ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6
1.1. Общая характеристика нравственного воспитания 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика нравственного воспитания
детей дошкольного возраста 11
1.3. Приемы и методы нравственного воспитания детей дошкольного
возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ В ДОУ 29
2.1. Методики диагностики, изучающие нравственные представления детей 29
2.2. Диагностика нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста 38
2.3. Рекомендации по формированию нравственных представлений у
детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Долгое время вопрос нравственного воспитания казался многим аморфным, лишенным реального фундамента. Но внутренне все понимают и принимают его значимость. Не в плане чтения нотаций, а в плане совместного проживания различных ситуаций. Ситуаций, в которых на центральном месте и оказываются те самые ценности: честность, порядочность, дружба, честь, доброта... Об этом столько говорится и с высоких трибун, и в педагогической среде, но принятия ценностей детьми (будущими взрослыми) происходит весьма условно, а безнравственности в обществе становится всё больше и больше. Чего не хватает, чтобы нравственное воспитание давало результат?
Современными учеными рассматривались психологические механизмы становления и развития нравственных представлений, (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.); специфика и закономерности нравственного развития дошкольника (С.Г. Якобсон, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др.) педагогические условия и средства формирования нравственных норм у детей (А.М. Виноградова, Р.С. Буре, Т.А. Маркова, Л.П. Стрелкова, С.А. Козлова и др.).
Оказывается для успешного формирования нравственных качеств необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к восприятию и осознанию нравственных представлений, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к нравственным качествам у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях.
В настоящее время существует много педагогических приемов и методов для формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста в детском саду. Но в современном обществе приоритет отдается познавательному развитию детей, а нравственное воспитание, как правило, является бессистемным и непоследовательным. Таким образом, нарушается целостное, гармоничное развитие личности. В результате, развитие внутренней нравственной активности ребенка затормаживается на эмоциональном уровне - уровне сопереживания, сочувствия, соучастия и, как следствие, не формируется поведенческий компонент.
Возникают противоречия между необходимостью формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста и тем, что в настоящее время больше уделяют внимание знаниям, умениям, навыкам.
Выше сказанное противоречие обозначило проблему исследования, какие именно педагогические приёмы и методы способствуют формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста?
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой правильно подобранные педагогические приемы и методы являются эффективным средством формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность темы данной работы заключается в важности развития нравственного воспитания дошкольников в целом.
Объект: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Предмет: нравственные качества дошкольников
Цель: теоретически изучить и проверить на практике педагогические методы и приемы формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Дать общую характеристику нравственного воспитания в дошкольной педагогике.
2. Раскрыть и описать методы и приёмы формирования
нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
3. Провести диагностики уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Представить рекомендации по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
База исследования: Федеральное Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение № 568
В результате теоретического анализа литературных источников по формированию нравственных представлений и отношения к ним детей старшего дошкольного возраста мы пришли к следующим выводам:
1. Нравственность - это совокупность требований, правил и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственность выполняет незаменимую для человека роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в общественной жизни. Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
2. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
3. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
4. Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.
5. Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во- первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
В ходе изучения вопроса об эмоциональном отношении детей старшего дошкольного возраста к знаемым нравственным нормам нами были установлено, что у основной массы детей сложились первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Однако, эмоциональное отношение старших дошкольников к нравственным нормам далеко не всегда адекватно. Это связано с тем, что, хотя в этом возрасте у детей и возникает сознательная нравственность, нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением.
С целью повышения уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, нами были предложены следующие рекомендации по формированию нравственных представлений, включающие разные методы и приемы работы
1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. - М. : Просвещение, 2003. - 128 с.
2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах[Текст] / Аристотель - М. : Просвещение, 1984. - Т.4. - 420 с.
3. Бабаева, Т. И. Примерная образовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева, и др. СПб. : ООО Издательство « Детство-пресс », 2014. - 321 с.
4. Божович, Л . И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. Издательство : « Питер » Мастера психологии, 2008. - 398 с.
5. Бондаревская Е. Е. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е. Е. Бондаревская. - Педагогика, 1995, № 44 - с. 29 - 36.
6. Буре, Р. С. « Социально-нравственное воспитание дошкольника » [Текст] / Р. С. Буре. - Издательство : Мозаика-Синтез, 2016, - 80 с.
7. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. [Текст] / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. М. Виноградова - М. : Просвещение, 1989. - 96 с.
8. Венгер, Л. А. Психология : Учеб. пособие для учащихся пед. уч- щ. [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина - М. : Просвещение, 1988. - 336 с.
9. Вентцель, К. Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления : Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М. : Просвещение, 1974. - с. 428 - 440.
10 Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Под ред. А. М. Виноградовой, Москва : Просвещение; Издание 2-е, испр. и доп. 1989. - 95 с.
11 Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М : Гардарики, 2003. - 480 с.
12 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
13 Дошкольная педагогика. [Текст] / Под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина Просвещение : Москва, 1978. - 416 с.
14 Ильин, И. А. Душа ребёнка [Текст] / И. А. Ильин. - Очаг, 1993. - 431 с.
15 История отечественной и мировой психологической мысли : постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее [Текст] / Методология и история психологии. Отв. ред. А. Л. Журавлев, В .А. Кольцова, Ю. Н. Олейник. М. : Издательство «Институт психологии РАН» 2006. Том 1. Выпуск 2. С. 151-159.
16 Каиров, И. А. Азбука нравственного воспитания - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И. А. Каиров, О. С. Богданова. - М. : Просвещение, 1975. - 319 с.
17 Константинов, Н. А. История педагогики 5-е изд., доп. и перераб. [Текст] / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский. - М. : Просвещение, 1982. - 447 с.
18 Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
19 Краткий словарь по философии. - М. : Просвещение, 1982. - 431 с.
20 Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. [Текст] / С. А. Козлова. Дошкольное воспитание, № 9. - 2001. - с. 98 - 101.
21 Котырло, В. К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. [Текст] / В. К. Котырло. - М. : Педагогика, 1987. - 141 с.
22 Крайнова, Л. В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. / Л. В. Крайнова. - Москва, 1984. - 201 с.
23 Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. [Текст] / Л. В. Кузнецова. - М. : Просвещение, 1988. - 224 с.
24 Купина, Н. А. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. [Текст] / Н. А. Купина, Н. Е. Богуславская. - М. : Просвещение, 1992. - 176 с.
25 Курочкина, И. Н. О культуре поведения и этикете. [Текст] / И. Н. Курочкина. // Дошкольное воспитание, № 10, 2003. - с. 96 - 103.
26 Ломбина, Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников [Текст] / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша // Психолог в детском саду, № 2, 2010. - с. 68 - 87.
27 Лисина, М .И. Формирование личности ребенка в общении [авт. вступ. ст. и сост. А. Г. Рузская]./ М. И. Лисина. Издательство : Питер Мастера психологии, 2009. - 320 с.
28 Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. [Текст] / Б. Т. Лихачев. Издательство : Москва 1985. - 175 с.
29 Марьенко, И. С. Нравственное становление личности [Текст] / И. С. Марьенко. - М. : Педагогика, 1985. - 368 с.
30 Мельникова, Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст]: монография / Н. В. Мельникова, Р. В. Овчарова. - СПб. : Изд-во «Амалтея», 2008. - 336 с. (авторский вклад 50%).
31 Методы воспитания детей дошкольного возраста(Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. [Текст] /Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. - М. : Академия, 1998. - 240 с.
32 Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание
дошкольников 5-7 лет. [Текст] / И. Ф. Мулько. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 96 с.
33 Мухина, В. С. Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ [Текст] / под ред. Л. А. Венгера, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1975. - 238 с.
34 Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. - Кн. 2. Психология образования. [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2. -е изд., Психология образования. 1995, - 496 с.
35 Педагогика [Текст] / Под ред. Э. Т. Малиночки. - М. : Краснодар, 1992. - 304 с.
36 Петрова, И. А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. [Текст] / И.А. Петрова. - Москва, 1990. - 94 с.
37 Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
38 Подласый, П. И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / П. И. Подласый. - М. : Просвещение, 1996. - 631 с.
39 Пономаренко, Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей [Текст] / Т. О. Понаморенко.// Дошкольное воспитание. - 1992. - № 3. - с. 10 - 14.
40 Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников [Текст] / Сост. Н. П. Шитякова, И. В. Гильгенберг. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2001. - 79 с.
41 Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред.Т. С. Комаровой. - М. : Педагогика, 1983. - 220 с.
42 Развитие познавательных процессов [Текст] / Под редакцией А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М. : Просвещение, 1964. - 352 с.
43 Савкина, Г. П. Проблема преемственности в освоении школьниками нравственных ценностей. [Текст] / Г. П. Савкина. // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - с. 110 - 116.
44 Сластенин, В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Ч. 1. - 288 с.
45 Смирнова, Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников. [Текст] / Е. О. Смирнова. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - с. 12-18.
46 Степанова, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. [Текст] / Е. Н. Степанова, Л. М. Лузина. - М. :Творческий центр, 2002. - 220 с.
47 Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высш. проф. Образования. [Текст] / Г. А. Урунтаева - М. : Академия, 2012. - 272 с.
48 Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч- ся СПУЗ. [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 1996. - 336 с.
49 Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М. : Просвещение, 2010. - 291 с.
50 Ушинский, К. Д. Соч., т. 9. [Текст] / К. Д. Ушинский. -М., - 1950. - 627 с.
51 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ,2012.
52 Харламов, И. Ф. Педагогика : Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И. Ф. Харламов. - М. : Гардарики, 2003. - 519 с.
Чекина, Л. Ф. Психолого-педагогическая диагностика
нравственной воспитанности [Текст] / Л. Ф. Чекина // Педагогика. - 2006. - № 11. - с. 26 - 29.
54 Штольц, Х. Как воспитывать нравственное поведение. [Текст] / Х. Штольц, , Р. Рудольф. - М. : Просвещение, 1986. - 110 с.
55 Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология. [Текст] / Н. Е. Щуркова. -М. : Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
56 Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник . Издательство : Мозаика-синтез, 2015. - 90 с.