ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕРТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА 6
1.1. Гендерный подход в образовании 6
1.2. Характеристика развития детей дошкольного возраста
с позиций гендерного подхода 11
1.3. Специфика детской игры и ее значение в развитии
детей дошкольного возраста 16
1.4. Педагогическое руководство игрой дошкольников
в контексте гендерного подхода 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА 31
2.1. Изучение детской игры и специфики ее развития у мальчиков и
девочек среднего дошкольного возраста 31
2.2. Практика организации деткой игры в средней группе дошкольной образовательной организации на основе гендерного подхода .. 38
2.3 Подведение итогов опытно-поисковой работы по теме исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Педагогический процесс в современной дошкольной организации должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Основным документом, регламентирующим педагогический процесс в детском саду в настоящее время является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, ориентирующий нас, педагогов дошкольных учреждений, на применение гендерного подхода в воспитании и развитии детей.
Несмотря на это, достаточно долгое время изучение гендерного подхода в педагогике и психологии оставалось без внимания. Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации в последние годы. Так, например, с точки зрения А.В. Мудрика гендерный подход - это совокупность биологических, психологических и социальных характеристик, определяющих существующие различия между мужчинами и женщинами [26, с. 56].
Что касается применения гендерного подхода в образовании, то ряд ученых (И.С. Клёцина, И.С. Кон, Л.В. Градусова) указывают на то, что это, прежде всего, индивидуальный подход к каждому ребёнку, к проявлению его идентичности, что в дальнейшем даёт человеку свободу выбора, помогает быть гибким и предприимчивым в различных жизненных ситуациях. Гендерный подход в образовании - это изучение пола как социальной характеристики и учёт особенностей воздействия на воспитание и развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса [14].
С точки зрения социализации и индивидуально-личностного развития ребенка в дошкольном возрасте велик потенциал игровой деятельности. Игра как ведущий вид деятельности, обеспечивает формирование основ общей культуры, развитие интеллектуальных, личностных способностей. Согласно работам многих отечественных ученых (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.А. Усова и др.), игра - путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры - важное средство самовоспитания. Именно через игру ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми, формируется познавательный интерес, любознательность, познавательная активность [36, с. 23].
Вместе с тем, с учётом современных тенденций, вопросы применения гендерного подхода в процессе игровой деятельности дошкольников в детском саду требуют детальной проработки, поскольку на данный момент отсутствует достаточное количество методических рекомендаций и разработок по этому вопросу.
Все выше изложенное позволяет сформулировать проблему исследования как определение научно-обоснованных педагогических условий организации детской игры для формирования гендерной идентичности в дошкольном возрасте. Проблема исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной, поскольку путем реализации гендерного подхода в организации детской игры можно оптимизировать и сделать более целесообразным образовательный процесс для достижения задач позитивной и успешной социализации дошкольников.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Гендерный подход в организации детской игры в дошкольном возрасте».
Объект исследования: игра детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации игры дошкольников с учетом гендерного подхода.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике педагогические условия для организации игры детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогические исследования гендерного подхода в образовании.
- раскрыть специфику детской игры, ее значение в развитии детей дошкольного возраста.
- проанализировать особенности организации детской игры с учетом гендерного подхода и отобрать педагогические приемы организации игры с дошкольниками на основе гендерного подхода.
- разработать и апробировать на практике педагогические условия для организации игры детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
Теоретическую базу исследования данной работы составляют исследования и педагогические разработки Т.И. Бабаевой, Л.С. Выготского, В.А. Геодакян, Л.В. Градусовой, И.С. Клёциной и др., в которых широко раскрывается сущность понятия «гендер» и применение гендерного подхода в образовании, а также что такое игра и какие педагогические приёмы её организации существуют.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение, тесты, беседа; математические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база: МДОУ «Детский сад № 52», г. Каменска - Уральского. В опытно-поисковой работе участвовали 15 воспитанников дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Гендерный подход в образовании - это система методов, принципов, приёмов и средств, благодаря которым воспитанники чувствуют себя в образовательном учреждении комфортно и могут справится со всеми трудностями социализации. Под гендерным подходом в обучении принимается учёт гендерно-типологических особенностей развития детей в процессе обучения, воспитания и создание условий, направленных на максимальную реализацию личностного потенциала представителей разных групп.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Главной особенностью игровой деятельности дошкольников является то, что игра приобретает сюжетно - ролевую форму, которая наиболее интенсивно способствует формированию всех психических качеств и особенностей личности ребенка, оказывает наибольшее влияние на умственное развитие воспитанников, способствует тому, что дети переходят к мышлению в образах и представлениях. Игра имеет решающее значение для развития воображения.
Таким образом Руководя игрой дошкольников важно помнить о том, что проявление гендерных особенностей в игровой деятельности заключается в следующем:
- игра детей содержательно отражает результаты взаимодействия с родителями и другими взрослыми, которые становятся почвой для присвоения социальных ролей;
- в игре проявляются половые предпочтения не только в сюжетах, но и в использовании атрибутов, символов, игрушек;
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В средней группе детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В рамках непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности [9, с.127].
Не стоит забывать и о применении гендерного подхода в организации детской игры, поскольку он качественно влияет на усвоение гендерного поведения детьми, что не так мало важно в нашем современном обществе. Кроме всего использование гендерных приёмов благотворно влияет на эмоциональную сферу, умственные и творческие способности, самостоятельность и успешную социализацию в будущем.
Организуя игру с применением гендерного подхода воспитателю важно помнить следующее:
- Игровой материал должен быть привлекательным для детского взгляда. Игровой материал и ролевая атрибутика должны направлять детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- Материал для сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек должен быть доступным, понятным, полным и уместным в тех или иных сюжетных линиях игры;
- И самое главное то, что игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А. Абрамян,
Т.В.Антонова, Л.В. Артемова; под ред. С.Л. Новоселовой. - М.:
Просвещение, 1989. - 78-104 с.
2. Асмолова, А.Т. Психология личности [Текст] / А.Т. Асмолова. - М.: Просвещение, 1983.- 53-55 с.
3. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т.И. Бабаева. -М.: «Детство-пресс», 2007. - 192-195 с.
4. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. - 320 с.
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 2000.- 83- 100 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1999.- 45-57 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко.-М.:Просвещение, 1991.-160с.
8. Борытко, Н.М. Гуманитарная парадигма образования в контексте гендерных исследований [Текст] / Н.М. Борытко. - Волгоград.: Перемена, 2009.- 27 с.
9. Бреслов, Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование [Текст] / Г.М. Бреслов.- Красноярск, 1995.- 137 с.
10. Венгер, А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры иупражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] / А.А. Венгер.- М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.-49с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 1999. - 250 с.
12. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский.- М.: Академия, 1996. - 127 с.
13. Геодакян, В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации [Текст] / В.А. Геодакян.- М.: Наука, 1965.¬105—112 с.
14. Градусова, Л.В. Вопросы гендерной педагогики [Текст] /Л.В. Градусова.- М.: Флинта, 2011.- 34-35 с.
15. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман.- СПб, 2000. -156 с.
16. Захаров, А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей [Текст] / А.И. Захаров.-М.: КАРО, 2006.- 201 с.
17. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет [Текст] / В.Е. Каган // Журнал «Вопросы психологии».- 2000.- №2. - 65-69 с.
18. Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико¬
психологические аспекты [Текст] / В.Е. Каган // Журнал «Вопросы психологии».- 1988.- №6.- 38-41 с.
19. Клецина, И.С. Гендерная психология [Текст] /
И.С.Клёцина.- СПб.:Алетейя, 2004.-79- 87 с.
20. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка [Текст] Я.И. Ковальчук.-М.:Академия, 1981.-56-69 с.
21. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива.
Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский.—
Минск.: «Народная асвета», 1984.- 73 с.
22. Кон, И.С. Ребёнок и общество [Текст] / И.С. Кон.-М.: Академия, 2003. - 336 с.
23. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. Соотношение биологического и социального в человеке [Текст] /И.С.Кон.-М.: Просвещение, 1975.- 37-41 с.
24. Крупская, Н.К. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта [Текст] / Н.К. Крупская.-М.: АПН, 1959.¬113 с.
25. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко. - М.: «Линка- Пресс», 2009. -96 с.
26. Мудрик, А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании [Текст] / А. В. Мудрик. - М.: Просвещение, 2005.- 56 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология[Текст] / М.: Академия, 1997.- 84-92 с.
28. Одарённые мальчики и девочки [Текст] // Журнал «Начальная школа».- 2000.- №3. - 58-65 с.
29. Попова, Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности [Текст] / Л.В. Попова. - М.:Просвещение, 1996.- 73-77 с.
30. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т.А. Репина. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 152 с.
31. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду [Текст] / Т.А. Репина. - М.: Издательство Московского психолого-социального института,2007.-251-266 с.
32. Рябкова, И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников [Текст] / И.А. Рябкова.- М.: ACADEMY, 2013. - 14 с.
33. Смирнова, Е.О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова. - Культурно- историческая психология, 2011. - 38-44 с.
34. Соколова, М.В. Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста [Текст] / М.В. Соколова // Журнал современного дошкольного образования.- 2012. -№ 6. - 29-30 с.
35. Столярчук, Л.И. Гендерное образование [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л.И. Столярчук. - Краснодар.: Просвещение, 2011.¬73 с.
36. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М.: «Просвещение», 1981.- 23с.
37. Федеральный образовательный стандарт Дошкольного
образования [Электронный ресурс]. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013, URL:https://mdou5oz.jimdo.com(дата
обращения: 29.05.2017)
38. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности [Текст] /З.Фрейд.- Алма-Ата, 1990.- 241с.
39. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: ACADEMY, 2007. - 36 с.
40. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин.- М.:Педагогика, 1978.- 300 с.