Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Коммуникативные умения в структуре общения 7
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных умений детей дошкольного
возраста 14
1.3. Игровая деятельность как условие формирования
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Подготовительный этап опытно - поисковой работы по теме исследования 34
2.2. Комплекс игровых занятий, направленных на формирование
коммуникативных умений старших дошкольников 44
2.3. Итоги опытно - поисковой работы по формированию
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Коммуникативные умения в структуре общения 7
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных умений детей дошкольного
возраста 14
1.3. Игровая деятельность как условие формирования
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Подготовительный этап опытно - поисковой работы по теме исследования 34
2.2. Комплекс игровых занятий, направленных на формирование
коммуникативных умений старших дошкольников 44
2.3. Итоги опытно - поисковой работы по формированию
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества. В период дошкольного образования эта цель конкретизируется в ряде задач, среди которых четко просматривается развитие социальных и личностных качеств детей, в частности умения общаться. Так, одним из итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
По признанию многих ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) дошкольный возраст соотносится с развитием личности ребенком, его активным освоением социального мира. В период дошкольного возраста дети постепенно осваивают коммуникативную деятельность, у них формируются новые формы общения. К концу старшего дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно-личностную форму, общение со сверстниками становится ситуативно-деловым, что свидетельствует о сложившейся тенденции к стабильному развитию коммуникативных умений детей (М.И. Лисина, А.В. Петровский, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
Коммуникативные умения и общение как таковое - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Коломинский, А.Н. Леонтьев и др.). Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Если у ребенка недостаточно сформированы коммуникативные умения в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы в межличностного и внутриличностного характера.
Основные положения теории деятельности, богатый педагогический опыт отечественных педагогов указывают на глубокие возможности игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, способствующей формированию социальных и личностных качеств детей, в том числе развитию общения и коммуникативных умений (М.А. Панфилова, О.В. Солнцева, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.).
Однако, при всестороннем изучении игры детей дошкольного возраста исследований, касающихся развития коммуникативных умений детей в игровой деятельности недостаточно в связи с современными тенденциями в обновлении образовательного процесса в детских садах. В новых Федеральных требованиях к структуре и условиям образовательной программы дошкольного образования четко указывается на то, что построение образовательного процесса предполагается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них признается игра, которая пронизывает весь образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
В связи с этим возникает противоречие между практической необходимостью формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста, что может быть оптимально организовано в игровой деятельности как ведущей в этот период, и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике дошкольной педагогики.
Проблема исследования заключается в выявлении и реализации педагогически целесообразных возможностей игровой деятельности, обеспечивающей формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы исследования и недостаточная разработанность данного вопроса в научной литературе позволили сформулировать тему исследования следующим образом: «Развитие
коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать в педагогическом процессе комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений дошкольников в игровой деятельности.
Объект исследования: развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игровых занятий для развития коммуникативных умений дошкольников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы выдвинуты следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
2. Подобрать комплекс психолого-педагогических диагностических методик и определить начальный уровень развития коммуникативных умений дошкольников.
3. Разработать комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования.
- основные положения деятельностного подхода в исследовании общения и межличностных отношений людей разных возрастных групп (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Коломинский, А.Н. Леонтьев, .И. Лисина, А.В. Петровский, А.Г. Рузская, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и др.);
- фундаментальные психолого-педагогические труды по вопросам развития ребенка-дошкольника и современные подходы к проблеме развития общения и игры в дошкольном возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A. В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследования в области игровой деятельности дошкольников (М.А. Панфилова, О.В. Солнцева, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.).
О ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B. А. Петровский, С.Л. Рубинштейн),
Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы, периодических изданий по данной проблематике, а также опрос, наблюдение с последующей количественной и качественной обработкой эмпирических данных.
База эмпирического исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Юрическая основная общеобразовательная школа» структурное подразделение «Детский сад» (далее МБОУ ЮООШ «Детский сад»). В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-7 лет старшей группы, из них 9 мальчиков и 11 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует достижению цели и задач; состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
По признанию многих ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) дошкольный возраст соотносится с развитием личности ребенком, его активным освоением социального мира. В период дошкольного возраста дети постепенно осваивают коммуникативную деятельность, у них формируются новые формы общения. К концу старшего дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно-личностную форму, общение со сверстниками становится ситуативно-деловым, что свидетельствует о сложившейся тенденции к стабильному развитию коммуникативных умений детей (М.И. Лисина, А.В. Петровский, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
Коммуникативные умения и общение как таковое - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Коломинский, А.Н. Леонтьев и др.). Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Если у ребенка недостаточно сформированы коммуникативные умения в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы в межличностного и внутриличностного характера.
Основные положения теории деятельности, богатый педагогический опыт отечественных педагогов указывают на глубокие возможности игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, способствующей формированию социальных и личностных качеств детей, в том числе развитию общения и коммуникативных умений (М.А. Панфилова, О.В. Солнцева, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.).
Однако, при всестороннем изучении игры детей дошкольного возраста исследований, касающихся развития коммуникативных умений детей в игровой деятельности недостаточно в связи с современными тенденциями в обновлении образовательного процесса в детских садах. В новых Федеральных требованиях к структуре и условиям образовательной программы дошкольного образования четко указывается на то, что построение образовательного процесса предполагается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них признается игра, которая пронизывает весь образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
В связи с этим возникает противоречие между практической необходимостью формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста, что может быть оптимально организовано в игровой деятельности как ведущей в этот период, и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике дошкольной педагогики.
Проблема исследования заключается в выявлении и реализации педагогически целесообразных возможностей игровой деятельности, обеспечивающей формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы исследования и недостаточная разработанность данного вопроса в научной литературе позволили сформулировать тему исследования следующим образом: «Развитие
коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать в педагогическом процессе комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений дошкольников в игровой деятельности.
Объект исследования: развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игровых занятий для развития коммуникативных умений дошкольников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы выдвинуты следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
2. Подобрать комплекс психолого-педагогических диагностических методик и определить начальный уровень развития коммуникативных умений дошкольников.
3. Разработать комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования.
- основные положения деятельностного подхода в исследовании общения и межличностных отношений людей разных возрастных групп (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Коломинский, А.Н. Леонтьев, .И. Лисина, А.В. Петровский, А.Г. Рузская, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и др.);
- фундаментальные психолого-педагогические труды по вопросам развития ребенка-дошкольника и современные подходы к проблеме развития общения и игры в дошкольном возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A. В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследования в области игровой деятельности дошкольников (М.А. Панфилова, О.В. Солнцева, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.).
О ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B. А. Петровский, С.Л. Рубинштейн),
Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы, периодических изданий по данной проблематике, а также опрос, наблюдение с последующей количественной и качественной обработкой эмпирических данных.
База эмпирического исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Юрическая основная общеобразовательная школа» структурное подразделение «Детский сад» (далее МБОУ ЮООШ «Детский сад»). В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-7 лет старшей группы, из них 9 мальчиков и 11 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует достижению цели и задач; состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Взаимоотношения с окружающими формируются у детей в процессе той или иной деятельности. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности как со взрослым, так и со сверстниками, то у него возникает чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Если же потребность в общении удовлетворяется недостаточно, у ребенка складывается чувство недоверия к взрослым и сверстникам, узость, избирательность. Трудности во взаимоотношениях складываются у детей малоактивных и тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»;
- умение организовать общение «Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю!».
Игра, являясь неотъемлемой часть детского развития, и охватывающая все сферы детской деятельности на протяжении всего дошкольного детства предполагает взаимное сотрудничество. Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, сотрудничество и взаимодействие, которые развивают общение (вербальное и невербальное) и формируют доброжелательное отношение детей. Здесь ребенок познает самого себя, через сравнение со сверстником. Учиться работать в команде, понимать чувства других, доверять окружающим.
Таким образом, игра является неотъемлемой часть детского развития, охватывающая все сферы детской деятельности на протяжении всего дошкольного детства, и в частности коммуникативное развитие.
В ходе правильно организованной педагогической технологии у детей дошкольного возраста формируются и развиваются коммуникативные умения, в частности, дети, усваивают правила этикета, осваивают средства общения и их разумное применение, учатся взаимодействию, эмпатии, партнерскому диалогу, сотрудничеству, умению договариваться и работать в парах, адекватными способами разрешать конфликтные ситуации и эмоционально воспринимать партнера по общению.
В ходе проведенного анализа психолого - педагогической литературы и опытно-поисковой работы по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности были решены поставленные задачи, и достигнута цель исследования.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»;
- умение организовать общение «Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю!».
Игра, являясь неотъемлемой часть детского развития, и охватывающая все сферы детской деятельности на протяжении всего дошкольного детства предполагает взаимное сотрудничество. Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, сотрудничество и взаимодействие, которые развивают общение (вербальное и невербальное) и формируют доброжелательное отношение детей. Здесь ребенок познает самого себя, через сравнение со сверстником. Учиться работать в команде, понимать чувства других, доверять окружающим.
Таким образом, игра является неотъемлемой часть детского развития, охватывающая все сферы детской деятельности на протяжении всего дошкольного детства, и в частности коммуникативное развитие.
В ходе правильно организованной педагогической технологии у детей дошкольного возраста формируются и развиваются коммуникативные умения, в частности, дети, усваивают правила этикета, осваивают средства общения и их разумное применение, учатся взаимодействию, эмпатии, партнерскому диалогу, сотрудничеству, умению договариваться и работать в парах, адекватными способами разрешать конфликтные ситуации и эмоционально воспринимать партнера по общению.
В ходе проведенного анализа психолого - педагогической литературы и опытно-поисковой работы по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности были решены поставленные задачи, и достигнута цель исследования.
Подобные работы
- ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023



