Введение 3
Глава I Костюм как вид декоративно-прикладного искусства Бурятии
1.1 Стили и направления бурятского декоративно-прикладного
искусства 8
1.2 Особенности кроя женского костюма Бурятии 13
1.3 Декоративные элементы и их роль в женском бурятском костюме.. ..18
Глава II Формообразование и декоративное решение коллекции современной одежды «Нара оролгон» в стиле традиционного бурятского костюма
2.1 Художественно-эстетические особенности коллекции моделей «Нара
оролгон» в стиле бурятского костюма 28
2.2 Практическое решение коллекции 34
2.3 Конструктивные особенности коллекции 38
Заключение 43
Список источников и литературы 44
Список иллюстраций 49
Иллюстрации 50
Приложения 58
Актуальность темы обусловлена проблемой интерпретации традиционного костюма в современной моде. Традиционный бурятский костюм - это многогранный источник создания модельных коллекций для современного подиума. Его дизайн, конструктивное решение и декор являются частью богатого культурного и исторического наследия бурятского этноса. Он содержит собранные знания об окружающем мире, представления о красоте, о значениях бытия. Принципы кроя, пропорции и стиль ношения одежды, тип отделки, выбор материалов, цвет, и головной убор придали каждой этнической и даже клановой группе индивидуальность и оригинальность, которые отличают их от других. Важную роль сыграли материалы и технологии производства, которые менялись в зависимости от уровня развития производства и типа общества.
В последнее время возрос интерес к изучению костюмов и их декоративных элементов в исследованиях одежды. Культурной формой выражения является костюм, который сохранился в современном виде. Новые различные преобразования в традиционные костюмы сближают молодёжь, что вызывает интерес к бурятским традициям и укрепляет культуру.
Современные модельеры создают модели на основе наследия прошлого бурятского этноса. Даже в инверсиях формы и стилизации декора они пытаются отразить глубокую семантику, социокультурный и исторический опыт данного народа.
Внедрение элементов бурятского костюма в повседневную одежду является важной задачей, основанной на необходимости сохранения духовного и материального благосостояния бурятского народа. Элементы бурятского национального костюма, которые выполняют декоративные и церемониальные функции, могут стать яркой составляющей общепризнанного этно-стиля. Сочетание бурятских этнических мотивов с различными другими стилями позволяет создавать уникальные, яркие, индивидуальные модели одежды, украшений и обуви.
Обзор литературы
Поскольку костюм является частью культуры, был привлечён широкий спектр литературы, посвященный данной проблематике. Работа Вяткиной К. В. «Очерки бурятской культуры и быта», показывает характеристику народных костюмов, особенностей одежды отдельных бурятских групп и их связь с этноисторией. Манжигеев И. М. в работе «Янгутский бурятский род» - описывает этнографию якутского клана бурят Иркутской области, описывает одежду и отмечает социальные различия населения. Окладников А. П. рассматривает общеисторические проблемы бурятского народа в своём эссе «Очерки истории западных бурятских монголов». Цыендамбаева Ц. Б. затронула вопросы этногенеза в работе «Бурятские хроники и фамильные древа» и представила в развитии культуру бурятского народа. П. Богатырев указал на особую функциональную значимость одежды в книге «Особенности традиционного костюма в Моравской Словакии». В данном труде предпринята попытка подчеркнуть достоинства бурятской одежды, расцветки и отделки. Была определена роль одежды в повседневной жизни и выделены типологии костюмных комплексов. В книге представлен подробный анализ материалов для изготовления одежды. В работах Ядринцева Н. М. подробно описана традиционная одежда бурят. Его работа представляет историю формирования и развития бурятского мужского и женского костюмов. Изучению традиционного бурятского костюма посвящена работа А. В. Потанина. Особую роль в этой теме играет труд «Бурятский язык: Путешествия по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю». В книге отмечены изменения в костюмах бурят, приведены примеры женских костюмов. Автор Д. Банзаров посвятил свою работу терминологии, связанной с бурятским костюмом. Рассмотрена научная статья Андрейко Ю. С. о модификации бурятского костюма в соответствии с изменениями во времени и о сохранении традиций.
Для исследования костюма был изучен «Историко-этнографический атлас Сибири», в котором описаны все виды и материалы бурятской одежды. В этом труде рассматривается типология верхней одежды и головных уборов.
Также бурятский традиционный костюм рассмотрен автором Бадмаевой Р. Д. в работе «Бурятский костюм». Эта книга описывает особенности кроя бурятской одежды, технологии изготовления костюмных комплектов, особенности женских украшений, социальные знаки и символы. Также рассматривается эволюция бурятского народного костюма с древности и до ХХ века. Особое внимание уделяется современному костюму. В книге В. Бабуевой «Материальная и духовная культура бурятов» представлена информация о символике орнамента и знаковой сущности костюма.
В работе был привлечен широкий круг источников
Основной источник изучения традиционного бурятского костюма это экспонаты из музейных коллекций.
1. Экспозиция краеведческого музея Бурятской АССР (Улан-Удэ), в которой особое место уделяется костюму.
2. Ещё одну небольшую коллекцию бурятской одежды можно найти в краеведческом музее Кяхты.
3. Произведения из фондов музея Агина представляют повседневную бурятскую одежду разных этнических групп.
4. В иркутском музее хранится традиционная бурятская обувь, что является огромным преимуществом этого музея перед другими фондами.
Косвенные источники:
Орнамент в бурятском костюме изучался по материалам этнографических экспедиций, опубликованных исследователем Балдаевым Ф. И. в альбоме «Бурятский народный орнамент». Автор рассказывает особенности традиционного орнамента в декоративно-прикладном искусстве Бурятии. Издание содержит много фотографий с источниковым материалом, орнаменты и традиционные узоры.
Этнографическая работа Басаева К. Д. «Жизнь бурят в настоящем и прошлом» является научным сборником материалов о жизни бурят в историческом контексте.
Бурятское искусство представлено в исследовании Пазникова О. И. «Бурятское изобразительное искусство: история и современность», где автор описал бурятские произведения искусства и представил их в виде качественного фотоматериала.
Труд Масловой Г. С. «Метод полевого исследования орнамента» представляет работу, где особое внимание уделяется различным видам орнамента.
Работа С. Намсараева «О срезе бурятского костюма» и труд Окладникова А. П. «История и культура Бурятии» содержат богатый иллюстративный материал по культуре и искусству Бурятии.
Исследование этнографического плана Потапова Л. П. «Очерки народной жизни тувинцев» раскрывает особенности быта и костюма данной этнической группы.
Народное искусство рассмотрено в работе Тумахани А. и Хороших П. П., где авторы рассматривают детально особенности кроя бурятской одежды, а также обуви.
Объектом исследования является традиционный бурятский костюм
Предмет исследования - стилизация традиционного бурятского костюма в коллекции «Нара оролгон».
Целью исследования является выявление особенностей дизайна и отделки бурятских женских костюмов и их интерпретация в современной коллекции стиля прет-а-порте.
Задачами являются:
- проанализировать костюм в декоративно-прикладном искусстве Бурятии;
- изучить стили и направления бурятского декоративно-прикладного искусства;
- изучить особенности кроя в женском костюме Бурятии;
- рассмотреть декоративные элементы и определить их роль в женском бурятском костюме;
- описать, как проходила работа над коллекцией "Нара оролгон".
Таким образом, в соответствии с поставленными задачами целью работы были сделаны выводы.
При анализе особенностей декоративно-прикладного искусства Бурятии выявлено, что декоративно-прикладное искусство особый вид, который имеет художественную форму и самобытное выразительное решение. Обладает своим языком и средствами выразительности. В нем отразились бурятские национальные традиции, которые нашли свой уникальный путь развития, как в прошлом, так и в настоящем. Благодаря творческим усилиям мастеров разных поколений внесен ценный вклад в общую сокровищницу национальной культуры, частью которой является костюм.
Бурятский традиционный костюм обусловлен особенностями кочевого быта народа, суровым климатом, социальными условиями, эстетическим идеалом. Именно эти факторы и определили крой и декоративное решение костюма. Декоративное решение костюма отражает всю совокупность знаний о мире, представления о красоте и эстетическом идеале. Отличается сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью.
На основе изученного материала проведена творческая работа и создана коллекция «Нара оролгон». Разработка коллекции представлена в фор-эскизах в которых представлен поиск членений внутри формы и поиск пластики нового художественного образа. В этом заключается авторская переработка творческого источника - бурятского традиционного костюма. Эскизы изображают костюм, который выражает сущность художественного образа проектируемых моделей данной коллекции. Фор-эскиз акцентирует внимание на особенностях костюма и демонстрирует современную модную линию. Структура коллекции в фор-эскизном ряде имеет блоковое построение, каждый блок может объединиться подтемой и единым колористическим решением, то есть представляет собой мини-коллекцию.
В композиции планшетов представлен лаконичный, декоративный способ подачи, в нем акцентировано внимание на обостренном образном решении и на обобщенном символе - форме коллекции "Нара Оролгон".
Выполненные в материале модели коллекции отражают глубокую семантику традиционного костюма. Сохраняют конструктивные особенности в крое и элементы декора. Стилизованный характер обусловлен современными тенденциями в моде, основанными на предпочитаемых материалах, цветовом решении, декоративными аксессуарами.
1. Бурятский бытовой орнамент. Альбом. Улан-Удэ: Бур, кн. изд-во, 1974-61 е., ил.
Литература:
2. Андрейко Ю. С. Эволюция облика бурятского костюма: от традиции к современности // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2. С. 186-191.
3. Бадмаев А. А. Одежда бурят в первой половине XIX в. // Этнография и этносоциология. 2009. № 3. С. 47-49.
4. Бадмаев А. А. Ремесла Агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997,- 160 с.
5. Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. Улан-Удэ, Бурят. 1987 -144 с.
6. Базарова Ц. Б. Лексика женской одежды у Агинских бурят. //Этнокультурная лексика монгольских языков. Улан-Удэ, 1994 - С. 133-144
7. Бурятско-русский словарь. М., 1973 - 804 с.
8. Вяткина К. В. Очерки культуры и быта бурят. Л. Наука 1969г. 218с
9. Гусейнов Г. М. Композиция костюма: учеб. Пособие для студентов высших. Учебных заведений/ Г. М. Гусейнов [и др.]. - М.: издательский центр «Академия», 2003.-432 с.
10. Демшина А. Ю. Динамика этнического направления в дизайне в ситуации глобализации культуры (на примере современной моды) Известия Уральского государственного университета. 2010. № 5(84). С. 71-78.
11. Ермилова Д. Ю. История домов моды: учеб. Пособие для студентов высших. Учебных заведений/ Д. Ю. Ермилова. -2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. -228 с.
12. Летописи хоринских бурят. Хроники Тугулдур Тобоева и Вандана Юмсунова. М.-Л., 1940- 107 с.
13. Мартынова. А И, Андреева Е. Г. Конструктивное моделирование одежды: учеб. Пособие для ВУЗов - М. МГУДТ, 2009. - 216 с.
14. Маслова Г. С. К методике полевого изучения орнамента.// Полевые исследования Института этнографии. М.: Наука, 1977. - С. 235-243
15. Намсараева С. О крое бурятского костюма. // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона: Мат-лы Междунар. Научн, - практич. конф. Улан-Удэ, 1999. - С. 193-195
16. Окладников А. П. История и культура Бурятии. Улан-Удэ, 1976-458с
17. Пазников О. И. Бурятское изобразительное искусство: история и современность. - Улан-Удэ: Бурятский гос. ун-т, 2003. - 93 с.
18. Пармон Ф. М. Композиция костюма. - М.: Легпробытиздат, 1997.-318 с.
19. Потанина А. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях. М.: Изд-во типографии Меньшова, 1912. 61 с.
20. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969
21. Прыткова Н. Ф. Программа по изучению одежды народов Сибири. // Одежда народов Сибири. Сб. МАЭ. - Л.: Наука, 1970. - С. 208 - 222
22. Рассадин В. И. Монголо-бурятские заимствования в сибирских тюркских языках.- М., 1980- 115 с.
23. Румянцев Г. Н. Происхождение хоринских бурят. Улан - Удэ, 1962¬267с.
24. Самбуева С. Б. Символика традиционного бурятского женского костюма Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2004. 92с.
25. Санжеева Л. В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: Проблемы исследования: Монография. Улан-Удэ: Издательско полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. 113 с.
26. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2 -е изд., - М.: РОССПЭН, 1993. - 736 с.
27. Соктоева И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии, - Новосибирск: Наука, 1988.- 106с., 32. с ил.
28. Стариков B. C., Сычёв B. JI. К проблеме генезиса традиционной одежды южных китайцев.// Одежда народов Зарубежной Азии. Сб. МАЭ,- Л.: Наука, 1970,- С. 198-229
29. Тумахани А. В. Бурятское народное искусство,- Улан-Удэ, 1970,-112 с.
30. Тумахани А. В. Бурятское народное искусство.// Краеведческий сборник,- Улан-Удэ, 1962,- Вып. VII С. 78-92
31. Хисматулина Н. Х. Символико-смысловое содержание орнаментального искусства как художественное выражение традиционного мировоззрения. - М., 1990,- 30 с.
32. Хлопина И. Д. Из мифологии и традиционных религиозных верований шорцев. //Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1978-1979 гг. - Уфа, 1980, с. 72-89
33. Хороших П. П. Программа для собирания сведений об одежде и обуви бурят. // Бурятиеведение. 1926, № 2,- С. 43-46
34. Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии,- Новосибирск: В «Наука», 1993 -С. 66-106
35. Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение СПб: Издание И. М. Сибирякова, 1891. 308 с.