Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Работа №98093

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ГЕОГРАФИИ
7
1.1. Сущность информационного подхода и особенности его реализации в
образовательной деятельности 7
1.2. Характеристика информационных образовательных
технологии
15
1.3. Новые информационные ресурсы в учебном процессе по географии и их
образовательные возможности 24
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 31
2.1. Методические особенности курса «География России» 31
2.2. Возрастные особенности старших подростков 36
2.3 Разработка информационного - методического обеспечения уроков географии
....38
2.4. Проектирование учебных занятий с применением информационных технологий
.44
ГЛАВА 3. ОПЫТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
57
3.1. Организация опытного обучения школьников 57
3.2. Результаты опытного обучения учащихся 59
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложения 68

Информационные технологии все больше влияния оказывают на современное общество. Образуя, глобальное информационное пространство они проникают во все сферы человеческой деятельности. Важной и необходимой частью этих процессов является информатизация в
образовательном процессе. Этот процесс сопровождается определенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике, а также внесением корректив. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью образовательного пространства, значительно
повышающей его эффективность. Одна из основных задач школы состоит в формировании информационной компетентности школьников. География как учебный предмет может внести свой посильный вклад в решение этой задачи.
Сегодня создан инструмент, позволяющий решить эту задачу, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются творческие способности учащихся. Таким инструментом являются информационные технологии обучения. Большой потенциал информационных технологий обусловил возможность их широкого применения в обучении географии.
Широкие педагогические возможности применения компьютерной техники, особенности и значение ее как средства учебно-воспитательной деятельности, отмечают в своих исследованиях Н.В. Апатова, М.Ю. Бухаркин, Б.С Гершунский, У.И. Машбиц, Б.С. Селевко.
Активно внедряются в учебный процесс современные технологии, разнообразные электронные носители учебного назначения для преподавания географии. Вместе с тем при всей несомненной теоретической и практической значимости всех исследований по проблеме использования информационных технологий в обучении географии необходимо отметить, что целый ряд проблем остается недостаточно разработанным. В том числе:
• теоретические основания применения компьютерных технологий для обеспечения педагогической деятельности учителя географии;
• компьютеризацией и недостаточной разработанностью методики применения интерактивных средств обучения на уроках географии
• недостаточностью методик комплексного применения сетевых
компьютерных технологий обучения и организационно-методического обеспечения самостоятельной познавательной деятельности.
На основе выявленных противоречий можно утверждать, что в теории и практике школьного географического образования, центральным курсом которого выступает курс «География России», существует противоречие, определившее проблему исследования: процессы информатизации широко и устойчиво развиваются в системе школьного географического образования, некоторые аспекты этих процессов активно изучаются в теоретическом плане. Однако вопросы, связанные с формированием географической компетентности учащихся при изучении курса «Г еография России» требуют специального исследования.
Актуальность, социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы определили тему исследования: « Применение информационных технологий в организационно-методическом сопровождении обучающихся на уроках географии»
Объект исследования: процесс обучения учащихся курсу
«География России» в общеобразовательной школе
Предмет исследования: методические условия применения
информационных технологий при изучении курса «География России»
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия применения информационных технологий при изучении курса «Г еографии России»
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Ознакомиться с информационными технологиями, применяемыми на уроках географии.
3. Определить основные подходы к организации методического сопровождения информационных технологий в школе и на уроках географии.
4. Разработать и апробировать информационно-методическое обеспечение
Гипотеза: повышение эффективности обучения учащихся на уроках географии и формирование обще учебных умений и навыков, повысится, если применять типологию электронных образовательных ресурсов и реализовывать их в процессе обучения на системной основе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Реализация информационного подхода в системе школьного географического образования. Информационно-методическое обеспечение включает в себя информационные технологии (электронные презентации, электронные учебники и приложения к ним) и методические рекомендации по их применению на системной основе при проведении уроков в курсе «Г еографии России»
2. Разработка уроков на основе информационных технологий позволяет повысить качество усвоения географических знаний, предметных умений, формирует элементы информационной компетентности.
Под предметными умениями понимается умение работать с разными источниками географической информации, умение использовать информационные технологии. Элементами информационной компетентности являются: способность выбирать методы представления данных в
соответствие с поставленной задачей - схемы, таблицы, графики, диаграммы, поиск и обработка информации, формирование у обучающихся навыков безопасного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, соблюдение норм информационной этики.
Практическая значимость и научная новизна исследования состоит в том, что:
• Проведены анализ и оценка всех возможностей новых информационных технологий в процессе обучения географии;
-разработано и апробировано информационно - методическое обеспечение уроков курса «География России»;
-применены на практике новые информационные ресурсы, научно- обосновывающие эффективность обучения учащихся в процессе изучения географии;
• материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания школьной географии и учителю для подтверждения категории.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• теоретические: анализ разработанных для преподавания географии электронных изданий, анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-теоретической и методической литературы, анализ учебных программ, нормативных документов, синтез, обобщение и моделирование;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический
эксперимент,
• диагностические: беседа, тестирование, проведение контрольных срезов;
• статистические: математическая обработка данных эксперимента, графические и табличные интерпретация данных.
Апробация работы проходила на базе МБОУ СОШ №115 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие ученики восьмых классов.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (38 источников) и 3 приложений.
В работе содержится 13 таблиц и 4 рисунка. Общий объем работы 76 страниц, основной текст работы составляет 67 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Характеризуя современное образование можно отметить его открытость, интегрированность и индивидуализацию которые должны опираться на информатизацию. Одной из составных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. В географии могут широко использоваться новые технологии обучения. Но, несмотря на активное внедрение в учебный процесс информационных технологий, разработку новых программ и их применение, необходимо отметить недостаток методических рекомендаций по их применению на уроках географии, при выполнении практических работ или осуществлении контроля качества знаний.
Цель настоящей работы заключается в теоретическом обоснование и экспериментальной проверки методических условий применения
информационных технологий при изучении курса «Географии России».
Для достижения указанной цели были поставлены ряд задач. Изучив и проанализировав достаточно большое количество литературы, по проблеме применения и реализации информационных технологий в образовательном процессе была раскрыта идея всего информационного подхода. Был продемонстрирован потенциал информационных образовательных ресурсов для применения на всех уроках географии всего курса «География России. Природа».
Изучив литературу, пришли к определенным выводам, что при совокупности информационных технологий и правильно подобранных технологий обучения создается необходимый уровень качества, вариативного, дифференцированного, индивидуального обучения и воспитания.
При использовании информационных технологий на уроках географии у обучающихся повышается познавательная активность, повышается мотивация к изучаемому предмету.
В разработке информационно-методического обеспечения всего курса «География России. Природа» были показаны информационные ресурсы, как средства усиления развивающей направленности уроков географии. В проектирование учебных занятий был сделан акцент на применение информационных технологий на всех этапах урока с целью повышения качества географического образования.
Завершающим этапом исследования являлась проверка эффективности применения разработанного информационно-методического обеспечения и пришли к положительному результату.


1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе. Народное образование. - 2008.- №1.- С. 176-182
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник ля студентов. - М.: Академический проект,2001. - 704 с.
3. Баранов В. В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь - экзаменатор, 8 класс: пособия для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.В Баранов; Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, издательство «Просвещение». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 95 с.
4. Баранский Н.Н. Избранные труды. Научные принципы географии . - М.: Издательство «Мысль», 1980.- 238 с.
5. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие // И.И. Баринова, В.П. Дронов. - М.: Дрофа,2003. - 193 с.
6. Баринова И.И. Дидактические материалы по географии России: 8-9 кл.: кн. для учителя / И.И. Баринова, В.П. Дронов, В.Б. Путятин. - М.: Просвещение, 1996. - 126 с.
7. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем/ А.И. Башмаков, И.А. Башмаков - М.: Филинь. 2003. - 616 с.
8. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров
(педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского
психолого - социального института; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЕК», 2002. - 352 с.
9. Буханцева Н.В. Электронные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия. - Волгоград: Изд-во Волгоградского госуниверситета, 2008.
• 369 - 371 с.
10. Васильев А.В. Использование Web-технологий и мультимедиа в образовании // Информационные технологии в образовании. М.: Влаос, 2012.
• 6 с.
11. Веретенникова Е.Г., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. Информатика: Учебное пособие. Серия «Учебный курс». - Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март»,2002.-206с.
12. Воробьева Н.Е. применение интерактивной доски в работе учителя //
Применение новых технологий в образовании: материалы XIX
Международной конференции, 27 июня 2008 г. - Троицк: Изд-во «Тровант», 2208. - 72 с.
13. Галиева Г.М. Информатизация учебно-воспитательного процесса /Г.М.
Галиева// Инфокоммуникационные технологии глобального
информационного общества: материалы международной научно­
практической конференции. - Казань, 2008. - 243-245 с.
14. Геоинформационные системы и технологии. Основы работы с ГИС
ArcView: Методические указания / Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия: сост. П.В. Другаков. Горки, 2007.
15. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ