития современного педагогического коллектива.
Сплочение педагогического коллектива нельзя осуществлять лишь на одних идеях: оно может быть реализовано лишь в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и пр.), в общении.
Сплоченность коллектива - это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. Важная роль в сплочении педагогического коллектива принадлежит руководству образовательного учреждения.
На состояние сплоченности в трудовом коллективе оказывает влияние общая обстановка в обществе и характер общественных отношений. Также оказывают влияние особенности данной сферы трудовой деятельности, особенности реализуемых в ней управленческих процессов и т.п. Другую важную группу факторов, формирующих сплоченность коллектива, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе.
К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами педагогического коллектива, закрепленный в формальной структуре данной организации. Большое влияние на сплоченность коллектива оказывает его неофициальная организационная структура. Неформальные контакты на работе и вне ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют более комфортный климат, чем недоброжелательные отношения, выражающиеся в ссорах и конфликтах.
В первой главе, изучив теоретические аспекты развития педагогического коллектива ДОО, его сплоченность и методические формы работы с коллективом, мы выяснили, что для развития педагогического коллектива, определяющим является его сплоченность, поэтому первоочередной задачей руководителя дошкольной образовательной организации является создание и поддержание сплоченного педагогического коллектива.
Во второй главе описаны методики исследования сплоченности коллектива МАДОУ №17 и результаты опытно-поисковой работы, а так же организация методической работы в ДОО по развитию сплоченности в педагогическом коллективе.
В результате можно отметить, что эффективное управление не возможно без коллективной сплоченности. Повышение показателей сплоченности педагогического коллектива и уровня психологического комфорта в коллективе, формированию чувства сопричастности к работе организации, обеспечивают реализацию всех основных функций управления - планирования, организации, руководства и контроля.
Анализируя теоретические и практические аспекты выбранной нами темы, можно сделать соответствующие выводы о том, что если педагогический коллектив будет сплоченным, то это будет способствовать его развитию, а так же повышению уровня комфортности всех участников образовательного процесса, повышению его результативности, развитию творческой активности педагогов и успешного достижения целей организации.



1. Аралова, М. А. Формирование коллектива ДОУ:
Психологическое сопровождение / М.А. Аралова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 197 с.
2. Афтенюк, Н. Н. Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 77-79.
3. Афанасьев, В.Г. Программно-целевое планирование и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М. : Высшая школа, 2010. - 187с.
4. Баринов, В. А. Психология группы / В. А. Баринов, Г. М. Голобокова. - М. : 2010. - 64 с.
5. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : Сфера, 2009. - 96 с.
6. Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : АСТ, 2011. - 268 с.
7. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2009. - 64с.
8. Беляева, И.В. Педагогический совет с использованием методов активизации [Текст] / И.В. Беляева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008. - №11. - С.41-44.
9. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия / Б. М. Бим-Бад, 2008. - 528 с.
10. Бойко, Е. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / Е. М. Бойко, Е. А. Садовникова. - М. : РИОР, - 2005 (Тул. тип.). - 107 с.
11. Быченко, Ю.Г. Деловые игры в школе бизнеса [Текст] / Ю.Г. Быченко, О.Ю. Красильников. - Саратов, 2011. - 135с.
12. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М. : Айрис - пресс, 2010. - 192 с.
13. Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика [Текст] / Ю.В. Геронимус. - М. : Сфера, 2009. - 208с.
14. Голицина, Н.С. Система методической работы в ДОУ / Н.С. Голицина. - М. : 2010. - 198 с.
15. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в
дошкольном образовательном учреждении [Текст]: методические
рекомендации / Л.М. Денякина - М. : Новая школа, 2011. - 48 с.
16. Довыдов, К.Д. Психологические особенности сплоченности коллектива / К.Д. Довыдов. - M. : Кадры, № 4, 2005. -118 с.
17. Донцов, А. И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. - М. : Юникс, 2009. - 128с.
18. Женилко, М.Ю. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / М.Ю. Женилко. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2008. - 480с.
19. Зайцева, Н. В. Управление формированием сплоченности спортсменов командных видов спорта // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75034. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75034. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
20. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе, Моск. психол. соц. ин-т. - М. : Флинта, 2008. - 91с.
21. Казакова, А. Г. Основы педагогики высшей школы. Учебное пособие для преподавателей ВУЗов и слушателей институтов повышения квалификации / А.Г. Казакова. - М. : ИПО Профиздат, 2000. - 124с.
22. Карякин, А.М. Командная работа. Основы теории и практики / А.М. Карякин. - М. : 2005. - 268 c.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспирова. - М. : Академия, 2009. - 176 с.
24. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным
образовательным учреждением [Текст]: практ. пособие: для рук. ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ч.1. / Т.П. Колодежная. - Изд.2-е, доп. - М. : ЦГЛ, 2009. - 156 с. - Библиогр.: с.153-156. -
(Инструктивно-методические материалы заведующего детским садом).
25. Корсаков, Ю. В. Методы сплочения педагогического коллектива [Текст] / Ю. В. Корсаков // Научные исследования: от теории к практике : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
- № 3 (9). - С. 105-106.
26. Котко, А.Н. Технологии методической деятельности в дошкольном учреждении: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / А.Н. Котко. - Минск : Зорны верасень, 2007 .- 168 с.
27. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н.Лосев. - М. : Сфера, 2005. - 155 с. - Библиогр.: с.152-153.
- (Управление дошкольным образовательным учреждением). - Прил. к журн. «Упр. ДОУ».
28. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М. : Политиздат, 1988. - 256 с.
29. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
30. Машков, В.Н. Психология управления: Учебное пособие 4-ое издание / В.Н. Машков. - СПБ. : Издательство В.А. Михайлова, 2012. - 218 с.
31. Немов, Р.С. Сплоченность как фактор групповой эффективности // Вопросы психологии / Р.С. Немов, А.Г. Шестаков. - № 3, 1999. - 459 с.
32. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: / И.В. Никишина, - Волгоград: учитель, 2007. - 156с.
33. Новиков, А.М. Методология образования. Издание 2-е. / А.М. Новиков. - М. : Эгвес, 2006. - 488 с.
34. Овчарова, Р.В.. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом / Р.В. Овчарова. - Курган: Курганского гос. ун¬та, 2006. - 187 с.
35. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. - М. : Компания Спутник, 2006. - 191 с.
36. Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2006. - 336с.
37. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. - М. : Просвещение, 1978. - 468 с.
38. Привалова, Ю.А. Современные методы сплочения педагогического коллектива [Электронный ресурс].http://www.prodlenka.org/(дата обращения: 18.10.2016).
39. Разнова, Н. В. Формирование команд. Групповая сплоченность как показатель дееспособности команды. URL: http://www. lib. *****/pocobia /php? section=raznova
40. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология. Большая университетская библиотека / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - М.: 2008. - 576 с.
41. Роботова, А.С.. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова. - М. : Академия, 2009. - 380 с.
42. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
43. Савин, Н.В. Потенциал командного взаимодействия в
современной организации: Автореф. дис. канд. социол. наук. - М.: - 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.stankin.ru/(дата обращения: 18.10.2016).
44. Самойлова, Е. А. Проблема руководства коллективом в психологической науке / Самойлова Е. А. // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 820-824.
45. Сергеева, В.П. Инновации в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений / В.П. Сергеева, Л.С. Подымова. - М. : АПКиППРО, 2010. - 192 с.
46. Сидоренков, А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы / А.В. Сидоренков // Психологический журнал. 2011. - №1. - С. 44-53.
47. Соложнин, А.К. Нужны ли сегодня методическая работа и работа с кадрами? / А.К. Соложнин // Народное образование, №9, 2008, - С. 139¬143.
48. Стешенко, Б. В. Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе / Б. В. Стешенко // Молодой ученый. 2015. - №24. - С. 1022-1025.
49. Темницкий, А. Л. Исследование групповой сплоченности / А. Л. Темницкий. - М. : Феникс, 2012. - 238 с.
50. Троян, А.Н. Дошкольное образовательное учреждение как объект управления [Текст] // А.Н. Троян. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие. 2005. - С.18-35 . - С. М., 2005. - Библиогр. : - с.33-35
51. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Институт Психотерапии, 2002. - 490 с.
52. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем / К. Фопель. - М.: Генезис, - 2010. - 336 с.
53. Хасанова, Г.Б. Психология управления трудовым коллективом
[Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.Б. Хасанова, Р.Р. Исхакова. - Казань: КНИТУ, 2012. -http://www.studentlibrary.ru/book/
ISBN9785788213347.html
54. Хушмуродова, И. Б. Понятие о групповой сплоченности / И. Б. Хушмуродова // Молодой ученый. 2015. - №12. - С. 822-824.
55. Чередниченко, И. П. Психология управления / И.П.
Чередниченко, Н. В. Тельных. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 608 с.
56. Шевяков, А.Ю. Психология на службе управления / А.Ю. Шевяков. - М.: Авторская академия, 2009. - 160 с.
57. Шитова, Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов / Е.В. Шитова // Выпуск 1. - Волгоград : 2008. - 316 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ