Коррекционная работа по преодолению нарушений коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
задержкой психического развития 8
1.2. Особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с
задержкой психического развития 11
1.3. Содержание и роль сюжетно-ролевых игр в развитии
коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2. ЭКСЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СЮЖЕТНО
РОЛЕВОЙ ИГРЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Характеристика методов и методик исследования коммуникативных
навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.... 25
2.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
задержкой психического развития, задействованных в эксперименте 30
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования 33
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 41
3.1. Содержание коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой
психического развития средствами сюжетно-ролевой игры 41
3.2. Обобщение и анализ эксперимента на контрольном этапе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 108
Современное дошкольное образование характеризуется введением в образовательно-воспитательный процесс Федерального государственного образовательного стандарта, в котором выражена мысль о необходимости ценностного отношения к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам; представленное в ФГОС требование к организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста осознается обществом как важнейшее. В связи с этим в специальной психологии и педагогике возрастает актуальность дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.
Важным направлением в формировании и развитии личности ребёнка дошкольного возраста является формирование коммуникативных навыков, являющихся основой социализации ребёнка.
Проблемы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной и др. У детей с нормативным развитием коммуникативные навыки достаточно развиты: дети старшего дошкольного возраста умеют налаживать контакты, имеют достаточно высокий уровень развития диалогической речи, имеют представления об этических нормах и правилах поведения, адекватно проявляют себя в различных ситуациях общения.
Среди детей с проблемами в развитии особое место занимают дети с ЗПР, у которых незрелость эмоционально-личностной сферы сочетается с недоразвитием познавательной деятельности.
Данные клинических и психолого-педагогических исследований свидетельствуют о некотором замедлении у данной категории детей темпов формирования системы социальных отношений, представлений и знаний о них. Изучение проблем социализации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР требует разностороннего исследования особенностей формирования коммуникативных навыков таких детей в конкретных условиях их жизни (в семье и детском саду).
Коммуникативным навыкам принадлежит ведущая роль в развитии у ребенка познавательных и психических функций, которые изначально формируются в процессе общения со взрослым и лишь затем становятся произвольными. Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют его общение со сверстником и взрослыми, и результаты этого неэффективного общения во многом определяют его дальнейшее психическое развитие.
Задержка психического развития напрямую влияет на формирование коммуникативных навыков детей данной категории, которое характеризуется слабым овладением средствами усвоения общественного опыта, недостаточным пониманием речи, содержательного подражания; трудностями действия по образцу и по инструкции; конфликтностью, повышенной тревожностью, неадекватным реагированием на поведение собеседника в процессе общения.
Проблема формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР изучена достаточно хорошо, однако во многих исследованиях, посвященных вопросу их обучения и воспитания, категория общения не ставилась как самостоятельная психологическая проблема, что позволяет считать исследование актуальным.
В формировании коммуникативных навыков детей с ЗПР старшего дошкольного возраста особое место занимает игровая деятельность. В научных исследованиях рассмотрены некоторые теоретические вопросы, связанные с обучением сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с ЗПР, а также выявлена роль игры и её влияние на умственное и нравственное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР. Но в данных исследованиях не раскрыто влияние данных видов игр на формирование их коммуникативных навыков.
Таким образом, возникает противоречие между значимостью формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и недостаточным методическим оснащением данного процесса с помощью сюжетно-ролевых игр.
Цель исследования: на основе изучения особенностей сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР подобрать и апробировать сюжетно-ролевые игры по их формированию.
Объект изучения: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство преодоления нарушений коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза: сюжетно-ролевая игра будет являться эффективным средством преодоления нарушений коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, если:
• организовать предварительную работу по обогащению содержания игровой деятельности детей (беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы);
• использовать адаптированные сюжеты в сюжетно-ролевой игре, способствующие формированию положительных отношений.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «коммуникативные навыки» и охарактеризовать их у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Определить содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с применением сюжетно-ролевой игры.
4. Изучить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
5. Реализовать сюжетно-ролевые игры по преодолению нарушений коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
6. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
• тестирование, наблюдение;
• педагогический эксперимент.
Методологические основы исследования:
• деятельностный подход к общению (А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Т. А. Репина);
• идеи значимости игры как формы общения (М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин);
• исследования отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре (А. П. Усова, Т. А. Репина).
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературным сделали вывод о том, что под коммуникативными навыками понимают освоенные субъектом способы выполнения коммуникативных действий, определяющие его готовность к общению и проявляющиеся в коммуникативной деятельности.
Коммуникативные навыки формируются в дошкольном возрасте. Особенностями коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являются: понимание информации, передаваемой собеседником, умение передавать информацию (используя вербальные и невербальные средства), проявление инициативы в общении, проявлении эмпатии и рефлексии по отношению к собеседнику.
Коммуникативные навыки имеют важное значение для развития деятельности ребенка, особую актуальность данная проблема приобретает в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности с ЗПР.
Коммуникативная деятельность старших дошкольников с ЗПР развита в меньшей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников. Коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуются низким уровнем активности и инициативности в общении, неумением передавать адекватными неречевыми и речевыми средствами свое эмоциональное состояние, слабым владением коммуникативными
действиями саморегуляции, недоразвитием экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств общения.
Доказано, что наиболее полно умения и навыки дети старшего дошкольного возраста приобретают в игровой деятельности, которая способствует разностороннему развитию ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). В процессе формирования коммуникативных навыков у 60
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР большое значение имеет сюжетно-ролевая игра.
Мы рассматриваем сюжетно-ролевую игру как разновидность творческой игры детей дошкольного возраста, представляющая собой деятельность, в процессе которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме воспроизводят отношения взрослых. В рамках нашего исследования мы применяем сюжетно-ролевую игру как средство преодоления нарушений коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПРв целостном педагогическом процессе.
Сюжетно-ролевую игру старших дошкольников с ЗПР отличает предметно-действенный способ ее построения, редкое использование предметов-заменителей, неречевой характер деятельности. Помимо этого игровая деятельность у детей с ЗПР отличается недостаточной эмоциональной выраженностью, проблематичностью в построении
межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, ограниченностью взаимодействия со сверстниками.
Теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, позволило провести экспериментальное исследование, которое осуществлялось на базе МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 205 г. Екатеринбурга.
Для достижения цели исследования на констатирующем этапе эксперимента мы использовали следующие диагностические методики: «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу»
А. М. Щетининой, «Рукавички» А. Г. Урунтаевой, «Диагностическая беседа» Н. В. Филипповой.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что высокий уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР отсутствует. У 33% детей средний уровень сформированности коммуникативных навыков; у 66% детей низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
По итогам констатирующего эксперимента нами был проведен формирующий этап эксперимента, с целью подбора и апробациисюжетно- ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для проверки эффективности предложенных сюжетно-ролевых игр был проведён контрольный этап эксперимента, который позволил увидеть динамику уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР экспериментальной группы.
Результаты контрольного эксперимента экспериментальной группы показали, что 16,6% детей находятся на высоком уровне сформированности коммуникативных навыков; 33,3 % детей имеют средний уровень
сформированности коммуникативных навыков; 50% детей имеют низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.
Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы показал, что у детей экспериментальной группы уровень сформированности коммуникативных навыков повысился, в то время как у детей контрольной группы уровень развитие коммуникативных навыков остался без изменений. Следовательно, сюжетно-ролевая игра является средством преодоления коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, что явилось подтверждением гипотезы.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 2006. - 67 с.
2. Аюпова, Э. И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков [Текст] / Э. И. Аюпова // Преподаватель XXI век. - 2007. - №2. - С. 188 - 190.
3. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович ; под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца // Вопросы психологии: сб. статей. - М. :Междунар. образоват. психол. колледж, 1995. - 144 с.
4. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
5. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / Л. А. Венгер // Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сб. научных трудов. - М. : Просвещение, 1988. - 127 с.
6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. -№6. - С. 21-24.
7. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. М. : Смысл, 2004. - 512 с.
8. Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : Ника-Пресс, 1998. - 212 с.
9. Дмитриева, Е. Е. Особенности коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития [Текст] / Е. Е. Дмитриева // Специальная психология. - 2005. - № 1. - С. 14-18.
10. Дридзе, Т. М. Организация и методы
лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации [Текст]: учеб.пособие-практикум по спецкурсу «Введ. в
лингвосоциопсихологию» / Т. М. Дридзе ;Моск. гос. ун-т им. М.
В. Ломоносова. - М., 1979. - 281 с.
11. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. А. Дубина, - М. : Книголюб, 2006. - 64 с.
12. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Р. А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. 2002. - №4. - С. 12 - 14.
13. Кузнецова, Л. В. Использование игры в коррекционных целях [Текст] /Л. В. Кузнецова // Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. - М. : Педагогика, 1981. - 325 с.
14. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей [Текст] : учебное пособие / В. В. Лебединский. - М. : Московский университет, 1985. - 45 с.
15. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской. 2-е изд. М. : МПСИ. Воронеж МОДЭК, 2001. - 384с...