ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Коммуникативные умения в структуре общения 7
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных умений детей дошкольного
возраста 14
1.3. Игровая деятельность как условие формирования
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Подготовительный этап опытно - поисковой работы по теме исследования 34
2.2. Комплекс игровых занятий, направленных на формирование
коммуникативных умений старших дошкольников 44
2.3. Итоги опытно - поисковой работы по формированию
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества. В период дошкольного образования эта цель конкретизируется в ряде задач, среди которых четко просматривается развитие социальных и личностных качеств детей, в частности умения общаться. Так, одним из итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
По признанию многих ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) дошкольный возраст соотносится с развитием личности ребенком, его активным освоением социального мира. В период дошкольного возраста дети постепенно осваивают коммуникативную деятельность, у них формируются новые формы общения. К концу старшего дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно-личностную форму, общение со сверстниками становится ситуативно-деловым, что свидетельствует о сложившейся тенденции к стабильному развитию коммуникативных умений детей (М.И. Лисина, А.В. Петровский, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
Коммуникативные умения и общение как таковое - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Коломинский, А.Н. Леонтьев и др.). Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Если у ребенка недостаточно сформированы коммуникативные умения в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы в межличностного и внутриличностного характера.
Основные положения теории деятельности, богатый педагогический опыт отечественных педагогов указывают на глубокие возможности игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, способствующей формированию социальных и личностных качеств детей, в том числе развитию общения и коммуникативных умений (М.А. Панфилова, О.В. Солнцева, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.).
Однако, при всестороннем изучении игры детей дошкольного возраста исследований, касающихся развития коммуникативных умений детей в игровой деятельности недостаточно в связи с современными тенденциями в обновлении образовательного процесса в детских садах. В новых Федеральных требованиях к структуре и условиям образовательной программы дошкольного образования четко указывается на то, что построение образовательного процесса предполагается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них признается игра, которая пронизывает весь образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
В связи с этим возникает противоречие между практической необходимостью формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста, что может быть оптимально организовано в игровой деятельности как ведущей в этот период, и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике дошкольной педагогики.
Проблема исследования заключается в выявлении и реализации педагогически целесообразных возможностей игровой деятельности, обеспечивающей формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы исследования и недостаточная разработанность данного вопроса в научной литературе позволили сформулировать тему исследования следующим образом: «Развитие
коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать в педагогическом процессе комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений дошкольников в игровой деятельности.
Объект исследования: развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игровых занятий для развития коммуникативных умений дошкольников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы выдвинуты следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
2. Подобрать комплекс психолого-педагогических диагностических методик и определить начальный уровень развития коммуникативных умений дошкольников.
3. Разработать комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования.
- основные положения деятельностного подхода в исследовании общения и межличностных отношений людей разных возрастных групп (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Коломинский, А.Н. Леонтьев, .И. Лисина, А.В. Петровский, А.Г. Рузская, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и др.);
- фундаментальные психолого-педагогические труды по вопросам развития ребенка-дошкольника и современные подходы к проблеме развития общения и игры в дошкольном возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A. В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследования в области игровой деятельности дошкольников (М.А. Панфилова, О.В. Солнцева, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.).
О ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B. А. Петровский, С.Л. Рубинштейн),
Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы, периодических изданий по данной проблематике, а также опрос, наблюдение с последующей количественной и качественной обработкой эмпирических данных.
База эмпирического исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Юрическая основная общеобразовательная школа» структурное подразделение «Детский сад» (далее МБОУ ЮООШ «Детский сад»). В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-7 лет старшей группы, из них 9 мальчиков и 11 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует достижению цели и задач; состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Взаимоотношения с окружающими формируются у детей в процессе той или иной деятельности. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности как со взрослым, так и со сверстниками, то у него возникает чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Если же потребность в общении удовлетворяется недостаточно, у ребенка складывается чувство недоверия к взрослым и сверстникам, узость, избирательность. Трудности во взаимоотношениях складываются у детей малоактивных и тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»;
- умение организовать общение «Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю!».
Игра, являясь неотъемлемой часть детского развития, и охватывающая все сферы детской деятельности на протяжении всего дошкольного детства предполагает взаимное сотрудничество. Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, сотрудничество и взаимодействие, которые развивают общение (вербальное и невербальное) и формируют доброжелательное отношение детей. Здесь ребенок познает самого себя, через сравнение со сверстником. Учиться работать в команде, понимать чувства других, доверять окружающим.
Таким образом, игра является неотъемлемой часть детского развития, охватывающая все сферы детской деятельности на протяжении всего дошкольного детства, и в частности коммуникативное развитие.
В ходе правильно организованной педагогической технологии у детей дошкольного возраста формируются и развиваются коммуникативные умения, в частности, дети, усваивают правила этикета, осваивают средства общения и их разумное применение, учатся взаимодействию, эмпатии, партнерскому диалогу, сотрудничеству, умению договариваться и работать в парах, адекватными способами разрешать конфликтные ситуации и эмоционально воспринимать партнера по общению.
В ходе проведенного анализа психолого - педагогической литературы и опытно-поисковой работы по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности были решены поставленные задачи, и достигнута цель исследования.
1. Авдулова, Т.П. Психологические особенности нравственного развития ребенка [Текст]: Психология обучения / Т.П. Авдулова. 2007. - № 5.- С. 41-47.
2. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5 - 7 лет [Текст]: Методическое пособие / Е.А. Алябьева. - М.: ПЦ Сфера, 2011. - 128с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебное пособие для вузов [Текст] - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]. Учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003.- 364с.
5. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения [Текст]. - М.,
«Просвещение», 1965. - 345с.
6. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) [Текс] / Н.Е. Богуславская. - Екатеринбург: Агро, 2012. - 192с.
7. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика [Текст]. - М.,
Ростов-на-Дону, «Учитель», 1999. - 87с.
8. Бурменская, Г.В., Карабанова, О.А., Лидере, А.Г. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы психического развития детей)
- М.: Изд-во МГУ, 1980.
9. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология [Текст] - М.: Просвещение, 1988, - 203с.
10. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах [Текст]: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128с.
11. Волчкова, Н.И., Федяева, М.В. Особенности взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у дошкольников // Гуманитарные
научные исследования. - 2012 - № 6 [Электронный ресурс]. URL:
http://human.snauka.ru/2012/06/1436(дата обращения: 15.05.2016).
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под. ред. В.В. Давыдова. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 420с.
13. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. - 2003 - № 2. с. 3 - 5
14. Горшкова, В.Е. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5 - 7 лет. [Текст]. Пос. для музыкальных руководителей ДОУ. - М., 2004. - 144с.
15. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. [Текст] - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 128с.
16. Деркач, А.А., Щербак, С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения языком общения. [Текст] - М., «Педагогика», 1991. - 224с.
17. Долгова, В. И. Понятие коммуникативной компетентности в
психолого-педагогических исследованиях. Научно-методический
электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] / В.И. Долгова. - 2015. - Т. 31. С. 81-85. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95523.htm(дата
обращения: 01.07.2015)
18. Елухина, Л.В. Обучение слушанию речи. [Текст] // Воспитание в детском саду. - 1996. - № 5.С. 5-7.
19. Жуков, В.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. [Текст] - Киров, 1991. - 156с.
20. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: - Т.1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 456с.
21. Зазульская, О.В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками [Текст] / О.В. Зазульская // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. С. 9-11.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: Учебник для вузов. Изд. 2, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2005. - 384с.
23. Зимняя, И.А. Психология воспитания [Текст] - М., «Просвещение», 1991. - 222с.
24. Зинченко, Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах / Л. Зинченко // Дошкольное образование. - 2001. - № 22. С. 15.
25. Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно - ролевыми играми дошкольников. [Текст]. Учебно - методическое пособие / И.В. Ивакина - Пенза, 2012. - 185с.
26. Изучение языка общения: новые перспективы. // Педагогика, 1998. - № 1.
27. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2003. - 198с.
29. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. [Текст] //Управление ДОУ. - 2012. - №5. С. 22-23.
30. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2012. - 416с.
31. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. [Текст] - М.: Просвещение, 2010. - 96с.
32. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. [Текст] М.: - «Просвещение», 1988. - 190с.
33. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации. [Текст] - Н.Новгород, 1992. - 26с.
34. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
35. Коротаева, Е. В. Развитие когнитивной активности у старших
дошкольников. [Электронный ресурс] / Педагогическое образование в России. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitivnoy-
aktivnosti-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 29.10.2015).
36. Коротаева Е.В. Основы педагогических взаимодействий: Учебное пособие / Коротаева Е.В. Екатеринбург, ООО «СВ - 96», 2011. - 160с.
37. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997, - 240с.
38. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко: под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985. - 142с.
39. Кряжева, Н.Л Развитие эмоционального мира детей [Текст]. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208с.
40. Кузовкова, В.С. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста. [Текст] // Казанский педагогический журнал. № 3 (98) 2013. С. 145-152.
41. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Вопросы-ответы:
Структурные схемы [Текст]: Уч. пос. / В.Г. Крысько. - М.: Юнита - Дана, 2004. - 366с.
42. Лашкова, Л.И. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание / Л.И. Лашкова. -
2013. № 3. С. 8 - 12.
43. Лисина, М.И., Галигузова, Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками [Текст] // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М.: 1990. - 254с.
44. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]. СПб.: - Питер, 2009. - 320с.
45. Лисина, М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Лисина М.И. - М.: Педагогика, 2013. - 215с.
46. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: учебное пособие. / А.А. Леонтьев. - М.: «Смысл», 2008. - 365с.
47. Леонтьев, А.А. Избранные сочинения в двух томах [Текст] - Т.-1. - М.: 1982. - 475с.
48. Леонтьев, А.А. / Деятельность и общение // Вопросы философии, 1999, - № 1. С. 13-15.
49. Леонтьев, А.А. Теория речевой деятельности. [Текст] - М., «Высшая школа», 1971. - 385с.
50. Майер, А.А., Файзуллаева, Е.Д. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей. [Текст]: (Управление детским садом). - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128с.
51. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей [Текст]. - Минск, 1978. С - 295.
52. Максаков, А.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. [Текст] - М.: Знание, 2012. - 199с.
53. V Международная студенческая электронная научная конференция [Текст]: «Студенческий научный форум» 15 февраля-31 марта 2013 г. Чередниченко М.С., Красюкова Н.В.
54. Мещеряков, Б., Зинченко, В. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2004. - 672с.
55. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников. [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1984. - 112с.
56. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456с.
57. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник в 3-х книгах. - Кн.1: Общие основы психологии: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Владос, 2013. - 687с.
58. Немов, Р.С. Психология образования [Текст]. В 3х книгах. - Кн.2. - 4-е изд. - М.: Гуманит, 2002. - 496с.
59. Новосёлова,С.Л.Игрыиихклассификация. [Текст] // «Источник». Информационно-методическийинаучно-педагогическийжурнал департаментаобразованияадминистрацииВологодскойобластии
Вологодского института развития образования.)- |2001. Приложение № 4.
С. 12-16.
60. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Текст] - М., 2010. - 535с.
61. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный проект) / Под. ред. Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2014. - 368с.
62. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. [Текст]: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: - Изд-во «Гном», 2011. - 165с.
63. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания [Текст] / В.Ф. Петренко. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1988. - 226 с.
64. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
65. Репина, Т.А. Социально-педагогическая характеристика группы детского сада. [Текст] - М.: Педагогика. 1988. - 167с.
66. Речитская, Е.Г. Некоторые аспекты развития вербальной коммуникации слабослышащих детей в процессе сюжетно-ролевой игры. [Текст] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 10 (85) - 2013. - с.2
67. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика
воспитания. [Текст] / Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. Центр
«Академия», 2000. - 336с.
68. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 158с.
69. Словарь синонимов русского языка. Александрова, З.Е. 11е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 2001. - 568с.
70. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. [Текст] - Киев, 1974. - 288с.
71. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. [Текст] / Под. ред. А.В. Запорожца. - М., «Просвещение», 1976. - 96с.
72. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов / Березина, Н.О., Веннецкая, О.Е., Герасимова, Е.М. и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук.авт. коллектива Н.В. Федина. - М.: Просвещение, 2011. - 240с.
73. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. [Текст]: - Т. 8. - М., 1950. - 438с.
74. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психология игры и управления. [Текст]: Практическое пособие: перевод с нем. В 4х томах. - Т 1. - М.: Генезис, 1998. - 160с.
75. Человек и образование. Научно-педагогический журнал. №4 (33) 2012. С.16-18.
76. Шарохина, Е.В., Петрова, О.О., Долганова, О.В. Педагогика: конспект лекций. [Текст] - М.: Эксмо, 2008. - 279с.
77. Шипицина, Л.М., Защиринская, О.В., Воронова, А.П., Нилова, Т.А. Азбука общения: Развитие лтчности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). [Текст] - М.: «Детство-пресс», 2010. - 384с.
78. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. [Текст] - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 304с.
79. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000, - 88с.
80. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]. - Издание второе. /
Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999, - 360с. - ISBN5-
691-00256-2. [Электронный ресурс]. Доступно:
http://www.psyinst.ru/library.php.-3HeKTpoHHaM библиотека ИПиКП (дата
обращения 27.10. 2016).
81.Эрик Берн / Игры, в которые играют люди. [Текст]: Психология человеческих взаимоотношений. 1999, - 127с.