Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия снижения школьной тревожности у младших школьников

Работа №98027

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Исследование тревожности в отечественной и зарубежной
литературе 7
1.2. Причины школьной тревожности у детей 17
1.3. Организация и методы исследования тревожности у детей с
повышенной школьной тревожностью 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Исследование школьной тревожности младших школьников на
начало учебного года 36
2.2. Практическая работа по снижению школьной тревожности у
младших школьников 45
2.3. Результаты диагностики школьной тревожности младших
школьников на конец учебного года 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90

Современные научные знания показывают повышение заинтересованности психологов к проблеме тревожности личности.
«Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в список других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности» [57, с.28].
В заключительный период немалый интерес уделяется процессам развития тревожных состояний в условиях школы. Возросло количество тревожных учеников, они выделяются высоким беспокойством, неуверенностью, психологической неустойчивостью.
Главными причинами школьной тревожности являются конфликты между потребностями ребенка и требованиями родителей и педагогов, конфликт воспитательной системы школы, требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка.
Именно тревожность, как подмечают практические психологи, и многочисленные ученые, находится в основе ряда психологических проблем, в том числе многих нарушений психического развития.
В своём труде я хочу исследовать феномен тревожности у детей, найти способы преодоления тревожности у ребят с повышенной школьной тревожностью.
Так как сегодняшние дети развиваются в обществе, абсолютном противоречий, переходное положение нашего окружения содействует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим признаком эмоционального неблагополучия является тревожность.
Актуальность исследования определена ростом количества беспокойных ребят, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Тревожные дети отличаются страхами и тревогой, возникающими у них, причем в тех ситуациях, в которых ребенку ничего не грозит. Они отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Нередко они также характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.
Повышенная тревожность мешает общению, т.е. взаимодействию в системе «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый», формированию навыков учебной деятельности.
В частности, непрерывное чувство тревожности никак не предоставляет возможности формированию контрольно - оценочной деятельности, которая является одной из ключевых элементов учебной деятельности. Кроме того, повышенная тревожность оказывает содействие блокировке психосоматических систем организма, не дает возможности продуктивно действовать на уроке.
Состояние научной разработанности проблемы исследования. Проблема тревожности является предметом исследования в различных отраслях психологической науки на протяжении последних десятилетий.
В нашей стране тревожность стала активно изучаться в 60 - 70 гг. XX века, это говорит о том, что многоплановое психологическое исследование проблемы тревожности в отечественной психологии только начинается. Отдельные вопросы изучения тревожности привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ отечественных психологов: Г.Г. Аракелова, A.B. Микляевой, A.M. Прихожан, П.В. Румянцевой, и других. Среди зарубежных психологов, занимающихся вопросами исследования тревожности можно отметить: А. Адлера, К. Изарда, Ч.Д. Спилбергера, Д. Тейлор, З.Фрейда, К. Хорни и других.
Выделяются несколько направлений изучения тревожности:
-тревожность рассматривают как эмоциональное состояние, появляющееся в рамках стрессовых ситуаций (B.C. Мерлин, В.В. Суворова); 
потребностей (Р. Вудворте, Д. Доллард, Н.Д. Левитов, B.C. Мерлин и др.), как вид мотивации (Н. Миллер, О. Маурер, Д. Тейлор) и как ведущий фактор развития личности (М. Кляйн, Г. Салливан, 3. Фрейд, К. Хорни и др.);
-тревожность рассматривают как свойство и состояние личности (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, Р. Кэттел, Р. Лазарус, A.M. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, И. Шейер, Ю.А. Ханин);
-тревожность рассматривают как комплекс, представляющий собой комбинацию страха с другими базовыми чувствами - страданием, гневом, виной, стыдом и интересом (К. Изард);
-тревожность рассматривают как индивидуальное психодинамическое свойство, характеризующееся направленностью на ожидание угрозы (B.C. Мерлин, Я. Стреляу).
Ученые отмечают увеличение числа тревожных ребят младшего школьного возраста. Тревожность стала глубинной и личностной, поменялись формы её проявления.
Таким образом, актуальность исследования тревожности детей младшего школьного возраста диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.
Цель исследования заключается в поиске и теоретическом обосновании педагогических условий, способствующих снижению школьной тревожности, а также апробации их в учебном процессе начальной школы.
Объект исследования - процесс снижения школьной тревожности младших школьников.
Предмет исследования - условия, способствующие снижению школьной тревожности у учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
-Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
-Определить показатели школьной тревожности и подобрать в соответствии с ними диагностические методики;
-Провести диагностику школьной тревожности учащихся первого класса и спроектировать коррекционно-развивающую работу (в индивидуальной или групповой форме);
-В середине учебного года осуществить повторную диагностику уровня тревожности учащихся, позволяющую оценить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Гипотеза исследования: школьная тревожность понизится, если учитель создаст учащимся следующие педагогические условия:
-С детьми систематически будут проводиться адаптационные классные часы;
-С учителями, работающими в первых классах, проводится семинар по проблемам школьной адаптации, анализу причин дезадаптации, причин школьной тревожности и поиск способов налаживания межличностных отношений в системе «учитель - ученик» и «учитель - родитель»;
-На уроках учитель использует методы психологической поддержки учащихся.
Методы исследования:
-Анализ научно - методической литературы по проблеме исследования;
-Тест школьной тревожности Филлипса;
-Сравнительный анализ результатов диагностики школьной тревожности в начале и в конце учебного года.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Карпинска, Свердловской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На каждый возрастной этап ребенка приходится определенное место в системе общественных отношений, определяющих требования к его деятельности и поведению. Социальная ситуация развития школьника, имеет своеобразные психологические характеристики, имеет важное значение для его психологического благополучия. Психологическое благополучие школьника во многом зависит от того, как и насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучная адаптация ребенка в школе проявляется в высокой тревожности.
Школьная тревожность есть одна из основных проблем, с которой учителя сталкиваются очень часто. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и исходя из этого школьная тревожность сильно влияет на развитие личности ребенка. Она может стать чертой личности и темперамента (устойчивым свойством).
Для младших школьников основными источниками тревожности является семья. Становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не только приспосабливается к наличной ситуации школы, а также преломляет воздействие школы и (сознательно и неосознанно) занимает по отношению к ней внутреннюю позицию, на основе сформировавшихся у него личностных качеств и возникших в предшествующем возрасте потребностей.
В психологии существует понятие «внутренняя позиция». Под ней принято считать совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. В самом широком смысле, внутреннюю позицию школьника определяют как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой. Иными словами, такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность. Для ребенка, поступающего в школу, кроме отношения к учебному процессу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.
Детям, имеющим высокую оценку тревожности, необходимо формировать чувство успеха и уверенности в себе. Им необходимо смещать акцент на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам, с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач.
Для детей имеющих низкую тревожность, наоборот, требуется активность, её пробуждение, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, значимость чувства ответственности в решении каких - либо задач.
В заключение, хочу еще раз акцентировать то, что работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, который сфокусирован только на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в любом возрасте могут быть причиной тревожности.
Работу необходимо осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности без исключения, с ориентацией на её возрастные и половые пики и индивидуальные зоны уязвимости для каждого ребенка как в общем так и в частности. В младшем школьном центральное место уделяется работе со взрослыми, окружающими ребенка. В дальнейшем, она продолжает играть существенную роль, но основное внимание следует уделить развитию и укреплению «я-концепции» подростка, его отношения к себе, конструктивному разрешению возникающих внутренних конфликтов.
Учителя всегда обращали особое внимание на детей с повышенным уровнем тревожности. Поскольку именно эти обстоятельства являются причиной многих детских проблем - головные боли, вредные привычки, агрессивность, чрезмерная возбудимость, плохая успеваемость в школе.
В профилактике и преодолении тревожности детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.
Следствием становится, что именно взрослые учат детей бояться, а когда начинают понимать, что это становится причиной болезни, особенно когда становится следствием плохая успеваемость в школе, отсутствие друзей, различные виды закомплексованности, они стараются вернуть все назад. Но, к сожалению, программа, заложенная в детстве, действует безотказно. Наконец страх разрастается и переходит из сознательного в подсознание, действуя на уровне рефлексов. Учитывая все это, взрослые должны помочь детям этой категории раньше избавиться от детских страхов, стать успешными и уверенными в себе. Ведь детский невроз страха - прежде всего незрелость ребенка, отсутствие жизненного опыта, неразвитость механизмов самоуспокоения.
Тревожность - это психологическое состояние повышенного волнения, эмоционального напряжения человека. Тревожность может быть, как ситуационная, (временное состояние человека) так и постоянная (черта характера личности).
В ходе дополнительных индивидуальных бесед с родителями, учителями и детьми, я пришла к выводу, что высокий уровень тревожности у детей в основном является результатом неблагоприятного психического микроклимата в семье, о чем свидетельствуют их высказывания, в которых звучит страх физической расправы и стремление избежать наказания по поводу строгих санкций за полученные в школе замечания или неудовлетворительные оценки: «меня будут бить», «меня покалечат», «мама будет сердиться и кричать», «мне не позволят гулять» и другие.
В отличие от них в выражениях других детей прослеживается стремление к достижению успеха, но оно обусловлено не столько их убеждениями, сколько позицией родителей: «для того, чтобы достичь успеха в жизни, ты должен всегда быть лучшим!». В качестве примера приведем несколько ответов детей с высоким уровнем тревожности на вопрос «Что скажет мама, папа, если ты получишь плохую оценку», «Ты не оправдываешь наших надежд», «Мы столько в тебя вкладываем, стремимся дать тебе лучшее, а от тебя никакой отдачи». «Мне теперь надо будет ходить и унижаться из-за твоей двойку». «Бабушка будет в отчаянии, и у нее будет болеть сердце», «Мама говорит, что если я не буду учиться хорошо, то потом не смогу зарабатывать хорошие деньги и кормить семью». «Родители будут расстроены». Как видим, ребенок воспринимает такую родительскую позицию как угрозу домашними неприятностями с той лишь разницей, что переживания этих детей связаны не со стремлением избежать наказания, а с желанием не огорчать своих близких, с заботой об их состоянии и самочувствии.
Казалось бы, страх огорчить родителей надо рассматривать как положительный, что свидетельствует о развитии у детей сочувствия и большую ответственность за свои поступки. Впрочем, повышенное чувство ответственности за переживания родителей, по нашему мнению, может оказаться не под силу ребенку. Такая своеобразная «смена ролей», возникновение чувства повышенной ответственности в еще совсем юном человеке за эмоциональное состояние взрослых приводит к тому, что она перестает воспринимать родителей как защитников, поэтому испытывает постоянную внутреннюю напряженность, в нем закрепляется устойчивая фантастическими страхами и агрессивными реакциями.
Итак, тревожность как эмоциональное напряжение создает чувство страха в ситуации проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям окружающих, проблемы во взаимоотношениях с учителем, родителями и сверстниками. Страх, как известно, блокирует память, и в состоянии эмоционального напряжения ученик не может быть адекватным.
Проведённая методика позволяет диагностировать тревожность, и как следствие, проводя коррекционную работу, помогать снимать эмоциональное напряжение, что, в свою очередь, может повысить эффективность учебного процесса.


1. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии [Текст]/ пер. с нем. Боковиков А.М. - М.: Когито-Центр, 2002. - 566 с.
2. Андреева, И.Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка / Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие [Текст] / И.Н. Андреева. - Бобруйск: Изд-во Бобруйск, 2008. - 224 с.
3. Аракелов, Г.Г. Психофизиологический метод оценки
тревожности / Психологический журнал [Текст] / Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт. - М.: Высш. шк., 2002. - 686 с.
4. Аракелов, Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции [Текст] / Н. Аракелов. - М.: ЭКСМО - 2002. - 224 с.
5. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. - СПб: Питер Пресс - 2004. - 245 с.
6. Бакеев, В.А. О тревожно - внушаемом типе личности / Новые исследования в психологии [Текст] / В.А. Бакеев. -СПб.: Питер- пресс, 2009. - 364 с.
7. Бакеев, В.А. Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости [Текст] / В.А. Бакеев. - М.: Высш. шк., 1990. - 224 с.
8. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Просвещение, 1998. - 256 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2001.¬350 с.
10. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции [Текст] / Е.Ю. Брель. - М.: Просвещение, 1996. - 116 с.
11. Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога [Текст] / Е.А. Бугрименко. - М.: ВНИК «Школа», 2006. - 383 с.
12. Венгер, А.Л. Теоретические основания экстренной психологической помощи детям и подросткам [Текст] / А.Л. Венгер. - М.: Просвещение, 2000. - 284 с.
13. Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков [Текст] / Н.В. Вострокнутов. - М.: Просвещение, 1998. - 294 с.
14. Выготский, Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3,4 [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 342с.
15. Гуров, В.А. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога [Текст] / В.А. Гуров. - М.: Просвещение, 2006. - 174 с.
16. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] / А.К. Дусавицкий. - М.: ГИТИС, 2004. - 280 с.
17. Дубровина, И.В., Психология [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: Асайешха, 2003. - 688 с.
18. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст] / М.В. Ермолаева. - М.: НПО "МОДЭК", 2000. - 461 с.
19. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст] / А.В. Захарова. М.: Астрель, 2001. - 116 с.
20. Ильин, Е.П. Мотивы человека [Текст] / Е.П. Ильин. - Киев: Изд. Киев, 1998. - 233 с.
21. Имедадзе, Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [Текст] / Н.В. Имедадзе. - Тб, 2004. - 241 с.
Т1. Ключникова, Г.А. Методика изучения самооценки школьников.
Вопросы психологии [Текст] / Г.А. Ключникова. - Спб.: Питер - пресс, 2000.
- 64 с.
23. Козлова, Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии [Текст] / Е.В. Козлова. - Ставрополь, 1997. - 84 с.
24. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л.М. Костина. - СПб.: Речь, 2003. - 218 с.
25. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л.М. Костина. - СПб.: Речь, 2005. - 237 с.
26. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей. - М.: Астрель, 2006. - 184 с.
27. Кравцова, М. Тревожные дети [Текст] / М. Кравцова. М.: ГИТИС, 2003. - 185 с.
28. Марцинковская, Т.Д. Ваш тревожный ребенок [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 96 с.
29. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика,
профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2004. - 245 с.
30. Моргулец, Г.Г. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция [Текст] / Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 143 с.
31. Найн, А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент [Текст] / А.Я. Найн. - М. Астрель, 1999. - 466 с.
32. Небылицын, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / В.Д. Небылицын. - Издательство: Наука,
1998. - 336 с.
33. Немов, Р.С. Психология. Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов.
- М.: ВЛАДОС, 2006. - 287 с.
34. Павлов, И.П. Клинические среды. Т. 2. [Текст] / И.П. Павлов. - М.: Гослитиздат, 1954. - 644 с.
35. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А.В. Петровский. - М. ГИТИС, 2003. - 337 с.
36. Петровский, А.В. Психология. Словарь [Текст] / А.В.
Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1990 - 449 с.
37. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - Воронеж: МОДЭК, 2000. - 273 с.
38. Прихожан, А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Просвещение, 2000. - 210 с.
39. Прихожан, АМ. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан. М.: Просвещение, 2002. - 186 с.
40. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. - М.: Венгер, 1987. - 165 с.
41. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 1999. -365 с.
42. Роджерс, К.К. Науке о личности. История зарубежной психологии [Текст] / К.К. Рождерс. - М. Астрель, 2000 - 260 с.
43. Ромицына, E.E. Методика: Многомерная оценка детской тревожности [Текст] / Е.Е. Ромицына. - СПб.: Речь, 2006. - 212 с.
44. Румянцева, Т.В. Влияние стилей родительского воспитания на школьную тревожность и успеваемость [Текст] / Т.В. Румянцева. М.: Просвещение, 2009. - 196 с.
45. Слепичева, О.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников [Текст] / О.А. Слепичева. - СПб.: Питер - пресс, 2002. - 174 с.
46. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология / Онтогенез и дизонтогенез [Текст] / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
47. Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1985. - 165 с.
48. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет [Текст] / Ф. Сушкова. - М.: ГИТИС, 2006. - 151 с.
49. Терешкина, И.Б. Психологические проблемы учащихся частных школ [Текст] / И.Б. Терешкина. - СПб. Питер - пресс, 2000. - 116 с.
50. Феррои, Л.М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Школа здоровья [Текст] / Л.М. Феррои. - Библиография, 2005. - № 3. - C. 32-38
51. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. - М.: Владос, 2007 - 104 с.
52. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. - М.: АСТ, 2008. - 607 с.
53. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. - М.: ГИТИС, 2007. - 272 с.
54. Хабирова, Е.Р. Тревожность и ее последствия [Текст] / Е.Р. Хабирова. - СПб.: Питер - пресс, 2003. - 302 с.
55. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / К. Хорни. - М.: Издательская группа Ардис, 2006 - 138 с.
56. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: АСТ, 2003. - 236 с.
57. Черепкова, Н.В. Особенности проявления тревожности в условиях школы [Текст] / Н.В. Черепкова, В.А. Дементьева. М.: Астрель, 2013. - 216 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ