ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА
ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Место проблемного метода обучения в образовательном процессе . 6
1.2. Характерные особенности проблемного метода обучения 12
1.3. Возможности применения проблемного метода обучения на уроках
ОБЖ 20
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ОБЖ 25
2.1. Реальное состояние частоты применения проблемного метода
обучения и варианты ее корректировки 25
2.2. Применение проблемного метода обучения на уроке ОБЖ в 5
классе 42
2.3 Методические рекомендации по применению проблемного метода
обучения на уроках ОБЖ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 104
При подготовке к уроку с необходимостью выбора метода обучения педагог сталкивается постоянно, в силу того, что метод - это способ взаимодействия между учителем и обучающимися, он является важным компонент учебного процесса, влияющим на достижение целей и решение задач поставленных на уроке.
Зачастую возникает ситуация выбора не эффективного метода обучения, не результативного для достижения цели поставленной на уроке. Метода, который является не подходящим для изучения конкретного материала в силу психофизиологических и умственных особенностей обучающихся.
Актуальность исследования: в процессе изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) обучающие сталкиваются с большим разнообразием возможных опасных и чрезвычайных ситуаций.
При изучении тем, связанных с подобными вопросами педагогу необходимо моделировать для обучающихся проблемные ситуации, необходимо научить детей принимать правильные, обоснованные решения, чтобы в случае возникновения опасности в реальной жизни, обучающиеся смогли выжить и сохранить своё здоровье.
Именно применение проблемного метода обучения на уроках, подразумевает изучение учебного материала через создание проблемных ситуаций, а также помогает учителю в формировании у обучающихся навыков систематизации и анализа полученной информации.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования ( далее ФГОС СОО) одним из требований к межпредметным результатам освоения основной образовательной программы является умение самостоятельно планировать пути достижения цели. А к предметным требования освоения предмета основы безопасности жизнедеятельности, относятся умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей, а так же знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций [25].
Применение проблемного метода обучения позволяет обучающимся проследить за ходом мысли педагога на этапе решения проблемной ситуации. Благодаря этому происходит процесс усвоения верной последовательности в решении проблемной ситуации, закладываются основы по решению противоречий, существующих в проблемной ситуации, что помогает в формировании качеств, прописанных согласно ФГОС СОО в «Портрете выпускника школы».
Проведя опрос учителей, а также проанализировав интернет, источники мы пришли к мнению, что в большинстве случаев в практической деятельности педагога проблемный метод обучения применяется редко, что продемонстрировано в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Именно поэтому возникает необходимость проведения сравнительного анализа эффективности применения проблемного метода обучения при изучении предмета ОБЖ, а так же в разработке методических рекомендаций по применению проблемного метода обучения на уроках ОБЖ, так как в общем доступе они отсутствуют.
Проблема исследования заключается в разработке методических рекомендаций по применению проблемного метода обучения на уроках ОБЖ.
Объект исследования: образовательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: применение проблемного метода обучения на уроках ОБЖ.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по применению проблемного метода обучения на уроках ОБЖ
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники о проблемном методе обучения, а так же о его применении в образовательном процессе;
2. Изучить возможности применения проблемного метода обучения на уроках ОБЖ;
3. Разработать и проверить на базе МБОУ СОШ № 21 г. Екатеринбург методические рекомендации по применению проблемного метода обучения на уроках ОБЖ.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе работы раскрывается теоретический аспект проблемного метода обучения, а во второй главе раскрываются возможности применения данного метода на уроках ОБЖ, так же во второй главе разработаны и представлены методические рекомендации.
Применение проблемного метода обучения на уроках ОБЖ требует высокого уровня теоретической, практической, а также методической подготовки учителя, поэтому в первой главе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели теоретические основы проблемного метода обучения.
Для того чтобы раскрыть суть и структуру применения проблемного метода, нами был изучен большой объем литературных и интернет источников, позволяющий нам установить, что применение данного метода напрямую направлено на достижение результатов прописанных в ФГОС СОО[9;10;11;25].
Систематическое применение проблемного метода обучения помогает в формировании умения принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных особенностей.
Так как при использовании данного метода обучения подача материала происходит через создание и решение проблемных ситуаций, являющихся для ребенка интеллектуальным затруднением, процесс усвоения материала носит глубоко осознанный и аргументированный характер. При применении данного метода обучающиеся учатся мыслить диалектически, формулируют свое отношение к изучаемому, этот метод способствует развитию у обучающихся навыков прогнозирования, анализа, формирования эталона научного мышления и познания, а также верного образца решения проблемы или проблемной ситуации, что является очень важным, так как в настоящее время число опасных и чрезвычайных ситуаций довольно высоко.
В ходе работы нами так же были выделены плюсы и минусы применения данного метода, выделены его характерные особенности, была разделена деятельность участников образовательного процесса при использовании данного метода.
Далее мы изучили возможности применения проблемного метода обучения на уроках ОБЖ, установив при этом частоту и причины не частого использования данного метода, а именно: сложности в применении, необходимость больших временных затрат, не уверенность в эффективности применения проблемного метода обучения.
Поэтому, с помощью сравнительного анализа на базе МБОУ СОШ № 21 г. Екатеринбурга мы проверили и подтвердили эффективность применения данного метода на уроках ОБЖ, разработали подробный вариант применения данного метода на примере урока в 5 классе, а так же основываясь на рабочую программу А.Т. Смирнова и Б.О. Хренников, составили таблицу проблемных ситуаций по всем разделам и темам предмета с 5 по 11 класс, прописав при этом предметные, межпредметные и личностные планируемые результаты.
Далее, так как в общем доступе методические рекомендации по применению проблемного метода обучения отсутствуют, мы разработали свой вариант и представили его, учитывая как специфику предмета, так и особенности самого метода. При этом данные рекомендации были проверены при подготовке и проведении урока в 8 б классе МБОУ СОШ № 21 г. Екатеринбурга.
В целом считаем, что результаты данного исследования могут служить хорошим подспорьем для педагога желающего использовать проблемный метод обучения в своей деятельности, так уровень теоритической, практической и методической информации, содержащейся в работе, позволяет составить глубокое представление о применении проблемного метода обучения в практической деятельности учителя ОБЖ.
Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута.