ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОТОГРАФИЯ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ (ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФОТОГРАФИИ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА) 18
ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ ФОТОГРАФЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 26
ГЛАВА 3. ОБРАЗ ЕКАТЕРИНБУРГА (ПО ФОТОГРАФИЯМ И ФОТООТКРЫТКАМ ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ФОТОГРАФОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
В ближайшем будущем Екатеринбург отметит своё трехсотлетие. На протяжении всей своей истории, город подвергался постоянным изменениям. Первые два столетия он возводился по определенному плану, заложенному его основателями, затем, безусловно, что-то строилось, а что-то сносилось, и неизменной оставалась лишь сущность города.
Пришло время переосмысливать опыт истории развития дореволюционного Екатеринбурга, в котором большую роль играют фотографии старого города. На протяжении времени они могут выступать историческими документами свидетелями эпохи, что объясняет актуальность исследования данной темы. К сожалению, изучением истории города по фотографиям занимаются лишь узкие специалисты и некоторые фотографы, чем и обусловлена узость данного метода исследований.
Обращаясь к фотографии с целью аналитики исторического среза применительно к общественным наукам, необходимо разобраться в её особенностях и специфике. Известно, что именно фотографии представляют большой интерес как в социальной, так и в научной сфере, они являются информационно-документальным источником. Первостепенным документом является письменный источник, а фотография выступает второстепенным, но, несмотря на это, она содержит в себе большое количество информации.
Основное отличие письменных источников и фотографий в том, что у фотографии всегда два социокультурных контекста, связанных соответственно с историей фотографии и историей повседневности определенной социальной группы [34].
Для полноценного исследования фотодокументов необходимо учесть все существующие временные факторы и характеризующие документы запечатленного отрезка времени. Стоит сделать ещё один акцент на том, что для исследователя-историка, приоритетной и привычной является, в первую очередь, работа с письменными источниками. Но хранение фотодокументов в отрыве от других видов источников может вызвать серьезные затруднения в дальнейших исследованиях [34, с. 104]. Если говорить об истории населенных пунктов, например, города Екатеринбурга, то история проявляется в разных видах источников, в том числе изобразительных.
Фотография - это один из важнейших документальных источников при изучении истории города: его социальной сферы, быта, архитектуры. Фотография - это нечто большее, чем деятельность человека, в первую очередь - это взгляд на исторический срез, во вторую - это документальное отражение деятельности человека в развитии города. Анализируя фотодокументы, мы имеем возможность выявить новые аспекты в жизни городской среды, что, несомненно, является ценностью для источниковедов.
Обращаясь к изучению фотографии в качестве документального материала, следует обратить внимание на некоторые аспекты, на основании которых следует судить о подлинности запечатленных фактов. Всё то, что попало в объектив, уже зафиксировано как некий фактический момент, бессмысленно отрицать наличие данных объектов и субъектов именно в том месте, в определенное время и их взаимоотношения между собой (если материал не подвергался какой-либо искусственной обработке, ретуши, монтажу).
В настоящее время становятся актуальным метод изучения истории города Екатеринбурга по фотографиям. Он включает в себя анализ впечатлений человека, его представлений, а также его внутреннего мира, который автор проявляет через свое творение.
Объектом исследования выступают фотографии Екатеринбурга последней четверти XIX - начала XX века.
Предметом исследования выступают фотографы Екатеринбурга последней четверти XIX - начала XX века.
Хронологические рамки исследования охватывают период последней четверти XIX - начала XX века. С конца века в Екатеринбурге появляются более современные фотоаппараты, начинает активно развиваться ремесло, поэтому искусство фотографии становится более доступным и массовым.
В качестве вехи исследования выделено начало XX века. Революция 1917 года повлияла на дальнейшее развитие города, его инфраструктуру, напрямую коснулась общественно-социальных аспектов жизни. Для решения поставленных задач в работе был использован материал по более раннему периоду, необходимость которого была определена тем, что исследуемый вопрос стоит изучать в более длительных временных рамках.
Цель работы - показать фотографию как исторический ресурс изучения города Екатеринбурга в последней четверти XIX - начале XX века. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать фотографию как исторический источник
2. Выделить проблемы в изучении фотографии как исторического источника.
3. Определить ценность фотографии в изучении Екатеринбурга последней четверти XIX - н. XX века по работам Екатеринбургских фотографов.
4. Проанализировать её роль, место и значение в изучении основных аспектов истории города Екатеринбурга.
Данная работа включает в себя несколько методологических способов исследования. Кроме классического в ней пересекаются и смежные науки, исходя из этого можно сделать вывод о междисциплинарном характере исследования. Безусловно, в первую очередь нужно рассмотреть её психологические особенности: восприятие на человека, попытаться прочувствовать настроение людей прошлого, посмотреть на это всё сквозь весь исторический срез. Не стоит забывать и о необходимости провести причинно-следственную связь, в котором именно глубокий анализ позволит нам максимально точно приблизится к действительности прошлого.
Обуславливая междисциплинарность исследования стоит добавить, что именно в рамках интеллектуальной истории начато использование индивидуально-биографической подхода для более ясного понимания фотографии. Поэтому, изучая любую деятельность человека как реализацию личностного потенциала необходимо обращаться к его биографической справке без которой невозможна объективность исследования. В качестве исходной точки исследования был взят «образ» города, как некая конструкция несущая в себе совокупность разных образов.
В центре культурологического исследования стоит личность создателя. Безусловно, не меньшее внимание стоит обратить и на особенности и характер восприятия субъектов, в адрес которых направлена информация. Исходя из этого становится возможным провести культурно-феноменологическую оценку содержания исторических источников, самого процесса восприятия их людьми, который формирует способ мировоззрения. Используя целый комплекс исторических источников, который, в свою очередь, является культурным продуктом многовекового развития человечества, мы имеем возможность разделить его на две группы. Первая группа преследует цель фиксации действительности или нормативного регулирования общественных процессов. Например, делопроизводственные материалы, нормативно-правовые акты и др. Ко второй группе можно отнести исторические свидетельства, где помимо фиксации каких-либо событий присутствует факт передачи оценочной точки зрения, которая подвергается собственной интерпретации, где в качестве источника выступают материалы личного происхождения. Речь идет как о материальном, так и о интеллектуальном ресурсе исследования.
Не в первый раз предпринимаются попытки совмещения этих двух подходов для выработки единого универсального способа интерпретации.
При анализе первоначальной сути появления историографических источников и аудиовизуальных документов, возникает очевидная мысль связанная напрямую с фиксацией действительности и отражением негативного или позитивного отношения к ней, за которым всегда стоит автор. Конечно, стоит учитывать различные факторы воздействия на зафиксированный материал. Стоит обратить и на первоначальную цель - сохранение и передачу того или иного момента, где безоговорочно важным имеет смысл рассматривать группы источников и их способность интерпретировать события прошлого сквозь культурный контекст...
Изобретение фотографии в середине XIX столетия изменило представление человека об окружающем мире, а спустя время и знание о прошлом. Раньше история была выражена преимущественно текстом, но благодаря фотографии дополнена и изображением. Несколько портретов и десяток гравюр, оставшихся от Екатеринбурга XVIII-начала XIX веков, несопоставимы с сотнями фотографий, появляющимся в последующей эпохе. Мы можем почти также легко ориентироваться в Екатеринбурге рубежа XIX-XX веков, как в современном городе, мы можем изучать повседневную жизнь людей прошлых поколений. История стала живой, близкой, осязаемой и насыщенной эмоциями.
В результате проделанной работы, можно сделать вывод о том, что фотография - уникальный исторический источник, который предоставляет возможность для дальнейшего исследования. На протяжении XIX века её роль и место в жизни человека увеличивались и продолжают расти до сих пор.
Первоначально фотоаппарат рассматривался, как возможная замена художникам
С конца XIX века, когда сам процесс съемки и проявления фотографий стал более доступным, её применение стало распространенным и в фотографической журналистике. Так как газеты, журналы и другие печатные издания пользовались популярностью, фотографии лишь повышали интерес к ним читателя и вызывали желание узнать о запечатленном что-то большее, чем просто беглый просмотр изображения.
Применительно к Екатеринбургу, эту возможность предоставлял фотографический магазин В.Л. Метенкова, в котором можно было воспользоваться фотоуслугами, приобрести фототехнику и всё необходимое для её проявления. При этом сам Вениамин Леонтьевич давал бесплатные советы по съемке и фотомастерству и недаром прослыл первым фотолетописцем Екатеринбурга. Благодаря ему фотография стала популяризироваться среди обычных жителей и обрела массовость, поэтому в большинстве своем продаваемые им открытки и изображения на них были обусловлены выбором и вкусами покупателей.
Также еще одним важным документом стала «видовая фотооткрытка», благодаря которой можно проследить как со временем видоизменялся облик города.
Следующий виток развития «постановочного» материала происходит с появлением в начале XX в. направления, которое пропагандировало снимок как фиксацию действительности, без искусственного построения сюжета в эстетических целях [36]. В этой связи стало актуальным запечатлевать жизнь в её документально-подлинной форме.
Фотография является своеобразным источником, отражающим действительность. Несмотря на это возможно, что реальность может быть передана несколько с другим смыслом, чем подразумевал его автор. Хотя именно автор определяет то, на что сделать акцент. Казалось бы, что в этом есть негативный момент, ведь искажение действительности может ввести в заблуждение, однако, применительно к социокультурной истории - это ещё одна часть для изучения.
Исследовательский интерес к фотографии как социокультурному явлению и историческому источнику стал ответом на общественный интерес к «старой» фотографии, который лишь усиливается с развитием цифровых технологий, позволяющих фотографии стать поистине всевидящей. В этом выразилась и уникальность фотографического искусства как такового [34, с. 2].
Только к 1960-м годам можно говорить о комплексном походе в изучении фотодокументов, ведь ранее источниковедение в этой области было в начальном процессе формирования. Но на сегодняшний день сформировался свой взгляд на фотодокументы, как на объект архивного хранения и объекта изучения источниковедения. Однако, большая часть фотодокументов в архивах РФ все еще остается неизученной, что особенно касается также и частных коллекций.
Благодаря сохранившимся фотографиям В.Л. Метенкова исследователи могут проанализировать социокультурный облик старого Екатеринбурга сквозь призму эпох.
Глядя на фотографии мы можем сказать насколько сильно изменился город за свою длительную историю. Но стоит отметить, что удачно сохранились или подверглись реновации каменные постройки бывшего и настоящего центров города. Благодаря фотографиям сделанным Екатеринбургскими фотографами мы можем сопоставить исторический Екатеринбург с другими городами России. В первую очередь Екатеринбург предстает перед нами как уездный город с богатыми постройками, сконцентрированными на ограниченном участке.
Безусловно, было бы интересно взглянуть на портреты жителей, на их привычки, мировоззрение и стиль одежды, который отражал бы облик города. Однако, в связи с различными травмирующими историческими событиями, многие фотографии были утрачены. А исторические виды Екатеринбурга сохранились исключительно благодаря растиражированным в те времена открыткам.
Возвращаясь к истории, в первой четверти XIX века фотография стала более популярна в широких кругах. Практически каждый хотел иметь свой фотопортрет или красивую фотооткрытку с видом на город. Портретная фотография предоставляет нам возможность проанализировать социальный образ жителей и воссоздать их социально-культурный уклад жизни...
1. Бирюков, Е. «Карточный» город [Текст] / Е. Бирюков // Екатеринбургская неделя. - 1995. № 32. - C. 10.
2. Бирюков, Е. «Рембрандты» фотографии. Вчера и сегодня, а завтра? [Текст] / Е. Бирюков // Доверие. - 1994. - C. 15.
3. Бирюков, Е. Салон: братьев Козловых [Текст] / Е. Бирюков // Екатеринбургская неделя. - 1994. - № 17. - C. 4.
4. Весновский, В. А. Иллюстрированный путеводитель по Уралу [Текст] / В. А. Весновский. - Екатеринбург, 1904. - 271 с.
5. Волегова М. Некалендарные страсти [Текст] / М. Волегова // На смену. - 1993. - 20 фев.
6. Галина, В. В старинном Екатеринбурге [Текст] / В. Галина // Фотография. -1995. - № 3. - С. 11-12.
7. Ильин, А. Старые фотографии как источник изучения истории городского хозяйства [Текст] / А. Ильин // Родина. - 2016. - Январь. - С. 128133.
8. Курашова, Т. День Метенкова в музее Метенкова [Текст] / Т. Курашова // Уральский рабочий. - 1994. - Март. - C. 4.
9. Лаптева А. Фотокамеры уральского светописца [Текст] / А. Лаптева // На смену! - 1980. - C. 4.
10. Сергеев, Л. Фотораздумья о природе: О персональной выставке свердл. журналиста и фотографа Е. Бирюкова [Текст] / Л. Сергеев // Вечерний Свердловск. - 1988. - 3 января.
11. Трифонов, Ю. Волшебный фонарь [Текст] / Ю. Трифонов // Веси. - 2010. - № 1. С. 23-27.
12. Фомин, А. Русская фотооткрытка [Текст] / А. Фомин // Фотография. - 1992. - Май-июнь. С. 36-37.
13. Чернышева, А. Президентский подарок [Текст] / А. Чернышева // Тагильский рабочий. - 1990. - 25 окт.
14. Бирюков Е. Видовые открытки фотографа Метенкова [Электронный ресурс] // «Серебряный меридиан». 2002. URL: http://1723.ru/read/dai- obl/d-obl-3.htm (дата обращения: 16.03.2017)
15. Коллекция фотографий Прокудина-Горского библиотеки Конгресса
США. [Электронный ресурс] URL: https://www.loc.gov/search/?c=
100&fa=location:ekaterinburg&q=prokudin-mountain,+Ekaterinburg&st= list (дата обращения: 02.05.2018)...