Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей 8
1.1. Характеристика основных понятий: физические качества,
двигательная активность, ловкость, координационные способности 8
1.2. Возрастные особенности детей 11-12 лет 15
1.3. Методика развития координационных способностей юных
футболистов 28
Глава 2. Организация и методы исследования 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Методы исследования 42
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 48
Заключение 53
Список литературы 55
Актуальность исследования. Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения [49].
Развитие специфической футболисту ловкости, игрокам команды следует уделять больше внимания в учебно-тренировочном процессе. Футбол - один из тех видов спорта, который требует координированного проявления всех двигательных способностей в постоянно меняющихся ситуациях. Известно, что число двигательных локомоций у футболистов велико. Речь идет о сложных структурах и их творческих комбинациях с исключительно большой вариативностью. Этим объясняется необходимость развития координационных способностей, в более юном возрасте, как одному из важнейших аспектов физической подготовки [41].
Поэтому у юных футболистов 11-12 лет происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон.
Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения.
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее) и конечно же в игровых видах спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий [41].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у футболистов 11-12 лет.
Цель исследования: повышение уровня развития координационных способностей у юных футболистов 11-12 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить и апробировать наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей у футболистов 11-12 лет.
3. Обосновать эффективность применения специально-подготовительных упражнений, направленных на развитие координационных способностей у юных футболистов 11-12 лет.
Структура выпускной квалификационный работы.
ВКР изложена на 60 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 53 источника и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во- вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
Анализ научно-методической литературы и результаты педагогического эксперимента позволяют сделать следующие выводы.
1. Возраст 11 - 12 лет является благоприятным для развития координационных способностей юных футболистов.
2. Составленный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей юных футболистов, оказал положительное влияние:
- в тесте «бег с мячом по прямой» прирост результата в экспериментальной группе составил - 3,1% в контрольной результат остался стабильным.
- в тесте «ведение мяча с хода» прирост результата в экспериментальной группе составил - 9,6% в контрольной группе показатели не изменились.
- в тесте «обводка 10 стоек» прирост результата в экспериментальной группе составил - 3,3% в контрольной группе результат не изменился.
- в тесте «удары по воротам» прирост результата в экспериментальной группе составил - 13,1%, в контрольной - 12,1%.
3. Применение дополнительных средств развития координационных способностей на занятиях с юными футболистами 11-12 лет оказалось эффективным, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.
Разработанная методика может быть использована в учебно-тренировочном процессе подготовки футболистов 11-12 лет.
1. Аладашвили, Г. А. Прыжковая подготовленность футболистов и методика ее оценки [Текст] / Г. А. Аладашвили. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 22 с.
2. Андреев, С. Н. Играй в футбол [Текст] / С. Н. Андреев. - М.: ПОМАТУР, 1999. - 135 с.
3. Антипов, А. В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14 летних футболистов в период полового созревания [Текст] / А. В. Антипов. - М.: Физическая культура и спорт, 2002. - 145 с.
4. Антипов, А. В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе [Текст] / А. В. Антипов,
B. П. Губа, С. Ю. Тюленьков. - М., 2008. - 150 с.
5. Арестов, Ю. М. Подготовка футболистов высших разрядов [Текст] / Ю. М. Арестов, М. А. Годик. - М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 127 с.
6. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б. А. Ашмарин. - М.: Наука, 1978. - 187 с.
7. Бабуждян, С. Г. Исследование путей совершенствования точности ударных действий футболистов в специальных заданиях [Текст] /
C. Г. Бабуждян. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 27 с.
8. Базилевич, О. П. Моделирование тренировочных занятий футболистов [Текст] / О. П. Базилевич, А. М. Зеленцов. - М., 1973. - 108 с.
9. Бен Лакреш Жамиль Эддин. Техника ведения мяча футболиста разного возраста и методические приемы ее совершенствования [Текст] / Бен Лакреш Жамиль Эддин. - М., 1998. - 20 с.
10. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М. М. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 193 с.
11. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст] / В. В. Бойко. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
12. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной подготовки в спорте [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
13. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст] / Л. В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
14. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
15. Г одик, М. А. Командные, групповые и индивидуальные упражнения футболистов [Текст] / М. А. Годик. - М.: ГЦОЛИФК, 1995. - 250 с.
...