ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ 5
1.1. Культивирование лекарственных растений 11
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18
2.1. Проектная деятельность как особый вид учебной деятельности 18
2.2 Типы учебных проектов 24
2.3 Оценивание проекта 27
2.4. История использования проектной деятельности в школе 28
ГЛАВА 3. ПРОЕКТЫ ПО ЛЕКАРСТВЕННЫМ РАСТЕНИЯМ 32
3.1. Творческий проект «Тайны лекарственных растений» 33
3.2. Исследовательский проект «Определение содержания дубильных
веществ в лекарственных растениях» 44
3.3. Исследовательский проект «Количественное определение
аскорбиновой кислоты в лекарственных растениях» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 73
Проектная деятельность занимает ведущее место в образовательном процессе, так как задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся, которые должны самостоятельно добывать новые знания и собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы и делать выводы.
Современные школьники неплохо справляются с заданиями репродуктивного характера, которые отражают овладение предметными знаниями и умениями, но испытывают затруднения при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, также вызывают осложнения анализ данных, формулировка выводов.
Федеральный государственный стандарт большое внимание уделяет именно проектной деятельности, но в школах она осуществляется не в полной мере, так как пока что относится к разряду инновационной, и у педагогов возникают некоторые трудности в реализации.
Изучение лекарственных растений является необходимым вопросом для детей, обучающихся в школе, так как большинство из них не знают окружающие их лекарственные растения и их свойства.
Объект: процесс обучения биологии
Предмет: проектная деятельность школьников по ознакомлению с лекарственными растениями
Цель: изучить лекарственные свойства растений и использовать знания о них в проектной деятельности школьников
Задачи:
1. ) Ознакомиться с общей информацией о лекарственных растениях
2. ) Рассмотреть понятие «проектная деятельность»
3. ) Разработать проекты, основанные на материалах о лекарственных растениях
Гипотеза: Учитывая, что тему «Лекарственные растения» на уроке биологии не изучают, можно предположить, что наиболее удобно и целесообразно будет рассмотреть ее в ходе проектной деятельности, используя творческие, исследовательские и другие проекты.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ литературы, изучение и обобщение сведений, сравнение, синтез, классифицирование, измерение, эксперимент.
Мы изучили лекарственные свойства растений и использовали знания о них в проектной деятельности школьников.
Ознакомились с общей информацией о лекарственных растениях; рассмотрели понятие «проектная деятельность»; разработали проекты, основанные на материалах о лекарственных растениях.
Таким образом, мы выяснили, что в лекарственных растениях содержатся определенные химические соединения, которые называются действующими веществами, сами растения употребляются в различном виде. Заготовка лекарственных растений включает в себя сбор, сушку и хранение. Существуют правила сбора отдельно для травы, листьев, почек, цветов, плодов, ягод и семян, коры, корней и корневищ. Также нужно соблюдать правила хранения, т.к. при не правильном хранении трав, даже правильно заготовленные и высушенные растения теряют свои целебные качества.
Культивирование лекарственных растений является важнейшим источником лекарственного сырья, обеспечивающим более половины его массы. Включает в себя комплекс мероприятий, которые направлены на изучение закономерностей развития растений в новых условиях произрастания и разработку агротехнический мероприятий по их выращиванию. Перевод в культуру лекарственных растений имеет важное значение - получение сырья высокого качества, содержащее большое количество фармакологически активных веществ. Продуктивность лекарственного растения оценивают не только по товарной массе, но также и по содержанию максимального количества действующих веществ. Особенно это важно, если из растения выделяются индивидуальные вещества, применяемые в качестве лекарственных средств.
Проектный метод - это не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 1920-1930 годы), и в зарубежной. А в последнее время этому методу уделяется большое внимание в России и 53
других странах мира. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая может быть индивидуальной, парной, групповой. Проектный метод предполагает решение проблемы, с использованием разнообразных методов, но с другой стороны и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей. В основе этого метода находится развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результатом проекта должно быть, что-то «осязаемое». Если была поставлена теоретическая проблема - то конкретное решение, если практическая - то конкретный результат, который готов к внедрению.
Нами были разработаны три проекта - один творческий и два исследовательских. Творческий проект «Тайны лекарственных растений», который рассчитан на учеников 5-7 классов, было решено вынести на этап реализации проекта, с целью выявления проблем и благоприятных факторов. В итоге мы не столкнулись с затруднениями, и проект прошел по задуманному нами плану: донесли до учеников информацию о лекарственных растениях и мифах, связанных с этими растениями. Чтобы информация осталась в памяти ребят надолго, они занялись созданием книги «Тайны лекарственных растений», каждый ученик принял участие в реализации этого проекта, и отнесся к этому серьезно и приложил максимум фантазии и творчества. Ученики лепили, рисовали, вырезали из цветной бумаги лекарственные растения и оформляли их разнообразным материалом. Им также было интересно услышать, как были задействованы лекарственные растения в их любимых фильмах, известных сказках и какие мифы были сложены древними народами. Эту информацию они также описали в книге. То есть готовым продуктом проекта явилась созданная учениками книга «Тайны лекарственных растений».
Второй проект «Определение содержания дубильных веществ в лекарственных растениях» был опробован нами самостоятельно. Мы провели опыт и убедились, что он является действенным и с помощью него можно определить содержание дубильных веществ в лекарственном растительном сырье.
Третий проект также носит исследовательский характер - «Количественное определение аскорбиновой кислоты в лекарственных растениях», подойдет для учеников 11 класса. Главным является определить количество витамина С в выбранных лекарственных растениях. Ученики должны провести опыт с использованием реактивов и лекарственного растительного сырья, потом с помощью формулы рассчитать количество аскорбиновой кислоты и занести данные в таблицу для того чтобы количественно сравнить содержание этого вещества в разных лекарственных растениях.
В каждом из проектов предоставлена литература для учителя и учеников, для того чтобы облегчить и улучшить проектный метод как вид учебной деятельности.