Методические условия развития сплоченности педагогического коллектива детского сада
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПЛОЧЕННОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Развитие педагогического коллектива в дошкольной образовательной
организации 7
1.2. Сплоченность педагогов, как показатель развития педагогического
коллектива дошкольного учреждения 14
1.3. Методические формы работы с коллективом ДОО по развитию
сплоченности 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СПЛОЧЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Исследование сплоченности членов педагогического коллектива 30
2.2. Организация методической работы в дошкольной организации по
развитию сплоченности в педагогическом коллективе 39
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПЛОЧЕННОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Развитие педагогического коллектива в дошкольной образовательной
организации 7
1.2. Сплоченность педагогов, как показатель развития педагогического
коллектива дошкольного учреждения 14
1.3. Методические формы работы с коллективом ДОО по развитию
сплоченности 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СПЛОЧЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Исследование сплоченности членов педагогического коллектива 30
2.2. Организация методической работы в дошкольной организации по
развитию сплоченности в педагогическом коллективе 39
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Проблема развития педагогического коллектива обусловлена рядом обстоятельств. Модернизация образования ставит перед дошкольной образовательной организацией задачи более высокого порядка: переход на новые информационные и педагогические технологии, активное и широкое применение современных мультимедиа средств техники в образовательном процессе, создание педагогических проектов, направленных на развитие организации, участие в профессиональных конкурсах и многое другое.
Кроме того, социально обусловленный новый порядок функционирования системы образования, поэтому современные требования к дошкольной организации, к педагогам, к педагогическому коллективу определяют ситуации, в которой воспитатели должны уметь решать совместно новые профессиональные задачи и быстро реагировать на все новые веяния в образовательной среде.
При изучении проблемы развития коллектива авторы делают акцент на такую характеристику - «сплоченность», которая рассматривается А.И. Донцовым, Ю.Е. Дуберманом, Ю.Л. Неймером - как единство действий (поведения) составляющих ее индивидов; В.В. Шпалинским, Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевским как результат ценностно-ориентационного единства членов групп; П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой - как одна из основных характеристик деятельности в образовании.
Анализ реальной практики показывает, что сегодня - в век огромного потока информации и быстрых перемен - «один в поле не воин», для того что бы достигнуть положительных результатов педагогической деятельности важны сплоченные действия отдельных педагогов, которые объединены общими целями и совместный труд. Руководители дошкольных организаций стремятся к тому, чтобы стабильно поддерживать сплоченность педагогических работников, которая обеспечивает стремление к собственному профессиональному росту и высокую мотивацию к профессиональной деятельности. На сегодняшний день можно утверждать, что в практике и теории управления образовательной организацией стоят проблемы не только по специальной подготовке педагогов к выполнению новых профессиональных задач, но и вопросы развития и формирования современного коллектива педагогов.
Формирование сплочённого коллектива является одной из основных организационных проблем по развитию любых социальных сообществ. Сплочённость является актуальной характеристикой дееспособности, социальной эффективности коллективов, интегрированности, общностей и локальных социальных групп.
Социальные ценности постижения механизмов сплочённости многомерны. Прежде всего, сплочённость - это специфически социальная форма интеграции педагогов, а таким образом его целостности и способности педагогического коллектива к результативным общим действиям. Дезинтеграция является антиподом сплочённости и включает в себя распад педагогического коллектива, падение его продуктивности, социальности, дееспособности.
С помощью сплочённости формируются благоприятные условия для коллективной деятельности, происходит мобилизация личностных резервов педагогов, а также рост потенциала их взаимосодействия в достижении личных и общих целей организации. Это обязательно позитивным образом воздействует на надёжность и результативность коллективной деятельности, на способность успешно преодолевать возникающие конфликты и трудности, а также находить решение новым проблемам. Сплочённость формирует предпосылки к формированию оптимистического эмоционального климата, способствует сохранению здоровья всех членов коллектива, даёт возможность для самореализации и всестороннего развития. Совместно с указанными выше внутренними эффектами, сплочённый коллектив активизирует особое внешнее «силовое поле» коллективистского воспитательного воздействия на другие коллективы и служит для них своеобразным ориентирующим эталоном. Следовательно, эффект сплочения носит многогранный характер, является существенным ресурсом роста социальной эффективности общества, личности, коллектива и их гуманизации.
Сплочение педагогов в единый коллектив нельзя осуществлять лишь на одних идеях: оно может быть реализовано лишь в трудовой деятельности (общественной, профессионально-педагогической и т.д.), в общении.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Методические условия развития сплоченности педагогического коллектива детского сада».
Цель данной работы заключается в теоретическом изучении и апробировании на практике методических условий развития сплоченности педагогического коллектива в детском саду.
Объект исследования: развитие педагогического коллектива.
Предмет исследования: методические условия развития сплоченности членов педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа раскрыть понятие сплоченность и процесс развития педагогического коллектива.
2. Определить методические условия для формирования сплоченности педагогических работников.
3. Провести исследование уровня сплоченности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
4. Описать методическую работу по формированию сплоченности педагогического коллектива.
Для осуществления цели работы реализованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования; метод тестирования с использованием следующих методик: Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора»; методика А.Ф. Фидлер «Оценка психологической атмосферы в коллективе»; методика по диагностике уровня развития группы.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 17, г. Екатеринбург; в исследовании участвовали 20 педагогических работников.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Кроме того, социально обусловленный новый порядок функционирования системы образования, поэтому современные требования к дошкольной организации, к педагогам, к педагогическому коллективу определяют ситуации, в которой воспитатели должны уметь решать совместно новые профессиональные задачи и быстро реагировать на все новые веяния в образовательной среде.
При изучении проблемы развития коллектива авторы делают акцент на такую характеристику - «сплоченность», которая рассматривается А.И. Донцовым, Ю.Е. Дуберманом, Ю.Л. Неймером - как единство действий (поведения) составляющих ее индивидов; В.В. Шпалинским, Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевским как результат ценностно-ориентационного единства членов групп; П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой - как одна из основных характеристик деятельности в образовании.
Анализ реальной практики показывает, что сегодня - в век огромного потока информации и быстрых перемен - «один в поле не воин», для того что бы достигнуть положительных результатов педагогической деятельности важны сплоченные действия отдельных педагогов, которые объединены общими целями и совместный труд. Руководители дошкольных организаций стремятся к тому, чтобы стабильно поддерживать сплоченность педагогических работников, которая обеспечивает стремление к собственному профессиональному росту и высокую мотивацию к профессиональной деятельности. На сегодняшний день можно утверждать, что в практике и теории управления образовательной организацией стоят проблемы не только по специальной подготовке педагогов к выполнению новых профессиональных задач, но и вопросы развития и формирования современного коллектива педагогов.
Формирование сплочённого коллектива является одной из основных организационных проблем по развитию любых социальных сообществ. Сплочённость является актуальной характеристикой дееспособности, социальной эффективности коллективов, интегрированности, общностей и локальных социальных групп.
Социальные ценности постижения механизмов сплочённости многомерны. Прежде всего, сплочённость - это специфически социальная форма интеграции педагогов, а таким образом его целостности и способности педагогического коллектива к результативным общим действиям. Дезинтеграция является антиподом сплочённости и включает в себя распад педагогического коллектива, падение его продуктивности, социальности, дееспособности.
С помощью сплочённости формируются благоприятные условия для коллективной деятельности, происходит мобилизация личностных резервов педагогов, а также рост потенциала их взаимосодействия в достижении личных и общих целей организации. Это обязательно позитивным образом воздействует на надёжность и результативность коллективной деятельности, на способность успешно преодолевать возникающие конфликты и трудности, а также находить решение новым проблемам. Сплочённость формирует предпосылки к формированию оптимистического эмоционального климата, способствует сохранению здоровья всех членов коллектива, даёт возможность для самореализации и всестороннего развития. Совместно с указанными выше внутренними эффектами, сплочённый коллектив активизирует особое внешнее «силовое поле» коллективистского воспитательного воздействия на другие коллективы и служит для них своеобразным ориентирующим эталоном. Следовательно, эффект сплочения носит многогранный характер, является существенным ресурсом роста социальной эффективности общества, личности, коллектива и их гуманизации.
Сплочение педагогов в единый коллектив нельзя осуществлять лишь на одних идеях: оно может быть реализовано лишь в трудовой деятельности (общественной, профессионально-педагогической и т.д.), в общении.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Методические условия развития сплоченности педагогического коллектива детского сада».
Цель данной работы заключается в теоретическом изучении и апробировании на практике методических условий развития сплоченности педагогического коллектива в детском саду.
Объект исследования: развитие педагогического коллектива.
Предмет исследования: методические условия развития сплоченности членов педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа раскрыть понятие сплоченность и процесс развития педагогического коллектива.
2. Определить методические условия для формирования сплоченности педагогических работников.
3. Провести исследование уровня сплоченности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
4. Описать методическую работу по формированию сплоченности педагогического коллектива.
Для осуществления цели работы реализованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования; метод тестирования с использованием следующих методик: Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора»; методика А.Ф. Фидлер «Оценка психологической атмосферы в коллективе»; методика по диагностике уровня развития группы.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 17, г. Екатеринбург; в исследовании участвовали 20 педагогических работников.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Совершенствование деятельности дошкольной организации связано с обновлением ее форм, методов и содержания, увеличением уровня развития сплоченности педагогов, выражающееся в индивидуальном творческом стиле их деятельности. В процессе такого обновления, методическая работа совершенствуется за счет сокращения ее малоэффективных форм (лекций, консультаций); изменяются технологии проведения разных видов семинарских занятий.
Практика показывает, что сегодня - в век быстрых перемен и огромного потока информации - «один в поле не воин», для достижения ощутимых результатов педагогической деятельности важен совместный труд, сплоченные действия отдельных педагогов, объединенных общими целями и замыслами. Опытные и мудрые руководители дошкольных организаций стремятся к тому, чтобы постоянно поддерживать сплоченность педагогов, обеспечивающую у них высокую мотивацию профессиональной деятельности и стремление к собственному профессиональному росту. Сегодня можно утверждать, что в теории и практике стоит проблема не только специальной подготовки педагога к решению новых профессиональных задач, но и проблема формирования и развития современного педагогического коллектива.
Сплочение педагогического коллектива нельзя осуществлять лишь на одних идеях: оно может быть реализовано лишь в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и пр.), в общении.
Сплоченность коллектива - это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. Важная роль в сплочении педагогического коллектива принадлежит руководству образовательного учреждения.
На состояние сплоченности в трудовом коллективе оказывает влияние общая обстановка в обществе и характер общественных отношений. Также оказывают влияние особенности данной сферы трудовой деятельности, особенности реализуемых в ней управленческих процессов и т.п. Другую важную группу факторов, формирующих сплоченность коллектива, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе.
К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами педагогического коллектива, закрепленный в формальной структуре данной организации. Большое влияние на сплоченность коллектива оказывает его неофициальная организационная структура. Неформальные контакты на работе и вне ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют более комфортный климат, чем недоброжелательные отношения, выражающиеся в ссорах и конфликтах.
В первой главе, изучив теоретические аспекты развития педагогического коллектива ДОО, его сплоченность и методические формы работы с коллективом, мы выяснили, что для развития педагогического коллектива, определяющим является его сплоченность, поэтому первоочередной задачей руководителя дошкольной образовательной организации является создание и поддержание сплоченного педагогического коллектива.
Во второй главе описаны методики исследования сплоченности коллектива МАДОУ №17 и результаты опытно-поисковой работы, а так же организация методической работы в ДОО по развитию сплоченности в педагогическом коллективе.
В результате можно отметить, что эффективное управление не возможно без коллективной сплоченности. Повышение показателей сплоченности педагогического коллектива и уровня психологического комфорта в коллективе, формированию чувства сопричастности к работе организации, обеспечивают реализацию всех основных функций управления - планирования, организации, руководства и контроля.
Анализируя теоретические и практические аспекты выбранной нами темы, можно сделать соответствующие выводы о том, что если педагогический коллектив будет сплоченным, то это будет способствовать его развитию, а так же повышению уровня комфортности всех участников образовательного процесса, повышению его результативности, развитию творческой активности педагогов и успешного достижения целей организации.
Практика показывает, что сегодня - в век быстрых перемен и огромного потока информации - «один в поле не воин», для достижения ощутимых результатов педагогической деятельности важен совместный труд, сплоченные действия отдельных педагогов, объединенных общими целями и замыслами. Опытные и мудрые руководители дошкольных организаций стремятся к тому, чтобы постоянно поддерживать сплоченность педагогов, обеспечивающую у них высокую мотивацию профессиональной деятельности и стремление к собственному профессиональному росту. Сегодня можно утверждать, что в теории и практике стоит проблема не только специальной подготовки педагога к решению новых профессиональных задач, но и проблема формирования и развития современного педагогического коллектива.
Сплочение педагогического коллектива нельзя осуществлять лишь на одних идеях: оно может быть реализовано лишь в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и пр.), в общении.
Сплоченность коллектива - это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. Важная роль в сплочении педагогического коллектива принадлежит руководству образовательного учреждения.
На состояние сплоченности в трудовом коллективе оказывает влияние общая обстановка в обществе и характер общественных отношений. Также оказывают влияние особенности данной сферы трудовой деятельности, особенности реализуемых в ней управленческих процессов и т.п. Другую важную группу факторов, формирующих сплоченность коллектива, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе.
К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами педагогического коллектива, закрепленный в формальной структуре данной организации. Большое влияние на сплоченность коллектива оказывает его неофициальная организационная структура. Неформальные контакты на работе и вне ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют более комфортный климат, чем недоброжелательные отношения, выражающиеся в ссорах и конфликтах.
В первой главе, изучив теоретические аспекты развития педагогического коллектива ДОО, его сплоченность и методические формы работы с коллективом, мы выяснили, что для развития педагогического коллектива, определяющим является его сплоченность, поэтому первоочередной задачей руководителя дошкольной образовательной организации является создание и поддержание сплоченного педагогического коллектива.
Во второй главе описаны методики исследования сплоченности коллектива МАДОУ №17 и результаты опытно-поисковой работы, а так же организация методической работы в ДОО по развитию сплоченности в педагогическом коллективе.
В результате можно отметить, что эффективное управление не возможно без коллективной сплоченности. Повышение показателей сплоченности педагогического коллектива и уровня психологического комфорта в коллективе, формированию чувства сопричастности к работе организации, обеспечивают реализацию всех основных функций управления - планирования, организации, руководства и контроля.
Анализируя теоретические и практические аспекты выбранной нами темы, можно сделать соответствующие выводы о том, что если педагогический коллектив будет сплоченным, то это будет способствовать его развитию, а так же повышению уровня комфортности всех участников образовательного процесса, повышению его результативности, развитию творческой активности педагогов и успешного достижения целей организации.
Подобные работы
- Взаимосвязь уровня сплоченности педагогического коллектива и ценностных ориентаций педагогов ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация сотрудничества в педагогическом коллективе ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Развитие профессиональной организованности педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Организация работы по подготовке детей 6-7 лет к школе в условиях детского сада (Нижневартовский государственный университет)
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Деловая игра как средство развития педагогического коллектива
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



