Детское творчество — это особая самостоятельная сфера духовной жизни. В детстве начинается формирование творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные задачи, что является условие последующего развития личности человека, его творческой деятельности. В.А. Сухомлинский считал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дошкольный возраст считается, как самый подходящий для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что его окружат и что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» чрезвычайно высока, ребенок как «губка».
Выготским Л. С. выделен один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает задача развития творческого потенциала детей. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, направленное, прежде всего, на развитие креативности.
Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С.Выгодский, Е.В.Зворыгина, Р.И.Жуковская, А. Н. Леонтьева, Д. В.Менджерицкой, А.П.Усовой, Д. Б. Эльконина и др.) позволяет сделать вывод, что изучению креативности детей дошкольного возраста посвящено большое количество работ.
Развитие креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности. Л.С. Выготский, связывал креативность ребенка в игре со способностью к замыслу, его реализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием. Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития креативности ребенка (Е. В. Зворыгина, Р.И.Жуковская, Д. В. Менджерицкая и др.)
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра в силу своих характеристик - лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения.
Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетными. Сюжетная игра - игра самостоятельная. В ней игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации выступают на первый план.
Другими словами, дети, владеющие навыками сюжетно-ролевой игры, имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. Кроме того, они обладают необходимым запасом творческих способностей, которые помогают им реализоваться в таких сферах человеческой деятельности как художественное творчество, музыка и т.д.
В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть.
Несмотря на то что, проблема креативности в сюжетно - ролевой игре рассмотрена во многих психолого-педагогических исследованиях (Л.С.Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д.Б.Эльконин и другие), тем не менее, требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в целях развития креативности. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие), обращая внимание на то, что в дошкольном учреждении сюжетно-ролевая игра либо не контролируется, либо недопустимо регламентируется.
В практике дошкольных учреждений воспитатели, часто не знают, как развивать креативность ребенка с использованием сюжетно-ролевых игры, они опираются на свою интуицию, свой опыт и не застрахованы от ошибки. Это обусловливает актуальность темы данной работы.
Актуальность темы исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития креативности, как одного из ведущих условий гармоничного развития личности, и отсутствием разработанных методических рекомендаций для педагогов по использованию сюжетно¬ролевых игр для развития креативности у старших дошкольников
Выше сказанное обозначило проблему исследования: как сделать более успешным процесс развития креативности у старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевых игр.
Актуальность и проблема исследования позволили нам сформулировать тему исследования: «Сюжетно-ролевые игры как средство развития креативности у старших дошкольников».
Цель: На основе анализа развития креативности у старших дошкольников разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию креативности у старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: процесс развития креативности дошкольников.
Предмет исследования: влияние сюжетно - ролевой игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Если будут разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников, то это позволит повысить их уровень креативности.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу для выявления проблемы развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить роль сюжетно-ролевой игры в развитии креативности старших дошкольников.
3. Определить условия, необходимые для развития креативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
4. Провести диагностические исследования развития креативности старших дошкольников.
5. Провести опытно-поисковую работу по влиянию сюжетно¬ролевых игр на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста.
6. Разработать методические рекомендации для развития креативности старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; беседа, анализ продуктов творческой деятельности старших дошкольников, наблюдение.
Значимость исследования: заключается в том, что проанализирована и систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме развития креативности детей старшего дошкольного возраста, также в том, что материалы исследования могут быть полезны педагогам ДОУ в их деятельности.
База исследования: МАДОУ №17 «Земляничка» ГО Богданович.
В теоретических исследованиях о развитии креативности у старших дошкольников в сюжетно ролевой игре мы опирались на следующие положения: креативность связана с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка старшего дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдов, Я.А.Пономарев, А.Г.Шмелев и др. центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.
Игра может рассматриваться и как условие развития творческих способностей. Хотя достаточным условием она становится тогда, когда взрослый осуществляет педагогическое руководство, создает эмоционально - положительную обстановку, не разрушает инициативу и свободу выбора ребенка.
В ходе работы была проанализирована психолого- педагогическая литература по теме, что позволило сделать вывод о том, что одним из самых важных и распространенных средств развития креативности детей старшего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, дети часто используют игры для того, чтобы ещё лучше познать мир, повысить уровень «внутреннего Я», развить уровень интеллекта. Одним из эффективных средств развития креативности детей старшего дошкольного возраста выступает сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры - это всегда импровизация, черпающая материал социальной практики жизнедеятельности человека с привнесением трех элементов: фантастики, исторической правды и настоящей действительности. Объединяющим спонтанным моментом трех элементов является воображение. Именно в сюжетно - ролевой игре ребенок способен практиковать со своими чувствами и поведением, при этом задача взрослого быть наставником в практикующих ситуациях и направлять его деятельность.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов привел к выводу, что творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, активно развивается в детском возрасте и его развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. В связи с этим развитие креативности в детстве представляет собой важнейшую задачу, что подтверждает необходимость развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил выяснить, что креативность - это способность к творчеству. Обращаясь к характеристике креативности, исследователи характеризуют ее как творческую способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Развитие креативности качественно меняет личность человека, как утверждают психологи.
Анализ работ таких исследователей как Н. К. Крупская, А.С.Макаренко, Д.Б. Эльконин, П.Г.Саморукова, А. А. Люблинская, А.П.Усова, Л.С.Выготского, Д.В.Менджерицкой, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и многих других авторов показал, что сюжетно-ролевая игра может быть рассмотрена как средство развития креативности, а ее организация для развития креативности -как необходимое условие креативности детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию таких творческих способностей как способность к созданию замысла, к его реализации, способность к созданию сюжета, к комбинированию, переструктурированию образов и других.
Для педагогического руководства в сюжетно ролевой игре в целях развития творчества ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимые для развития креативности: метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы, позволил выделить особенности развитие креативности в сюжетно-ролевой игре. Развитие креативности в сюжетно-ролевой игре возможно, если инициатива в игре принадлежит ребенку. Многие авторы в своих педагогических исследованиях подчеркивают, что взрослый должен руководить игрой старших дошкольников только косвенными методами, не разрушая инициативу и свободу выбора ребенка. Развитие игры и развитие творческих способностей ребенка находится в зависимости, в связи. Поэтому важно, развивая игру, обеспечить развитие креативности в ней.
Так же анализ психолого-педагогической литературы позволил подтвердить, что развитие креативности у старших дошкольников в сюжетно ролевой игре возможно, если создать следующие условия:
- создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководств воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым, по развитию креативности старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре.
Для проверки гипотезы необходимо было провести опытно - поисковую работу:
На констатирующем этапе исследования были выявлены особенности проявления креативности у детей старшего дошкольного возраста, и выяснены условия, используемые педагогом в работе по развитию креативности.
На основании проведенных наблюдений, а также организации специальной, продуктивной деятельности было определено три уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста: 1 уровень (низкий), 2 уровень (средний), 3 уровень (высокий). Был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников низкого уровня развития креативности, что связано с отсутствием специальной работы по организации "творческой" среды.
Было установлено, что взрослый руководствуется чаще либеральным стилем общения. Детям предоставлена полная свобода действия, т. е. практически не организована творческая деятельность. Взрослые не принимают участия в деятельности детей.
На формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по организации "творческой" среды. Была проведена работа по созданию предметно - игровой среды на отрыв ребенка от стереотипов.
Использовалось стимулирующее влияние взрослого на игру детей. Фоном для такого влияния являлись отношения между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность.
Под стимулирующим влиянием взрослого мы понимали подбор и использование ряда активизирующих творческий потенциал ребенка методов: метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций.
Контрольный этап подтверждает эффективность выбранной методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития креативности, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. Уже на формирующем этапе исследования мы заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла.
Таким образом, наше предположение о том, что развитие креативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре возможно, если соблюдать следующие условия: - создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре;
нашло подтверждение в ходе опытно-поисковой работы.
1. Абушенко В.Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998
2. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 2002.-336 с., ил.
3. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.
4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1998.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.
6. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1998. - С.432-433.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Питер.1999.
8. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 2001.
9. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,2003.
10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.1. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1996. - 320 с., ил
11. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. - 1995. - №10.
12. Кон И. С. Личность // БЭС
13. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп.- 1999. - №12.
14. Крупская Н. К. Пед. соч. - М., 1989. - т. 6. - С.54-55.
15. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов //Новая школа. 2003 № 1. С. 80 - 83.
16. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 2002.
17. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3
...