ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1. Духовно-нравственное развитие личности как явление и система .... 5
1.2. Пространство библиотеки и его возможности в духовно-нравственном развитии личности 15
1.3. Виртуальное пространство библиотеки и его возможности в
духовно-нравственном развитии личности 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ БИБЛИОТЕКИ 34
2.1. Изучение уровня духовно-нравственного развития личности 34
2.2. Изучение возможностей библиотеки в духовно-нравственном
развитии личности 45
2.3. Разработка проекта духовно-нравственного развития личности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
В содержании и условиях деятельности российских библиотек происходят глубокие изменения. Библиотекам необходимо не только адаптироваться к новым экономическим, политическим и социокультурным условиям, но выработать инновационные стратегии своего поведения в информационном и социокультурном пространствах в соответствии со своим статусом и особенностями жизнедеятельности населения на территории обслуживания. В сети публичных библиотек особым разнообразием условий отличается деятельность региональных и муниципальных публичных библиотек.
Проблемы духовно-нравственного развития освещаются как в литературе педагогического, так и библиотековедческого профиля.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно нравственной личности не совершается автоматически. Она требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.
Значительный вклад в теорию духовного становления и нравственного развития человека, его высших психических функций внесли психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. Идея развития личности в духовно-нравственном плане рассматривалась в классических трудах теоретиков и практиков отечественной педагогики А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, а также в исследованиях зарубежных ученых (В. Франк, Э. Фромм) и других.
Объектом исследования является процесс духовно-нравственного развития личности.
Предметом исследования является духовно-нравственное развитие личности в реальном и виртуальном пространстве библиотеки.
Цель исследования: разработать проект духовно-нравственного развития личности в реальном и виртуальном пространстве библиотеки.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу и нормативные документы;
2. раскрыть сущность понятия духовно-нравственное развитие личности;
3. изучить уровень духовно-нравственного развития личности;
4. рассмотреть пространство библиотеки и его возможности в духовно-нравственном развитии личности.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-педагогических и психологических исследований; наблюдение, анкетирование, статистические методы обработки данных.
База исследования - Центральная библиотека г. Реж Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать проект духовно-нравственного развития личности в реальном и виртуальном пространстве библиотеки.
Были решены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и нормативные документы.
2. Раскрыть сущность понятия духовно-нравственное развитие личности.
3. Изучить уровень духовно-нравственного развития личности;
4. Рассмотреть пространство библиотеки и его возможности в духовно - нравственном развитии личности.
Духовно-нравственное развитие личности является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
В процессе духовно-нравственного становления личности немаловажная роль принадлежит книге. Общество не придумало инструмента более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир ребенка.
Перед библиотекарем, выбравшим в качестве ведущего направления деятельности содействие духовно-нравственному развитию своих читателей, стоит проблема выбора «своих» тем, форм, методов работы.
Библиотека является одной из базовых (исходных) структур каждого социума, поэтому изменения в нем отражаются на библиотеке непосредственно, а ее общественная миссия определяется характером развития цивилизации. Через миссию библиотека связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества.
Происходящие в современном обществе изменения приводят к трансформации социальных функций библиотеки. Ее традиционные функции (мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная и культурная) функции обогатились новым содержанием, расширились возможности их реализации. Особую актуальность и развитие получили такие функции библиотеки, как коммуникативная и когнитивная, обеспечивающие возможность познавательного процесса, преемственность культурного развития и использование общественного культурного достояния человечества.
1. Алексеева Т. В. Роль литературы в духовном оздоровлении личности [Текст] / Т. В. Алексеева // Школьная библиотека. - 2004. - № 4. - С. 66-69
2. Барма О. Формирование поликультурной личности пользователя [Текст] / О. Барма // Библиотека. - 2009. - №12. - С. 21-22
3. Берестова Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве [Текст] / Т. Ф Берестова / научно-методическое пособие. - М.: Либерея-Бибинформ, 2005. - 288 с.
4. Большая психологическая энциклопедия: энциклопедия [Текст] / сост. А. Б. Альмуханова. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Академия, 2000. - 1008 с.
6. Гатилова А. Ю. Роль библиотеки Центра детского творчества г. Курска в духовно-нравственном и патриотическом воспитании [Текст] / А. Ю. Гатипова // Внешкольник. - 2015. - № 6. - С. 61- 63.
7. Гендина Н. И. Алгоритм адаптации курса «Основы информационной культуры личности» к условиям библиотеки: проблемы теории и методики [Текст] / Н.И. Гендина, Л.Н. Рябцева// Школьная библиотека. - 2011. - № 6/7. - С. 88-96
8. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международные тенденции и российский опыт [Текст] / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. - 2007. - №8. - С. 71-79
9. Голубева Н. Л. Пространство сближения: библиотека как институт инкультурации нового поколения [Текст] / Н. Л. Голубева // Библиотечное дело. - 2010. - № 12. - С. 8-11.
10. Гусева Г. Мода на образованность [Текст] / Г. Гусева // Библиотека. - 2015. - № 2. - С. 54-57
11. Губанова А. Как библиотеки попали в сети. О механизме обратной связи [Текст] / А. Губанова // Библиотечное дело. - 2012. - № 6. - С. 36 - 38.
12. Даль В. И., Толковый словарь русского языка: современное написание [Текст] /В.И. Даль. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 983, [1] с.
13. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: стандарты второго поколения / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009. - 29 с.
14. Дегтева, Л. Пусть всегда будет книга! [Текст] / Л. Дягтева // Библио-поле. - 2012. - №10. - С. 18-22
15. Добрынина Н. Е. Изучение читателей - детей и подростков в России XIX - XX вв. [Текст] / Н. Е. Добрынина // Школьная библиотека, 2006. - С. 144
16. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2-х частях [Текст] / под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. - 124 с.
17. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде [Текст] / автор-сост. Е. М. Зуева. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 336 с
18. Жуковская Л. Н. Региональная библиотека в системе поликультурного образования: проектная деятельность [Текст] // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии. - 2015. - № 4. - С. 49-52.
19. Журко Э. «Третье место» - культовое пространство для самореализации: палитра инициатив [Текст] / Э. Журко // Библиотека. - 2015. - № 10. - С. 54-56.
20. Зарайская В. П. Роль библиотек в обеспечении населения информацией по проблемам экологии и устойчивого развития общества [Текст] /В. П. Зарайская // Библиотековедение. - 2006. - № 5. - С. 44-47.
21. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
22. Ильин Е. П. Психология для педагогов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е. П. Ильин и др.: Санкт- Питербург: 2012. - 638 с.
23. Камакин, О. Святая София Великого Новгорода [Текст] / О. Камакин // Библио-поле. - 2011. - № 2. - С. 53-55
24. Кечик, Н. Дорога к святыням [Текст] / Н. Кечик // Библиотека. - 2015. - № 11. - С. 56-59
25. Книга. Чтение. Культура: материалы межрегиональной научно-практической конференции 26 - 27 октября 2007 г. [Текст] / сост. М. Н. Ефименко - Оренбург: Издательский центр ОГПУ, 2008. - 168 с.
26. Коджаспирова Г. М., Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - Москва: Академия, 2000. - 175 с
27. Кудакова, Г. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, что нас ждет [Текст] / Г. Кудакова // Библиотека. - 2010. - № 12. - С. 17-20
28. Кудрявцева, Г. Путь к прозрению [Текст] / Г. Кудрявцева // Библиотека. - 2010. - № 12. - С. 40-42
29. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 583 с.
30. Мелентьева Ю. П. Библиотека и юношество: поиски
взаимопонимания: Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности [Текст] / Ю.П. Мелентьева. - М: Институт психологии РАН, 1999. - 160 с.
31. Мерзлая В. «Зажги звезду человечности» детская [Текст] / В. Мерзлая // Библиотека. - 2013. - № 7. - С. 33 -35.
32. Михалева Т. И. Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960 - 2000-х голов. [Текст] / Т. И. Михалева. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 224 с.
33. Морковина А. Ю. Гражданско-патриотическое направление как составляющая часть духовно-нравственной воспитательной работы в детско- юношеской библиотеке [Текст] / А. Ю. Морковина // Изв. Саратов. ун-та. Новая сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Выпуск 3. - С. 105 - 110
34. Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов. - Москва: Оникс: Мир и образование, 2010. - 735, [1] с
35. Основы педагогики: учебное пособие [Текст] / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; под общей редакцией А. И. Жука. - Минск: Аверсэв, 2003. - 349 с.
36. Первый толковый большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. С. Снарской. - Санкт-Петербург: Норинт, 2006. - 2144 с.
37. Петрова Е. Навигаторы для поиска изданий и собеседников / Елена Петрова // Библиотека. - 2014. - № 7. - С. 26-30.
38. Полищук М. А. Библиотека - интеллектуальное пространство развития личности [Текст] / М. А. Полищук // Библиотечное дело. - 2015. - № 21. - С. 19-22.
39. Полозова Т. Д. О власти искусства слова и ценности чтения [Текст] / Т.Д. Полозова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. - 320 с.
40. Проблемы духовно-нравственного образования: материалы
краевой научно-практической конференции - Выпуск 2. [Текст] / под ред. Н. М. Байкова. - Хабаровск: 2003. - 108 с.
41. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Том 1 (А - О) [Текст] / А. Ребер. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 592 с.
42. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах [Текст] / гл. ред. В. В. Давыдов. - М: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 670 с.
43. Рылова, Е. Школа доброты [Текст] / Е. Рылова // Библио-поле. - 2012. - №10. - С.53-56.
44. Рябова Л. А. Возрождая семейные традиции [Текст] / Л. А. Рябова // Современная библиотека. - 2015. - № 1. - С. 90-92.
45. Савинков В. И. Формирование единого культурно-
образовательного и информационно-коммуникативного пространства России: потенциал библиотек [Текст] / В. И. Савинков // Социология образования. - 2010. - № 5. - С. 51-57.
46. Синенко В.Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы [Текст] / В. Я. Синенко // Семья, школа, церковь. - № 13. - 2013. - 236 с.
47. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва: Канон, 1996. - 384 с.
48. Словарь практического психолога [Текст] / составитель С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997, 2001. - 799 с.
49. Собчик Л.М. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л. М. Собчик. - Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2005. - 624 с.
50. Современная философия: Словари и хрестоматия [Текст] / по общ. Ред. В. П. Кохановский. - Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 511 с.
51. Степашин С. В. Национальная программа чтения: цели реализации [Текст] /С. В. Степашин // Библиотековедение. - 2006. - №6. - С.1.
52. Столяренеко Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2008. - 541 с.
53. Тамаева, Л. Все мы жители одной планеты [Текст] / Л. Тамаева // Библиотека. - 2010. - № 12. - С. 28-31
54. Федеральный закон «О библиотечном деле» [Текст] / М.:
Проспект, 2017, 160 с.
55. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / М.: Проспект, 2017, 160 с.
56. Фонотов, Г. П. Библиотеки - общество - Россия. Исследования социологической среды [Текст] - М.: Либерия, 2002. - 212 с.
57. Шипилова И. З. Библиотеки семейного чтения в социокультурном пространстве: перспективы развития или медленное угасание // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 5. - С. 228- 232.
58. Шишкова, Н. Дорога к Храму [Текст] / Н. Шишкова // Библиотечное дело. - 2010. - № 12. - С. 18-20
59. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор; под ред. Г.А. Стародубовой. - М.: Школьная библиотека, 2003. - 287 с.
60. Чтение - только начало. Творчество жизни - вот цель: инновационные формы работы современной школьной библиотеки [Текст] / О. Н. Колесникова // Школьная библиотека. - 2008. - № 6/7. - С. 60-95.
61. Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Текст] / И. Т. Касавин. - М.: Канон+: Реабилитация, 2009. - 1247 с.