Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования системы внутрифирменного обучения руководителей 7
1.1. Роль и место обучения в системе кадрового менеджмента 7
1.2. Предпосылки и факторы, обусловливающие необходимость
создания системы внутрифирменного обучения руководителей 14
1.3. Цели, функции, методы и средства внутрифирменного обучения
персонала 22
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ФИТНЕС - КЛУБЕ ООО «БРАЙТФИТ - ЮЖНЫЙ» 45
2.1. Общая характеристика организации ООО «БрайтФит - Южный» 45
2.2. Деятельность консультанта по диагностике системы управления
персоналом и обучения руководителей организации 48
2.3 Разработка управленческого проекта по совершенствованию
внутрифирменного обучения руководителей 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требуют систематического повышения как общего культурно¬технического и профессионального уровня работников, так и обучения в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышаются.
Успех любой организации - это результат коллективных усилий ее работников, результат высокого качества персонала. Эта истина сейчас признана всеми. Коллективное взаимодействие при минимуме формальных установлений, при максимуме творчества, предполагает, что в коллективе имеются взаимопонимание, единство целей, доверие, при этом цели каждого члена коллектива, связанные с трудовой деятельностью, совпадают с целями организации в целом. Коллектив единомышленников, готовых интегрировать свои усилия в направлении достижения целей организации, должен обладать единым видением будущего, пониманием настоящего, осознанием необходимости изменений. Коллективные основы поведения людей, коллективные психические представления сосредоточены в сфере организационной культуры.
Именно в процессе обучения работники перенимают основные ценности, цели деятельности организации, эффективные приемы работы, осваивают профессию, формируют свои коллективные коммуникативные связи. От профессионального развития зависит становление личности работника, его социализация на ранних этапах трудового пути, обеспечивается возможность самореализации и самоактуализации в процессе трудовой деятельности на протяжении всей жизни.
Проблема и противоречие. В последнее время вопросы организации обучения персонала находят все большее отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых, однако, несмотря на это, насущными остаются их дальнейшие комплексные исследования в сфере управленческого консультирования по внутрифирменному обучению руководителей.
В связи с этим актуальность выбранной темы является весьма значимой для любого предприятия на каждом этапе его развития.
Целью выпускной квалификационной работы является иссследование консультационной деятельности по диагностике системы обучения руководителей в ООО «БрайтФит-Южный» и разработка проекта по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы консультационной деятельности по организации обучения персонала;
- проанализировать уровень квалификации персонала ООО «БрайтФит-Южный»;
- провести анализ эффективности консультационной деятельности по организации обучения персонала;
- разработать проект управленческого консультирования по совершенствованию обучения персонала ООО «БрайтФит-Южный»;
- дать экономическое обоснование проектных решений.
Объект исследования - внутрифирменное обучение персонала.
Предмет исследования - консультационная деятельность по совершенствованию внутрифирменного обучения руководителей ООО «БрайтФит-Южный».
Методологической основой написания данной работы послужили законодательные и нормативные документы, действующие в РФ, а также специальная литература таких авторов, как Кунц Г. О., Ладанов И.Д., Климов Е.А., Кокурина И.Г., Липатов С.А. и другие.
В данной работе были использованы труды отечественных и зарубежных ученых: Виханского О.С., Герчикова И. Н., Гусева Ю.В., Комарова Н., Семёнова О. К., Щегина Г.В.; Вудкока М., Фрэнсиса Д., Грейсона Дж, Дэвида Мерсера, Карла О’Делла, Зигерта В., Ланга Л.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: методы анализа и синтеза, сравнение, обобщение, анкетирование.
Научная новизна работы:
1. На основе теоретического анализа отечественных и зарубежных подходов к обучению персонала выявлены предпосылки и факторы, обусловливающие необходимость создания системы внутрифирменного обучения руководителей.
2. Определена возможность использования результатов и выводов исследования при организации внутрифирменного обучения персонала в фитнес-клубах.
3. Разработан проект управленческого консультирования по совершенствованию обучения персонала в фитнес-клубах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Управленческое консультирование по совершенствованию обучения персонала - это деятельность внутреннего консультанта по формированию у работников предприятия теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для выполнения работы;
2. Основываясь на выявленных проблемах в системе обучения в организации ООО «БрайтФит - Южный», разработан проект, нацеленный на совершенствование управления обучением персонала, который подразумевает организацию курсов повышения квалификации сотрудников. Систему организации обучения персонала осуществляли поэтапно, где на каждом этапе разрабатывали комплекс работ по реализации данного проектного решения.
3. Разработанный проект управленческого консультирования по совершенствованию обучения персонала ООО «БрайтФит-Южный» предполагает активное участие независимого лица в развитии персонала.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования управленческого проекта консультирования по совершенствованию внутрифирменного обучения руководителей в фитнес - клубе ООО «БрайтФит - Южный».
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение.
Во введении обосновывана проблема и противоречие исследования, поставлены цели и задачи исследования. В первой главе раскрыты теоретические аспекты консультационной деятельности по организации обучения персонала: роль и место обучения в системе кадрового менеджмента; предпосылки и факторы, обусловливающие необходимость создания системы внутрифирменного обучения руководителей. А также изучены цели, функции, методы и средства внутрифирменного обучения персонала. Во второй главе проанализирована деятельность консультанта по диагностике системы управления персоналом и обучения руководителей организации, разработан управленческий проект по внутрифирменному обучению руководителей в фитнес - клубе ООО «БрайтФит - Южный» и раасчитана его экономическая эффективность. В заключении даны краткие выводы выпускной квалификационной работы.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что, вкладывая деньги в персонал, руководители обеспечивают себе и своей компании надежное прогрессирующее будущее. К данному моменту времени накоплено достаточное количество статистических сведений, доказывающих, что один российский рубль, направленный на обучение сотрудника, в последствии приносит компании от трех до семи российский рублей. Учитывая, что на практике суммы значительно превышают стоимость в один рубль, не сложно сосчитать мощный поток прибыли, обеспечивающийся в будущем квалифицированным специалистом.
Кроме всего прочего стоит отметить, что повышение общего уровня профессионализма повышает и общий уровень эффективности работы компании, раскрывая и оттачивая мастерство сотрудников, их общий культурный и технический уровень, а также корректируя профессиональные стандарты. Это не просто помогает соответствовать стандартам профессий, но и способствует сплочению коллектива, преданности компании, что является в свою очередь, безусловно, самым необходимым для руководителя организации, потому что определяет способность компании к выживаемости и стабильному существованию.
Безусловно, инвестирование в обучение персонала - это беспроигрышная политика, более того - приносящая отдачу и плоды в кратчайшие сроки. В кризис это особенно важно по причине жесткой конкуренции, возникающей на его естественной почве. Повышение общего профессионального уровня компании через ее сотрудников гарантирует заметное выделение на фоне фирм- конкурентов и снижает риск «выгорания» организации к минимуму, потому что качество обслуживания, зависящее, опять же, исключительно от сотрудников, является неотъемлемой частью в ведении любого бизнеса.
И, конечно же, образованность и профессионализм обслуживающего персонала считается ключевым фактором, влияющим на рост не только компании, но и на общий рост экономического уровня в стране. Это заметно на данный момент в европейском обществе, но предпосылки к этому и понимание этого начинает появляться и в России. Следовательно, внутриорганизационное обучение каждой отдельной компании положительно влияет и на общество, и на государство в целом, так как способствует появлению высококвалифицированных специалистов и, как следствие, повышенный уровень производительности труда общества без дополнительных денежных вложений.
Говоря об экономической и социальной эффективности обучения квалифицированных кадров необходимо отметить следующее. Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигнутых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, возможностях повышения в должности, расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации.
Таким образом, обучение персонала является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей, в конечном счете, зависят ее экономические показатели и конкурентоспособность. Самообучение начинается непосредственно с того, что нужно определить потребности и несоответствия между требованиями, которые предъявляет компания к сотрудникам касательно квалификации, объема умений, знаний и навыков и тем, чем уже обладает сотрудник.
По итогам анализа потребностей происходит формирование бюджета и определение ключевых целей обучения и, конечно же, критериев его эффективности. С учетом того, что затраты рассматриваются исключительно как капиталовложение в уровень квалификации и профессионализма сотрудников, компания ждет и требует от них отдачи, которая будет выражена в повышении эффективности работы, что измеряет эффективность квалификации сотрудника. Кроме дачи оценки интегрального характера, компания проводит оценку эффективности каждой системы отдельно, с учетом того, насколько результативной была программа обучения.
Непосредственно процессы по разработке и реализации проф. обучения может проводить не только компания, но и организация, которая специализируется на этом. Стоит отметить, что в каждом конкретном случае, выбор программ обусловлен анализом плюсов и минусов каждой из предложенных программ. Выбор определенной методики обучения определяется теми целями и задачами, которые стоят перед компанией и объемом ресурсов, которые есть в ее распоряжении. В ходе достижения цели данной работы, нами решались следующие задачи: усвоение и закрепление навыков, анализа состояния системы обучения сотрудников на примере выбранной нами организации при учете комплекса новых веяний, изучения и системности информации касательно инноваций и способов их классифицирования.
Процесс обучения сотрудников организации сегодня осуществляется стихийно, руководство каждого из структурных подразделений выступает с инициативой в отношении избранного для обучения сотрудника. Из проведенного анализа эффективности управления обучением на предприятии общественного питании, а именно в ООО «БрайтФит - Южный» видно, что данная организация имеет некоторые проблемы:
- динамика текучести кадров этого предприятия не стабильна, в 2016 году отмечается текучесть кадров, что является признаком несовершенной кадровой политики, проводимой на предприятии;
- в некоторых случаях занимаемая должность не соответствует имеющемуся образованию;
- руководители не заинтересованы в развитии, обучении, продвижении кадров, мотивации персонала.
Решение данных проблем предполагает активное участие независимого лица в развитии персонала. Таким образом, в настоящее время требуется введение должности внутреннего консультанта Проект позволяет лучше интегрировать цели в задачи кадровой политики и эффективнее их достигать. Инициатива способствует развитию компетенций сотрудников и распространению лучших практик и технологий внутри ООО «Брайтфит- Южный». Внутренний консультант по обучению руководителей будет относиться к категории специалистов и подчиняться непосредственно Генеральному директору. Внутренний консультант по обучению руководителей осуществляет следующие действия:
- психодиагностика профессионально - важных качеств, личностных особенностей, анализ психофизиологического состояния руководителейподразделений;
- формирование и развитие необходимых качеств сотрудников в процессе проведения тренингов, семинаров и т.д.;
- психологическое консультирование сотрудников по профессиональному использованию и развитию индивидуальных способностей;
- социально - психологическое изучение, анализ коллективной и индивидуальной деятельности сотрудников.
Годовой экономический эффект в результате внедрения организационно технического мероприятия равняется 974,42 тыс. рублей.
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. - №1. (часть I). Ст. 3. - 146 с.
3. Альхименко О.Н. Управление интеллектуальным потенциалом как аспект повышения эффективности менеджмента в современных компаниях / О.Н. Альхименко // Сборник научных статей Международной научно¬практической Интернет-конференции «Предпринимательские аспекты деятельности менеджеров». 2016. С. 18 - 22.
4. Блинов В.А. Искусство управления персоналом: Учебное пособие / В.А. Блинов. М.: Гелан, 2016. - 411с.
5. Борисова Н.Н. Инновационно-ориентированное управление человеческими ресурсами: Монография / Н.Н. Борисова. М.: «Креативная экономика», 2016. - 132 с.
6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. М.: Юристъ, 2016. - 496 с.
7. Гневко В.А. Управление экономическим развитием народнохозяйственного комплекса / В.А. Гневко. СПб.: ИУ и Э, 2016. - 367с.
8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. М.: Издательство «Финпресс», 2016. - 416с.
9. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. Н. Новгород: НИМБ, 2016. - 624с.
10. Злоказова Т. Передача знаний на расстоянии // Управление персоналом. 2016. - №8. - С. 24 - 25.
11. Иванова И. Как получать специальные и дополнительные знания? // Служба кадров и персонал. 2016. - №1. - С. 52 - 54.
12. Карпенко Е.З. Человеческий капитал региона: формирование и оценка. Региональные проблемы преобразования экономики: международное сотрудничество и межрегиональная интеграция: Материалы первого Международного форума / Е.З. Карпенко. М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
13. Каспарова А.Ю. Политика взаимодействия с персоналом: опыт ОАО «РЖД» / А.Ю. Каспарова // III Социальный форум « Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития». Сборник выступлений и докладов. М., 2016. - 200 с.
14. Киричук С.А. Кадровое обеспечение органов власти // Служба кадров и персонал. 2016. - №9. - С.21 - 25.
15. Костина Т. Женщина-руководитель в стратегии «бесстрашного риска» / Беседовал А.Бородин // Business excellence = Деловое совершенство. 2016. - № 3. - С.15 - 19.
16. Крымов А.А. Вы - управляющий персоналом / А.А. Крымов. М.: Бератор-пресс, 2016. - 378 с.
...