ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Развитие представлений об эмоциональном интеллекте 7
1.2. Факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта 13
1.3. Особенности развития эмоционального интеллекта у лиц
юношеского возраста 17
1.1.3. Особенности эмоционального интеллекта у девушек и юношей . 19
1.4. Юмор как компонент эмоционального интеллекта 21
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К
ИЗУЧЕНИЮ ЮМОРА В ПСИХОЛОГИИ 25
2.1. Анализ феномена юмора в философии 25
2.2. Анализ психологических исследований юмора 27
2.3. Гендерные особенности юмора 34
Выводы по главе 2 36
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕВУШЕК И
ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ЮМОРА 38
2.1. Организация и методы исследования 38
3.2. Количественный и качественный анализ полученных данных 43
3.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 49
Выводы по главе 3 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире большое внимание уделяется эмоциональному компоненту, как в деловых, так и в семейных отношениях.
В наше время в качестве эталона часто выступает несгибаемый, рациональный и «безэмоциональный» человек. В связи с этим, важно подчеркнуть социальную значимость эмоций. Эмоциональный интеллект занимает значимую позицию в жизни человека, включая в себя умение понимать свои и чужие эмоции, так же управлять ими. Данные компоненты эмоционального интеллекта влияют не только на взаимоотношения с окружающими, но и на психологическое здоровье самого индивида. Известно, что запрет на выражение эмоций приводит к невозможности их психологической переработки и способствует разрастанию
психосоматических расстройств. Решением проблемы эмоциональных расстройств может быть целенаправленная работа с эмоциональным интеллектом в юношеском возрасте. Исследованием эмоционального интеллекта занимались такие научные деятели, как:
• П. Сэловей и Дж. Мэйер выделили четыре ветви устройства ЭИ: распознавание эмоций, эмоции - ресурс для повышения умственной деятельности, понимание эмоций, управление эмоциями,
• Р. Бар - Она выделял 5 компонентов эмоционального интеллекта: познание себя (свои эмоции, самоуважение), навыки межличностного общение, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение.
В отечественной психологии развитие и становлении понятия эмоциональный интеллект, описывается в работах С.Л. Рубинштейна (мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального), Л.С. Выготского.
Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в работах Д.В.Люсина, И.Н.Андреевой, О.В.Белоконь, Д.В.Ушакова, О.А.Гулевич, и многих других.
Существовало достаточно много позиций относительно природы юмора. Фрейд перевел проблему в контекст бессознательного, и эту постановку проблемы подхватили другие исследователи. П. Мак - Ги выделил восприятие несоответствия как основу развития чувства юмора. А.Н Лук рассматривает юмор в контексте творчества. Философ Ж. Делез обозначил проблему юмора, как связь личного и семантического смысла.
Так же исследованиями юмора занимались такие научные деятели как:
Б. Демидок. Он, классифицируя теории комического поднимает основную дихотомию методо-психологического анализа «объект- субъектных» отношений в исследуемой нами теме юмора. Он выделял различные психологические механизмы юмора, но различие юмора от объекта и субъекта поднимает вопрос существования юмора независимо от человека или это лишь фиксированные предметы в культуре юмористической деятельности человека.
Юмор, комизм, смех играют важную роль в социальной и духовной жизни индивида. Юмор как форма коммуникации и системы взглядов приобретает значимое место в ходе современной глобализации и становления постиндустриального общества, где утверждаются приоритеты ценностей солидарности, творчества, толерантности. В современном обществе юмор может выступать как адаптивный компонент, позволяющий посмотреть на окружающую реальность под другим углом, а так же снимает напряжении в стрессовой ситуации. Исходя из современного определения юмора, мы можем предположить связь интеллектуальной сферы и юмора, которая наиболее ярко может проявиться через призму женской и мужской психики. Изучению этой проблемы и посвящена наша работа.
Цель исследования - выявить различия эмоционального интеллекта у девушек и юношей с разным стилем юмора
Объект исследования - эмоциональный интеллект
Предмет исследования - особенности эмоционального интеллекта у девушек и юношей с разным стилем юмора
Исходя из цели дипломной работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по проблеме эмоционального интеллекта.
2. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме стилей юмора.
3. Сделать обзор современных исследований эмоционального интеллекта в связи со стилем юмора.
4. Эмпирически выявить особенности эмоционального интеллекта и стиля юмора у девушек и юношей.
5. Составить характеристику эмоционального интеллекта юношей и девушек с разным стилем юмора.
Гипотеза исследования - существуют отличия эмоционального интеллекта у девушек и юношей с разным стилем юмора
Теоретико-методологическая база исследования
В своей работе мы опирались на принципы системного подхода (Б.Ф. Ломова);
Положение С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского о «единстве аффекта и сознания»;
При описании эмоционального интеллекта опираемся на двухфакторную теорию Д.В. Люсина,в которой «эмоциональный интеллект» представляется в качестве ряда способностей необходимых для понимания своих и чужих эмоций и управления ими;
При описании юмора мы опирались на теорию Рода Мартина развивающуюся в русле стилевых (фундаментальных) подходов. По его мнению, юмор в повседневной жизни имеет две главные функции:
1. Улучшение отношений между людьми
2. Способ избавится от стресса
Практическая значимость исследования состоит в том, что определив стиль юмора, можно спрогнозировать уровень эмоционального интеллекта и его специфические особенности, характерные именно для данного стиля юмора. Так же мы можем предполагать, что влияя на эмоциональный интеллект, например, с помощью психологических тренингов, мы можем изменить стиль юмора и таким образом способствовать оптимизации коммуникации личности. В ситуациях, где использовался агрессивный стиль (отрицательный, направленный на других) может быть заменен аффилиативным стилем, который в свою очередь вызывает положительные эмоции. Такие изменения помогут избежать внутриличностных и межличностных конфликтов.
Анализ литературы позволил нам структурировать знания об эмоциональном интеллекте и осветить разные теории эмоционального интеллекта. Интерес к проблеме эмоционального интеллекта связан с молодостью данного феномена а, следовательно, малой изученностью.
Эмоциональный интеллект рассматривается с разных сторон. Первая модель ЭИ включает в себя только когнитивные способности, связанные с обработкой эмоциональной информации. Затем помимо когнитивных способностей усилилась роль личностных данных.
Рассмотрев некоторые особенности развития эмоционального интеллекта, мы пришли к выводу о том, что совершенствовать свои знания и умения относительно эмоционального интеллекта человек может в течение всей жизни.
Особенность юношеского этапа развития эмоционального интеллекта заключается в том, что в этот период происходит автономное становление каждого из компонентов эмоциональной зрелости, что определяет этот этап как автономный, сбалансированный и относительно устойчивый в ее проявлении.
Исследуя гендерную специфику, мы выявили, что женщины лучше понимают эмоции, чем мужчины. Женщины и мужчины в равной степени переживают те или иные события, это подтверждают физиологические реакции. Однако они, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций по-разному. Мужчины объясняют свои чувства чаще внешними причинами, а женщины в большей степени внутренними. Выражение эмоций у лиц мужского и женского пола так же обусловлены воспитанием.
Отметим, что эмоциональный интеллект, включает в себя компоненты позволяющие посмотреть на окружающих под другим углом. Юмор тесно связан с эмоциональным интеллектом. Для человека с развитым чувством юмора характерно находить несовершенство между ожидаемыми и совершенными действиями человека, и проявлять креативность.
В результате теоретического анализа философских предпосылок к пониманию чувства юмора мы можем сделать вывод о существовании разнообразных точек зрения на проблему юмора: Т. Гоббс и Р. Декарт рассматривают смех в контексте страстей человеческих, следуя античной традиции; Ф. Шеллинг характеризует сущность комического, опираясь на экзистенциальные и личностные характеристики; Киркегор, как и Жан - Поль связывает юмор с высшими ступенями развития личности, личной зрелости и индивидуальности.
Исходя из результатов теоретического исследования, можно выделить ряд подходов к классификации юмора: Е.И. Ульянова предлагает свой вариант классификации юмора, выделяя такие его аспекты как: когнитивный, экономичный, межличностный и феноменологический; С.Н. Ениколопов и Е.М. Иванова классифицируют подходы к изучению юмор по тому, какой аспект предмета сносится в главу: психическая функция, психологическая защита (копинг или защитный механизм), черта личности, психофизиологическая функция.
После проведенного теоретического анализа, мы можем сделать вывод, что юноши и девушки с одинаковой частотой используют юмор в своей жизни и получают от него удовольствие, но имеют при этом разные цели. Целью юмора для девушек является поддержание дружеской атмосферы, а для юношей это создание положительного образа себя.
Проведенное нами эмпирическое исследование, в котором приняли участие 66 человек, дополняет уже имеющиеся знания об эмоциональном интеллекте и юморе. В результате проведенного исследования, мы выявили особенности эмоционального интеллекта у девушек и юношей с разным стилем юмора:
1. Девушки с самоподдерживающим стилем юмора имеют более высокие значения по компонетам эмоционального интеллекта, чем девушки с другими стилями юмора. Это говорит о том, что данный стиль положительно влияет на эмоциональное состояние человека.
2. Девушки с агрессивным стилем в меньшей степени умеют урпалять своими эмоциями, чем девушки с другими стилями юмора. Исходя из этого и берутся агрессивные насмешки и колкие высказывания в адрес другого человека.
3. Девушки используют самоуничижительный стиль юмора в качестве желания быть принятыми окружающими людьми.
4. Девушки используют аффилиативный стиль юмра в качестве аддаптивного компонента. Юноши имеющие аффилиативный стиль юмора, могут использовать его как способ аддекватно выражать свои эмоции, как способ снятия эмоционального напряжения.
5. Юноши используют самоподдерживающий стиль юмора, как способность контролировать эмоции, а девушки в качестве самоподдержки и борьбы со стрессом.
6. Девушки используют агрессивный тиль юмора в качестве защиты. Юноши использующие данный стиль юмора просто не могут поставить себя на место другого, не понимают, что его колкие высказывания могут задеть и обидеть.
7. Девушки используют самоуничижительный стиль юмора как способ избегания своих проблем и возможности найти общай язык с окружающим миром, по средствам высмеивания себя. Юноши использют данный стиль юмора для удовлетворения потребности в одобрении и принятии со стороны окружающих.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют отличия в эмоциональном интеллекте у девушек и юношей с разным стилем юмора, подтвердилась.
1. Андреева И. Н. «Эмоциональный интеллект как феномен
современной психологии». - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с
2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального
интеллекта // Вопросы психологии.-2007. - №5. - С. 57-65.
3. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. - Смоленск, СГПУ, 2004. - Ч. 1. - С. 22-26.
4. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2013. №5.
5. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 стр
6. Глинка К. «Теория юмора» - М.: -208 с. / 2008
7. Горбунов С.А. Юмор как составная часть эмоционального интеллекта // Мир науки. 2015. №3
8. Грибков О. В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2014 № 1
9. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии» журнал «Психологическая наука и образование» 2012, №2
10. Домбровская И.С. «Юмор в контексте развития» // Неформат, 2014. — 280 с.
11. Ершова Р.В., Шарапова Р.З. «Представления о чувстве юмора в психологии», Вестник российского университета дружбы народов. № 3 2012
12. Иванова Е.М. Идеи классических отечественных мыслителей о юморе и смехе и современная психология юмора // Издательство: СПб,2017. - №1 (31). С. 57-74.
13. Иванова Е.М., Ениколопов С.Н. Исследования чувства юмора в психологии // Вопросы психологии. 2006; 4: 122-133.
14. Иванова Е.М., Митина О.В., Зайцева А.С., Стефаненко Е.А., Ениколопов С.Н. Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора р. Мартина // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2013.-Т. 6.-№ 2
15. Ильин «Эмоции и чувства» СПб.:2016. (Серия "Мастера
психологии")
...