Методика развития скоростно-силовых способностей у спортсменов- ориентировщиков 15-16 лет
|
ГЛАВА 1. НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В
СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ 5
1.1. Характеристика спортивного ориентирования 5
1.2. Характеристика скоростно-силовых способностей 10
1.3. Анатомо-физиологическая характеристика
юношей 15-16 лет 15
1.4. Методика развития скоростно-силовых способностей у
спортсменов - ориентировщиков 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 29
2.1. Средства развития скоростно-силовых способностей 29
2.2 Методы и методические приемы развития скоростно-
силовых способностей 34
2.3. Организация исследования 38
2.4. Методы исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ 5
1.1. Характеристика спортивного ориентирования 5
1.2. Характеристика скоростно-силовых способностей 10
1.3. Анатомо-физиологическая характеристика
юношей 15-16 лет 15
1.4. Методика развития скоростно-силовых способностей у
спортсменов - ориентировщиков 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 29
2.1. Средства развития скоростно-силовых способностей 29
2.2 Методы и методические приемы развития скоростно-
силовых способностей 34
2.3. Организация исследования 38
2.4. Методы исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность. Один из видов спорта, находящихся в процессе постоянного развития и совершенствования - это спортивное ориентирование. Внутри него регулярно ведется поиск путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, использования тренажерных устройств и технических средств обучения.
Проблема совершенствования спортивного мастерства и выносливости в последние годы все в большей мере связывается с поиском новых путей обучения и тренировки наиболее значимых физических и психических качеств, определяющих результативность в спортивном ориентировании, повышением эффективности педагогического контроля. Ряд работ посвящен изучению этих проблем, но большинство из них носит описательный характер, а имеющиеся экспериментальные данные характеризуют лишь отдельные признаки [4].
Международная федерация спортивного ориентирования прикладывает максимальные усилия для того, чтобы ввести в Олимпийскую программу этот вид спорта, и работа в этом направлении должна увенчаться успехом. Российским спортсменам необходимо быть готовыми показывать высокие спортивные результаты на этих соревнованиях, престижных для стран всего мира [6].
Содержание и специфика спортивной подготовки в отдельных видах спорта заключаются в том, что в каждом из них специалисты развивают и внедряют собственные, частные концепции совершенствования спортивного мастерства наряду с общетеоретическими положениями спортивной тренировки. Это нужно для повышения специализированности подготовки, потому что эффективное проведение и организация тренировочного процесса возможны только при максимальном соответствии направленности тренирующих воздействий компонентам соревновательной деятельности. Проблема специальной подготовки особенно актуальна для циклических видов спорта на скоростно-силовые способности, когда большой период тренировочного круглогодичного процесса проводится в условиях различной сложности. К числу таких видов спорта относится спортивное ориентирование [3].
Исходя из вышесказанного, разработка широкого спектра вопросов для спортивного ориентирования как вида спорта, в котором основы научной организации тренировочного процесса только начинают формироваться, становится особенно актуальной.
В связи с этим нами было проведено экспериментальное исследование.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменов-ориентировщиков.
Предмет исследования - совершенствование методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов 15-16 лет, занимающихся спортивным ориентированием.
Цель исследования - повышение уровня развития скоростно-силовых способностей спортсменов-ориентировщиков.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов-ориентировщиков.
2. Выявить возрастные особенности юношей 15-16 лет.
3. Разработать экспериментальную методику развития скоростно-силовых способностей спортсменов-ориентировщиков.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 62 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 31 источник и приложения. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Проблема совершенствования спортивного мастерства и выносливости в последние годы все в большей мере связывается с поиском новых путей обучения и тренировки наиболее значимых физических и психических качеств, определяющих результативность в спортивном ориентировании, повышением эффективности педагогического контроля. Ряд работ посвящен изучению этих проблем, но большинство из них носит описательный характер, а имеющиеся экспериментальные данные характеризуют лишь отдельные признаки [4].
Международная федерация спортивного ориентирования прикладывает максимальные усилия для того, чтобы ввести в Олимпийскую программу этот вид спорта, и работа в этом направлении должна увенчаться успехом. Российским спортсменам необходимо быть готовыми показывать высокие спортивные результаты на этих соревнованиях, престижных для стран всего мира [6].
Содержание и специфика спортивной подготовки в отдельных видах спорта заключаются в том, что в каждом из них специалисты развивают и внедряют собственные, частные концепции совершенствования спортивного мастерства наряду с общетеоретическими положениями спортивной тренировки. Это нужно для повышения специализированности подготовки, потому что эффективное проведение и организация тренировочного процесса возможны только при максимальном соответствии направленности тренирующих воздействий компонентам соревновательной деятельности. Проблема специальной подготовки особенно актуальна для циклических видов спорта на скоростно-силовые способности, когда большой период тренировочного круглогодичного процесса проводится в условиях различной сложности. К числу таких видов спорта относится спортивное ориентирование [3].
Исходя из вышесказанного, разработка широкого спектра вопросов для спортивного ориентирования как вида спорта, в котором основы научной организации тренировочного процесса только начинают формироваться, становится особенно актуальной.
В связи с этим нами было проведено экспериментальное исследование.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменов-ориентировщиков.
Предмет исследования - совершенствование методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов 15-16 лет, занимающихся спортивным ориентированием.
Цель исследования - повышение уровня развития скоростно-силовых способностей спортсменов-ориентировщиков.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов-ориентировщиков.
2. Выявить возрастные особенности юношей 15-16 лет.
3. Разработать экспериментальную методику развития скоростно-силовых способностей спортсменов-ориентировщиков.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 62 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 31 источник и приложения. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Спортивное ориентирование - это достаточно «молодой» вид спорта. В нашей стране он приобретает большую популярность. В связи с этим приобретает большое значение поиск рациональных новых средств и методов подготовки, направленных как на освоение техники, так и развитие физических качеств. Одними из основных способностей в подготовке спортсменов-ориентировщиков 15-16 лет являются скоростно¬силовые способности.
На основании изучения и анализа литературных данных и результатов эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. Для развития скоростно-силовых качеств применяются следующие методы:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
Средствами развития скоростно-силовых качеств являются прыжковые упражнения, метания, ускорения с отягощениями, трена-жёрные устройства. Только прыжковых упражнений можно назвать не один десяток: прыжки с места и с разбега, в длину и в высоту, на скакалке, в глубину, многоскоки, выпрыгивания, опорные прыжки, тройной, бег на лыжах.
2. Возраст 15-16 лет является благоприятным для развития скоростно-силовых способностей и формирования основ техники спортивного ориентирования. Специальная работа по развитию скоростно¬силовых способностей у спортсменов-ориентировщиков должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но фундамент её можно закладывать уже в подростковом возрасте, при занятиях с спортсменами-ориентировщиками 15-16 лет.
3. Положительная динамика двигательной подготовленности спортсменов-ориентировщиков подтвердила эффективность применяемых средств разработанной экспериментальной методики. В экспериментальной группе достоверные изменения произошли во всех тестах кроме: «Прыжки вверх с места», где наблюдается тенденция к росту показателей. Межгрупповые различия были небольшие и не все достоверны, но, вместе с тем, результаты всех тестов кроме: «Бросок набивного мяча», были выше у ориентировщиков экспериментальной группы.
На основании изучения и анализа литературных данных и результатов эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. Для развития скоростно-силовых качеств применяются следующие методы:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
Средствами развития скоростно-силовых качеств являются прыжковые упражнения, метания, ускорения с отягощениями, трена-жёрные устройства. Только прыжковых упражнений можно назвать не один десяток: прыжки с места и с разбега, в длину и в высоту, на скакалке, в глубину, многоскоки, выпрыгивания, опорные прыжки, тройной, бег на лыжах.
2. Возраст 15-16 лет является благоприятным для развития скоростно-силовых способностей и формирования основ техники спортивного ориентирования. Специальная работа по развитию скоростно¬силовых способностей у спортсменов-ориентировщиков должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но фундамент её можно закладывать уже в подростковом возрасте, при занятиях с спортсменами-ориентировщиками 15-16 лет.
3. Положительная динамика двигательной подготовленности спортсменов-ориентировщиков подтвердила эффективность применяемых средств разработанной экспериментальной методики. В экспериментальной группе достоверные изменения произошли во всех тестах кроме: «Прыжки вверх с места», где наблюдается тенденция к росту показателей. Межгрупповые различия были небольшие и не все достоверны, но, вместе с тем, результаты всех тестов кроме: «Бросок набивного мяча», были выше у ориентировщиков экспериментальной группы.
Подобные работы
- ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 12-13 ЛЕТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - Развитие координационных способностей футболистов на этапе начальной специализации (Нижегородское Областное Училище Олимпийского Резерва)
Курсовые работы, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021





