ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 9
1.3. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГРАХ 23
2.1. Методы и методики, направленные на изучение развития
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективных играх 23
2.2. Результаты экспериментального изучения формирования
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективных играх 34
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1. Психолого-педагогические условия для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
3.2. Организация условий для коррекции коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективных играх 45
3.3. Анализ результатов динамики коррекции коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективных играх 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 80
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
Общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.
Актуальность темы связана с тем, что старший дошкольный возраст является одним из главных этапов развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Именно в этом возрасте ребенок должен овладеть основными коммуникативными навыками, которые позволили бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно социализироваться в обществе. Для успешного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития необходимо развивать имеющиеся у них потенциальные способности в общении. Выявление характерных особенностей развития общения у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста важно для дальнейшего углубления психо лого - педагогической стороны изучения сущности задержки психического развития, ее причин, поиска путей и средств коррекции отклонений в развитии этих детей.
В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.). С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.
Объектом исследования являются коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс коррекции коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - создать условия для коррекции коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективных играх.
Цель исследования реализуется в следующих задачах:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Планирование, организация, проведение и анализ результатов изучения формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Описание условий для коррекции коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективных играх.
4. Составление и апробация программы для коррекции коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - коррекция коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет более успешной при создании условий (таких как организация среды, организация общения детей в процессе специально организованной деятельности на занятиях, организация коллективной игровой деятельности) и использовании коррекционно-развивающей программы наряду с другими методами учебно-воспитательного процесса.
Для достижения цели исследования использовались следующие методы:
— теоретические (изучение, анализ, синтез психолого-педагогической литературы);
— эмпирические (наблюдение, эксперимент, опрос).
Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад "Маячок" № 170 комбинированного вида Ленинского района Нижнего Тагила по адресу: 622002, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Пароходная, 15 В экспериментальном исследовании участие приняли 5 детей с задержкой психического развития старшей группы.
В соответствии с целью данного исследования - создать условия для коррекции коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективных играх, были решены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Планирование, организация, проведение и анализ результатов изучения формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
3. Описание условий для коррекции коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективных играх.
4. Составление и апробация программы для коррекции коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Анализ литературы посвященной проблеме исследования развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития показал, что у детей мало развиты навыки коммуникации и нет заинтересованности в совместной деятельности со сверстниками. Они не умеют правильно проявлять желание в общение со сверстниками и взрослыми.
С помощью экспериментального исследования можно сделать выводы, что детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития мешает для полноценного взаимодействия с коллективом не высокий уровень развития коммуникативных навыков. Дети не заинтересованы в общении со сверстниками и не умеют себя вести при совместной деятельности. Это 58
указывает на то, что для таких детей необходимо организовывать специальные условия, в которых будет осуществляться коррекционная работа по целенаправленному развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В работе представлены специальные условия для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Кроме этого, была составлена и реализована коррекционно-развивающая программа, она является главным условием для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа содержит специальные коллективные занятия в виде игр, которые направлены на развитие коммуникативных навыков и совместной деятельности.
В работе были проведены, в ходе экспериментального исследования, констатирующий и контрольный этапы. Исходя из результатов, можно увидеть, что при контрольном этапе у детей имеется положительная динамика. В созданных специальных условиях и при применении составленной коррекционно-развивающей программы у детей наблюдалось взаимодействие друг с другом, интерес к деятельности сверстника, дети стали более инициативны и принимали инициативу от других детей. Также появился интерес к коллективным играм, которые были организованы взрослыми.
Это свидетельствует о том, что для более успешного развития коммуникативных навыков, должны быть созданы специальные условия и коррекционно-развивающие программы, направленные на преодоление тех или иных проблем, которые возникают у детей при взаимодействии с коллективом.
Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи решены.
Материалы ВКР могут быть актуальны для педагогов дошкольных образовательных организаций (воспитателей, дефектологов и психологов); студентов, обучающихся по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / под ред. К. С. Лебединской. - М., 1982. - 325 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М., 2006. - 67 с.
3. Барыльник, Ю. Б. Современный взгляд на задержку психического развития [Текст] : медицинские науки / Ю. Б. Барыльник, А. С. Исмайлова, Н. В. Филиппова // международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №10. - С. 256 - 262.
4. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М. Я. Басов. - М., 1975. - 432 с.
5. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М., 1973.
7. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова. - М. : Просвещение, 1992. - 143 с.
8. Дети с ЗПР [Текст] / под ред. Т. А. Власовой. - М., 1984.
9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : Аркти, 2001. - 224 с.
10. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников [Текст] : сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. - М. : Книголюб, 2006. - 64 с.
11. Ежкова, Н. С. Реализация эмоционального компонента в образовательном процессе дошкольных учреждений [Текст] : монография / Н. С. Ежкова. - Тула : ИНФРА, 2007. - 260 с.
12. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.
13. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, Владос, 1995. - 112 с.
14. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - СПб : Речь, 2003. - 432 с.
15. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога [Текст] : психологический практикум / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто; 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 568 с...