Педагогические приёмы формирования социальных норм у детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Подходы к определению социальных норм в психологии и
педагогике 7
1.2. Психологическая характеристика социальных норм в
дошкольном возрасте 11
1.3. Педагогические условия формирования социальных норм у
детей старшего дошкольного возраста 18
1.4. Педагогические приёмы формирования социальных норм у
детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Педагогическая диагностика сформированности социальных
норм у старших дошкольников 29
2.2. Практика формирования социальных норм у воспитанников в
разных формах образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 38
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Подходы к определению социальных норм в психологии и
педагогике 7
1.2. Психологическая характеристика социальных норм в
дошкольном возрасте 11
1.3. Педагогические условия формирования социальных норм у
детей старшего дошкольного возраста 18
1.4. Педагогические приёмы формирования социальных норм у
детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Педагогическая диагностика сформированности социальных
норм у старших дошкольников 29
2.2. Практика формирования социальных норм у воспитанников в
разных формах образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 38
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
Актуальность исследования. Согласно Р.Л. Болотиной дошкольный возраст - это время наиболее активного социального развития ребёнка. Без общего понимания социализации невозможно раскрыть суть социального развития детей дошкольного возраста. Социализация человека длится всю жизнь, то есть это непрерывный процесс. Дошкольное детство это период интенсивной социализации ребёнка и активного усвоения норм социальной жизни. Таким образом, социализация это процесс и результат усвоения дошкольниками социальных норм и правил поведения, существующих в обществе [10, с. 93].
Социализация детей дошкольного возраста заключается в том, что бы перевести социальные нормы во внутреннее поле личности ребёнка, и на этой основе сформировать систему личностных социальных норм дошкольника.
По определению И.Н. Курочкиной социализация личности является процессом её формирования в социальных условиях, усвоения социального опыта, введения в систему социальных норм и правил поведения, принятых в обществе [32, с. 129].
По мнению И.В. Дубровиной период наиболее активного освоения правил поведения и социальных норм, является дошкольный возраст. Благоприятной психологической почвой для вступления в общественную жизнь является высокий темп развития личности дошкольника, его открытость новому опыту и познание окружающего мира. Но часто взрослые, в окружении которых находится ребёнок, недооценивают важности дошкольного периода в формировании социальных норм. Расценивают этот возраст, как подготовительный к будущей жизни. «Настоящая» жизнь для ребёнка, по их мнению, начинается с момента поступления в школу, поскольку первые серьёзные требования к ребёнку в плане социального поведения и соблюдения социальных норм предъявляются в школе. Многие родители и даже некоторые воспитатели не ставят задачи социального развития ребёнка, так как они в их сознании прочно занимают второстепенное место. Между тем именно в дошкольный период у ребёнка закладываются основы социального поведения в обществе, формируется свой личный стиль поведения [18, с. 194].
Дошкольное образование призвано осуществить позитивную социализацию, в рамках которой формируются представления о нормах нравственности и морали, представления о добре и зле. Организация дошкольного образования направлена на предупреждение в дальнейшем асоциального поведения ребенка.
В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных организаций пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
На этапе завершения дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами дети должны усвоить социальные нормы и правила поведения. Уметь распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать; следовать социальным нормам поведения в разных видах деятельности; во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. У детей должны быть сформированы первичные представления о том «что такое хорошо и что такое плохо» и стремление поступать хорошо [45, с. 19].
Проблема социальных норм в науке не нова, в связи, с чем выдвигаются различные теории, определения, соответственно классификации социальных норм, существует много исследований по этой проблематике, исследуются характерные признаки и их сущность.
В своих трудах Е.А. Курганова опирается на теорию доменов социальных норм. Где выделяются три основных домена, которые различаются по уровню обобщения, генезису, значению и важности. Выделены три группы норм - конвенциональные, моральные, персональные нормы [31].
Проблемы формирования социального опыта личности ребенка, в том числе старших дошкольников, раскрыты в исследованиях С.А. Козловой, Е.Ю. Демуровой, И.В. Дубровиной Л.М. Щипициной, О.А. Соколовой.
В отечественной психологии процесс усвоения социальных (моральных) норм, способов, образцов, эталонов поведения понимается как моральное развитие ребёнка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович).
Теоретические основы формирования социальных норм дошкольников заложили Р.С. Буре, А.В.Запорожец, С.Н. Якобсон, Ж. Пиаже, так же данную проблему изучали Е.А. Курганова, Э. Туриэль, Л. Колберг, Т.П. Авдулова, В.М. Холмогорова и др.
Мы считаем, что данная тема актуальна, так как известно, что именно старший дошкольный возраст является благоприятным для социального развития ребёнка, следовательно, для присвоения разных видов социальных норм. Именно в старшем дошкольном возрасте ребёнок способен освоить разные виды социальных норм.
Существует противоречие между необходимостью воздействия на процесс присвоения детьми социальных норм и недостаточной разработанностью приёмов для организации данного направления в образовательно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации, не систематизированы практические аспекты формирования социальных норм, в частности в различных формах образовательной деятельности в ДОО.
Объект исследования: формирование социальных норм у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические приёмы формирования социальных норм у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические приемы формирования социальных норм у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть подходы к определению социальных норм в
психологии и педагогике.
2. Дать психологическую характеристику социальных норм в
психологии и педагогике.
3. Выявить педагогические условия формирования социальных норм у детей дошкольного возраста.
4. Осуществить педагогическую диагностику социальных норм у старших дошкольников.
5. Описать практику формирования социальных норм у воспитанников в разных формах образовательного процесса детского сада.
6. Дать сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач были реализованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, опрос).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18», Североуральский городской округ, Свердловская область.
В исследовательской работе участвовали 20 детей подготовительной к школе группы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Социализация детей дошкольного возраста заключается в том, что бы перевести социальные нормы во внутреннее поле личности ребёнка, и на этой основе сформировать систему личностных социальных норм дошкольника.
По определению И.Н. Курочкиной социализация личности является процессом её формирования в социальных условиях, усвоения социального опыта, введения в систему социальных норм и правил поведения, принятых в обществе [32, с. 129].
По мнению И.В. Дубровиной период наиболее активного освоения правил поведения и социальных норм, является дошкольный возраст. Благоприятной психологической почвой для вступления в общественную жизнь является высокий темп развития личности дошкольника, его открытость новому опыту и познание окружающего мира. Но часто взрослые, в окружении которых находится ребёнок, недооценивают важности дошкольного периода в формировании социальных норм. Расценивают этот возраст, как подготовительный к будущей жизни. «Настоящая» жизнь для ребёнка, по их мнению, начинается с момента поступления в школу, поскольку первые серьёзные требования к ребёнку в плане социального поведения и соблюдения социальных норм предъявляются в школе. Многие родители и даже некоторые воспитатели не ставят задачи социального развития ребёнка, так как они в их сознании прочно занимают второстепенное место. Между тем именно в дошкольный период у ребёнка закладываются основы социального поведения в обществе, формируется свой личный стиль поведения [18, с. 194].
Дошкольное образование призвано осуществить позитивную социализацию, в рамках которой формируются представления о нормах нравственности и морали, представления о добре и зле. Организация дошкольного образования направлена на предупреждение в дальнейшем асоциального поведения ребенка.
В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных организаций пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
На этапе завершения дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами дети должны усвоить социальные нормы и правила поведения. Уметь распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать; следовать социальным нормам поведения в разных видах деятельности; во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. У детей должны быть сформированы первичные представления о том «что такое хорошо и что такое плохо» и стремление поступать хорошо [45, с. 19].
Проблема социальных норм в науке не нова, в связи, с чем выдвигаются различные теории, определения, соответственно классификации социальных норм, существует много исследований по этой проблематике, исследуются характерные признаки и их сущность.
В своих трудах Е.А. Курганова опирается на теорию доменов социальных норм. Где выделяются три основных домена, которые различаются по уровню обобщения, генезису, значению и важности. Выделены три группы норм - конвенциональные, моральные, персональные нормы [31].
Проблемы формирования социального опыта личности ребенка, в том числе старших дошкольников, раскрыты в исследованиях С.А. Козловой, Е.Ю. Демуровой, И.В. Дубровиной Л.М. Щипициной, О.А. Соколовой.
В отечественной психологии процесс усвоения социальных (моральных) норм, способов, образцов, эталонов поведения понимается как моральное развитие ребёнка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович).
Теоретические основы формирования социальных норм дошкольников заложили Р.С. Буре, А.В.Запорожец, С.Н. Якобсон, Ж. Пиаже, так же данную проблему изучали Е.А. Курганова, Э. Туриэль, Л. Колберг, Т.П. Авдулова, В.М. Холмогорова и др.
Мы считаем, что данная тема актуальна, так как известно, что именно старший дошкольный возраст является благоприятным для социального развития ребёнка, следовательно, для присвоения разных видов социальных норм. Именно в старшем дошкольном возрасте ребёнок способен освоить разные виды социальных норм.
Существует противоречие между необходимостью воздействия на процесс присвоения детьми социальных норм и недостаточной разработанностью приёмов для организации данного направления в образовательно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации, не систематизированы практические аспекты формирования социальных норм, в частности в различных формах образовательной деятельности в ДОО.
Объект исследования: формирование социальных норм у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические приёмы формирования социальных норм у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические приемы формирования социальных норм у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть подходы к определению социальных норм в
психологии и педагогике.
2. Дать психологическую характеристику социальных норм в
психологии и педагогике.
3. Выявить педагогические условия формирования социальных норм у детей дошкольного возраста.
4. Осуществить педагогическую диагностику социальных норм у старших дошкольников.
5. Описать практику формирования социальных норм у воспитанников в разных формах образовательного процесса детского сада.
6. Дать сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач были реализованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, опрос).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18», Североуральский городской округ, Свердловская область.
В исследовательской работе участвовали 20 детей подготовительной к школе группы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В результате нашего исследования были реализованы поставленные нами задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыты подходы к определению социальных норм в педагогике и психологии.
В психологии социальные нормы - это способность адаптироваться к социальной среде. В педагогике социальные нормы относятся к нравственным качествам человека.
Социальные нормы - основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. В правилах нормативного поведения выделены моральные, конвенциональные и персональные нормы.
Моральные нормы - вид социальных норм, которые регулируют морально-нравственные отношения между людьми. Являются основание для оценки поступков. Конвенциональные (бытовые) нормы регламентируют жизненные ситуации в быту. К персональным нормам относят индивидуальные предпочтения, семейные правила, соблюдение режима дня.
2. Дана психологическая характеристика социальных норм в педагогике и психологии. Для социальных норм характерно быть регуляторами поведения ребёнка, регуляторами детских взаимоотношений. Они являются основой морально-нравственного развития ребёнка. Социальные нормы определяют порядок действий и отношений между детьми, между детьми и взрослыми.
Для социальных норм характерно последовательное усвоение. Одними из первых дошкольниками усваиваются нормы «бытового» поведения (конвенциональные): нормы этикета, культурно-гигиенические нормы, нормы деятельности. Позже усваиваются моральные нормы: правдивости, взаимопомощи, справедливого распределения. Выделено несколько стадий освоения социальных норм: следование норме как непосредственная реакция на воздействие взрослого, потребность одобрения со стороны значимых лиц, ориентация на правила, как на ожидание окружающих, ориентация на собственную совесть.
3. Выявлены педагогические условия формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста. Необходимым условием формирования социальных норм у старших дошкольников является организация деятельности детей, то есть активность ребёнка в процессе освоения социальных норм. Гуманное отношение к ребёнку взрослых. Обеспечение эмоционально-положительного комфорта, уважение личности ребёнка. Единство требований к детям со стороны окружающих его взрослых в процессе усвоения социальных норм и правил поведения. Одним из условий является пример взрослых. Ребёнок в своём поведении ориентируется на поведение взрослого. Необходимо расширять у ребёнка круг этико-поведенческих понятий, обогащать речь дошкольников формами словесной вежливости.
Нами описаны педагогические приёмы формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста - это игры, этические беседы, рассказы, произведения художественной литературы, рассматривание сюжетных картинок с изображением моральных ситуаций, обсуждение конфликтных, проблемные ситуаций, педагогические требования, приучение, убеждение, упражнения, пример.
4. Подобраны методики и осуществлена педагогическая диагностика сформированности социальных норм у детей старшего дошкольного возраста. Педагогическая диагностика на констатирующем этапе показала: высокий уровень сформированности социальных норм у 6 (30 %) детей, средний уровень у 8 (40 %) детей, низкий уровень у 6 (30 %) детей. Большинство детей старшего дошкольного возраста имели средний и низкий уровень сформированности социальных норм, что говорило о том, что они только начинали следовать социальным нормам в реальной жизни, ориентироваться на эти нормы в своём поведении.
5. Описана практика формирования социальных норм у воспитанников
в разных формах образовательного процесса детского сада. Нами был составлен перспективный план по формированию социальных норм на учебный год. В каждом месяце решалась задача по формированию одной из социальных норм: справедливого распределения, правдивости, взаимопомощи, культурно-гигиенических норм, норм деятельности, норм этикета, правил поведения на улице, правил поведения на природе. В соответствии с планом проводили педагогическую работу, которая осуществлялась ежедневно в совместной деятельности, в непосредственно-образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей во всех режимных моментах.
6. В конце учебного года провели повторную диагностику сформированности социальных норм у детей старшего дошкольного возраста, которая показала эффективность проделанной работы. Высокий уровень показали 15 (75 %) человек, средний уровень показали 5 (25 %) человек. Детей с низким уровнем сформированности социальных норм нет.
Нами был проведён сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах, который показал рост высокого уровня сформированности социальных норм на 45 % (9детей), с 30 % (6 человек) до 75 % (15 детей) у детей старшего дошкольного возраста. Средний уровень уменьшился на 15 % (3 человека), за счёт увеличения высокого уровня. Низкий уровень снизился на 30 % (6 человек). Детей с низким уровнем нет. Следовательно, цель достигнута, поставленные задачи выполнены.
Практическая значимость. Результаты проведённого исследования позволяют рекомендовать воспитателям дошкольных образовательных организаций использовать в своей работе обоснованные педагогические приёмы, а так же разработанный нами перспективный план по формированию социальных норм у детей старшего дошкольного возраста в разных формах образовательного процесса.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыты подходы к определению социальных норм в педагогике и психологии.
В психологии социальные нормы - это способность адаптироваться к социальной среде. В педагогике социальные нормы относятся к нравственным качествам человека.
Социальные нормы - основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. В правилах нормативного поведения выделены моральные, конвенциональные и персональные нормы.
Моральные нормы - вид социальных норм, которые регулируют морально-нравственные отношения между людьми. Являются основание для оценки поступков. Конвенциональные (бытовые) нормы регламентируют жизненные ситуации в быту. К персональным нормам относят индивидуальные предпочтения, семейные правила, соблюдение режима дня.
2. Дана психологическая характеристика социальных норм в педагогике и психологии. Для социальных норм характерно быть регуляторами поведения ребёнка, регуляторами детских взаимоотношений. Они являются основой морально-нравственного развития ребёнка. Социальные нормы определяют порядок действий и отношений между детьми, между детьми и взрослыми.
Для социальных норм характерно последовательное усвоение. Одними из первых дошкольниками усваиваются нормы «бытового» поведения (конвенциональные): нормы этикета, культурно-гигиенические нормы, нормы деятельности. Позже усваиваются моральные нормы: правдивости, взаимопомощи, справедливого распределения. Выделено несколько стадий освоения социальных норм: следование норме как непосредственная реакция на воздействие взрослого, потребность одобрения со стороны значимых лиц, ориентация на правила, как на ожидание окружающих, ориентация на собственную совесть.
3. Выявлены педагогические условия формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста. Необходимым условием формирования социальных норм у старших дошкольников является организация деятельности детей, то есть активность ребёнка в процессе освоения социальных норм. Гуманное отношение к ребёнку взрослых. Обеспечение эмоционально-положительного комфорта, уважение личности ребёнка. Единство требований к детям со стороны окружающих его взрослых в процессе усвоения социальных норм и правил поведения. Одним из условий является пример взрослых. Ребёнок в своём поведении ориентируется на поведение взрослого. Необходимо расширять у ребёнка круг этико-поведенческих понятий, обогащать речь дошкольников формами словесной вежливости.
Нами описаны педагогические приёмы формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста - это игры, этические беседы, рассказы, произведения художественной литературы, рассматривание сюжетных картинок с изображением моральных ситуаций, обсуждение конфликтных, проблемные ситуаций, педагогические требования, приучение, убеждение, упражнения, пример.
4. Подобраны методики и осуществлена педагогическая диагностика сформированности социальных норм у детей старшего дошкольного возраста. Педагогическая диагностика на констатирующем этапе показала: высокий уровень сформированности социальных норм у 6 (30 %) детей, средний уровень у 8 (40 %) детей, низкий уровень у 6 (30 %) детей. Большинство детей старшего дошкольного возраста имели средний и низкий уровень сформированности социальных норм, что говорило о том, что они только начинали следовать социальным нормам в реальной жизни, ориентироваться на эти нормы в своём поведении.
5. Описана практика формирования социальных норм у воспитанников
в разных формах образовательного процесса детского сада. Нами был составлен перспективный план по формированию социальных норм на учебный год. В каждом месяце решалась задача по формированию одной из социальных норм: справедливого распределения, правдивости, взаимопомощи, культурно-гигиенических норм, норм деятельности, норм этикета, правил поведения на улице, правил поведения на природе. В соответствии с планом проводили педагогическую работу, которая осуществлялась ежедневно в совместной деятельности, в непосредственно-образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей во всех режимных моментах.
6. В конце учебного года провели повторную диагностику сформированности социальных норм у детей старшего дошкольного возраста, которая показала эффективность проделанной работы. Высокий уровень показали 15 (75 %) человек, средний уровень показали 5 (25 %) человек. Детей с низким уровнем сформированности социальных норм нет.
Нами был проведён сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах, который показал рост высокого уровня сформированности социальных норм на 45 % (9детей), с 30 % (6 человек) до 75 % (15 детей) у детей старшего дошкольного возраста. Средний уровень уменьшился на 15 % (3 человека), за счёт увеличения высокого уровня. Низкий уровень снизился на 30 % (6 человек). Детей с низким уровнем нет. Следовательно, цель достигнута, поставленные задачи выполнены.
Практическая значимость. Результаты проведённого исследования позволяют рекомендовать воспитателям дошкольных образовательных организаций использовать в своей работе обоснованные педагогические приёмы, а так же разработанный нами перспективный план по формированию социальных норм у детей старшего дошкольного возраста в разных формах образовательного процесса.



