ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИНАНТРОПНЫХ ЖИВОТНЫХ 6
1.1. Формы синантропных животных, общая характеристика 6
1.2. Бродячие собаки как модельный объект для изучения синантропных
животных 9
1.2.1. Агрессия бродячих собак 11
1.2.2. Иерархия отношений в стае бродячих собак 14
1.2.3. Межвидовые отношения бродячих собак 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДОМНЫХ
ЖИВОТНЫХ В ГОРОДЕ 21
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ О СИНАНТРОПНЫХ ЖИВОТНЫХ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.... 33
3.1. Применение сведений о синантропных животных в проектной и
исследовательской деятельности обучающихся 34
3.2. Применение сведений о синантропных животных во внеурочной
деятельности обучающихся 45
3.2.1 Методическая разработка внеурочного занятия 49
ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СИНАНТРОПНЫХ ЖИВОТНЫХ
В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 55
4.1. Методическая разработка конспекта урока 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
Синантропные животные - групповое название диких животных, приспособившихся к жизни вблизи мест обитания человека. К ним относятся различные классы животных - птицы (например, сизый голубь, домовой воробей), насекомые (таракан, комнатная муха, постельный клоп), грызуны (домовая мышь), а так же семейство псовых (бродячие собаки) и многие др. Наибольший интерес для нашей выпускной квалификационной работы представляют бродячие собаки, именно на эту группу животных стоит обращать особое внимание при изучении синантропных животных.
Бездомные животные представляют собой достаточно большую проблему для экологии города и самих горожан. Тысячи бродячих собак живут во всех городах, рядом с людьми, и люди должны понимать их, чтобы избежать беды. Количество уличных собак зависит от благоустройства территории и цивилизованности людей. Бродячие собаки, обитающие на городских окраинах, становятся хищниками, которые доминируют. Основным фактором возникновения стаи является наличие кормовой базы, то есть места доступа к пищевым отходам и наличия людей, которые подкармливают [3].
В Екатеринбурге насчитывается около 15-20 тысяч бродячих собак. Среди них потерявшиеся, выброшенные, а так же одичавшие уже в нескольких поколениях животные, являющиеся самой многочисленной группой. Наибольшие страдания испытывают выброшенные и животные, которые потерялись. Количество приютов для них небольшое. Ветеринарная помощь не всегда оказывается им в необходимом объеме. Практически нет шансов обрести хозяина. Стоит отметить, что бродячие животные представляют собой опасность, так как являются источником инфекционных болезней, гельмин- тозов, а также наносят укусы людям и другим животным, в том числе и домашним. Кроме того, одичавшие собаки стараются уничтожить практически всю фауну в городе [3].
Однако в появлении подобной проблемы вина людей, общества несомненна. Не задумываясь, люди, безжалостно избавляются от питомцев, пополняя тем самым и так многочисленные стаи бродячих животных. И, в конечном итоге, только от самих людей зависит, будет ли у бездомных животных дом.
Таким образом, стоит уже со школьной скамьи привлекать учащихся к проблеме бездомных животных. В образовательных учреждениях необходимо обращать внимание на состояние проблемы бездомных животных в районе проживания обучающихся [15]. Также педагогам нужно выяснить отношение учащихся к проблеме бездомных животных, стараться организовывать пропаганду, создавать листовки, тем самым внося свой вклад в поддержку бездомных животных (кормление, устройство в дом).
Цель работы заключается в изучении биологических особенностей синантропных животных.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику основным видам синантропных животных и их биологическим особенностям.
2. Изучить поведение и условия обитания синантропных животных на примере стаи бродячих собак.
3. Изучить и проанализировать использование сведений о поведении бродячих собак в школе, а также применение их в проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
4. Разработать конспект урока и внеурочного мероприятия с использованием сведений о синантропных животных для обучающихся средних классов.
Объект исследования: процесс изучения биологии в школе.
Предмет: изучение биологических особенностей синантропных животных.
Практическое значение. Материалы выпускной квалификационной работы и ее выводы могут быть использованы в работе школьных учителей предмета «Биология» при изучении некоторых тем школьной программы. А так же они призваны побудить интерес у учителей к данной теме, а через них способствовать повышению интереса обучающихся к изучению живой природы, ценностно-нравственному отношению к животным, знать о правилах безопасности при встрече с синантропными животными.
Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе нами рассматриваются общая характеристика синантропных животных и биологические особенности бродячих собак как представителей синантропных животных. Во второй главе нами проанализировано состояние проблемы бездомных животных в России, рассмотрены действующие и возможные пути снижения их численности. В третьей главе нами проанализировано применение сведений о бродячих животных во внеурочной деятельности обучающихся, отдельно рассмотрено применение в проектной и исследовательской деятельности. В четвертой главе рассмотрено использование сведений о синантропных животных в учебном процессе, обозначено место урока в школьном курсе биологии. В выпускной квалификационной работе даны рекомендации по поведению при встрече с бродячими собаками, а также методические разработки внеурочного мероприятия и урока с использованием сведений о синантропных животных.
Методы исследования - наблюдение и фотографирование некоторых видов синантропных животных; изучение и обобщение теоретических данных о синантропных животных, их анализ; наблюдение учебного процесса.
Материалы выпускной квалификационной работы были размещены в следующих сборниках:
1. Особенности распространения и биологии бродячих собак в г. Екатеринбурге. Научные исследования и разработки: материалы международной научно-практической конференции (25 августа 2015г.)/Уфа: АЭТЕРНА/ С.28-31
2. Изучение поведения псовых на примере стаи бродячих собак. Исследования природных и социально-экономических систем и проблемы естественнонаучного образования: материалы международной научно-практической конференции (23-24 апреля 2015г.)/УрГПУ/ С.103-108
3. Использование сведений о поведении бродячих собак в
школе. Студенческий научный форум 2016: материалы медждународ- ной студенческой электронной научной конференции/
http://www. scienceforum.ru/2016/2142/19693
4. Изучение поведения псовых на примере стаи бродячих собак. Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход: материалы международной научно-практической конференции (9-12 декабря 2015г.) в 2 томах. Т. П/С.14-16
5. Изучение экологии бродячих собак в г. Екатеринбурге. Экология в средней и высшей школе: синтез науки и образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (18-19 февраля 2016г.) С.119-123
6. Использование сведений о бродячих собаках в школьном курсе биологии. Исследования природных и социально-экономических систем и проблемы естественнонаучного образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции (22-23 марта 2016г.)/УрГПУ/ С.215-219
7. Применение сведений о бродячих собаках в учебно-воспитательной деятельности обучающихся. Студенческий научный форум 2017: материалы международной студенческой электронной научной конференции/ http://www. scienceforum.ru/2017/2825/32947
Синантропные животные представляют большую проблему для экологии городов в целом. Являясь переносчиками инфекционных болезней, гель- минтозов они угрожают здоровью людей, также являясь угрозой и для фауны городов.
Источником появления бездомных собак в России являются выброшенные, потерявшиеся животные, а также те, кто изначально не имел своего дома. Ещё одной причиной, влияющей на появление бродячих собак, является деятельность клубов по разведению породистых животных, которая действует бесконтрольно.
Поведение бездомных собак меняется по мере удаления от человека. В результате естественного отбора выживают наиболее крупные и агрессивные особи.
Следует отметить, что бездомные животные представляют собой опасность, как для человека, так и для городской фауны. В формировании решения проблемы бездомных животных необходимо участие, как самих владельцев животных, так и городских властей. В настоящее время в Российской Федерации не существует специального закона, регулирующего поведение людей по отношению к бродячим животным, за исключением ст. 245 УК РФ («О жестоком обращении с животными»).
В системе экологического образования школа является одним из самых основных звеньев. Её первостепенной задачей является подача необходимой базовой подготовки, и становление стартовой площадки для дальнейшей профессионально ориентированной деятельности учащихся. Каждый выпускник должен ориентироваться в главных и основных законах природы, которые определяют устойчивость жизни на планете Земля, и главных принципах взаимодействия общества и природы. Часто в образовательном процессе по данному направлению велико значение исследовательской и проектной деятельности, так как она:
• Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.
• Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
• Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
• Развивает личностные качества у обучающихся.
Целью таких проектов и исследований является привлечение внимания людей к проблеме бездомных животных. С бездомностью животных нужно бороться, но только именно с бездомностью, а не с животными. Необходимость принятия в России мер по решению проблемы очевидна и давно назрела. Гуманность не возникает сама собой. Гуманность возникает, когда в её сторону изменяется реальная жизнь, пусть даже медленно. Так же её нужно формировать со школьной скамьи. Нами для обучающихся были разработаны правила поведения при встрече с бродячими собаками, а также правила первой медицинской помощи, в случае, если избежать укуса не удалось.
Следует также отметить необходимость применения сведений о синантропных животных на уроках и на внеурочных мероприятиях. Нами были разработаны конспекты урока «Биология синантропных животных» и внеклассное мероприятие «Рассказ о бездомных собаках». Основной целью обоих занятий является формирование чувства ответственности, гуманного, ценностно-нравственного отношения к бродячим собакам.
В данной выпускной квалификационной работе мы решили задачи исследования:
1. Изучили и дали характеристику основным видам синантропных животных и их биологическим особенностям.
2. Изучили поведение и условия обитания бездомных собак как представителя синантропных животных.
3. Изучили и проанализировали использование сведений о поведении бродячих собак в школе, а также применение их в проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
4. Разработали конспект урока и внеурочного мероприятия с использованием сведений о синантропных животных для обучающихся средних классов.
Данные сведения и методические разработки, представленные в выпускной квалификационной работе были апробированы теоретически в качестве публикаций в сборниках конференций различного уровня (всероссийского, международного), а так же практически проведены в МАОУ СОШ № 46, г. Екатеринбурга в рамках производственной (преддипломной) практики.
1. Алексеев, С.А., Груздева, Н.В., Гущина, Э.В. Экологический практикум школьника [Текст]: Методическое пособие для учителя. / С.А. Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В. Гущина. - Самара: «Учебная литература». - 2006. 144 с.
2. Белова, Н.М., Наумова, Н.Н. Экология в мастерских [Текст]: Методическое пособие. / Н.М. Белова, Н.Н. Наумова. - СПб.: «Паритет», 2004 год. - 224 с.
3. Березина, Е.С. Этологические и экологические особенности бродячих собак в условиях города [Текст]: Животные в городе. Материалы второй научно-практической конференции. / Е.С Березина. - М.: ИПЭЭ РАН, 2003. - С. 113.
4. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой [Текст]: кн. для учителя. / А.П. Букин. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
5. Герасимова, Н.Н., Горсткина, З.Н. и др. Новые подходы к экологическому воспитанию школьников (в содружестве с природой) [Текст]: Методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию школьников. / Н.Н. Герасимова, З.Н. Горсткина, - Тула: ТО ИПК, 1991. - 49 с.
6. Глазачёв, С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира. [Текст]: Биология в школе, №3. / С.Н. Глазачёв. - 1999., стр. 5 -10.
7. Графодатский, А.С. и др. Генетика собаки. [Текст] / А.С. Графодатский и др. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 166 с.
8. Гусев, В. Г. Животные у нас дома [Текст]: Справочное пособие. / В. Г. Гусев. - М.:Экология, 1992-366с.
9. Дмитриев, Ю.Д. Соседи по планете - домашние животные [Текст]: научнохудожественная литература / Ю.Д. Дмитриев. - М., Дет. лит-ра., 1990. - 288 с.
10. Дьюсбери, Д. Поведение животных [Текст]: Сравнительные аспекты. / Д. Дьюсбери - М.: Мир, 1981. - 480 с.
11. Зубарева, И.М., Сараев, Д.А. Видовой состав гельминтов собак г. Новосибирска и пути распространения инвазии [Текст]: Проблемы АПК в условиях рыночной экономики. Тез. докл. / И.М. Зубарева, Д.А. Сараев. - Новосибирск, 1996. - 139 с.
12. Концевая, И.И., Бачура, Ю.М., Будов, А.М., Горносталев, А.А., Дайнеко, Н.М., Жадько, С.В. Методика преподавания биологии [Текст]: практическое пособие для студентов специальности «Биология (научно - педагогическая деятельность» / И.И. Концевая, Ю.М. Бачура, А.М. Будов, А.А. Горносталев, Н.М. Дайнеко, С.В. Жадько. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. - 156 с.
13. Конюшко, В.С., Павлюченко, С.Е., Чубаро, С.В. Методика обучения биологии [Текст]: Учебное пособие. / В.С. Конюшко, С.Е Павлюченко, С.В. Чубаро. — Минск: Книжный дом, 2004. — 256 с.
14. Корнеев, Л.А. Слово о собаке [Текст] / Л.А. Корнеев. - М. Мысль, 1989. - 253 с.
15. Литвенкова, И.А. Экология городской среды: урбоэкология [Текст]: Курс лекций. / И.А. Литвенкова.- Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», - 2005. - 163с...