Заповедник как особо охраняемая природная территория
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЗАПОВЕДНИКОВ 6
1.1. Заповедник как особо охраняемая природная территория 6
1.2. Законодательные основы функционирования заповедников 8
1.3. История становления сети заповедников Урала 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ЗАПОВЕДНИКОВ УРАЛА 16
2.1. Заповедники Северного Урала 17
2.2. Заповедники Среднего Урала 25
2.3. Заповедники Южного Урала 30
2.4. Анализ сети заповедников Урала 35
2.5. Применение ГИС-технологий при характеристике заповедников
Урала 38
ГЛАВА 3. ЗАПОВЕДНИКИ УРАЛА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 42
3.1. Изучение ООПТ в школьном курсе географии 43
3.2. Методические особенности исследовательской деятельности
школьников 48
3.3. Применение характеристики заповедников Урала в исследовательской
деятельности школьников 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЗАПОВЕДНИКОВ 6
1.1. Заповедник как особо охраняемая природная территория 6
1.2. Законодательные основы функционирования заповедников 8
1.3. История становления сети заповедников Урала 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ЗАПОВЕДНИКОВ УРАЛА 16
2.1. Заповедники Северного Урала 17
2.2. Заповедники Среднего Урала 25
2.3. Заповедники Южного Урала 30
2.4. Анализ сети заповедников Урала 35
2.5. Применение ГИС-технологий при характеристике заповедников
Урала 38
ГЛАВА 3. ЗАПОВЕДНИКИ УРАЛА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 42
3.1. Изучение ООПТ в школьном курсе географии 43
3.2. Методические особенности исследовательской деятельности
школьников 48
3.3. Применение характеристики заповедников Урала в исследовательской
деятельности школьников 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Сущность проблемы и ее актуальность. Одна из острейших проблем, стоящих перед человечеством в XX и XXI веках - охрана природы. В связи с этим в последнее время возрастает интерес к особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Это объясняется тем, что на Земле всё меньше остаётся уголков природы, ещё не тронутых человеком. Под антропогенным воздействием природные объекты, имеющие важное значение, могут сильно изменить свои свойства или исчезнуть. Такая категория ООПТ как заповедник позволяет человечеству сохранить уникальные и типичные природные комплексы в исходном состоянии благодаря абсолютному режиму охраны, а именно полному запрету хозяйственной и рекреационной деятельности и невмешательству в ход естественных процессов.
Отдельные заповедные участки не способны полностью выполнять функции сохранения природы. Необходима репрезентативная сеть заповедников, выполняющая все природоохранные функции и задачи. Так, сеть заповедника Урала включает в себя 12 учреждений, расположенных в разных административных и физико-географических единицах.
Знания об ООПТ и в целом об охране природы важны для каждого человека, так как осведомленность именно в этих вопросах позволяет сохранить природные богатства. Эти знания человек начинает получать еще в школе. Темы, посвященные рассмотрению заповедников и других ООПТ, могут изучаться с начальной школы, но основные понятия рассматриваются в среднем звене, в 7-8 классе при изучении физической географии материков и океанов и России.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на реализацию учебно-исследовательской деятельности со школьниками. Теория изучения заповедников, их природных особенностей, перспектив развития являются основой для проведения исследований. В век информационных технологий учебно-исследовательская деятельность может быть выполнена обучающимися различными методами и способами, в этом случае характеристика ООПТ и, в частности, заповедников Урала может стать так называемой геоинформационной основой для учебных исследований школьников. В этой связи становится актуальным разработка и апробация методики исследования заповедников Урала с применением информационных технологий.
Указанные предпосылки определили цель настоящего исследования, которая заключается в оптимизации характеристики заповедников Урала с помощью геоинформационных технологий для учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Объектом исследования соответственно стали заповедники Урала, а предметом исследования - характеристика заповедников Урала с помощью геоинформационных технологий.
Гипотеза проводимого исследования —применение геоинформационных технологий позволит оптимизировать процесс характеристики заповедников Урала и использовать ее в качестве основы для исследовательской деятельности школьников.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. Провести анализ теоретических основ изучения заповедников
2. Изучить историю становления сети заповедников Урала
3. Охарактеризовать заповедники Урала по плану
4. Применить геоинформационные технологии при характеристике заповедников Урала
5. Проанализировать сеть заповедников Урала
6. Рассмотреть методические условия применения исследовательской деятельности в школе
7. Проанализировать школьные учебно-методические комплексы
8. Применить характеристику заповедников Урала в исследовательской деятельности школьников.
В качестве теоретической и методологической основы, на которой базировалось написание дипломной работы, использованы теоретические и методические положения, разработанные исследованиями Н.Ф. Реймерса, Ф.РШтильмарка, Ю.А. Исакова, А.Н.Иванова, В.П.Чижовой, В.В.Дежкина. Эти исследователи интенсивно прорабатывали вопросы, связанные с организацией системы особо охраняемых природных территорий.
В работе применен комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: описания, сравнительно-географический, географического районирования картографический, статистический, моделирования, геоинформационный.
Практическое значение работы состоит в том, что материалы дипломной работы и ее выводы могут быть использованы в дальнейшей научной работе, а также в работе учителем географии при обучении соответствующим темам школьной географии, в исследовательской деятельности школьников.
Апробация работы и публикации. По результатам исследования написана статья «Заповедники Урала: современное состояние и перспективы развития», опубликованная сборнике тезисов научных работ «Актуальные проблемы развития естественных наук» XIX областного конкурса научноисследовательских работ «Научный Олимп».
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Работа изложена на 55 страницах основного текста, содержит 1 таблицу, 3 рисунка, 17 приложений. В списке используемых источников 53 наименования.
Отдельные заповедные участки не способны полностью выполнять функции сохранения природы. Необходима репрезентативная сеть заповедников, выполняющая все природоохранные функции и задачи. Так, сеть заповедника Урала включает в себя 12 учреждений, расположенных в разных административных и физико-географических единицах.
Знания об ООПТ и в целом об охране природы важны для каждого человека, так как осведомленность именно в этих вопросах позволяет сохранить природные богатства. Эти знания человек начинает получать еще в школе. Темы, посвященные рассмотрению заповедников и других ООПТ, могут изучаться с начальной школы, но основные понятия рассматриваются в среднем звене, в 7-8 классе при изучении физической географии материков и океанов и России.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на реализацию учебно-исследовательской деятельности со школьниками. Теория изучения заповедников, их природных особенностей, перспектив развития являются основой для проведения исследований. В век информационных технологий учебно-исследовательская деятельность может быть выполнена обучающимися различными методами и способами, в этом случае характеристика ООПТ и, в частности, заповедников Урала может стать так называемой геоинформационной основой для учебных исследований школьников. В этой связи становится актуальным разработка и апробация методики исследования заповедников Урала с применением информационных технологий.
Указанные предпосылки определили цель настоящего исследования, которая заключается в оптимизации характеристики заповедников Урала с помощью геоинформационных технологий для учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Объектом исследования соответственно стали заповедники Урала, а предметом исследования - характеристика заповедников Урала с помощью геоинформационных технологий.
Гипотеза проводимого исследования —применение геоинформационных технологий позволит оптимизировать процесс характеристики заповедников Урала и использовать ее в качестве основы для исследовательской деятельности школьников.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. Провести анализ теоретических основ изучения заповедников
2. Изучить историю становления сети заповедников Урала
3. Охарактеризовать заповедники Урала по плану
4. Применить геоинформационные технологии при характеристике заповедников Урала
5. Проанализировать сеть заповедников Урала
6. Рассмотреть методические условия применения исследовательской деятельности в школе
7. Проанализировать школьные учебно-методические комплексы
8. Применить характеристику заповедников Урала в исследовательской деятельности школьников.
В качестве теоретической и методологической основы, на которой базировалось написание дипломной работы, использованы теоретические и методические положения, разработанные исследованиями Н.Ф. Реймерса, Ф.РШтильмарка, Ю.А. Исакова, А.Н.Иванова, В.П.Чижовой, В.В.Дежкина. Эти исследователи интенсивно прорабатывали вопросы, связанные с организацией системы особо охраняемых природных территорий.
В работе применен комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: описания, сравнительно-географический, географического районирования картографический, статистический, моделирования, геоинформационный.
Практическое значение работы состоит в том, что материалы дипломной работы и ее выводы могут быть использованы в дальнейшей научной работе, а также в работе учителем географии при обучении соответствующим темам школьной географии, в исследовательской деятельности школьников.
Апробация работы и публикации. По результатам исследования написана статья «Заповедники Урала: современное состояние и перспективы развития», опубликованная сборнике тезисов научных работ «Актуальные проблемы развития естественных наук» XIX областного конкурса научноисследовательских работ «Научный Олимп».
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Работа изложена на 55 страницах основного текста, содержит 1 таблицу, 3 рисунка, 17 приложений. В списке используемых источников 53 наименования.
В данной работе изучена и дана характеристика заповедников Урала с помощью ГИС-технологий для будущих научных исследований школьников.
В результате проведенного исследования были изучены теоретические основы заповедного дела, законодательные основы функционирования заповедников, рассмотрена история становления сети заповедников Урала, дана характеристика заповедников Урала по следующему плану: геологическое строение и рельеф, климат, природные воды, почвы, растительный мир, животный мир, уникальные черты, присущие данной территории. На территории Урала расположено 12 заповедников: Печоро- Илычский, Вишерский, Денежкин Камень, Басеги, Висимский, ВосточноУральский, Ильменский, Южно-Уральский, Башкирский, Шульган-Таш, Оренбургский, Шайтан-Тау. Подробно были описаны лишь три заповедника Урала: Печоро-Илычский (Северный Урал), Висимский (Средний Урал), Башкирский (Южный Урал). Результаты характеристики остальных заповедников объемны и обширны, поэтому они были представлены в виде сводной таблицы в Приложениях.
В работе была проанализированы заповедники Урала, на основе анализа были сделаны следующие выводы:
• история формирования сети заповедников Урала началась с создания Ильменского заповедника в 1920 году. 1950 - е годы были кризисными для заповедного дела в России и на Урале, многие заповедники были упразднены. Их восстановление началось в 1980 - е
годы и продолжается по сей день.
• На Урале существует заповедники кластерного типа: Печеро- Илычский заповедник (Якшинский, Уральский участки) и Оренбургский заповедник (Таловская, Буртинская, Айтуарская, Ащисайская, Предуральская степи).
• На Урале есть биосферные заповедники, имеющие
международную категорию охраны природы - Висимский и Печоро- Илычский. Такие заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг (имеют индивидуальный сертификат ЮНЭСКО).
• Заповедники Урала расположены в 6 субъектах РФ: Свердловская обл., р. Коми, Пермский край, р. Башкортостан, Оренбургская обл., Челябинская обл. Большинство расположено на территории республики Башкортостан. Наименьшее количество расположено на территории республики Коми.
• Из 12 ландшафтных областей Новоземельско-Уральской равнинно-горной страны только в пяти есть заповедники: умеренноконтинентальная таежная, континентальная лесостепная, умеренноконтинентальная лесостепная, умеренно-континентальная степная, континентальная степная. Это говорит о не репрезентативности территории и необходимости организации дополнительных заповедников на Урале. Стоит отметить, что в данном анализе не учитываются другие категории ООПТ, которые несомненно повышают репрезентативность.
При составлении характеристики заповедников Урала были применены ГИС-технологии, а именно программа ArcView - GIS. Результатом этой работы стала общая карта заповедников Урала, а также карты по отдельным заповедникам. Проекты этих картах содержат атрибутивные таблицы с информацией по заповедникам.
В работе были проанализированы учебно-методические комплексы по географии с 5 по 11 класс на предмет изучения ООПТ. Рассмотрение охраняемых природных территорий происходит в 7 классе, при изучении курса «География материков и океанов». В основном, данные темы рассматриваются в конце учебного года, после изучения природных особенностей материков, их богатств. Это весьма логично, так как сохранение природы и богатств Мира является важной глобальной природой человечества. Также рассмотрение тем, в которых изучаются ООПТ, есть в курсе «Физической и экономической географии России» в 8 классе. Эти темы также завершают обучение по данному курсу. Кроме изучения теоретических основ, есть практическая часть: ответы на вопросы, выполнение заданий, исследовательская деятельность и т.д. Изучение ООПТ в курсе школьной географии предусматривает следующие результаты: бережное отношение к природе; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности при оценке и устранении антропогенных воздействий на природу своего родного края, отдельных природных территорий; умение приводить примеры охраны природных ресурсов; понимать и применять меры по сохранению природы.
По теме исследовательской работы был проведен урок «Заповедники Урала: чем похожи и чем отличаются?» в МАОУ «СОШ № 54» (г. Новоуральск, Свердловская область).
В результате проведенного исследования были изучены теоретические основы заповедного дела, законодательные основы функционирования заповедников, рассмотрена история становления сети заповедников Урала, дана характеристика заповедников Урала по следующему плану: геологическое строение и рельеф, климат, природные воды, почвы, растительный мир, животный мир, уникальные черты, присущие данной территории. На территории Урала расположено 12 заповедников: Печоро- Илычский, Вишерский, Денежкин Камень, Басеги, Висимский, ВосточноУральский, Ильменский, Южно-Уральский, Башкирский, Шульган-Таш, Оренбургский, Шайтан-Тау. Подробно были описаны лишь три заповедника Урала: Печоро-Илычский (Северный Урал), Висимский (Средний Урал), Башкирский (Южный Урал). Результаты характеристики остальных заповедников объемны и обширны, поэтому они были представлены в виде сводной таблицы в Приложениях.
В работе была проанализированы заповедники Урала, на основе анализа были сделаны следующие выводы:
• история формирования сети заповедников Урала началась с создания Ильменского заповедника в 1920 году. 1950 - е годы были кризисными для заповедного дела в России и на Урале, многие заповедники были упразднены. Их восстановление началось в 1980 - е
годы и продолжается по сей день.
• На Урале существует заповедники кластерного типа: Печеро- Илычский заповедник (Якшинский, Уральский участки) и Оренбургский заповедник (Таловская, Буртинская, Айтуарская, Ащисайская, Предуральская степи).
• На Урале есть биосферные заповедники, имеющие
международную категорию охраны природы - Висимский и Печоро- Илычский. Такие заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг (имеют индивидуальный сертификат ЮНЭСКО).
• Заповедники Урала расположены в 6 субъектах РФ: Свердловская обл., р. Коми, Пермский край, р. Башкортостан, Оренбургская обл., Челябинская обл. Большинство расположено на территории республики Башкортостан. Наименьшее количество расположено на территории республики Коми.
• Из 12 ландшафтных областей Новоземельско-Уральской равнинно-горной страны только в пяти есть заповедники: умеренноконтинентальная таежная, континентальная лесостепная, умеренноконтинентальная лесостепная, умеренно-континентальная степная, континентальная степная. Это говорит о не репрезентативности территории и необходимости организации дополнительных заповедников на Урале. Стоит отметить, что в данном анализе не учитываются другие категории ООПТ, которые несомненно повышают репрезентативность.
При составлении характеристики заповедников Урала были применены ГИС-технологии, а именно программа ArcView - GIS. Результатом этой работы стала общая карта заповедников Урала, а также карты по отдельным заповедникам. Проекты этих картах содержат атрибутивные таблицы с информацией по заповедникам.
В работе были проанализированы учебно-методические комплексы по географии с 5 по 11 класс на предмет изучения ООПТ. Рассмотрение охраняемых природных территорий происходит в 7 классе, при изучении курса «География материков и океанов». В основном, данные темы рассматриваются в конце учебного года, после изучения природных особенностей материков, их богатств. Это весьма логично, так как сохранение природы и богатств Мира является важной глобальной природой человечества. Также рассмотрение тем, в которых изучаются ООПТ, есть в курсе «Физической и экономической географии России» в 8 классе. Эти темы также завершают обучение по данному курсу. Кроме изучения теоретических основ, есть практическая часть: ответы на вопросы, выполнение заданий, исследовательская деятельность и т.д. Изучение ООПТ в курсе школьной географии предусматривает следующие результаты: бережное отношение к природе; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности при оценке и устранении антропогенных воздействий на природу своего родного края, отдельных природных территорий; умение приводить примеры охраны природных ресурсов; понимать и применять меры по сохранению природы.
По теме исследовательской работы был проведен урок «Заповедники Урала: чем похожи и чем отличаются?» в МАОУ «СОШ № 54» (г. Новоуральск, Свердловская область).
Подобные работы
- Изучение особо охраняемых природных территорий Красноярского края в школьном курсе биологии и географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Развитие особо охраняемой природной территории «Столбы» как национального парка
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Разработка информационно-аналитического обеспечения процесса управления эколого-просветительской деятельностью особо охраняемых природных территорий Российской Федерации на примере «Государственного природного заповедника «Столбы»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - СОЗДАНИЕ ГИС-КАРТЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Использование геоинформационных систем в управлении особо охраняемых природных территорий (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2021 - КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ООПТ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Оценка эстетической привлекательности ландшафтов особо охраняемых природных территорий Ставропольского края для нужд рекреационного природопользования
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Особо охраняемые природные территории Восточного Казахстана
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022





