ГЛАВА 1. НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В
СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ 5
1.1. Характеристика спортивного ориентирования 5
1.2. Характеристика скоростно-силовых способностей 10
1.3. Анатомо-физиологическая характеристика
юношей 15-16 лет 15
1.4. Методика развития скоростно-силовых способностей у
спортсменов - ориентировщиков 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 29
2.1. Средства развития скоростно-силовых способностей 29
2.2 Методы и методические приемы развития скоростно-
силовых способностей 34
2.3. Организация исследования 38
2.4. Методы исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность. Один из видов спорта, находящихся в процессе постоянного развития и совершенствования - это спортивное ориентирование. Внутри него регулярно ведется поиск путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, использования тренажерных устройств и технических средств обучения.
Проблема совершенствования спортивного мастерства и выносливости в последние годы все в большей мере связывается с поиском новых путей обучения и тренировки наиболее значимых физических и психических качеств, определяющих результативность в спортивном ориентировании, повышением эффективности педагогического контроля. Ряд работ посвящен изучению этих проблем, но большинство из них носит описательный характер, а имеющиеся экспериментальные данные характеризуют лишь отдельные признаки [4].
Международная федерация спортивного ориентирования прикладывает максимальные усилия для того, чтобы ввести в Олимпийскую программу этот вид спорта, и работа в этом направлении должна увенчаться успехом. Российским спортсменам необходимо быть готовыми показывать высокие спортивные результаты на этих соревнованиях, престижных для стран всего мира [6].
Содержание и специфика спортивной подготовки в отдельных видах спорта заключаются в том, что в каждом из них специалисты развивают и внедряют собственные, частные концепции совершенствования спортивного мастерства наряду с общетеоретическими положениями спортивной тренировки. Это нужно для повышения специализированности подготовки, потому что эффективное проведение и организация тренировочного процесса возможны только при максимальном соответствии направленности тренирующих воздействий компонентам соревновательной деятельности. Проблема специальной подготовки особенно актуальна для циклических видов спорта на скоростно-силовые способности, когда большой период тренировочного круглогодичного процесса проводится в условиях различной сложности. К числу таких видов спорта относится спортивное ориентирование [3].
Исходя из вышесказанного, разработка широкого спектра вопросов для спортивного ориентирования как вида спорта, в котором основы научной организации тренировочного процесса только начинают формироваться, становится особенно актуальной.
В связи с этим нами было проведено экспериментальное исследование.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменов-ориентировщиков.
Предмет исследования - совершенствование методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов 15-16 лет, занимающихся спортивным ориентированием.
Цель исследования - повышение уровня развития скоростно-силовых способностей спортсменов-ориентировщиков.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов-ориентировщиков.
2. Выявить возрастные особенности юношей 15-16 лет.
3. Разработать экспериментальную методику развития скоростно-силовых способностей спортсменов-ориентировщиков.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 62 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 31 источник и приложения. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Спортивное ориентирование - это достаточно «молодой» вид спорта. В нашей стране он приобретает большую популярность. В связи с этим приобретает большое значение поиск рациональных новых средств и методов подготовки, направленных как на освоение техники, так и развитие физических качеств. Одними из основных способностей в подготовке спортсменов-ориентировщиков 15-16 лет являются скоростно¬силовые способности.
На основании изучения и анализа литературных данных и результатов эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. Для развития скоростно-силовых качеств применяются следующие методы:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
Средствами развития скоростно-силовых качеств являются прыжковые упражнения, метания, ускорения с отягощениями, трена-жёрные устройства. Только прыжковых упражнений можно назвать не один десяток: прыжки с места и с разбега, в длину и в высоту, на скакалке, в глубину, многоскоки, выпрыгивания, опорные прыжки, тройной, бег на лыжах.
2. Возраст 15-16 лет является благоприятным для развития скоростно-силовых способностей и формирования основ техники спортивного ориентирования. Специальная работа по развитию скоростно¬силовых способностей у спортсменов-ориентировщиков должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но фундамент её можно закладывать уже в подростковом возрасте, при занятиях с спортсменами-ориентировщиками 15-16 лет.
3. Положительная динамика двигательной подготовленности спортсменов-ориентировщиков подтвердила эффективность применяемых средств разработанной экспериментальной методики. В экспериментальной группе достоверные изменения произошли во всех тестах кроме: «Прыжки вверх с места», где наблюдается тенденция к росту показателей. Межгрупповые различия были небольшие и не все достоверны, но, вместе с тем, результаты всех тестов кроме: «Бросок набивного мяча», были выше у ориентировщиков экспериментальной группы.
1. Акимов, В. Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика [Текст] / В. Г. Акимов. - М. : Издательство «Полымя», 1987. - 165 с.
2. Алабин, В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов [Текст] / В.Г. Алабин. - Харьков. : Основа, 1993.- 243 с.
3. Аракелян, Е.Е. СФП бегуний на короткие дистанции [Текст] : метод. Рекомендации / Е.Е. Арекелян. - М. : Б.и., 2016.- 20 с.
4. Возрастные особенности подготовки спортсменов-
ориентировщиков [Текст] : Сб. науч. трудов - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 65 с.
5. Волков, Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена [Текст] / Л. В. Волков. - М.: Здоровье, 1984. - 225 с.
6. Гагуа, Е.Д. Тренировка спринтера [Текст] / Е.Д. Гагуа. - М. : Олимпия Пресс : Терра-Спорт, 2001. - 72 с.
7. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст] / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 135с.
8. Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст] / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. -119с.
9. Городецкий, А.Я. Лёгкая атлетика. Секреты мастера [Текст] : учебник / А.Я. Городецкий. — М. : Терра-Спорт, 1997. - 120 с.
10. Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов [Текст] / В.П. Губа. - Смоленск: СГИФК, 1997. - 220 с.
11. Губа, В.П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста [Текст] : Физическая культура: воспитание, образование, тренировка; детский тренер: журнал в журнале / В.П. Губа. - М. : 2003. - № 3.
12. Губа, В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта [Текст] : Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / В.П. Губа. - М. : - 1999. - № 3-4.
13. Губа, В.П. Современные проблемы ранней спортивной ориентации [Текст] / В.П. Губа. - М. : ТО информационно-коммерческое агентство, 1998. - 72 с.
14. Дьяченко, Г.Б. Индивидуализация силовой и скоростно-силовой подготовки женщин-спринтеров высокой квалификации [Текст] : Метод. рекомендации / Г.Б. Дьяченко. - СПб. : 2000. - 24 с.
15. Карягин, В.М. Подготовка высококвалифицированных легкоатлетов [Текст] : учебник для вузов физ. Воспитания / В.М. Карягин. — Львов. : 2016. - 215 с.
...