Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретические основы лихенологии и использование материалов при обучении биологии

Работа №98100

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы138
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИШАЙНИКОВ 7
1.1 Хронологический обзор изучения лишайников 7
1.2. История лихенологических исследований в России 11
1.3. Направления исследований лишайников в России 16
1.3.1. Физиолого-биохимические исследования 16
1.3.2. Ульстраструктурные исследования 21
1.3.3. Эколого-физиологические исследования 26
1.4. Отечественные ученые - лихенологи 34
1.5. Основные этапы и направления изучения лишайников Урала 46
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИШАЙНИКОВ
51
2.1. Общая характеристика лишайников 51
2.2. Морфология и анатомия лишайников 60
2.3. Симбиоз гриба и водоросли 63
2.4. Распространение лишайников 69
2.5. Приспособляемость лишайников 74
2.6. Лихеноиндикация 81
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОММЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИШАЙНИКОВ В
ШКОЛЕ 87
3.1. Урок №1 «Лишайники» 88
3.2. Урок №2 «Лишайники» 92
3.3. Урок №3 «Лишайники» 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 129

Биология — это фаворит естествознания. Растет смысл биологического образования в подготовке школьников к жизни и к труду.
Преподавание биологии в общеобразовательных школах России, как базовой дисциплины, открывает новые перспективы повышения качества естественнонаучного видения картины мира.
Лишайники являются биологически интересной и относительно малоизвестной группой, играющей значительную роль в сложении фитоценозов. Причиной недостаточной изученности лишайников являются как относительная сложность их строения, так и трудность их изучения. Еще больший вопрос возникает при преподавании данной темы в школе, так как необходимо сокращать обширный материал в рамках одного урока. Настоящая работа предназначена для восполнения этого пробела и решения данного вопроса.
Одним из аспектов современной биологии является изучение биоразнообразия, а также функционирования живых организмов, населяющих нашу планету. Прошло более века с тех пор, как было доказано, что лишайники представляют собой симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли, но, тем не менее, остается ряд вопросов, на которые нет ответа. По этой причине изучение различных сторон жизнедеятельности лишайников представляет особый интерес и подтверждает актуальность выбранной темы.
Базой для изучения представленной темы является знание истории изучения объекта, а также биологических особенностей лишайников и методических основ преподавания данной темы в рамках школьного курса биологии.
С конца 16 века ученые изучают особенности строения лишайников, их физиологию, разрабатывают систематику, но, тем не менее, многое еще не изучено. Лишайники до сих пор остаются «сфинксами».
В России в 19-21 в. проводились физиолого-биохимические, ультраструктурные и эколого-физиологические лихенологические исследования, направленные на детальное изучение особенностей лишайников.
Были получены интересные данные, например, выяснилось, что экстракты из лишайников тормозят прорастание семян и рост проростков, а также грибов и водорослей, выяснены ультраструктура талломов многих лишайников и факторы, влияющие на их развитие.
Исследования эколого-физиологического характера были направлены на изучение процессов трансформации флоры напочвенных лишайников при сукцессиях лесных экосистем. Исследовалась также динамика разложения напочвенных лишайников и роль микроорганизмов в рассматриваемом процессе.
В России тема лихенологии остается актуальным аспектом биологии. В данной работе упомянуты наиболее успешные ученые-лихенологи мирового сообщества, в частности Урала, которые вовлечены в эту сферу деятельности.
Раздел «Лишайники» важен для школьников при изучении биологии, так как эти организмы являются своеобразным биологическим объектом. Их применяют в современных технологиях как биологические индикаторы загрязнения окружающей среды. Из лишайников добывают антибиотики, например, усниновую кислоту, используемую для лечения туберкулеза. Получают также лакмус, позволяющий определять рН среды.
Таким образом, лишайники продолжают оставаться одним из самых интересных объектов исследования, и учащиеся должны иметь о них четкое представление.
Объект: отдел Lichenophyta.
Предмет: значение отдела Lichenophyta в биологии.
Цель: составить обзор теоретических основ лихенологии и
использовать материалы о них в школьном курсе биологии.
Для реализации цели были поставлены задачи:
1) проанализировать источники по истории изучения лишайников;
2) изучить основные биологические особенности лишайников.
3) составить методические рекомендации по изучению лишайников в школьном курсе биологии.
Апробация работы осуществлялась посредством проведения разработанных уроков во время производственно-профессиональной практики в МАОУ гимназии № 47 г. Екатеринбурга, а также на основе педагогической интернатуры в МАОУ СОШ № 140 с углубленным изучением отдельных предметов.
Помимо этого, была опубликована научная статья на основе доклада на Межрегиональной молодежной научно-практической конференции «Урал: природа, история, культура». Направление: Проблемы развития естественнонаучного и общественнонаучного образования» (20 - 22 марта 2017г) на тему: "«История лихенологии в России и использование материала в школе».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из важных аспектов современной биологии является изучение биоразнообразия живых организмов, населяющих нашу планету. В полной мере это касается и лишайников.
Лишайники - это группа симбиотических, медленно растущих организмов, которые можно встретить на разнообразных субстратах. При недостатке влаги они быстро высыхают и прекращают жизнедеятельность, а при наступлении благоприятных условий вновь начинают функционировать.
С конца 16 века ученые выясняют особенности их строения, физиологию и систематику, но, тем не менее, многое еще не изучено. Одну из первых систем лишайников предложил Эрик Ахариус в 1803 году. Данный год принято считать началом научного изучения лишайников. В России флору лишайников начали изучать почти век спустя и первым исследователем был Александр Александрович Еленкин.
В 19 веке впервые лишайники выделили в отдельную таксономическую группу и разработали систему, основанную на строении плодовых тел. В настоящее время известно более 26 000 лишайников, и каждый год ученые обнаруживают и описывают новые виды.
Огромный вклад в развитие лихенологии внесли русские и советские специалисты. В России в 19-20 в. проводились физиолого-биохимические, ульстраструктурные и эколого-физиологические лихенологические исследования. Ультраструктурные исследования позволяют получить представление об анатомических деталях строения грибного и водорослевого компонентов лишайников. Физиолого-биохимические исследования дают возможность выявить особенности обмена веществ лишайников, проанализировать их биохимический состав, выделить и изучить специфические для лишайников вещества, определить физиолого­биохимическую основу их экологических особенностей. Так, было выяснено, что экстракты из лишайников тормозят прорастание семян и рост проростков, грибов и водорослей. Хемотаксономические исследования помогают уточнить родственные связи отдельных эволюционных линий лишайников и усовершенствовать их систематику. Наблюдения за изменениями биохимического состава талломов лишайников позволяет использовать их в системе мероприятий по охране природы. Дело в том, что лишайники способны использовать разнообразные питательные вещества: как добытые фотобионтом в процессах фотосинтеза и азотфиксации, так и растворенные в почвенной и дождевой влаге. Благодаря последней особенности, они могут накапливать различные поллютанты и служить индикаторами уровня загрязнения окружающей среды. Использование лишайников для указанной цели получило название лихеноиндикации.
Таким образом, на данный момент, тема лихенологии в России по- прежнему остается актуальной. Всё вышесказанное предопределяет большой интерес к изучению лишайников в сфере экологического образования школьников и выделение данной темы в отдельные учебно­исследовательские уроки. В значительной мере это облегчается наличием большого количества проблемной и информационной литературы по лишайникам
В программах по биологии на тему «Лишайники» отводится всего 1-2 урока, поэтому у учителей общеобразовательных школ при преподавании данной темы возникают трудности, так как необходимо сокращать обширный материала до рамок одного урока. Настоящая работа предлагает решение данной проблемы.
Разработанные нами уроки соответствуют ФГОС: на занятиях были применены формы групповой работы, а также индивидуальные работы с инструктивными картами. На уроках были использованы разнообразные приемы и техника: приемы проблемно-диалогического обучения, прием продуктивного чтения, технология развития критического мышления, использовались наглядные материалы, лингвистические игры, применялись информационно-коммуникационные технологии в обучении биологии. Данные подходы в современных условиях позволяют сохранить фундаментальность предмета, а информационно-коммуникационные технологии способствуют тому, чтобы этот сегмент биологического образования стал практико-ориентированным.
В связи с этим, в процессе работы над ВКР были подготовлены 3 методические разработки по биологии для 5классов с использованием материалов о лишайниках: практическом использовании, значении в природе, морфологическом строении, размножении и питании, а также распространении. Они ориентированы на повышение уровня биологических знаний, формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Кроме того, материал, собранный в этой работе, может послужить основой для написания ряда учебно-методических разработок, которые можно будет использовать в школе с образовательными и просветительскими целями. Внедрение этих уроков в школьную учебную практику повысит эффективность учебного процесса, расширит кругозор учащихся, послужит дальнейшему воспитанию любви к родной природе.


1. Амлинский И.Е, Л.Я. Бляхер, Б.Е. Быховский, В.Н. Гутина, С.Р. Микулинский, В.И. Назаров. «История биологии (С начала XX века до наших дней ). Под редакцией Л.Я. Бляхера. Москва, 1975. - 660 с.
2. Бреславец Л.П., Исаченко Б.Л., Комарницкий Н.А., Липшиц С.Ю., Максимов Н.А. «Очерки по истоии русской ботаники». Издательство московского общества испятателей природы. Москва, 1947. - 318 с.
3. Быховский Б.Е., Белозерский А.Н., Бляхер Л.Я., Дубинин Н.П., Курсанов А.Л., «Развитие биологии в СССР «Издательство «Наука», Москва, 1967 г. - 762 с.
4. Вайнштейн Е. А. Действие ингибиторов на дыхание лишайника Cetraria islandica (L.) Ach. // Физиология растений 1972. Т. 19, №4. 709-714 с.
5. Вайнштейн Е. А. Особенности дыхания лишайниковой водоросли Trebouxia в культуре // Физиология растений 1979. Т. 26, №1. 48-53 с.
6. Вайнштейн Е. А., Равинская А.П. Количественное определение атранорина в лишайниках // Растит. ресурсы. 1971. Т. 7,№1. 129-132 с.
7. Вайнштейн Е. А., Равинская А.П. Влияние света на образование усниновой кислоты в лишайниках // Брио-лихенологические исследования высокогорных районов и Севера СССР. Апатиты, 1981. - 82 с.
8. Вайнштейн Е. А., Равинская А.П. Биологическое разрушение лишайниковых кислот в почве // Ботанический журнал 1984. Т. 69, №10. 1347- 1351 с.
9. Вайнштейн Е. А., Равинская А.П. Изменение уровня усниновой кислоты в лишайниках на растворах различных соединений // Брио- лихенологические исследования в СССР. Апатиты, 1986. - 86-91 с.
10. Вайнштейн Е. А., Равинская А.П., Шапиро И.А. Справочные пособия по хемотаксономии лишайников . Л., 1990. - 152 с.
11. Вайнштейн Е. А., Тахтаджян Е.А. Физиологические изменения у лишайниковой водоросли Trebouxia при культивировании // Физиология растений 1981. Т. 28, №5. 1037-1044 с.
12. Вайнштейн Е. А., Толпышева Т. Ю. О влиянии экстрактов из лишайников на высшие растения // Ботанический журнал 1975. Т. 60, № 7. 1004-1011 с.
13. Великанов Л.Л., Гарибова Л.В., Горбунова Н.П. и др Курс низших растений; Под ред. М.В. Горленко. -М.: Высшая школа, 1981.- 289 с.
14. Голлербаха М. М. Жизнь растений. Том 2. Грибы. Том 3. Водоросли. Лишайники. - М.: Просвещение, 1976.- 278 с.
15. Голубкова Н. С. Актуальные проблемы экпериментальной лихенологии в СССР- Л., 1991. Вып.1. 81- 89 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ