ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
ОБМАННЫМ ДВИЖЕНИЯМ ФУТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ 8
1.1. Возрастные особенности футболистов 13-14 лет 8
1.2. Основные виды обманных движениях в футболе 10
1.3. Характеристика обманных движениях в футболе 16
1.4. Методика обучения обманным движениям 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1. Организация исследования 42
2.2. Методы исследования 44
2.3. Экспериментальная методика обучения элементам игры футболистов
13-14 лет 48
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ ОБМАННЫМ ДВИЖЕНИЯМ ФУТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Техника является одним их очень важных разделов в общей системе подготовки футбольных команд. Чем выше техника владения мячом и разнообразнее технические приемы, тем шире творческие возможности футболистов в осуществлении различного рода тактических планов и комбинаций [27].
Одним из элементов всей технической подготовки футболистов являются обманные приемы и ведения мяча. В каждом обманном приеме есть две нераздельно связанные между собой части, две фазы этого сложного действия: ложное движение, вводящее соперника в заблуждение, и следующее за ним истинное движение, с помощью которого футболист осуществляет свой замысел (отбор, передачу, дальнейшее ведение мяча). Причем, второе движение выполняется лишь в том случае, если соперник введен в заблуждение и реагирует на ложное движение [19].
В методических рекомендациях, в специальных программах, в практических пособиях, практически во всех источниках тема обманных приемов в футболе затрагивается поверхностно. В них описываются обманные приемы, их выполнение и примерные упражнения для их освоения. Последнее издание, затрагивающее только обманные приемы в футболе, издано в 1969 году, под редакцией Апухтина Б. Т., а в остальных изданиях, касающихся футбола, обманным приемам уделено очень мало места. В существующих источниках, предлагаемые методы и методические приемы, по овладению обманными приемами, рассматривают изучение в целостно-конструктивном варианте [2].
В футболе необходима разработка методик по обучению данным техническим приемам юных футболистов. Исходя из этого, настоящее исследование рассматривает обучение финтам как систему (комплекс упражнении), проверяет ее эффективность на практике, открывает перед тренером новые возможности включения данной системы упражнений в общий курс футбольных тренировок молодых игроков, что на сегодняшний день является актуальным.
Исследование полагает, что к разучиванию обманных движений в футболе нужно подходить более детально, расчленив движение на фазы, что для каждого обманного движения нужно разработать комплекс упражнений и освоение обманного приема осуществлять именно по этому комплексу, что в конечном итоге такой подход является более эффективным в освоении обманных движений в футболе.
Обманные приемы являются важнейшим средством преодоления обороны соперника. В последнее время современный футбол все чаще сталкивается с проблемой совершенствования технического мастерства игрока. Поэтому так остро перед тренером стоит вопрос о создании эффективной методики обучения технике игры [28].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс футболистов 13-14 лет.
Предмет исследования - методика обучения футболистов обманным движениям (финтам).
Цель исследования - обосновать эффективность разработанной системы упражнений по обучению обманным движениям в футболе (на примере одного обманного приема).
Задачи исследования:
1. Изучить особенности двигательной деятельности футболистов
2. Выявить возрастные особенности детей 13-14 лет.
3. Проанализировать общепринятые методики обучения обманным движениям.
4. Разработать экспериментальную методику обучения обманным движениям футболистов 13-14 лет.
5. Дать практические рекомендации.
ВКР изложена на 57 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 38 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Для того чтобы убедиться в эффективности обманных движений в футболе необходимо теоретически понять сущность этих приемов, т.е. раскрыть понятие, определение и виды обманных движений, учесть основные факторы, определяющие их развитие, а также психолого-педагогическую и анатомо-физиологическую характеристику игроков; взвесив вышеперечисленное, подобрать средства и методы обучения обманным движениям. Только в этом случае финт поможет тренеру и игроку совершенствовать технику своей игры, разобраться в тактике игры, суметь правильно и быстро оценить игровую ситуацию, стимулировать творчество и импровизацию в игровой обстановке.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы выявил, что обманные приемы являются важнейшим средством преодоления обороны соперника. В последнее время современный футбол все чаще сталкивается с проблемой совершенствования технического мастерства игрока. Поэтому так остро перед тренером стоит вопрос о создании эффективной методики обучения технике игры. К разучиванию обманных движений в футболе нужно подходить более детально, расчленив движение на фазы.
2. Доминантами психо-физического развития юношей 13-14 лет являются сглаживание пропорций, формирование мускулатуры и скелета по взрослому типу, развитие самосознания, адекватной самооценки, творческого отвлеченного мышления, избирательного внимания, формирование представлений о собственной личности и потребности в самореализации. Это создает благоприятные условия для работы этих ребят с обманными движениями (финтами), требующими от спортсмена футболиста высокой физической, технической и тактической подготовки.
3. Благодаря применению различных методов и средств решаются многие задачи подготовки футболистов.
Проанализировав общепринятые методики подготовки для футболистов 13-14 лет, убедились, какие методы являются приоритетными:
- Словесный метод.
- Наглядный метод.
- Соревновательный метод.
- Переменный метод.
- Повторный метод.
4. Составлен комплекс упражнений по обучению обманному движению - «уход» с переносом ноги через мяч для юношей-футболистов 14-15 лет. Комплекс представляет собой систему упражнений, формирующих умение выполнять обманный прием.
5. Комплекс упражнений оказал значительное влияние на улучшение результатов выполнения обманного приема в экспериментальной группе.
Выявлено, что комплекс упражнений оказал существенного влияния на улучшение физических качеств игроков экспериментальной группы. По результатам контрольных упражнений видно, что игроки экспериментальной группы значительно улучшили показатели с игроками контрольной группы, которая занималась по обычной программе.
Данная методика обучения обманному приему оказалась эффективной именно для улучшения результатов выполнения обманного приема в экспериментальной группе.
Исследование на примере одного обманного приема - «уход» с переносом ноги через мяч - выявило эффективность разработанного комплекса упражнений.
Результаты исследования показали, что разучивание обманного приема в расчлененно-конструктивном виде, дает лучший эффект, нежели его разучивание в целом. Разучивание движения по частям (по фазам), многократное их повторение, закладывает предпосылки того, что эти движения в дальнейшем будут выполняться на уровне автоматизма. Последующее соединение всех частей в единое целое, дает эффект выполнения движения за наименьший промежуток времени.
1. Андреев, С. Н. Футбол твоя игра [Текст] / С. Н. Андреев. - М. , 1988.
- С. 34-39.
2. Апухтин, Б. Т. Обманные приемы в футболе [Текст] / Б. Т. Апухтин.
- М. , 1969. - С. 60-66.
3. Бабанский, Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. , 1989. - С. 23-24.
4. Белкин, А. С. Педагогика детства [Текст] / А. С. Белкин. - Екатеринбург , 1995. - С. 81-94.
5. Блон, Б. И. Новая школа в футбольной тренировке [Текст] / Б. И. Блон. - М. : Терра-Спорт, 2002. С. 30-33.
6. Будь в атаке с мячом на ты [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №8. - С. 36-37.
7. Былеев, Л. Подвижные игры [Текст] / Л. Былеев. - М. , 1974. С. 13-15.
8. Воробьев, Н. П. Спортивные игры [Текст] / Н. П. Воробьев. - М. , 1973. С. 78-83
9. Демирчоглян, Г. Г. Глазомер футболистов и его роль в спортивно- техническом мастерстве [Текст] / Г. Г. Демирчоглян // Теория и практика физической культуры. - 1989. - №6. - С. 37-38.
10. Дит, Н. Специальная тренировка юных футболистов [Текст] / Н. Дит // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - №2. - С. 23-26.
11. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - М. ,
2001. С. 44-46.
12. Добросельский В.В. Спонсорство футбольных клубов: инструмент маркетинговых коммуникаций [Текст] / В.В. Добросельский. - М. , 2015. - С. 54-61
13. Ковалев, В. Д. Спортивные игры [Текст] / В. Д. Ковалев. - М. , 1998. С. 31-35.
14. Козловский, В. И. Подготовка футболистов [Текст] / В. И. Козловский. - М. , 1978. С. 98-101.
15. Конов, И. Игра нападающих [Текст] / И. Конов. - М. , 1967. С. 23-24.
16. Коротков, И. М. Подвижные игры [Текст] / И. М. Коротков. - М. , 1982. С. 51-54.
...