Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фотографии Екатеринбурга последней четверти XIX - начала XX в. как исторический источник

Работа №98128

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОТОГРАФИЯ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ (ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФОТОГРАФИИ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА) 18
ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ ФОТОГРАФЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 26
ГЛАВА 3. ОБРАЗ ЕКАТЕРИНБУРГА (ПО ФОТОГРАФИЯМ И ФОТООТКРЫТКАМ ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ФОТОГРАФОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63

В ближайшем будущем Екатеринбург отметит своё трехсотлетие. На протяжении всей своей истории, город подвергался постоянным изменениям. Первые два столетия он возводился по определенному плану, заложенному его основателями, затем, безусловно, что-то строилось, а что-то сносилось, и неизменной оставалась лишь сущность города.
Пришло время переосмысливать опыт истории развития дореволюци­онного Екатеринбурга, в котором большую роль играют фотографии старого города. На протяжении времени они могут выступать историческими доку­ментами свидетелями эпохи, что объясняет актуальность исследования дан­ной темы. К сожалению, изучением истории города по фотографиям занима­ются лишь узкие специалисты и некоторые фотографы, чем и обусловлена узость данного метода исследований.
Обращаясь к фотографии с целью аналитики исторического среза при­менительно к общественным наукам, необходимо разобраться в её особенно­стях и специфике. Известно, что именно фотографии представляют большой интерес как в социальной, так и в научной сфере, они являются информаци­онно-документальным источником. Первостепенным документом является письменный источник, а фотография выступает второстепенным, но, несмот­ря на это, она содержит в себе большое количество информации.
Основное отличие письменных источников и фотографий в том, что у фотографии всегда два социокультурных контекста, связанных соответст­венно с историей фотографии и историей повседневности определенной социальной группы [34].
Для полноценного исследования фотодокументов необходимо учесть все существующие временные факторы и характеризующие документы запе­чатленного отрезка времени. Стоит сделать ещё один акцент на том, что для исследователя-историка, приоритетной и привычной является, в первую оче­редь, работа с письменными источниками. Но хранение фотодокументов в отрыве от других видов источников может вызвать серьезные затруднения в дальнейших исследованиях [34, с. 104]. Если говорить об истории населен­ных пунктов, например, города Екатеринбурга, то история проявляется в разных видах источников, в том числе изобразительных.
Фотография - это один из важнейших документальных источников при изучении истории города: его социальной сферы, быта, архитектуры. Фото­графия - это нечто большее, чем деятельность человека, в первую очередь - это взгляд на исторический срез, во вторую - это документальное отражение деятельности человека в развитии города. Анализируя фотодокументы, мы имеем возможность выявить новые аспекты в жизни городской среды, что, несомненно, является ценностью для источниковедов.
Обращаясь к изучению фотографии в качестве документального мате­риала, следует обратить внимание на некоторые аспекты, на основании кото­рых следует судить о подлинности запечатленных фактов. Всё то, что попало в объектив, уже зафиксировано как некий фактический момент, бессмыслен­но отрицать наличие данных объектов и субъектов именно в том месте, в определенное время и их взаимоотношения между собой (если материал не подвергался какой-либо искусственной обработке, ретуши, монтажу).
В настоящее время становятся актуальным метод изучения истории города Екатеринбурга по фотографиям. Он включает в себя анализ впечатле­ний человека, его представлений, а также его внутреннего мира, который ав­тор проявляет через свое творение.
Объектом исследования выступают фотографии Екатеринбурга по­следней четверти XIX - начала XX века.
Предметом исследования выступают фотографы Екатеринбурга по­следней четверти XIX - начала XX века.
Хронологические рамки исследования охватывают период последней четверти XIX - начала XX века. С конца века в Екатеринбурге появляются более современные фотоаппараты, начинает активно развиваться ремесло, поэтому искусство фотографии становится более доступным и массовым.
В качестве вехи исследования выделено начало XX века. Революция 1917 года повлияла на дальнейшее развитие города, его инфраструктуру, на­прямую коснулась общественно-социальных аспектов жизни. Для решения поставленных задач в работе был использован материал по более раннему периоду, необходимость которого была определена тем, что исследуемый вопрос стоит изучать в более длительных временных рамках.
Цель работы - показать фотографию как исторический ресурс изуче­ния города Екатеринбурга в последней четверти XIX - начале XX века. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать фотографию как исторический источник
2. Выделить проблемы в изучении фотографии как исторического ис­точника.
3. Определить ценность фотографии в изучении Екатеринбурга по­следней четверти XIX - н. XX века по работам Екатеринбургских фотографов.
4. Проанализировать её роль, место и значение в изучении основных аспектов истории города Екатеринбурга.
Данная работа включает в себя несколько методологических способов исследования. Кроме классического в ней пересекаются и смежные науки, исходя из этого можно сделать вывод о междисциплинарном характере ис­следования. Безусловно, в первую очередь нужно рассмотреть её психологи­ческие особенности: восприятие на человека, попытаться прочувствовать на­строение людей прошлого, посмотреть на это всё сквозь весь исторический срез. Не стоит забывать и о необходимости провести причинно-следственную связь, в котором именно глубокий анализ позволит нам максимально точно приблизится к действительности прошлого.
Обуславливая междисциплинарность исследования стоит добавить, что именно в рамках интеллектуальной истории начато использование индиви­дуально-биографической подхода для более ясного понимания фотографии. Поэтому, изучая любую деятельность человека как реализацию личностного потенциала необходимо обращаться к его биографической справке без кото­рой невозможна объективность исследования. В качестве исходной точки ис­следования был взят «образ» города, как некая конструкция несущая в себе совокупность разных образов.
В центре культурологического исследования стоит личность создателя. Безусловно, не меньшее внимание стоит обратить и на особенности и харак­тер восприятия субъектов, в адрес которых направлена информация. Исходя из этого становится возможным провести культурно-феноменологическую оценку содержания исторических источников, самого процесса восприятия их людьми, который формирует способ мировоззрения. Используя целый комплекс исторических источников, который, в свою очередь, является куль­турным продуктом многовекового развития человечества, мы имеем возмож­ность разделить его на две группы. Первая группа преследует цель фиксации действительности или нормативного регулирования общественных процес­сов. Например, делопроизводственные материалы, нормативно-правовые ак­ты и др. Ко второй группе можно отнести исторические свидетельства, где помимо фиксации каких-либо событий присутствует факт передачи оценоч­ной точки зрения, которая подвергается собственной интерпретации, где в качестве источника выступают материалы личного происхождения. Речь идет как о материальном, так и о интеллектуальном ресурсе исследования.
Не в первый раз предпринимаются попытки совмещения этих двух подходов для выработки единого универсального способа интерпретации.
При анализе первоначальной сути появления историографических ис­точников и аудиовизуальных документов, возникает очевидная мысль свя­занная напрямую с фиксацией действительности и отражением негативного или позитивного отношения к ней, за которым всегда стоит автор. Конечно, стоит учитывать различные факторы воздействия на зафиксированный мате­риал. Стоит обратить и на первоначальную цель - сохранение и передачу то­го или иного момента, где безоговорочно важным имеет смысл рассматри­вать группы источников и их способность интерпретировать события про­шлого сквозь культурный контекст...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изобретение фотографии в середине XIX столетия изменило представ­ление человека об окружающем мире, а спустя время и знание о прошлом. Раньше история была выражена преимущественно текстом, но благодаря фо­тографии дополнена и изображением. Несколько портретов и десяток гра­вюр, оставшихся от Екатеринбурга XVIII-начала XIX веков, несопоставимы с сотнями фотографий, появляющимся в последующей эпохе. Мы можем поч­ти также легко ориентироваться в Екатеринбурге рубежа XIX-XX веков, как в современном городе, мы можем изучать повседневную жизнь людей про­шлых поколений. История стала живой, близкой, осязаемой и насыщенной эмоциями.
В результате проделанной работы, можно сделать вывод о том, что фо­тография - уникальный исторический источник, который предоставляет воз­можность для дальнейшего исследования. На протяжении XIX века её роль и место в жизни человека увеличивались и продолжают расти до сих пор.
Первоначально фотоаппарат рассматривался, как возможная замена художникам
С конца XIX века, когда сам процесс съемки и проявления фотографий стал более доступным, её применение стало распространенным и в фотогра­фической журналистике. Так как газеты, журналы и другие печатные издания пользовались популярностью, фотографии лишь повышали интерес к ним читателя и вызывали желание узнать о запечатленном что-то большее, чем просто беглый просмотр изображения.
Применительно к Екатеринбургу, эту возможность предоставлял фото­графический магазин В.Л. Метенкова, в котором можно было воспользовать­ся фотоуслугами, приобрести фототехнику и всё необходимое для её прояв­ления. При этом сам Вениамин Леонтьевич давал бесплатные советы по съемке и фотомастерству и недаром прослыл первым фотолетописцем Екате­ринбурга. Благодаря ему фотография стала популяризироваться среди обыч­ных жителей и обрела массовость, поэтому в большинстве своем продавае­мые им открытки и изображения на них были обусловлены выбором и вку­сами покупателей.
Также еще одним важным документом стала «видовая фотооткрытка», благодаря которой можно проследить как со временем видоизменялся облик города.
Следующий виток развития «постановочного» материала происходит с появлением в начале XX в. направления, которое пропагандировало снимок как фиксацию действительности, без искусственного построения сюжета в эстетических целях [36]. В этой связи стало актуальным запечатлевать жизнь в её документально-подлинной форме.
Фотография является своеобразным источником, отражающим дейст­вительность. Несмотря на это возможно, что реальность может быть переда­на несколько с другим смыслом, чем подразумевал его автор. Хотя именно автор определяет то, на что сделать акцент. Казалось бы, что в этом есть не­гативный момент, ведь искажение действительности может ввести в заблуж­дение, однако, применительно к социокультурной истории - это ещё одна часть для изучения.
Исследовательский интерес к фотографии как социокультурному явлению и историческому источнику стал ответом на общественный инте­рес к «старой» фотографии, который лишь усиливается с развитием цифро­вых технологий, позволяющих фотографии стать поистине всевидящей. В этом выразилась и уникальность фотографического искусства как такового [34, с. 2].
Только к 1960-м годам можно говорить о комплексном походе в изуче­нии фотодокументов, ведь ранее источниковедение в этой области было в начальном процессе формирования. Но на сегодняшний день сформировался свой взгляд на фотодокументы, как на объект архивного хранения и объекта изучения источниковедения. Однако, большая часть фотодокументов в архи­вах РФ все еще остается неизученной, что особенно касается также и част­ных коллекций.
Благодаря сохранившимся фотографиям В.Л. Метенкова исследователи могут проанализировать социокультурный облик старого Екатеринбурга сквозь призму эпох.
Глядя на фотографии мы можем сказать насколько сильно изменился город за свою длительную историю. Но стоит отметить, что удачно сохрани­лись или подверглись реновации каменные постройки бывшего и настоящего центров города. Благодаря фотографиям сделанным Екатеринбургскими фо­тографами мы можем сопоставить исторический Екатеринбург с другими го­родами России. В первую очередь Екатеринбург предстает перед нами как уездный город с богатыми постройками, сконцентрированными на ограни­ченном участке.
Безусловно, было бы интересно взглянуть на портреты жителей, на их привычки, мировоззрение и стиль одежды, который отражал бы облик горо­да. Однако, в связи с различными травмирующими историческими события­ми, многие фотографии были утрачены. А исторические виды Екатеринбурга сохранились исключительно благодаря растиражированным в те времена от­крыткам.
Возвращаясь к истории, в первой четверти XIX века фотография стала более популярна в широких кругах. Практически каждый хотел иметь свой фотопортрет или красивую фотооткрытку с видом на город. Портретная фо­тография предоставляет нам возможность проанализировать социальный об­раз жителей и воссоздать их социально-культурный уклад жизни...


1. Бирюков, Е. «Карточный» город [Текст] / Е. Бирюков // Екатеринбург­ская неделя. - 1995. № 32. - C. 10.
2. Бирюков, Е. «Рембрандты» фотографии. Вчера и сегодня, а завтра? [Текст] / Е. Бирюков // Доверие. - 1994. - C. 15.
3. Бирюков, Е. Салон: братьев Козловых [Текст] / Е. Бирюков // Екате­ринбургская неделя. - 1994. - № 17. - C. 4.
4. Весновский, В. А. Иллюстрированный путеводитель по Уралу [Текст] / В. А. Весновский. - Екатеринбург, 1904. - 271 с.
5. Волегова М. Некалендарные страсти [Текст] / М. Волегова // На смену. - 1993. - 20 фев.
6. Галина, В. В старинном Екатеринбурге [Текст] / В. Галина // Фотогра­фия. -1995. - № 3. - С. 11-12.
7. Ильин, А. Старые фотографии как источник изучения истории город­ского хозяйства [Текст] / А. Ильин // Родина. - 2016. - Январь. - С. 128­133.
8. Курашова, Т. День Метенкова в музее Метенкова [Текст] / Т. Курашова // Уральский рабочий. - 1994. - Март. - C. 4.
9. Лаптева А. Фотокамеры уральского светописца [Текст] / А. Лаптева // На смену! - 1980. - C. 4.
10. Сергеев, Л. Фотораздумья о природе: О персональной выставке свердл. журналиста и фотографа Е. Бирюкова [Текст] / Л. Сергеев // Вечерний Свердловск. - 1988. - 3 января.
11. Трифонов, Ю. Волшебный фонарь [Текст] / Ю. Трифонов // Веси. - 2010. - № 1. С. 23-27.
12. Фомин, А. Русская фотооткрытка [Текст] / А. Фомин // Фотография. - 1992. - Май-июнь. С. 36-37.
13. Чернышева, А. Президентский подарок [Текст] / А. Чернышева // Та­гильский рабочий. - 1990. - 25 окт.
14. Бирюков Е. Видовые открытки фотографа Метенкова [Электронный ресурс] // «Серебряный меридиан». 2002. URL: http://1723.ru/read/dai- obl/d-obl-3.htm (дата обращения: 16.03.2017)
15. Коллекция фотографий Прокудина-Горского библиотеки Конгресса
США. [Электронный ресурс] URL: https://www.loc.gov/search/?c=
100&fa=location:ekaterinburg&q=prokudin-mountain,+Ekaterinburg&st= list (дата обращения: 02.05.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ