Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №98034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы134
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Словарь как объект изучения детьми 7
1.2. Закономерности формирования и развития словаря у детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического
развития 19
1.4. Характеристика сформированности словаря у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 27
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 39
2.1. Организация констатирующего эксперимента по
исследованию сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития 39
2.2. Методика констатирующего эксперимента 43
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 59
3.1. Анализ программ воспитания и обучения детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического
развития 59
3.2. Содержание коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития 67
3.3. Контрольный эксперимент 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 113

Формирование словаря у ребенка - продолжительный процесс количественного накопления слов, усвоение их общественно -значимого смысла, развитие умений пользоваться ими в общении.
Значимой составляющей в развитии лексики ребенка является овладение значениями слов, что является главным условием его интеллектуального развития.
В то же время закономерности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития находят отражение в недостаточном или нарушенном развитии лексического строя речи, что проявляется в ограниченности их представлений об окружающем мире, в трудностях осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.
Такие ученые как Р. И. Лалаева; Е. С. Слепович; С. Г. Шевченко отмечают бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, неумение разделять лексические единицы по семантическим признакам, непонимание значения обобщающих слов и их неадекватное употребление, вследствие чего дети не могут дифференцировать обобщающие понятия. В словаре детей с задержкой психического развития преобладают существительные, но имеется недостаточное количество прилагательных и глаголов.
Таким образом, закономерности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которые возникают из-за недоразвития познавательной сферы, представляют актуальность данной проблемы исследования. Таким детям необходимо своевременное проведение коррекционной работы по формированию словаря.
Теоретическое значение нашей работы заключается в изучении и уточнении знаний о закономерностях развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическое значение нашей работы заключается в экспериментальном исследовании закономерностей формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и определении на этой основе задач, направлений, содержания и организации коррекционной работы по формированию словаря на материале имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
Объект исследования - закономерности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - содержание коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - определение содержания и реализация специальной коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и оценка ее эффективности.
Для достижения обозначенной цели нами были поставлены следующие задачи:
• провести теоретический анализ по проблеме формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с задержкой психического развития;
• изучить закономерности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися детьми, посредством экспериментального исследования;
• провести сравнительный анализ полученных данных о закономерностях формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;
• определить направления, специфику, условия, содержание коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
• оценить эффективность проведенной коррекционной работы по формированию словаря с помощью контрольного эксперимента, в котором отражаются результаты сформированности словаря у детей.
Использовались такие методы исследования:
• Эмпирические - беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент.
• Интерпретационные - количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
• Сравнительные - обнаружение сходств и различий данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на сегодняшний день являются актуальной, теоретически и практически значимой проблемой. Речь детей с ЗПР - одна из сложноорганизованных психических функций. Отмечается замедленный темп ее развития, своеобразные проявления и большая распространенность нарушений.
Исследования таких авторов как Р. И. Лалаева, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, С. Г. Шевченко свидетельствует о том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечается недостаточное развитие словаря, которое имеет следующие особенности: ограниченность словарного запаса, значительное расхождение между активным и пассивным словарем, преобладание обиходной лексики, часто имеющей неточные или ошибочные понятия. Кроме того дети с трудом выделяют признаки предметов, находят обобщающие слова.
Все это существенно затрудняет общение ребенка с взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, что влечет за собой сложности при обучении и воспитании в дошкольной образовательной организации.
Чтобы обогатить словарный запас детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами было определено содержание и реализация специальной коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и оценена ее эффективность, что и являлось целью нашего исследования.
Для ее осуществления были выполнены все поставленные задачи:
- проведен теоретический анализ по проблеме формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с задержкой психического развития;
• изучены закономерности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися детьми, посредством экспериментального исследования;
• проведен сравнительный анализ полученных данных о закономерностях формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;
• определены направления, специфика, условия, содержание коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
• оценена эффективность проведенной коррекционной работы по формированию словаря с помощью контрольного эксперимента, в котором отражаются результаты сформированности словаря у детей.
Методика коррекционной работы в рамках формирующего эксперимента включала в себя задания на формирование словаря существительных, прилагательных и глаголов.
После проведения специальной коррекционной работы по формированию словаря и последующего контрольного эксперимента по оценке сформированности словаря и эффективности коррекционной работы, можно сделать следующие выводы:
1) У старших дошкольников с ЗПР объем словаря расширился, что говорит о сформированности более четких представлений об окружающей действительности;
2) Кроме элементарной обиходной лексики, дети с ЗПР стали понимать более сложные слова и их значения, научились подбирать обобщающие слова;
3) Словарный запас имен существительных и глаголов стал значительно шире, но необходимо в дальнейшей коррекционной работе обогащать словарь имен прилагательных, так как дети имеют некоторые трудности в их усвоении;
4) Дети с ЗПР научились дифференцировать антонимические и синонимические отношения;
5) Было выявлено, что детям с ЗПР стало гораздо легче взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Все вышеперечисленные выводы позволяют констатировать, что данная коррекционная работа по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является эффективной и может способствовать дальнейшему успешному воспитанию и обучению детей в дошкольной образовательной организации и во время школьного обучения.


1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / под ред. К. С. Лебединской. - М., 1982. - 325 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М., 2008. - 400 с.
3. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М. : Издательство «Просвещение», 1968. - 446с.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - М. : Советская энциклопедия, 1966. - 607 с.
5. Бабенко, Л. Г. Лексикология русского языка [Текст] : учебник / Л.Г. Бабенко. - Екатеринбург : Уральский государственный университет имени А. М. Горького, 2008. — 126 с.
6. Борякова Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект) [Текст] / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. - М., 2007. - 78 с.
7. Валгина, Н. С. Современный русский язык [Текст] : учебник / Н.С. Валгина, Д. Э. Розенталь. - М., 2011. - 528 с.
8. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т. А. Власова, К.С.Лебединская // Дефектология. - 1975. - №6. - С. 8-17.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь: собрание трудов [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 2011. - 640 с.
10. Выготский, Л. С. Развитие устной речи [Текст] / Л. С. Выготский // Детская речь. - 1996. - С. 51
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н.Гвоздев. - М., 2007. - 480 с.
12. Григорьян, Е. Л. Лексическое значение слова. Лексика как система [Текст] / Е. Л. Григорьян. - Ростов-на-Дону, 2002. - 20 с.
13. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О. Е. Громова. - М., 2003. - 176 с.
14. Данилова, Л. А. Особенности развития пассивного и активного словаря у детей в возрасте 5-7 лет [Текст] / Л. А. Данилова, Л. М. Рябкина. - Л., 1974. - 123 с.
15. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 1994. - 256 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ