ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОЧВЕ 7
1.1. Общая характеристика почв 7
1.2. Факторы почвообразования 8
1.3. Особенности почвообразования в городах 19
1.4. Урбаноземы и Урбатехноземы 22
Глава II . ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЧВ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ 26
2.1. Виды почвенных разрезов и методика их закладки 26
2.2. Техника описания разреза 29
2.3. Методы изучения почв 31
Глава III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЧВ Г.СЕРОВА И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ 34
3.1. Условия почвообразования на территории Серовского ГО 34
3.2. Особенности почв г.Серова и его окрестностей 39
Глава IV. ЭКСКУРСИЯ, КАК ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 41
1.1. История развития экскурсий 41
4.2. Развитие экскурсионного дела в России 42
4.3. Функции и виды экскурсий 43
4.4. Виды экскурсий 44
4.5. Организационно методические особенности изучения городских почв со
школьниками, на примере экскурсии 46
Глава V. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО
УРОКА - ЭКСКУРСИИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
В настоящее время существует глобальная проблема взаимодействия человека с природой, которая приобретает особенную остроту в последние десятилетия.
Становится ясным, что решение этой проблемы невозможно без осмысления нынешних экологических проблем: сохранение генофонда фауны и флоры, сохранение частоты и продуктивности природных сред, экологическое нормирование воздействия человека на природные экосистемы в пределах буферной емкости, сохранение озонового слоя, пищевых цепей природы, биокруговорота веществ.
Важнейший компонент биосферы - это почвенный покров Земли и именно эта оболочка определяет наиболее важные процессы, происходящие в ней.
Почвенный покров имеет важное значение и выполняет следующие функции: аккумулирует органические, химические элементы и энергию, выступает в качестве биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора разнообразных загрязнений. Если это звено разрушить, то нормальное функционирование биосферы будет необратимо нарушено. Именно поэтому необходимо подробное изучение глобального биохимического значения почвенного покрова, его состояния и изменения под влиянием деятельности человечества в школьном курсе биологии.
Проанализировав школьный курс биологии и географии 5-9 классов, мы сделали вывод, что почва как конкретный объект исследования в процессе образования не рассматривается, а лишь поверхностно упоминается в разделе "Природа Земли" география 5 класс, и в теме "Три среды обитания" биология 5 класс. На наш взгляд, этого недостаточно, и мы считаем, что изучение почв необходимо расширять, потому что бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого детства, а значит в школе.
Комплексное изучение природы в школе неотъемлемо без изучения и исследования почв и их видов, строения, распространения на данной территории, что является основой для изучения рельефа, растительности и животного мира.
Почву исследуют в лабораториях и полевых условиях. Полевые исследования дают возможность определить строение, свойства, дать название по морфологическим признакам, а также произвести отбор образцов для лабораторного изучения.
Сибирцев Н.М. говорил, что почву можно определить по морфологическим признакам, подобно минералам, растениям или животным. Поэтому так важно правильно описать почву в полевых условиях и выделить характерные признаки.
Принято решение разработать интегрированный урок - экскурсию по изучения почв г. Серова и его окрестностей с учениками 5 класса школы № 2 г. Серова.
Актуальность темы: В связи с активным ростом городов и быстрым развитием предприятий черной металлургии встает вопрос об ухудшении экологического состояния почв, воздушной и водной среды. Это приводит к неблагоприятным условиям для роста и развития биотов и создает угрозу для жизни. Почвы в современном городе определяют состояние окружающей среды, однако их свойства, генезис и классификация до настоящего момента плохо изучены и не рассматриваются в школьном курсе биологии.
Объект: почвы г.Серова и его окрестностей.
Предмет исследования: особенности изучения почв со школьниками при проведении почвенных экскурсий.
Целью работы: рассмотреть организационно методические
особенности изучения городских почв со школьниками.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие "почва".
2) Изучить особенности почвообразования и дать характеристику почвам г.Серова.
3) Рассмотреть основные методы изучения почв.
4) Собрать и обобщить литературные данные по проведению почвенных экскурсий, как формы организации учебного процесса.
5) Разработать экскурсию по изучению почв родного города.
6) Применить созданную разработку на практике.
Гипотеза: исследование почв родного города позволит реализовать исследовательские умения школьников на уроках и внеклассных занятиях.
В процессе написания ВКР были использованы методы:
1) Анализа и обобщения литературных источников по проблеме.
2) Изучение школьной документации.
3) Сравнение.
4) Анализ результатов.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что материал нашего исследования вносит вклад в разработку вопроса об экологическом состоянии почвы пришкольного участка ГКОУ «Серовскоя школа №2». В работе представлен богатый эмпирический материал, обработанный посредством опытно-экспериментальной деятельности. Результаты исследования пополнят научные знания в области экологии.
Практическая ценность: результаты исследования позволяют дать рекомендации по сохранению почвы. Также материал нашего исследования может использоваться в качестве дополнительного материала на занятиях по биологии, географии и др. дисциплинам
Структура работы: ВКР состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложения.
При выполнении дипломной работы было использовано: 26 источник учебной и учебно-методической литературы и 8 интернет ресурса.
Данная работа была апробирована на базе ГКОУ «Серовская школа №2» с учениками 5 «Б» класса.
При проведении урока - экскурсии ожидалось сформировать у учащихся представление о почвах, их строении и свойствах, а так же привить бережное отношение к ним.
В заключение хотелось бы выразить благодарность в адрес директора школы Г.М.Шариной и учителю биологии Г.Н.Мустакимовой, которые предоставили возможность и помогли «критическими замечаниями и ценными практическими советами, что помогло учесть возрастные особенности и индивидуальные особенности коллектива школьников 5 «Б» и каждого ребенка.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена организационно-методическим особенностям изучения городских почв со школьниками.
Перед началом ее выполнения была поставлена цель: разработать курс занятий по изучению почв родного города.
В соответствии с целью была сформулирована гипотеза о том, что исследование почв родного города позволит реализовать исследовательские умения школьников на уроках и внеклассных занятиях.
Для достижения цели задачи были выполнены таким образом: было раскрыто понятие "почва", изучены особенности почвообразования и дана характеристика почвам г.Серова, рассмотрены основные методы изучения почв, собраны и обобщены данные по проведению почвенных экскурсий и изучено их применение в школе, разработана экскурсия, которая была апробирована на практике.
Ожидания оправдались в полном объеме. Опираясь на методическую разработку, учащиеся рассмотрели процесс почвообразования и поучаствовали в лабораторном исследовании почв. Они в живую увидели состав и подтвердили свойства почвы, о которых до этого могли только прочитать в учебниках.
И по окончанию урока учащиеся решили сконструировать почвенный глобус Земли и выпустили буклет по сохранению экологического состояния почв.
В заключении можно сделать вывод, что сформулированная в начале работы гипотеза о том, что исследование почв родного города позволит реализовать исследовательские умения школьников на уроках и внеклассных занятиях, подтвердилась.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что экскурсии как форма обучения на уроках биологии и во внеурочное время необходимы, т.к. повышают мотивацию учащихся к изучению предмета, позволяет расширить кругозор и реализовать исследовательские умения, а также способствуют профессиональной направленности учащихся.
Методическая разработка, данной выпускной квалификационной работы была апробирована на уроке биологии и географии 5 класса в "Серовской школе №2" и на II Всероссийской конференции "Здоровье сберегающие технологии в современном образовании" 22-24 ноября 2017г. (Приложение 23, 24).
Собранные материалы позволяют спроектировать траекторию дальнейшего индивидуального развития по повышению профессионального уровня и расширения перечня компетенций. Реализация намеченного, предполагается в рамках магистерской программы «Биологическое образование».