Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности (на основе гендерного подхода)

Работа №98030

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы141
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА 6
1.1. Особенности социального развития детей дошкольного возраста . .. 6
1.2. Гендерный подход как психолого-педагогическое явление 16
1.3. Игровая деятельность как фактор социального развития детей
дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Изучение опыта социального развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 35
2.2. Изучение уровня социального развития детей дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации 45
2.3. Содержание и рекомендации по социальному развитию детей
дошкольного возраста 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношения полов повлекла феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Гендер - это характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Гендерная социализация - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет. Гендерный подход в образовании - это характеристики пола в воспитательно-образовательном процессе.
Сейчас политика государства в области образования меняется, начинают рассматриваться модели гендерной социализации. Л.В. Градусова считает, что женщину в девочке и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного [16, с.124].
Младший дошкольный возраст - от 3 до 5 лет. В этом периоде у детей появляется потребность в общении с взрослыми и сверстниками через игру. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам - девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
В современном дошкольной образовательной организации, знания о качестве своего и противоположного пола практически отсутствуют, о различиях полов во внешности и поведении они неустойчивы [18].
Недооценка значимости гендерной социализации является причиной деформации в дальнейшем развитии личности ребенка. Это приводит к формированию феминного мальчика и мускульной девочки. Когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, они не способны выполнять свои социальные роли. Поэтому главная проблема, которая стоит перед педагогами и родителями - воспитание мальчика и девочки.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в дошкольной образовательной организации условий для гендерной социализации детей дошкольного возраста. Целью такого подхода является разработка рекомендаций для педагогов и родителей по воспитанию девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.
Таким образом, действительно существуют определенные противоречия между потребностью реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста и недостаточностью разработанных технологий и методик его осуществления в организации педагогического процесса в детском образовательном учреждении.
Объект: процесс социального развития личности.
Предмет: социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях гендерного подхода.
Цель: на основании изучения педагогического опыта по социальному развитию детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода в условиях игровой деятельности разработать рекомендации для воспитателей и родителей.
Задачи:
1. Изучить особенности социального развития детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать гендерный подход как психолого-педагогическое явление.
3. Определить роль игры в социальном развитии детей дошкольного возраста.
4. Провести анализ педагогического опыта, организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
5. Изучить уровень социального развития детей среднего дошкольного возраста.
6. Рассмотреть содержание социального развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение, наблюдение, беседа, анкетирование.
Методологическая основа исследования представлена культурно-исторической теорией развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконина), теорией гендерной идентичности (И.С. Кон, Т.А. Репина, Т.М. Титаренко), концепцией гендерной социализации личности (К. Джеклин, Е. Маккоби, С. Бем, И.С. Кон, И. С. Клецина), теорией гендерного подхода в педагогике (И.С. Кон, Т. П. Хризман, Т.А. Репина), концепцией дошкольного образования (И. Бех, А. Богуш, Н. Гавриш, О. Кононко).
База исследования - МБ ДОУ «Детский сад № 34» г. Краснотурьинска Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола. В программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности, и первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям.
Гендерная социализация ребенка происходит уже к концу младшего дошкольного возраста. Ребенок младшего дошкольного возраста - это ребенок от трех до четырех лет. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста продиктовано результатом кризиса. Социальное восприятие ребенка в этом возрасте осуществляется по двум направлениям: это восприятие мира взрослых и восприятие сверстника.
Все концепции дошкольного воспитания определяют их цели через ориентацию на общечеловеческие ценности познания. Поэтому основные задачи развития детей дошкольного возраста состоят из привития навыков личной гигиены, обеспечения познавательной активности детей, воспитания вежливого отношения к окружающим, обучению детей различному поведению в условиях сотрудничества и игры.
Средства социального развития детей - это предметы материальной и духовной культуры. К психолого-педагогическим средствам социального развития детей младшего дошкольного возраста относятся: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература.
В МБ ДОУ «Детский сад № 34» г. Краснотурьинска уже был реализован педагогический опыт по развитию социальных качеств у детей среднего дошкольного возраста и анализ результатов подтвердил эффективность работы по данному направлению.
Результаты исследования социального развития детей среднего дошкольного возраста в МБ ДОУ «Детский сад № 34» г. Краснотурьинска показали, что дети не всегда имеют адекватные, ориентированные представления о своем половом образе, о различиях мужского и женского полов, о «мужских» и «женских» способах поведения в игровых ситуациях. Они активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные. В группе преобладают мальчики, имеющие средний уровень социального развития и девочки, имеющие высокий уровень социального развития, отношения детей со сверстниками и коммуникативных умений.
Был разработан комплекс занятий «Мы с друзьями целый мир» направленный на социальное развитие детей среднего дошкольного возраста в МБ ДОУ № 34. Комплекс занятий реализуется через такие формы: занятия, которые проходят в игровой форме, небольшие беседы, чтение художественных произведений, игровые упражнения и тренинги, дидактические пособия, мультимедийные презентация, разговоры- рассуждения. Предполагаемые результаты рассчитывают, что дети станут более раскрепощенными, у них будут закладываться умения решать конфликтные ситуации, они будут считаться с мнениями окружающих, сопереживать им.



1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Электронный ресурс] URL: doc/byslovskaya.doc (дата обращения: 29.02.2016).
2. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном
возрасте [Электронный ресурс] // Москва: Форум. 2011. URL:
http://znanium.com/bookread.php7bookM48093(дата обращения: 25.09.2015).
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.:Мысль,1991. - 299 с.
4. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально¬
психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. - М.: МГУ, 1990. - 240 с.
5. Баранникова, Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Баранникова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
6. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бем. - М.: РОССПЭН, 2004. - 336 с.
7. Бех, И.Д. Нравственность личности: стратегия становления [Текст] / И.Д. Бех. - Ровно: РИО управления по печати, 1991. - 146с.
8. Богуш, А.М. Коммуникативно-игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста: речевые игры, ситуации, упражнения [Текст] / А. Богуш, Н. Луцан. - Издательство: «Слово», 2008. - 256 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
10. Бунина, Л. Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учётом гендерного подхода [Текст] / Л. Бунина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 6. - С.57.
11. Бусловская, И.А. Формирование основ гендерных моделей поведения детей младшего дошкольного возраста в процессе организации
игровой деятельности [Электронный ресурс] // Pandia. 2015. URL:
http: //pandia.ru/text/79/038/49573. php: 24.08.2016).
12. Волобуева, Н.А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения [Текст] / Н.А. Волобуева, Т.В. Климова, В.М. Ширшова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 56-59.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Издательство «Союз», 2004. - 224с.
14. Гавриш, Н.В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии [Текст] / Гавриш, Н.В.; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - С. 121-135.
15. Гильманова, Л.К. Особенности формирования активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей [Текст] / Л.К. Гильманова // Современные направления научных исследований: проблемы, актуальные задачи: научно-методический сборник. Выпуск I / гл. ред. Романова И.В. - Чебоксары: ЦДИП «INet», 2015. - С. 7-9.
16. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика [Текст] / Л.В. Градусова. - Москва: Флинта: Наука, 2011. - 173 с.
17. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. [Текст] / Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.
18. Головко, М., Трубчанинова А. Гендерный подход в воспитании
детей младшего дошкольного возраста в детском саду [Электронный ресурс] // Научная библиотека. 2013. URL: http://www.info-
library.com.ua/libs/stattya/1343-gendernij-pidhid-u-vihovanni-ditej-molodshogo- doshkilnogo-viku-u-ditjachomu-sadku.html (дата обращения: 29.02.2016).
19. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
20. Деркунская, В. Дочки-матери, или Во что и как играть с современными мальчиками и девочками? [Текст] / В. Деркунская // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6. - С. 13-15.
21. Доценко, Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст] / Е. В. Доценко. - Волгоград, 2007. - 297 с.
22. Жданова, М. Строят мальчики, строят девочки [Текст] / М. Жданова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2012. - № 4. - С. 18-21.
23. Забавникова, К.М.-В. Гендерная социализация в игровой
деятельности детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. 2013. URL:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/09/28/gendernaya- sotsializatsiya-v-igrovoy-deyatelnosti(дата обращения: 29.02.2016).
24. Иванова-Инина, Т.Н. Вовлечение родителей детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс [Текст] / Т.Н. Иванова-Инина // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 751¬753.
25. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.
26. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст] / В. Г. Каменская.: 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2011. - 288 с.
27. Капустина, А.Н. Социальная психология личности. Часть 1 [Текст] / А.Н. Капустина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - 144 с.
28. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагност. журн.: подготовит. группа / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2011. - 119 с.
29. Кон, И.С. Детство как социальный феномен [Текст] / И.С. Кон // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - Т. 2. - № 2. - С. 151¬174.
30. Кононко, Е.Л. Психологические основы личностного становления дошкольника (Системный подход) [Текст] : [монография] / О.Л. Кононко. - К.: Стилос, 2000. - 336 с.
31. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика: монография [Текст] / Е.В. Коротаева. - СПб.: Питер, 2011. - 180 с.
32. Корриган, Дж. А. Детский сад с точки зрения ребенка [Текст] /Дж.А. Корриган // Детский сад от А до Я. - 2011. - №4. - С.107-110.
33. Кравченко А.И. Психология и педагогика [Текст] / А.И. Кравченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.
34. Краковская, М.С. Проблема подготовки будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / М.С. Краковская // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2012. - №5. - С. 130-136.
35. Крулехт, М.В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании Человека Культуры [Текст] / М.В. Крулехт // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - С. 289-294.
36. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая практика в начальной школе [Текст] / Г.М. Коджаспирова.: под ред. Л.В. Борикова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 272 с.
37. Коломинский, Я.Л., Мелтас М.Х. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтас // Генетические проблемы социальной психологии / под ред. Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной. - 1985. - №3. - 208 с.
34.Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец: Сб. ст. / под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
36. Маккоби, Е.Е., Джеклин С.Н. Гендерная сегрегация в детстве. Прогресс в развитии ребенка и поведении [Текст] / Е.Е. Маккоби, С.Н. Джеклин. - 1987. - № 20. - С.239-287.
38. Мацкевич, М.В. Особенности восприятия изобразительного искусства у детей 5-7 лет в условиях художественного музея [Текст] / М.В. Мацкевич // Художественно-образовательное пространство музейной педагогики. Сборник материалов первой республиканской научно-практической конференции. - Усть-Каменогорск, 2013. - С. 31-39.
39. Минькова, Е.С. Проблемы психологии отрочества и юности: история становления проблемы: монография [Текст] / Е.С. Минькова. 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 126 с.
40. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина.: 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
41. Нартова-Бочавер, С.К. Введение в психологию развития [Текст] /
С.К. Нартова-Бочавер.: 3-е изд., стереотип. - М.: Флинта: НОУ ВПО
«МПСИ». 2011. - 216 с.
42. Неверович, Я.З. Развитие предметных движений у ребенка- дошкольника [Текст] / Я.З. Неверович // Москва, 2008. Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста : хрестоматия / сост. Е.В. Горшкова. - Москва: АНО ПЭБ. 2008. - С. 420-427.
43. Петровский, А.В. Психология и время. [Текст] / А.В. Петровский. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.
44. Петухова, Л.В. Педагогическая технология развития
художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности [Текст] / Л.В. Петухова // Вестник НГГУ. - 2012. - №2. - С.33¬38.
45. Печагина, М.В. «Сюжетно-ролевая игра - открытое пространство» [Текст] / М.В. Печагина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 62-63.
46. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации в дошкольном возрасте [Текст] / Т.А. Репина. - М. Воронеж, 2004. - 288 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
48. Румянцев, Н.Е. Краткий обзор иностранной литературы по вопросу о совместном обучении и сравнительной психологии полов [Текст] / Н.Е. Румянцев // Совместное образование. - Спб.: Изд - во Суворина А.С. «Новое время», 1914. - С. 220 - 231.
49. Слободчиков, В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития [Текст] / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 38-50.
50. Стронин, А.И. Теория личности (по материалам рукописи): Монография [Текст] / А.И. Стронин; Авт.-сост. науч. исследов. К.К. Оганян. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М. 2013. - 188 с.
51. Титаренко, Л.Г. Гендерная социология [Текст] / Л.Г. Титаренко.: учеб.-метод. комплекс. - Мн.: БГУ, 2002. - 150с.
52. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2016 год // Издательство: Эксмо, 2016. - 224 с.
53. Фиофанова, О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения [Текст] / О.А. Фиофанова. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 120 с.
54. Харчевникова, А.Н. Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Харчевникова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 12. - С. 24-31.
55. Хризман, Т.П. Нейрофизиологическая и нейропсихологическая основа социализации полоролевого поведения у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Хризман, Т.П. // Универсальное и национальное в дошкольном детстве / под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: Круг, 1994. - С. 113-122.
56. Шаронова, С. Гендер. Образование. Мобильность [Текст] / С. Шаронова // Высшее образование в России. - 2002. - № 6. - С. 130 - 134.
57. Эльконин, Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры [Текст] / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 17-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ