Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №98028

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА
ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Место проблемного метода обучения в образовательном процессе . 6
1.2. Характерные особенности проблемного метода обучения 12
1.3. Возможности применения проблемного метода обучения на уроках
ОБЖ 20
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ОБЖ 25
2.1. Реальное состояние частоты применения проблемного метода
обучения и варианты ее корректировки 25
2.2. Применение проблемного метода обучения на уроке ОБЖ в 5
классе 42
2.3 Методические рекомендации по применению проблемного метода
обучения на уроках ОБЖ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 104

При подготовке к уроку с необходимостью выбора метода обучения педагог сталкивается постоянно, в силу того, что метод - это способ взаимо­действия между учителем и обучающимися, он является важным компонент учебного процесса, влияющим на достижение целей и решение задач постав­ленных на уроке.
Зачастую возникает ситуация выбора не эффективного метода обуче­ния, не результативного для достижения цели поставленной на уроке. Мето­да, который является не подходящим для изучения конкретного материала в силу психофизиологических и умственных особенностей обучающихся.
Актуальность исследования: в процессе изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) обучающие сталкиваются с большим разнообразием возможных опасных и чрезвычайных ситуаций.
При изучении тем, связанных с подобными вопросами педагогу необ­ходимо моделировать для обучающихся проблемные ситуации, необходимо научить детей принимать правильные, обоснованные решения, чтобы в слу­чае возникновения опасности в реальной жизни, обучающиеся смогли вы­жить и сохранить своё здоровье.
Именно применение проблемного метода обучения на уроках, подра­зумевает изучение учебного материала через создание проблемных ситуаций, а также помогает учителю в формировании у обучающихся навыков система­тизации и анализа полученной информации.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандар­ту среднего общего образования ( далее ФГОС СОО) одним из требований к межпредметным результатам освоения основной образовательной програм­мы является умение самостоятельно планировать пути достижения цели. А к предметным требования освоения предмета основы безопасности жизнедея­тельности, относятся умение принимать обоснованные решения в конкрет­ной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и ин­дивидуальных возможностей, а так же знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных си­туаций [25].
Применение проблемного метода обучения позволяет обучающимся проследить за ходом мысли педагога на этапе решения проблемной ситуа­ции. Благодаря этому происходит процесс усвоения верной последователь­ности в решении проблемной ситуации, закладываются основы по решению противоречий, существующих в проблемной ситуации, что помогает в фор­мировании качеств, прописанных согласно ФГОС СОО в «Портрете выпуск­ника школы».
Проведя опрос учителей, а также проанализировав интернет, источни­ки мы пришли к мнению, что в большинстве случаев в практической дея­тельности педагога проблемный метод обучения применяется редко, что продемонстрировано в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Именно поэтому возникает необходимость проведения сравнительного анализа эффективности применения проблемного метода обучения при изу­чении предмета ОБЖ, а так же в разработке методических рекомендаций по применению проблемного метода обучения на уроках ОБЖ, так как в общем доступе они отсутствуют.
Проблема исследования заключается в разработке методических реко­мендаций по применению проблемного метода обучения на уроках ОБЖ.
Объект исследования: образовательный процесс в образовательной ор­ганизации.
Предмет исследования: применение проблемного метода обучения на уроках ОБЖ.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по приме­нению проблемного метода обучения на уроках ОБЖ
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники о проблемном методе обуче­ния, а так же о его применении в образовательном процессе;
2. Изучить возможности применения проблемного метода обучения на уроках ОБЖ;
3. Разработать и проверить на базе МБОУ СОШ № 21 г. Екатерин­бург методические рекомендации по применению проблемного метода обу­чения на уроках ОБЖ.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, ос­новной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе работы раскрывается теоретический аспект проблемного метода обучения, а во второй главе раскрываются возможности применения данного метода на уроках ОБЖ, так же во второй главе разрабо­таны и представлены методические рекомендации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Применение проблемного метода обучения на уроках ОБЖ требует высокого уровня теоретической, практической, а также методической подго­товки учителя, поэтому в первой главе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели теоретические основы проблемного метода обучения.
Для того чтобы раскрыть суть и структуру применения проблемного метода, нами был изучен большой объем литературных и интернет источни­ков, позволяющий нам установить, что применение данного метода напря­мую направлено на достижение результатов прописанных в ФГОС СОО[9;10;11;25].
Систематическое применение проблемного метода обучения помогает в формировании умения принимать обоснованные решения в конкретной си­туации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных особенностей.
Так как при использовании данного метода обучения подача материала происходит через создание и решение проблемных ситуаций, являющихся для ребенка интеллектуальным затруднением, процесс усвоения материала носит глубоко осознанный и аргументированный характер. При применении данного метода обучающиеся учатся мыслить диалектически, формулируют свое отношение к изучаемому, этот метод способствует развитию у обучаю­щихся навыков прогнозирования, анализа, формирования эталона научного мышления и познания, а также верного образца решения проблемы или про­блемной ситуации, что является очень важным, так как в настоящее время число опасных и чрезвычайных ситуаций довольно высоко.
В ходе работы нами так же были выделены плюсы и минусы примене­ния данного метода, выделены его характерные особенности, была разделена деятельность участников образовательного процесса при использовании дан­ного метода.
Далее мы изучили возможности применения проблемного метода обу­чения на уроках ОБЖ, установив при этом частоту и причины не частого ис­пользования данного метода, а именно: сложности в применении, необходи­мость больших временных затрат, не уверенность в эффективности примене­ния проблемного метода обучения.
Поэтому, с помощью сравнительного анализа на базе МБОУ СОШ № 21 г. Екатеринбурга мы проверили и подтвердили эффективность примене­ния данного метода на уроках ОБЖ, разработали подробный вариант приме­нения данного метода на примере урока в 5 классе, а так же основываясь на рабочую программу А.Т. Смирнова и Б.О. Хренников, составили таблицу проблемных ситуаций по всем разделам и темам предмета с 5 по 11 класс, прописав при этом предметные, межпредметные и личностные планируемые результаты.
Далее, так как в общем доступе методические рекомендации по приме­нению проблемного метода обучения отсутствуют, мы разработали свой ва­риант и представили его, учитывая как специфику предмета, так и особенно­сти самого метода. При этом данные рекомендации были проверены при под­готовке и проведении урока в 8 б классе МБОУ СОШ № 21 г. Екатеринбурга.
В целом считаем, что результаты данного исследования могут служить хорошим подспорьем для педагога желающего использовать проблемный ме­тод обучения в своей деятельности, так уровень теоритической, практиче­ской и методической информации, содержащейся в работе, позволяет соста­вить глубокое представление о применении проблемного метода обучения в практической деятельности учителя ОБЖ.
Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута.


1. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Издательство Питер, 2005.- 304с.
2. Вайндорф - Сысоева, М.И. Педагогика. Конспект лекций [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Вайндорф- Сысоева, Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко.- М.: Издательство Юрайт, 2010.- 239 с.
3. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятий- но - терминологический словарь [Текст] / В.В. Гафнер. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.
4. Загрязнение окружающей среды [Электронный ресурс] // Мас­
штабные проблемы современности: загрязнение окружающей нас среды. URL: https://legkopolezno.ru/ekologiya/globalnye-problemy/zagryaznenie-
okruzhayushhej-sredy/ (Дата обращения: 8.02.2018).
5. Классификация методов проблемного обучения [Электронный ресурс] // Способы создания проблемных ситуаций на уроке. URL: http://pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia (Дата обращения: 18.11.2018).
6. Классификация методов познавательной деятельности [Элек­тронный ресурс] // Метод проблемного изложения. URL:
https://studfiles.net/preview/5702356/page:15/ (Дата обращения 14.12.2017).
7. Кукушкин, В. С. Теория и методика обучения [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Кукушкин.- Ростов н/ Д : Феникс, 2005.- 474 с.
8. Метод проблемного изложения материала [Электронный ресурс] // Сущность метода проблемного изложения материала. URL: http://mylektsii.ru/9-25850.html (Дата обращения : 15.11.2018).
9. Методические рекомендации [Электронный ресурс]
//Методические рекомендации по преподаванию предмета «Основы безопас­ности жизнедеятельности». URL: http://docplayer.ru/26180765-Metodicheskie- rekomendacii-po-prepodavaniyu-predmetov-osnovy-bezopasnosti-
zhiznedeyatelnosti-nachalnaya-voennaya-podgotovka-v-uchebnom-godu.html (Да­та обращения: 04.04.2018).
10. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Как соста­вить методические рекомендации. URL:https://www.kakprosto.ru/kak-68103- kak-sostavit-metodicheskie-rekomendacii (Дата обращения: 02.03.2018).
11. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Методиче­ские рекомендации. URL: https://studfiles.net/preview/2789099/page:3/ (Дата об-ращения: 25.04.2018).
12. Межпредметные связи в преподавании [Электронный ресурс] //
Понятие и классификация межпредметных связей. URL:
https://vuzlit.ru/441324/ponyatie_klassifikatsiya_mezhpredmetnyh_svyazey (Дата обращения: 28.02.2018).
13. Кукушкин, В.С. Педагогические технологии [Текст]/ В.С. Ку- кушкин.-М: ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.­528с.
14. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебное пособие для сту­дентов высших учебных заведений / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавчус; под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Издателький цент «Ака­демия», 2014.- 624с.
15. Причины загрязнения окружающей среды [Электронный ресурс] // Причины загрязнения окружающей среды. URL: https://news- life.by/turizm/prichiny-zagryazneniya-okruzhayuschey-sredy.html (Дата обраще­ния: 27.04.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ