ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 7
1.1. Основные понятия социального взаимодействия детей дошкольного
возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста, имеющих задержку психического развития 13
1.3 Особенности социального взаимодействия детей дошкольного
возраста, имеющих задержку психического развития 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Описание диагностического инструментария для изучения
социального взаимодействия детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития 25
2.2. Психолого-педагогическая характеристика выборки испытуемых,
участвующих в экспериментальном изучении социального взаимодействия детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития 31
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения социального
взаимодействия детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития 33
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1. Методы коррекции социального взаимодействия детей дошкольного
возраста, имеющих задержку психического развития 41
3.2. Организация формирующего эксперимента в формировании навыков
социального взаимодействия детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития 43
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 91
Социальное взаимодействие - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению [24].
Социальное взаимодействие - это одно из значимых условий развития ребёнка. Оно выступает в качестве ведущего вида его деятельности, которая направлена на формирование личности ребёнка и его самооценки посредством общения с другими людьми.
Для успешной реализации личности ребёнка дошкольного возраста необходима сформированность навыков социального взаимодействия, умение контактировать с другими людьми, строить и поддерживать дружеские отношения.
Проблему социального взаимодействия детей дошкольного возраста изучали: Д. Б. Эльконин, Т. А. Маркова, А.В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, М.И. Лисина, Е. О. Смирнова, Л. М. Шипицына и др.
Потребность в общении у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Ранние формы социального взаимодействия во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к социальному взаимодействию, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты. Социальное взаимодействие- это необходимое условие успешного психического развития детей дошкольного возраста [1].
Особый интерес представляет изучение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития(ЗПР), так как из-за специфики данного дефекта они имеют трудности в приобретении практических 4
навыков взаимодействия с окружающими, усвоения правил поведения и этикета, поэтому данная тема, безусловно, является актуальной на сегодняшний день.
Объектом исследования является социальное взаимодействие детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
Предмет исследования - процесс формирования социального взаимодействия детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, возможно, будет более эффективным, если на ряду с мероприятиями, проводимыми в детском образовательном учреждении будет составлен и проведён комплекс коррекционных занятий по формированию навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - выявление и коррекция особенностей социального взаимодействия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования
1. Изучить особенности развития социального взаимодействия детей с ЗПР на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Подобрать методы и методики для изучения особенностей социального взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Экспериментальным путём изучить особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с ЗПР.
4. Проанализировать полученные данные, выделить специфические особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с ЗПР.
5. Подобрать методы коррекционной работы для устранения специфических особенностей социального взаимодействия детей дошкольного возраста с ЗПР.
6. Разработать комплекс занятий коррекционной работы по устранению нарушений социального взаимодействии детей дошкольного возраста с ЗПР и проанализировать полученные результаты.
Исходя из цели и задач исследования были выявлены следующие методы исследования: анализ необходимой литературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение, беседа, а также методики для выявления уровня социального взаимодействия детей дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёхглав, заключения, списка литературы и источников и приложений.
В соответствии с целью данного исследования - выявление и коррекция навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста с ЗПР в первой главе были проанализированы основные понятия социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР, а также особенности их социального взаимодействия. Во второй главе были использованы следующие методики для изучения социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста: М. Я. Басов «Схема наблюдения уровня навыков общения у ребёнка», И. А. Орлова и В. М. Холмогорова «Диагностика развития общения со сверстниками», Р. С. Немов «Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми» Урунтаева Г. А. «Изучение коммуникативных умений».
Для диагностики коммуникативных навыков у старшего дошкольного возраста с ЗПР были определены цели и задачи исследования, отобраны дети с соответствующим диагнозом. Так, группу испытуемых составили 8 детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы, возраст 6 - 7 лет.
В ходе исследования было выявлено, что для большинства детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте наиболее характерной является ситуативно-деловая форма общения, т.е. общение проще и естественнее для них происходит на фоне деловых контактов. Внеситуативные формы общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста развиты крайне слабо: они обычно пренебрегают познавательными контактами и беседами на личностные темы.
Дети с задержкой психического развития мало разговаривают между собой. На настоятельные вопросы собеседника дети отвечают очень кратко и 56
односложно. Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностного, необходимо постоянно стимулировать их активность. Дети дошкольного возраста должны почувствовать, что их понимают, к их мнению прислушиваются.
Можно сделать вывод, что детям старшего дошкольного возраста с ЗПР присущи следующие особенности общения: они не проявляют интереса к сверстникам, мотивы социального взаимодействия не сформированы, снижена потребность в общении. В особенностях поведения старших дошкольников с ЗПР проявляется незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм, что подтверждает необходимость проведения целенаправленной коррекционно - педагогической работы по формированию у них навыков социального взаимодействия. В третьей главе описано то, как проводилась коррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития, методы, использованные при коррекции.
В данной работе проведён анализ научной литературы о нейротипичных детях дошкольного возраста и о детях с задержкой психического развития, особенности диагностики навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. Были сделаны выводы по результатам изучения теоретической и проведения практической части.
В ходе работы был подобран, обоснован и реализован на исследуемой группе детей диагностический инструментарий, направленный на исследование навыков социального взаимодействия детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. Выбранные методики позволили выявить нарушения социального взаимодействия у данной категории детей. Группа для проведения исследования была выбрана удачно. Проведён констатирующий эксперимент с целью выявления навыков социального взаимодействия у данной категории детей. По итогам эксперимента были выявлены нарушения социального взаимодействия детей 57
выбранной категории. После этого были проведены самостоятельно составленный комплекс коррекционных занятий по формированию навыков социального взаимодействия детей, имеющих задержку психического развития.
После проведения коррекционной работы стали видны изменения в навыках социального взаимодействия детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Дети стали более успешно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, проявлять интерес к действиям другим, контролировать собственную деятельность и деятельность других. Также дети стали более внимательны и дружелюбны по отношению к другим. Некоторые из них стали добрее, развилось чувство сопереживания, эмпатии. Некоторые дети стали предпочитать коллективную игру индивидуальной, стали адекватно производить оценку как своих действий, так и действий сверстников. Повысилась инициативность детей и их чувствительность к воздействиям других.
Стало видно, что формирование навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, возможно, явилось более эффективным, когда на ряду с мероприятиями, проводимыми в детском образовательном учреждении был составлен и проведён комплекс коррекционных занятий по формированию навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Этот фак показывает, что гипотеза данного исследования подтвердилась. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что задачи данной выпускной квалификационной работы выполнены и цель достигнута.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : Академический проект, 2000. - 294 с.
2. Абрамян, Л. А. О возможностях игры и коррекции социальных эмоций дошкольников. Игры и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания [Текст] / Л. А. Абрамян. - Таллин : Детство, 1984. - 27 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 67 с.
4. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М. Я. Басов. - М. : Педагогика, 1975. - 432 с.
5. Беккер, К. П. Ребёнок, нуждающийся в специальном обучении [Текст] / К. П. Беккер, Х. Гебельт // Дефектология. - 1992. - № 5. - С. 31-35.
6. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] : пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль : Академия развития, 1998. - 136 с.
7. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. : Междунар. образоват. психол. колледж, 1995. - С. 130-141.
8. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
9. Винникова, Е. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович // Дефектология. - 1999. - № 1. - С. 18-24.
10. Власова, Т. А. Дети с временными задержками развития [Текст] / Т. А. Власова // О детях с отклонениями в развитии; под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М. : Педагогика, 1971. - С. 7-15.
11. Власова, Т. А. Дети с ЗПР [Текст] / под ред. Т. А. Власовой. - М. : Просвещение, 1984. - 198 с.
12. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] : для руководителей школ и педагогов / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : 1973. - 214 с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2004. - 512 с.
14. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. - 2003. - №2. - С. 25.
15. Галагузова, М. А. Социальная педагогика [Текст] / М. А. Галагузова. -М. : Просвещение, 2001. - 98 с...