ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 5
1.1. Методы ведения урока биологии 6
1.2. Особенности проведения урока биологии в старших классах 11
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРИВИДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 17
2.1. Характеристика внутривидовых отношений с научной точки зрения 17
2.2. Характеристика внутривидовых отношений в учебниках других авторов для
общеобразовательных учреждений 37
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ
УЧАЩИХСЯ С ТЕМОЙ "ВНУТРИВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ» 45
3.1. Разработка урока «Внутривидовые отношения животных» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Одна из задач учителя - это привить интерес к предмету, научить добывать знания и пользоваться ими. Для этого педагоги часто прибегают к различным методам, формам и средствам обучения.
Курс биологии в старших классах должен основываться на примерной программе основного общего образования по биологии на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
С помощью компьютерных технологий можно погрузиться в увлекательный мир живых существ, где много таинственного и неизведанного. Старшеклассники, благодаря этой теме, узнают такие понятия, как конкуренция, каннибализм, борьба особи за лидерство, колонии, стая, стадо и забота о потомстве на примере цикла жизни особи.
Именно поэтому данная тема выпускной квалификационной работы актуальна на сегодняшний день.
Целью работы является разработка учебно-методического обеспечения урока биологии по теме «Внутривидовые отношения» в старших классах.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
• кратко охарактеризовать существующие методики проведения уроков по биологии;
• охарактеризовать понятие «внутривидовые отношения» и привести их классификации;
• разработать конспекта-урока «Внутривидовые отношения» с использованием методического комплекта для старших классов;
апробировать урок «Внутривидовые отношения» на занятиях с
учащимися 9 класса.
В соответствии с целью и задачами определился объект и предмет исследования.
Объект исследования: методические приемы, используемые в процессе преподавания темы «Внутривидовые отношения»
Предмет исследования: методика изучения темы «Внутривидовые отношения» на уроках биологии в 9 классе.
В соответствии с целью исследования сформулирована гипотеза: более глубокая разработка темы внутривидовых отношений с применением различных методов обучения поможет стимулировать познавательную активность школьников при изучении биологии в 9 классе.
Методы обучения будут применяться следующие: проблемное обучение, анализ, беседа, тестирование.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена методике изучения темы «Внутривидовые отношения животных» в старших классах
Перед ее выполнением была поставлена цель: рассмотреть методики проведения урока биологии в старших классах.
В соответствии с целью работы была сформулирована гипотеза о том, что тема внутривидовых отношений в школах практически не изучается, но все же является необходимой, школьники могут показать большую активность на уроке. Ввиду того я сделала вывод, что урок по этой теме нужно провести.
Для достижения поставленных целей и задач были кратко охарактеризованы существующие методики проведения уроков по биологии, понятия внутривидовых отношений и их классификация; разработан конспект урока «Внутривидовые отношения» с использованием методического комплекта для старших классов; апробирован урок «Внутривидовые отношения» на занятиях с учащимися 9 класса МКОУ АГО «Уфимская СОШ» - филиал «Каргинская ООШ».
Опираясь на данное методическое руководство, учащиеся рассмотрели понятия внутривидовых отношений, каннибализма, соперничества, заботы о потомстве, стаи, стада,
По окончании исследовательского проекта была проанализирована успеваемость группы учащихся: 50 % (3 человека) учащихся, работавших над проектом, в последующем показали большую активность на уроке и, соответственно, их успеваемость по предмету повысилась (повышение оценки по предмету в среднем на 1 балл).
Отсюда следует вывод, что сформулированная в начале работы гипотеза о том, что тема внутривидовых отношений в школах практически не изучается, но все же является необходимой - верен. Содержание темы позволяет повысить активность школьников на уроке и, соответственно, их успеваемость по предмету. Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась.
На уроке при закреплении изученного материала была проведена самостоятельная работа.
Полученные результаты позволяют констатировать, что основой успешности проектной деятельности являются не только знания возможностей и способностей каждого ребенка (как отмечают большинство исследователей данной проблемы), но и четкая реализация этапов (соблюдение алгоритма) поурочной деятельности.
Урок «Внутривидовые отношения» является перспективным, т.к. формирует у учащихся информационную культуру, вызывает интерес и повышает мотивацию к изучению биологии. Учащиеся с удовольствием включаются в работу на уроке, лучше усваивают материал, и качество их знаний повышается.
1) Баштанник Н.Е. Метод проекта [Электронный ресурс] URL: http://internika.org/node/7623 (дата обращения: 11.09.2017).
2) Бровкина Е. Т., Казьмина Н. И. Уроки зоологии: Пособие для учителя / 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
3) Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2010 г
4) Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений / А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник М.: Дрофа, 2002 г.
5) Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. М. :Издательство Оникс, 2012. - 1088 с.: ил.
6) Г афурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении информационных технологий. Москва, 2012. №9. 27-30 с.
7) Государственные образовательные стандарты на Российском образовательном портале [Электронный ресурс] URL: http://www.school.edu.ru (дата обращения 12.09.2017).
8) Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, Москва, 2002 г.
9) Методика преподавания биологии - педагогическая наука [Электронный ресурс] URL: http://egfak.narod.ru/mob3.htm (дата обращения: 4.11.2017).
10) Использование средств обучения на уроках биологии / И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина, А.М. Розенштейн, Н.А. Пугал. М.: Просвещение, 1989. 191 с.
11) Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс /М.:ВЛАДОС, 2003. 256 с.
12) Толоконников В.П. Учебное пособие по дисциплине «Общая экология». Ставрополь. 2003 [Электронный ресурс] URL: http: //textarchive. ru/c- 2097849-pall.html (дата обращения: 1.11.2017).
13) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Полат Е.С. М.: Академия, 2009. 266 с.
14) Образовательный портал «Продленка» [Электронный ресурс] URL: http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/4070.html (дата обращения: 17.09.2015 ).
15) Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие/ под ред. О.В. Селивановой. Тамбов: ТОИПКРО, 2006. 129 с...